Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н.А. Бернштейн Теория уровневого построения движений

 

           
Название уровня Мозговой субстрат Характер афферентации Функциональное назначение Контингент регулируемых движений Патология (дисфункции)
субкорти-кальные          
рубро-спинальный УРОВЕНЬ ПАЛЕОКИНЕТИ- ЧЕСКИХ РЕГУЛЯЦИЙ (А) Спинной мозг с его клеточными образованиями и частью проводя- щих путей; груп- па ядер в стволе головного мозга, область гипотала- муса; древний мозжечок и неко- торые другие подкорковые об- разования. Проприоцептори- ка фонового ха- рактера: а) древнейшие компоненты про- приоцептивной чувствит ельности (проприоцепто- рика тропизмов), исходящие из концевых аппара- тов, восприни- мающих величи- ну и направление мышечных на­пряжений и уси­лий, и из отолитовых аппаратов уха (палеолабиринтов) б) древнейшие компоненты тан- горецепторики ("протопатическая чувствитель­ность"). Сигнализирует о положении и на- правлении тела в "поле тяготения", о величинах рас- тяжения (по дли- не) и напряжения (по силе) скелет- ных мышц. Вы- полняет "в самом основном тог круговой коррек- ционный процесс согласования эф- фекторной актив­ности каждой мышцы с ее на- личной длиной" по схеме рефлек­торного кольца. В качестве само- стоятельных: а) непроизволь- ные движения: дрожь от холода, стучание зубами от страха, вздра- гивание и т.п.; б) произвольная моторика: быст- рые ритмические движения по ме- ханизму "рефлек- торного кольца"; движения, связанные с принятием удержанием определенной позы. В качестве техни­ческих фонов, обеспечивающих возможность всех двигательных ак­тов вышележа­щих уровней, ос- новным из кото­рых является "фон гибко реак­тивного тонуса". Нарушения по ти- пу гипо- и гипер- функции, прояв- ляющиеся в дис- тониях и тремо- рах (гипо- и ги- пертонических, гипо- и гиперди- намических син- дромах). При ги- пердинамии от- мечаются общая ригидная гипер- тония (повыше- ние пластического тонуса), ката­лепсия (сохране- ние приданного положения), "вос­ковая гибкость", тремор покоя (дрожание), гипо- метрия движений (недотягивание до цели). В случае гиподинамии при нару­шении аффе­рентной органи­зации наблюдаются гипотония, "манежные дви- жения", расстрой­ства рефлектор- ной регуляции мышечного тону- са и координа- ции; выпадение эфферентной ор- ганизации приво- дит к гипотонии с падением эла- стичности мышц, интенционному тремору при про- извольных дви- жениях, гипер- метрии, перераз-гибаемости суста- вов.

           
Название уровня Мозговой субстрат Xapaктер афферентаций Функциональное назначение Контингент peгулируемых движений Патология (дисфункции)
субкортикаль- ные          
ТАЛАМО-ПАЛЛИДАРНЫЙ, ИЛИ УРОВЕНЬ СИНЕРГИЙ И ШТАМПОВ (В) Две пары самых крупных подкор- ковых ядерных образования: зри- тельные бугры (таламус) в качес- тве афферентаци- онных центров и бледные тела (паллидум) в ка- честве эффекто- рных центров. "В зрительные буг- ры сходятся вто- рые, считая от пе- риферии тела, невроны всей проприоцептив- ной чувствитель- ности и всей экс- тероцептивной тангорецептор ики" Ведущая аффе- рентаиия как и у уровня А, но со- вершенно с друг- ими компонента- ми и иным сти- лем. "Во-первых, ...здесь преоблад- ает новая, суста- вно-угловая, гео- метрическая про- приоцепторика скоростей и поло- жений, к которой присоединяется еще обширный комплекс общей экстероцепти- вной чувствительности как протопатической (рецепции давления, глубинного ося- зания), так и эпи- критической (дифференциро- ванные осяза- тельные реце- пции прикоснове- ния, укола, тре- ния, болевая, виб- рационная и тем- пературная чувст- вительность)" Во-вторых, все указанные рецеп- ции ведут "по- строение, заши- фровку и по- строение движе- ния, уже подверг- шись предвар- тельно значи- тельной цен- тральной перер- аботке и синтезу, намного более сложному и диф- ференцированн- ому, чем прим- итивный синтез рубро-спинально- го уровня". В обобщенном виде характер аффе- рентации пред- ставляет собой афферентацию собственного те- ла, проприоцепт- орику.   Три важнейших координацио- нных качества: а) "приспособ- ленность...к об- ширным мышеч- ным синергиям, т.е. способность вести высокосла- женные движения всего тела, вовлекающие в согласованную работу многие де- сятки мышц,... управление де- сятками протаго- нистов, антагон- истов, синергистов", б) способность стройно и нала жено вести дви- жение во време- ни, обеспечивать правильное чер- едование движе- ний всех конеч- ностей при локо- моциях, объеди- нять в общем ритме, соблюдае- мом с точностью до миллисекунд, движения мног- озвенных маятни- ков конечностей ………», в) "наклонность к штампам, к че- канной повторяе- мости движений. все равно ритми- ческих или одн- ократных, но по- хожих друг на друга, как две мо- неты".   Самостоятельные движения: а) мимика, пан- томимика и пла- стика, т.е. выразительные движения лица, конечностей и всего тела; б) "хореографи- ческие - не столь- ко западного, ло- комоторного, сколько восточ- ного, пластиче- ского танца"; в) "вольной бес- снарядовой гим- настики: накло- ны корпуса, изг- ибы, откидыва- ние тела, разно- образные пласти- ко - ритмические движения", г) полунепроиз- вольные движе- ния потягивание всем телом, рас- правление конеч- ностей, движения ласкания, при- вычные монотон- но - машинал- ьные движения и т.п. Нарушения про- являются в виде диссинергий и асинергий при патологической гипо- или гипер- функциях, рас- пространяясь как на самостоятель- ные, так и на фо- новые моторные проявления. При гипофункции (или выпадении) уровня В возни- кает симптомо- комплекс паркин- сонизма. Недост- аточность само- стоятельных си- нергий порожда- ет амимию, ско- ванность позы, скудость жестов, отсутствие выраз- ительных движе- ний. Выпадение фоновых синкин- езий расстраивает навыки ходьбы, предметные на- выки, разрушает многие автомати- зированные мото- рные действия, вызывает разви- тие персевераций, проявляющихся в виде ослабления пусковых и оста- навливающих ме- ханизмов. При патологической гиперфункции возникает гиперк- инетическая дис- синергия, прояв- ляющаяся в раз- нообразных ги- перкинезах, изб- ыточных синерг- иях и синкинези- ях. Указанные па- тологические проявления нару- шают моторные координации, бы- строту и ловкость движений, препя- тствуют форми- рованию двиг- ательных навы- ков.

