Организация занятий. Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс
Организация занятий
Для большей эффективности занятий оставлять ребенка с чувством, что мож-
необходимо создать благоприятные усло- но что-то недоделать,
вия. Во-первых, подготовьте ребенка Есть некоторые особенности проведе-
психологически к будущей деятельное- ния отдельных видов работы. На началь-
ти. Объясните ему, почему надо учиться ном этапе важно подготовить язык для
говорить правильно. Настройте его на постановки звука. Поэтому почти все вни-
долгую, трудную, но интересную работу. мание уделяется артикуляционной гим-
Во-вторых, приготовьте место для заня- настике. Выполнение ее занимает 10-15
тий: небольшой стол, два стула одинако- минут. Ребенок должен хорошо освоить
вой высоты. Для выполнения упражне- основной комплекс упражнений. Если
ний для языка и последующей отработки при этом возникают большие трудности,
звуков понадобится зеркало. Оно должно то используются дополнительные артику-
быть такого размера, чтобы ребенок мог ляционные упражнения, способствующие
видеть свое лицо полностью. Будет еще повышению активности органов артику-
лучше, если Вы сядете с ним вдвоем не- ляционного аппарата. Гимнастику следу-
ред большим зеркалом. ет проводить каждый день, добиваясь чет-
Желательно проводить занятия сис- кого, правильного выполнения заданий,
тематически, не менее трех раз в неде- Каждое упражнение отрабатывается в
лю. Длительность одного занятия не такой последовательности: называние и
должна превышать 30 минут. Вот воз- показ упражнения взрослым, выполне-
можный план такого занятия: артику- ние его ребенком, разбор взрослым оши-
ляционная гимнастика — 5-7 минут, от- бок, повторное выполнение. Как правило,
работка звука (постановка, работа над такой тренировке органов речи отводят-
речевым материалом) — 10 минут, паль- ся 1-2 недели, затем приступают к по-
чиковая гимнастика, отдых — 2-3 мину- становке звука.
ты, отработка звука (постановка, работа На этапе постановки звука, сочетаю-
над речевым материалом, раскрашива- щейся с дальнейшим развитием артику-
ние) — 7-15 минут. Эта схема лучше ляционной моторики, нагрузка ребенка
всего подходит для 5-6-летних детей. возрастает. Малыш быстрее устает, по-
Если же занимается 4-летний малыш этому через каждые 7-10 минут необхо-
или ребенок с ослабленной нервной си- димо давать ему время для отдыха, пере-
стемой, занятие можно сократить до ключая на другие виды работы (игра с
15-20 минут. пальчиками, физкультминутка) продол-
Есть несколько правил поведения жительностью 2-3 минуты,
взрослых и детей на занятии: не следу- Далее следует этап автоматизации
ет приступать к занятию в дурном на- звука в слогах, словах, предложениях,
строении; не стоит показывать ребенку стихах и связной речи. Данная работа
свое нежелание заниматься; если у ре- осуществляется постепенно. Не забывая
бенка что-то не получается, не кричите тренировать язык с помощью артикуля-
на него, не настаивайте на выполнении, ционных упражнений, проходят весь ре-
а договоритесь о том, когда он попытает- чевой материал.
ся сделать это еще раз; не бросайте нача- Завершающим этапом работы над зву-
тое, если не получается какое-то одно ком будет дифференциация его с други-
задание, возьмитесь за другое, а к этому ми звуками, с которыми ребенок его
обязательно вернитесь позже — нельзя смешивает.
Артикуляционная гимнастика
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС
1. «Заборчик» — широко улыбнуться, губами (т. е. губы слегка придерживают
показать сжатые зубы (верхние зубы сто- кончик языка) и подуть на палец. Воздух
ят ровно на нижних). Удерживать такое должен идти по середине языка через ма-
положение 5-7 с. ленькую щель между языком и верхней
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед губой. Делать глубокий вдох и долгий
«трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать плавный выдох. Щёки не надуваются,
так 5-7 с. Повторить 2-3 раза.
3. Чередовать упражнения «Забор- 8. «Задуй свечку! » - положение язы-
чик» и «Слоник». Нижняя челюсть не ка и губ как в предыдущем упражнении,
двигается, двигаются только губы. Повто- Резко подуть на 2 пальчика («свечку»),
рять по 5-6 раз. Делать один глубокий вдох и 2-3 резких
4. «Непослушный язычок» — широ- сильных выдоха. Щёки не надуваются.
кий плоский кончик языка пошлепать гу- Повторить 3-4 раза.
бами произнося «пя-пя-пя... ». Повторить 9. «Горка» - широко открыть рот,
3 раза. улыбнуться, показать зубы. Кончиком
5. «Блинчик на тарелочке» — широкий языка упереться в нижние зубы. Спинка
плоский кончик языка положить на ниж- языка поднимается вверх. Язык твёрдый,
нюю губу, сказав один раз «пя» («испекли не «вываливается» за зубы. Удерживать
блинчик и положили его остывать на та- так 5-10 с. Повторить 2-3 раза,
релочку»). Язык не должен двигаться. Рот 10. «Ледяная горка» - сделать «гор-
чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое ку» и указательным пальчиком ребёнка
положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза. надавить на «горку». Язык должен
6. «Чистим зубы» — открыть широко быть твёрдым, сопротивляться давле-
рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кон- нию пальца, не отодвигаться от нижних
чиком языка «чистить зубы» изнутри, зубов. Удерживать так 3-7 с. Повторить
двигая им влево-вправо (сначала нижние, 3-4 раза.
потом верхние). Кончик языка должен 11. «Горка закрывается-открывает-
находиться за зубами. Губы улыбаются ся» - сделать «горку», а потом, не уби-
все время, нижняя челюсть не двигается. рая язык от нижних зубов, сжать зубы
Повторить по 5-6 движений в каждую (губы - в улыбке, зубы видны), а затем
сторону. открыть снова рот (язык всё время упи-
7. «Больной пальчик» - положить рается в нижние зубы). Повторить дви-
широкий плоский кончик языка между жения 5-6 раз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: