Вопрос. Концепция бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс.
В конце 1990 - начале 2000 гг. в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения в связи с принятием Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. N 283. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). С целью дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности по решению Правительства Российской Федерации была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1.07.04 г. N 180. На первом этапе реализации Концепции (2004-2007 гг.) предусматривалось: - обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов; - утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО; - создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО; - совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. На втором этапе (2008-2010 гг.) предусматриваются: - обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов; - дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии; - развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.
Для конкретного изучения предмета бухучета существуют специфические приемы, которые объединяет метод бухгалтерского учета. Это- документирование, инвентаризация, оценка, калькулирование, счета, двойная запись, балансовое обобщение и отчетность. а) Баланс (лат., фр. balance — букв, весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности. Бухгалтерский баланс — основной элемент метода бухгалтерского учета. Он представляет собой способ периодического отражения состояния средств хозяйства и источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Баланс состоит из двух частей, в которых с различив точек зрения (исходя из разных критериев) показана одна и та же сумма средств, которыми располагает данное предприятие. По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух колонок: левая называется активом, а правая — пассивом. В актив записываются средства, которыми располагает предприятие (учреждение) с указанием, где они размещены, а в пассив — источники формирования этих средств с указанием откуда они получены. Поскольку каждому виду средств соответствует определенный источник их образования, то итоговая сумма актива равна итоговой сумме пассива: это основное правило баланса и критерий его безошибочности. Следовательно, если учет ведется безошибочно и в хозяйстве нет хищений и злоупотреблений, то сумма средств в активе должна быть равна сумме средств в пассиве. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и статьи. Имущество в активе сведено в два раздела. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвидности. В первом разделе представлены наименее ликвидные активы, во втором - активы с более высокой ликвидностью. В пассиве баланса выделяю три раздела, расположенные в зависимости от срока погашения долгов. В третьем разделе представлены собственные источники образования имущества, в разделе 4 –долгосрочные заемные источники, в разделе 5- краткосрочные заемные источники.
Каждый из разделов актива и пассива баланса включает экономически однородные виды средств и источников, которые называются статьями баланса. Балансовые статьи сводятся в группы, а группы - в разделы, что облегчает анализ информации, содержащейся в бухбалансе. Группы и разделы баланса формируются раздельно по показателям актива и пассива. -Баланс составляется, как правило, на 1-е число каждого месяца. Вы убедились, что под влиянием любой хозяйственной операции происходит изменение в балансе. В бухгалтерском учете выделяют четыре типа изменений бухгалтерского баланса. Более наглядно эти изменения можно показать схемой. Рисунок 1. Схема влияния хозяйственных операций на валюту баланса. Структура Формы № 1 включает разделы, а именно – актив и пассив. Они, в свою очередь, содержат перечень определенных статей. Разделы актива баланса (ресурсы организации): · оборотные активы; · необоротные активы. Пассив (источники финансирования организации) подразделяется на 3 раздела: · резервы и капитал; · долгосрочные обязательства; · краткосрочные обязательства. Существует отличительная особенность данного вида бухгалтерской отчетности – актив всегда должен быть равен пассиву бухгалтерского баланса. Это обусловлено принципом двойной записи, которая применяется в бухгалтерском учете. Существует типовая форма бухгалтерского баланса. Хотя, организация может самостоятельно разрабатывать удобную для нее форму баланса. При этом следует строго соблюдать общие требования к оформлению бухгалтерской отчетности. Существуют некоторые особенности бухгалтерского баланса. Во-первых, стоит помнить, что данные баланса на начало и конец года всегда должны совпадать, т.е. иметь общий финансовый результат. Во-вторых, статьи бухгалтерского баланса должны обязательно подтверждаться данными проведенной на предприятии инвентаризации, а так же данным финансовых расчетов. Обязательные реквизиты бухгалтерского баланса:
1. Наименование бухгалтерской отчетности, а именно «Форма № 1». 2. Дата, на которую приводиться баланс. 3. Наименование организации (полное), в строгом соответствии со всеми учредительными документами. 4. Идентификационный номер плательщика налога. 5. Официальный вид деятельности предприятия. 6. Форма собственности предприятия, согласно классификаторам. 7. Адрес местонахождения предприятия. 8. Фактическая дата принятия бухгалтерского баланса. ВОПРОС Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает: 1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах; 2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера. Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования). К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" *(2) и нормативные правовые акты Минфина России. *(3) Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров".
Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О" бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются. Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина России, который по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России "в государственной регистрации не нуждается" - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера. *(4) Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 "О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации" акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в "Финансовой газете". Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в "Финансовой газете". Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.
Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной) Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными для исполнения, как и нормативные правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) В отчете о прибылях и убытках (далее — Отчет, форма № 2) отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в форме № 2 нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода. Все расходы организации, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в Отчете показывают в круглых скобках. Если рекомендованный Минфином России образец формы № 2 не содержит каких-либо строк, необходимых для полного и достоверного отражения информации о доходах и расходах, организация должна внести в Отчет нужные строки самостоятельно. Так, например, если организация занимается несколькими видами деятельности, в форме № 2 можно показать доходы и расходы по каждому из них или привести необходимые разъяснения в пояснительной записке. Те доходы и расходы, которые организация считает существенными (и по количественному, и по качественному признаку), тоже должны отражаться отдельно. Соответствующие статьи Отчета в этом случае расшифровываются дополнительно введенными строками «в том числе» или «из них». Некоторые виды доходов и расходов можно расшифровать в специальном разделе формы № 2 «Расшифровка отдельных прибылей и убытков». Организация вправе выбрать, что больше отвечает ее потребностям: заполнение этого раздела или введение дополнительных строк в основную таблицу. Однако если у организации нет каких-либо видов доходов, расходов, хозяйственных операций, строки для которых предусмотрены в рекомендованном Минфином России образце формы № 2, то эти строки в Отчет включать не следует (п. 5 приказа Минфина России № 67н). В Отчете указываются: · доходы и расходы по обычным видам деятельности; · прочие доходы и расходы; · прибыль (убыток) до налогообложения; · чистая прибыль (убыток) отчетного периода. В бухгалтерской отчетности можно привести данные более чем за два года, если организация считает это целесообразным и соответствующее положение есть в приказе по учетной политике. В этом случае в Отчет, который формирует организация, добавляются дополнительные графы. Если данные за предыдущие годы несопоставимы с данными за отчетный год вследствие изменений в нормативных актах или в учетной политике, то показатели предыдущих лет должны быть скорректированы. В регистры бухгалтерского учета при этом изменения не вносятся. При составлении формы № 2 нельзя засчитывать между собой показатели расходов и доходов. Но для прочих доходов сделано исключение. Согласно пункту 18.2 ПБУ 9/99 их можно показать в форме № 2 за минусом расходов, относящихся к этим доходам, если: · правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов; · доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации. Следует отметить, что в действующих на сегодняшний день нормативных документах по бухгалтерскому учету нет определений таких понятий, как себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие расходы и управленческие расходы. Эти понятия были раскрыты в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н. Но этот документ утратил силу после выхода приказа Минфина № 67н. Однако в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 изменения не вносились. Поэтому, на наш взгляд, при определении суммы себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) и коммерческих и управленческих расходов можно руководствоваться теми положениями упомянутых Методических рекомендаций, которые не противоречат приказу Минфина № 67н. Организации, которые собираются прекратить производство какой-либо продукции, выполнение определенного вида работ, оказание каких-либо услуг, должны включать в бухгалтерскую отчетность соответствующую информацию. Это установлено ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность. Информация о прекращаемой деятельности должна отражаться в бухгалтерской отчетности, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности организации (или основная их часть) будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате прекращения части деятельности организации. Для того чтобы отразить информацию о прекращаемой деятельности, в форму № 2 следует ввести дополнительные графы.
64 ВОПРОС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|