           
кортикальные          
ПИРАМИДНО- СТРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОСТРАНСТВЕН- НОГО ПОЛЯ (С) В состав субстра- тов афферента- ционной части входит "корти- кальная" состав- ляющая "пока еще в виде самых периферийных полей коры..." первичных сен- сорных образова- ний: зрительные поля 17 и 18, ося- зательно-пропри- оцептивные отд- елы заднецен- тральной извили- ны, в какой-то мере слуховые и вестибулярные области, а также кора полушарий нового мозжечка. Эффекторных субстрактных об­разования выде­ляется два, чем и обусловливается наличие двух по- дуровней: 1) полосатое те­ло, состоящее из хвостатого ядра и скорлупы и яв- ляющееся верх- ним этажом экст- рапирамидной эффекторной сис- темы, и 2) гигантопира-мидное поле 4 ко- ры полушарий, представляющее собой "выходные кортикальные во­рота" пирамид­ной эффекторной системы.   Ведущая аффе- рентация - "син- тетическое про- странственное поле ", представ- ляющая собой "синтезы первич- ных проприо- и тангорецепти- вных ощущений, обросшие отмет- ками местных знаков и упорядо- ченные в...еди- ной для всякого тела системе ко- ординат". По сравнению с суб- кортикальными уровнями аффе- рентация уровня С "значительно более синтетична, обобщена и, глав­ное, объективир­ована". Сенсорная кор- рекция этого уровня обеспеч- ивает согласова- ние моторных действий с внеш- ним пространст- вом при ведущей роли зрительной афферентации. Функциональное назначение уров- ня пространстве- нного поля нахо- дит отражение в трех его основ- ных свойствах: а) объективирова- нности которая проявляется в со- отнесенности пространственн- ого поля к внешн- ему миру и осво­бождении от свя­зи с собственным телом, что харак­терно для про- странственного синтеза уровня синергии, б) метричности и геометрично- сти предпола- гающей точную оценку протяже- ний, размеров и форм, являющих- ся в движениях существенными признаками, оп- ределяющими их точность и мет­кость; в) приспособи-телъности к про­странству, обу- словленной пере- местительным ха- рактером движе- ний этого уровня, что предполагает их "прилажива- ние к условиям внешнего про- странства", в ко- тором они проте­кают. Приспособ- ительность про- является по раз- ному на каждом из подуровней. Движения про- странственного поля носят "ясно выраженный це- левой характер: они ведут откуда- то, куда-то и за- чем-то". Если движения уровня синергии интра- вертированы, то моторные акты пространственн- ого поля экстра- вертированы, т.е. обращены на внешний мир. "Движения уров- ня С несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасыв- ают.... они имеют начало и конец, приступ и дост­ижение, замах и бросок или удар, Движения в про­странственном поле всегда по своей сути пере-местительны   Нарушения уров- ня С объединяют- ся под общим на- званием дистак- сий или атаксий, т.е. того, что из- вестно как "на- рушения коорди- нации". Все из- вестные в клин- ике атаксии (вес- тибулярная, моз- жечковая и др.) связаны с пора- жением аффере- нтации именно этого уровня. "... они резко избира- тельно нарушают пространстве- нную координа- цию, в первую очередь равнове- сие, локомоции и точность (меТ-кость)". При пор­ажении пирамид­ного пути этого уровня возника- ют спастические параличи.  

           
Название уровня Мозговой субстрат Xapaктер афферентаций Функциональное назначение Контингент peгулируемых движений Патология (дисфункции)
кортикальные          
Нижний (стриальный) подуровень (С1) Афферентацион- ные образования уровня С не раз- ведены автором по подуровням. К эффек торным субстратам этого подуровня отно- сится полосатое тело (striatum), состоящее из двух образований (хвостатого ядра и скорлупы) и яв- ляющееся верх- ним этажом экст- рапирамидной эффекторной сис- темы. Представлена общая харак- теристика аф- ферентации уровня С (см. выше) без разведения ее по подуров- ням. В стриальном поду- ровне приспособи- тельность проявля- ется "по ходу про- цесса ". Так, напри- мер, если в детстве сложнейший акт ходьбы оформляет- ся на уровне синер- гии, то в последу- ющем "стриальный подуровень адапти- рует этот акт к рельефу и конси- стенции дороги, к уклонам, закругле- ниям, скользким местам, к бесчис- ленным мелким коллизиям...". Эта приспособитель - ность осуществл­яется благодаря зрительному кон- тролю за движени­ем, оценке его на- правления и дозир- ованию силы по хо- ду движения. I. Всевозможные локо- моцшг. ходьба, бег. пол- зание, лазание, плава- ние, и др.; локомоции на приспособлениях: бег на коньках, ходьба на лыжах, езда на вело- сипеде и т.п., а также различные прыжки: в длину, высоту, глубину, в цель и т.п. II. Нелокомоторные движения всего тела в пространстве: упраж- нения на брусьях, коль- цах, турнике и т.п. III. Движения "манипу- лирования с простран- ством " отдельных час- тей тела: движения пальцев и рук машинис- тки, музыкантов и т.д., а также движения ука- зывания, прикоснове- ния, укола и т.п. IV. Перемещение вещей в пространстве: пере- нос, перекладывание, передвигание и т.п., а также доставание, нама- тывание и т.п. При дис- функции данного по- дуровня ха- рактерны преимущес- твенно атак- сические рас- стройства, проявляю- щиеся в на- рушении пространст- венной коор- динации.

           
кортикальные          
Верхний (пирамидный) подуровень (С2) Эффекторным об­разованием этого подуровня высту­пает гигантопир-амидное поле 4 коры полушарий. представляющее корковую часть пирамидной эф-фекторной систе- мы.   "В верхнем поду­ровне С2 та же приспособител-ьность к внешнему пространству ста- новится тоньше и специализирова-ннее, приобретая более выраженный целевой или финал- ьный характер, и превращается в проекцию движе- ния на его конеч- ную точку во внеш- нем пространстве, с установкой на точ- ность или мет- кость". Таким об- разом, верхний по­дуровень обеспеч- ивает максималь- ную целевую точ- ность.. VI. Движения прицели­вания: наводка трубы, диоптра, целика; движе­ния перед точным уко­лом или разрезом; уста- новочно-выжидательные движения вратаря и др. VII. Подражательные и копирующие движе- ния, имитация движе­ний; изображение предметов и действий жестами передразнивание и т.п. При пораже­нии пира­мидного по­дуровня на передний план высту- пают спаст­ические па­раличи с на­личием изби- рательных дефектов: ухудшение точных, трудность целевых движений.

           
Название уровня Мозговой субстрат Характер афферента- ции Функциональное назначение Контингент регулируемых движений Патология (дисфункции)
кортикаль- ные          
ТЕМЕННО- ПРЕМОТОР- НЫЙ УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ (D) По две груп- пы полей в каждом полу- шарии. Одна из них распо- ложена в нижних от- делах темен- ной доли меж- ду сензорны- ми полями зрительных (затылочная доля) и слухо- вых (височ- ная доля) вос- приятий и полями синтети- ческой танго- рецепторики (задняя цен- тральная из- вилина). Ука- занная об- ласть обеспе- чивает аффе- рентацион- ные функции уровня. Бла- годаря левой нижне-темен- ной области впервые от- четливо про- ступает не- равнознач- ность сторон тела (ираво- рукость, лево- рукость). Вто- рая группа - впереди от "Ведущая аф- ферентация уровня... есть предмет", что подразу- мевает широ- кую трактов- ку этого тер- мина. "Веду- щим мотивом является собственно не предмет сам по себе.... а смысловая сторона дей- ствия с пред- метом " По- скольку пред- мет существу- ет в прос гран- стве и во вре- мени, то и "смысловая сторона дей- ствования" с предметом содержит в себе ''смысло- вое воспри- ятие и расчле- нение про- странства,... и синтетиче- ское пережи- вание време- ни", в кото- рых строится последова- тельность и смысловая связь дейст- Афферентацион- ные системы это- го уровня "ос- мысляют чувст- венно предъяв- ленный предмет и определяют", что и в каком по- рядке делать с этим предметом. С афферентаци- онной стороной работы уровня связана смысло- вая структура действия, кото- рая определяется содержанием возникшей зада- чи и, в свою оче- редь, сама опре- деляет тот сен- зорный или сен- зорно-гностиче- ский синтез, ко- торый адекватен задаче и может обеспечить ее ре- шение". Это ста- новится дости- жимым за счет возможностей уровня различать топологические свойства в гео- метрическом об- разе объекта, т.е. его качествен- ные особенности "вне зависимости от его величины, формы, той или Большинство двигательных актов уровня D носит назва- ние "предметных действий", т.к. по существу имеет дело с предметом. Двигательные действия этого уровня, кото- рые, по мнению Н.А.Берн- штейна, можно было бы на- звать "праксиями", обладают рядом характерных черт. Во- первых, они "представляют собой смысловые акты, т.е. это не столько движения, сколько уже элементарные поступки, определяемые смыслом поставленной зада- чи". Во-вторых, в их двига- тельном составе можно вы- членить "ведущие движения- звенья, реализующие сущест- венные смысловые этапы дей- ствия, и фоновые, играющие второстепенную по смыслу, но нужную служебную роль". В-третьих, им свойственно наличие вариативности, про- являющейся в отличие от дру- гих уровней в легких заменах при нобходимости целых звеньев двигательной цепи, реализующей действие. В- четвертых, наличием высоко- го процента действий, веду- щих "не туда", расходящихся с геометрической логикой действия с предметом (откры- вание отвинчиванием и т.