Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины и суть сталинизма.




Coветский Союз 20-30-е гг. ХХ в. существовал в условиях постоянной угрозы войны. Подготовка к войне явилась главной причиной индустриализации и коллекти­визации, которые затрагивали жизнь всего населения Советского Союза. Вся экономика подчинялась, планированию из Центра, а экономическая политика велась путём отдачи специальных ди­ректив. В этот процесс втягивалось и ceлo. Крестьяне, теряя послед­ниe остатки самостоятельности, становились в один ряд с рабо­чими. В свою очередь, рабочие заводов и фабрик лишились выбора места работы и становились бесправными на своих предприятиях. Подготовкой к будущей войне являлось и укрепление органов OГПУ. Они должны были подготовить тыл к будущей войне, вы­корчевав все возможные очаги оппозиции во избежание создания

«пятой колонны» в тылу Красной армии.

Сталин, начавший свое восхождение к власти с 1922 г., имел несомненный удар улавливать настроения населения, именно пото­мy он повернул от нэпа к форсированному строительству индустриальной державы. Он понимал, что массы неоднородны, а претворять в жизнь планы авантюрного характера могут лишь люди с неокреп­шим мышлением, прежде всего молодежь. Сталин во всех отраслях государственной и хозяйственной жизни стремился заменить старые кадры молодыми. В этом была его сила и его же слабость.

Идеология.

Со страниц газет, журналов, с плакатов звучали призывы быть готовыми к защите социалистического Отечества, быть бдительными, крепить трудом оборону страны. Главными героями тех лет становились пограничники, передовики-новато­ры, побивающие все рекорды, граждане, разоблачающие козни врагов, и т. п.

Мастерам искусства вменялось в обязательность отражать в своем творчестве партийные установки. Даже в комедийных фильмах («Де­вушка с характером», «Светлый путь», «Цирк») звучит тема борьбы с диверсантами или агентами иностранного влияния.

Репрессии.

1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит первый сек­ретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Сталин решил использовать это убийство для усиления репрессий. В те декабрь­ские дни было принято решение об ускоренном рассмотрении всех политических дел. Проходящие по делам о контрреволюци­онных преступлениях подлежали расстрелу.

Ужесточается законодательство. Репрессиям начинают подвер­гать членов семей осужденных и их родственников. К уголовной ответственности привлекаются дети, достигшие 12 лет. Все было подготовлено к началу «большого террора».

Судебные процессы, ранее затрагивающие лишь определенные классы или партии, охватывали все большую часть населения. В ход пошли статьи с обвинениями за связь троцкистами или контр­революционную деятельность. Нередко судили людей, не имев­ших ни малейшего понятия о троцкизме и никогда не состоявших в рядах оппозиции. Органы НКВД (объединенные в 1934г. с ОГПУ) получили указание добиваться признания подследственных лю­быми путями, включая применение пыток. Приговоры выносили специально подобранные «тройки». Подсудимому о вынесении приговора сообщали за несколько минут до приведения его в ис­полнение.

Применение труда заключенных дало возможность решать мно­гие хозяйственные вопросы с гораздо меньшими затратами. Ведь заключенным не нужно было платить зарплату.

В историю «большого террора» недаром вошел 1937 год. Желая очистить тыл на случай войны с западными державами от «пятой колонны», Сталин решил укрепить органы НКВД. Назначенный в сентябре 1936 г. главой НКВД Н. И. Ежов начал разработку дела о«параллельном антисоветском троцкистском центре», по кото­рому проходили известные партийные и советские деятели Пята­ков, Сокольников, Радек, Серебряков.

На Пленуме ЦК ВКЛ(б) в 1937 г. Сталин резко критиковал местные органы за потерю политической бдительности и при­звал принять суровые меры для «выкорчевывания вражеских гнезд». Летом 1937 г. по «делу военных» были осуждены к рас­стрелу М. Н. Тухачевский, И.Э.Якер, И. П. Уборевич, А. И. Корк, В. К. Путна, которым было предъявлено обвинение в сотрудниче­стве с вражеской разведкой и подготовке военного переворота.