д.). Это обусловлено тем, что действие в уровне D ведется не пространственным а смы- словым образом, "по смысло- вой сущности предмета", ко- Многообразные клинические кар- тины двигатель- ных нарушений уровня D объеди- няются под об- щим названием апраксии, для ко- торых "характер- но не только от- сутствие каких- либо стойких мо- торных выпаде- ний - параличей, парезов и т.п., но и каких-либо ста- бильных рас- стройств коорди- нации...". При апраксиях "стра- дает не коорди- нация двигатель- ного акта, а его реализация". "...налицо факт выпадения ог- ромных контин- гентов двига- тельных актов и их усвояемости". В зависимости от локализации по- ражения различа- ют две группы нарушений. При поражении ниж- не-теменных от- делов возникают одноименные синдромы, объе- диненные под общим названи-

           
  двигательно- го поля 4, так называемая премоторная зона (поле 6), к нижней гра- нице которой примыкает "двигатель- ный центр ре- чи" Брока (поле 44). Премоторные поля в функ- циональном отношении являются вто- ричными эф- фекторными зонами. вий. "Аффе- рентация уровня дейст- вий включает в себя и син- тетическое пространство, и синтетиче- ское время ...". Простран- ство приобре- тает абстраги- рующий ха- рактер, про- исходит его категориаль- ная организа- ция, "возоб- ладание топо- логической смысловой схемы над геометриче- ской фор- мой". "Время организуется тоже не метрически, а топологиче- ски или кате- гориально: в нем откриста- лизовываются элементы "прежде", "потом". "Пространст- венные синте- зы... теснее связаны с аф- ферентаци- ей". "Наобо- рот, времен- ные синтезы ... стоят бли- же к эффекто- рике". иной кривизны его очертаний и т.д.". Благодаря указанному свой- ству уровня про- исходит различе- ние букв, каждая из которых "есть отдельный топо- логический класс" при всех различиях в раз- мере, очертаниях и т.д. их написа- ния. Показателем преобладания то- пологической схемы как свой- ства пространст- венного синтеза уровня D над формой "служат элементы двух характернейших его отправлений: буква в ее напи- сании и звук в его фонетиче- ской реализации. И не только смы- словая суть бук- вы "зависит ис- ключительно от топологии взаим- ного расположе- ния ее штрихов, а не от геометри- ческих призна- ков, но и движе- ния при ее напи- сании столь же топологичны, не связаны ни с мет- рикой размера, ни с метрикой формы и геомет- рического подо- бия". Как из это- торая "не всегда совпадает с геометрической формой, с пространственно-кинематиче- скими свойствами предмета". Выделение групп среди мно- гообразия двигательных актов осуществляется "благодаря характеристической особен- ности уровня D: богатству очень разнородных и подчас сложных фоновых структур ...". В каждой группе даются примеры соответственных действий из производствен- ной, бытовой сфер и спортив- но-игровых занятий. "Группа I. Двигательные акты со сравнительно малым уча- стием технических фонов (высших автоматизмов)". Это предметные ориентировочные движения: ощупывание, раз- глядывание, примеривание, выбирание и т.п.; "предмет- ные действия новичка"; топо- логическое манипулирование с пространством: изображе- ние на бумаге фигуры, схема- тическое рисование; устанав- ливание предмета, насыпание, наливание, открывание коро- бок и т.п.; отстукивание рит- мов. Это "общечеловеческая" группа предметных действий, не включающая в себя специ- альных навыков. Группа II. Акты с преоблада- нием фонового участия верх- него подуровня пространст- венного поля С2". Это дейст- вия, навыки которых связаны с точностью, метричностью, оптическим контролем: чер- чение, сборка механизмов, манипуляции с точными инст- рументами и приборами; из бытовых движений: вдевание нитки в игу, заточка каранда- ем сензорных, или гностиче- ских, апраксий, чем оттеняется их афферентаци- онный характер. При этом возни- кают "нарушения в смысловой структуре слож- ных двигатель- ных актов": пол- ный распад пла- на движения, ли- бо при его со- хранности - нару- шение реализа- ции (выпадение отдельных звень- ев, включение других, наруше- ние порядка, пер- северации и т.д.). При поражении премоторных по- лей разновидно- сти нарушений объединяются под общим на- званием кинети- ческих, или пре- моторных, ап- раксий, для кото- рых характерны "нарушения в протеканий дви- гательного со- става действия при сохранности всей основы его смысловой структуры". Здесь нарушен механизм реали- зации действия на границе меж- ду пониманием задачи и ее раз-

           
      го видно, прин- цип топологиче- ской схемы про- странственного синтеза уровня D характерен "не только в плане афферентации, но и в плане управляемой ею эффекторики". Пространствен- ные синтезы "создают предпо- сылки для смы- слового упорядо- чения мира, по- могая вычлене- нию из него объ- ектов для актив- ных манипуля- ций. Так из аф- ферентации вы- растает (субъек- тивное) про- странство, из пространства предмет, из пред- мета - наиболее обобщенные объ- ективные поня- тия". Времен- ные синтезы, стоящие ближе к эффекторике, обеспечивают "смысловую связь и цепную последователь- ность активных действий по от- ношению к объ- екту. Из эффек- торики вырастает таким путем (субъективное) время, из време- ни - смысловое действие; из по- следнего на наи- более высоких уровнях - поведе- ние; наконец, верховный син- тез поведения - личность или субъект". ша и т.п.; спортивных движе- ний не обнаруживается; из иг- ровых: закатывание шариков, устанавливание малоустойчи- вых фигурок и т.п. "Группа III. Акты с преобла- данием фонового участия нижнего подуровня про- странственного поля C1 " Из производственных: движения шофера, машиниста, кузнеца, прачки и т.д.; из бытовых: глажение утюгом, бритье, шнуровка обуви, перелисты- вание листов, закуривание и т.п.; из спортивно-игровых: влезание по веревке, на лест- ницу или дерево, балансиро- вание предметами при неус- тойчивом равновесии и т.п. "Группа IV. Акты с преобла- дающим фоновым участием уровня сигергий В". Из производственных: работа косца, землекопа; работа, свя- занная с кручением рукоятей; многие конвейерные опера- ции; из бытовых: вязание на спицах, завязывание узлов, мотание ниток, заплетание ко- сы, надевание одежды и т.п.; из спортивно игровых: фран- цузская борьба, дзюдо; в не- которой мере - прыжок с шес- том и т.п. "Группа V. Акты с необходи- мым фоновым участием как уровня пространственного поля, так и уровня синергии ". Из профессинальных дейст- вий - "прежде всего письмо и речедвигательный процесс "; а также действия рабочего про- катного стана, матроса на па- русном судне, многие из вы- сокоспециализированных ра- бочих навыков; из бытовых: шитье и вышивание; чистка плодов и овощей и т.п.; из спортивно- игровых: фехтова- ние, стрельба из лука, метание спортивных и охотничьих снарядов; гребля, "ассистиро- вание" в парной акробатике и балете. "Группа VI. Акты с преобла- данием фонового участия руб- ро-спииального уровня А: ка- тание пилюль, некоторые из движений массажа; vibrato ле- вой руки скрипача; обмахива- ние веером; ряд производст- венных фиксаций и хваток". решением: план действия есть, но осуществление его оказывается беспомощным (движения не- ловки, "тугодум- ны", "по скла- дам"). Наруше- ния в протекании двигательного состава проявля- ются "в глубоком распаде двига- тельных навы- ков, т.е. в деавто- матизации смы- словых или пред- метных цепей". Все, что в норме совершается ав- томатизирован- но, при премо- торной апраксии распадается. Де- автоматизация как "потеря воз- можности фоно- вого использова- ния того низово- го уровня, на ко- торый были раньше переклю- чены те или дру- гие компоненты движения, может проявляться дву- мя разновидно- стями: "либо распадом самого низового уровня, либо же наруше- нием функцио- нальной связи ме- жду анатомиче- скими субстрата- ми ведущего уровня и того ни- зового, о кото- ром идет речь".

           
Название уровня Мозговой субстрат Характер афферента- ции Функциональное назначение Контингент регулируемых движений Патология (дисфункции)
ВЫСШИЕ КОРТИ­КАЛЬНЫЕ УРОВНИ, ЛЕЖАЩИЕ ВЫШЕ УРОВНЯ ДЕЙСТВИЙ (ГРУППА Е) "Для этой уров- невой группы, - отмечает Н.А Бернштейн, - сейчас невозмож- но, как кажется, конкретизир- овать" кортикал- ьную локализа- цию "(кроме только явно су- щественных для ее эффекторики лобных долей по- лушарий, в част- ности, полей 9 и 10)". Как и в отноше- нии кортикаль- ной локализации, по мнению Н.А.Бернштейна, конкретизировать ведущие аффе- ретации уровне- вой группы Е так- же не представля- ется возможным. В уровне Е отмечаются "по меньшей мере две координационные перешифровки". Во-первых, "пе- решифровка фон- етическая и грам- матическая (..), т.е. перевод фо- нетического об- раза речевого зву- ка на язык азбуч- ного начертания, и перевод фоне- тического образа слова на язык грамматически верного буквен- ного подбора". Во-вторых, - "пе­решифровка смы- словая, т.е. пре­вращение зерна мысли или фразы на знакомом, но не родном языке или высказыв- ания, помнящего- ся лишь по его общему смыслу, и т.д., в звуковой и, далее, графич­еский образ слов"; а также на- писание чисел, "где над фонети- ческой переши­фровкой ("три"-"3", "двести"-"200") стоит еще смысловая или арифмо-графиче- ская ("триста семь" - "307". а не 300 – 7)». К этому уровню причисляются "символические или условные смысловые дейст- вия, к которым, в первую очередь относятся не тех- нически-исполни- тельные, а веду- щие в смысловом отношении коор- динации речи и письма; двигател- ьные цепи, объед- иняемые не пред- метом, а мнестиче- ской схемой, от- влеченным задани- ем или замыслом и т.д."; а также "дви­жения, изобража- ющие предметное действие при от­сутствии реально­го объекта этого действия; предмет­ные действия, для которых предмет является уже не непосредственным объектом, а вспо­могательным сред­ством для воспро- изведения в нем или с его помощью абстрагированных, непредметных со­отношений". Все эти действия, по мысли автора, есть "сложные и интел- лектуализирова- иные акты поведе­ния". Не рискуя "впасть в ошибку", Н.А. Бернштейн не классифицирует двигательные акты уровня Е, но уве- ренно называет две их группы: "1) все виды речи и пись­менности (устная речь, пальцевая речь глухонемых, морзирование,... и т.п.; письмо от ру- ки, машинопись, стенография,... и т.п.); и 2) музы- кальное, театрал­ьное и хореограф- ическое исполне- ние". "Качественные особые выпаде- ния" в группе Е делятся на два класса К перво- му автор относит группу рас- стройств: "сен- зорные афазию, алексию, асимбо- лию, амузию и т.д., т.е. соответ- ственно утраты смысловой речи, чтения, запаса слов, способн- ости к музыкаль- ному восприятию и т.д." Общее для всех этих выпаде­ний - потеря "в той или иной об- ласти смысловых (уже не предмет­ных) мотивов". Второй класс вы- падений дает "лобный син- дром" с "опреде- ляющей его раз­розненностью по- ведения, утерей связи между сде­ланным и тем, что предстоит сделать, распадом соответствия ме- жду ситуацией и действованием и т.д., т.е. синдром с эффекторным обликом выпаде- ния". Оба класса выпадений дают "двигательные нарушения дру­гих типов по сравнению с ап- раксиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...