Последним политическим процессом было дело об «антисо­ветском право-троцкистском блоке», по которому обвинялись лидеры бывшей правой оппозиции Н.И.Бухарин, А. И. Рыков и ряд других лиц. Многие известные деятели партии и армии были репрессированы без суда. Так было с маршалами А. И. Егоровым и В.К.Блюхером, наркомом юстиции Н.В.Крыленко, наркомом внутренних дел Н.И.Ежовым. В результате репрессии неоднократ­но обновлялись штаты наркоматов, менялись командиры воин­ских частей, секретари обкомов, горкомов и районов.

В марте 1939 г., выступая на XVIII съезде ВКП(б), Сталин ска­зал, что чистки в партии были неизбежны хотя и сопровожда­лись многочисленными ошибками.

Социальные процессы.

Преобладающем социальным слоем в 30-е гг. ХХ в. стал рабочий класс, интенсивно пополняющийся выходцами из сельской местности. Безработица была ликвидиро­вана. Промышленность нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в связи с чем была введена официальная проверка знаний рабочих, особенно тех, кто обучался в техникумах и училищах.

Труд квалифицированной части рабочего класса хорошо опла­чивался, что положительно влияло на трудовые показатели этой категории рабочих. В среде этого слоя рабочих зарождалось движе­ние ударников и стахановцев. Они имели значительные социальные льготы. Именно они служили тем резервом, который в случае не­обходимости пополнял кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.

Для крестьян новые условия существования оказались сопря­женными с существенными потерями. Большие налоги возмуща­ли сельское население. В результате сплошной коллективизации к концу 30-х гг. ХХ в. в деревне почти исчезла категория крестьян, называемых кулаками.

В середине 30-х гг. ХХ в. Правительство пошло на некоторое смягчение политики по отношению к крестьянству. Колхозникам было разрешено держать скот и птицу, был сокращен план хлеба, мясозаготовок, II съезд колхозников-ударников, созванный в ноябре 1934 г., добился для крестьян права ведения собственного личного хозяйства и права продажи своей продукции на рынках.

Итоги развития.

Итогом развития СССР в 30-е гг. ХХ в. стала ликвидация его отставания от передовых стран в ключевых отрас­лях промышленности, по объему которой Советский Союз вы­

шел на второеместо в мире после США. Значительно повысился и выпуск продукции на душу населения. При этом главное внима­ние уделялось военной промышленности.

К концу 30-х гг. ХХ в. повысился уровень жизни народа, осо­бенно в городах. Многие социально-экономические права были закреплены в Конституции СССР 1936 г. По ней же вводилось всеобщее, равное и прямое голосование. Но если конституцион­ные права на труд, отдых, бесплатное образование, медицинское обслуживание во многом были реальностью, то политические права существовали лишь на бумаге.

 

§ 90. Развитие советской культуры
в 20-30-е гг. ХХ в.

Культура эпохи революции.

Важнейшим направлением полити­ки большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие обра­зования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестра­ивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными.

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей куль­туры. Многие из них оказались в Эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали этоиз патриотических сооб­ражений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. ХХ в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живо­писи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С Мель­ников искали новые начала в искусстве.

Одновременно продолжало развиваться традиционное направ­ление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д.А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М,А. Булгакова, А.А. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпо­пеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традицион­ных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой вла­стей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».

Для первых лет советской власти характерно многообразие куль­турного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений.

Культура в 30-е гг. ХХ в.

Развитие культуры, просвещение на­рода считались одними из главных приоритетов Советского госу­царства. Осуществление культурной революции предполагало все­общую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше поло­вины сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело приоб­щение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Было увеличено число изданий А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Д. В. Кольцова, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зару­бежных писателей и поэтов.

Усилился контроль со стороны органов государственной влас­ти за развитием культуры. Отдельными её отраслями теперь руко­водили специальные комитеты. При обсуждении сроков пятилет­него плана в повестку дня также включались дискуссии по темпам развития культуры. Большое значение придавалось утверждению марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры начали искать «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Бо­ролись с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через печать, лекции, радио.

Одной из важнейших задач культурной революции было созда­ние новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Реше­ние этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на cтopoнy советской власти старых специалистов.

Огромное значение имела деятельность А. М. Горького, который вел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было обращено на подготовку технической интеллигенции, специали­стов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, ака­демий, готовящих специалистов самого широкого профиля.

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах. В Московском и Ленинградском университетах восста­навливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интер­ п ретировался с классовых позиций.

Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, кур­сы, школы. Много делалось для развития школьной системы об­разования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и обору­дование школ, улучшено материальное положение учителей, уси­лено обеспечение школьников учебниками, письменными при­надлежностями.

Советская наука.

В стране создавались новые научно-исследова­тельские центры. В Москве открылись институты органической

химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Осно­вой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циол­коеского.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны спосо­бы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские уче­ные К. Н. Семенов, Д. В. Скобелыцын,.17. И. Мандельштам, И. В. Кур­чатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А. А. Микулин, В. Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конст­руирование авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит советским ученым С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биоло­гии и математики.

ТЕМА 20
СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.

§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония
в 20-30-е гг. ХХ в.

В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за нацио­нальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорение его развития, улучшения жизни людёй.

Турция.

Часть территории Турции была оккупирована войска­ми стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял деклара­цию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали парламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председате­лем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. Территория страны была расширена. Войны шли под лозунгами

национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена рес­публикой.

Под руководством М. Кемаля Ататюрка были проведены глу­бокие реформы. Провозглашались основные демократические сво­боды, светский характер государства, отменялись господствую­щие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латин­ский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, жен­щинам в общественных местах нельзя было появляться в платках и т. д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в эко­номике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппо­зиционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Китай.

Всю первую половину ХХ в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую партию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началась Великая национальная революция. Гоминьдановское пра­вительство на юге Китая провозгласило себя национальным пра­вителъством всего Китая. В 1925- 1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели ус­пешное наступление на север, где правили местные военные клики.

Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммунистической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка, В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые совет­ские районы в качестве баз новой китайской революции, руково­димой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китайскую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против советских районов. Четыре похода 1930-1932 гт. были успешно отражены коммунистами. После пятого похода 1933-1934 гг. революци­онное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Ос­татки Красной армии коммунистов совершили северо-западный (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, Ганьсу п Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Красная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войска Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны го миньдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией, Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободитель ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.

Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, представители которой были объединены в рамках Индийского национального конгресса, стали во главе антиколониального движения в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30-е гг. ХХ в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, пpaвда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном движении нередко упрекали Ганди в том, что он удерживал движение от перехода к насильственным методам, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за неза­висимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней ин­дусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.

Япония.

В годы Первой мировой войны экономика Японии зна­чительно окрепла. Успешное для Японии завершение войны пре­вратило ее в ведущее государство Восточной Азии. Однако не­большая территория, скудность источников сырья, уязвимость для стихийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили разви­тие экономики. Правящие круги страны выступали за обретение «жизненного пространства». Они выдвинули план создания вели­кой сферы совместного процветания. В эту сферу должны были вой­ти все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

В 1931 г. произошло ужесточение внутренней политики, раз­вернулись репрессии по отношению к профсоюзам, запрещались забастовки, были распущены партии. Партии заменили Ассоци­ацией помощи трону, а профсоюзы - Патриотической промыш­ленной ассоциацией Великой Японии. Была введена трудовая по­винность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность. К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от со­ветской Красной армии.

 

ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

Накануне мировой войны

Мир В конце 30-х п. хх В.

Еще при заключении Версальского договора наиболее дальновидные политики говорили, что это не мир, а перемирие. Германия не могла смириться с условиями до­говора и сохраняла потенциал для попыток его пересмотра. Были и другие силы, готовые развязать войну. В период экономического кризиса 1929-1933 гг. попытки решить проблемы с помощью войн и захватов чужих земель усилились. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, в 1935 г. Италия - Эфиопию. После прихода к вла­сти в Германии Гитлера в 1933 г. эта страна стала главным источ­ником военной опасности. Гитлер не скрывал своих намерений завоевать «жизненное пространство» на Востоке.

Агрессивные государства - Германия, Италия и Япония с за­висимыми от них странами составляли первый центр силы. Вто­рым центром силы являлись демократические страны Великобри­тания, Франция и США. Они стремились сохранить свое господ­ствующее положение в мире, удержать власть над колониями, противодействовать усилению агрессивных стран. Однако они не желали открыто портить отношения со странами-агрессорами и по существу потворствовали им. При этом Великобритания, Фран­ция и США надеялись направить агрессоров на другие страны ­СССР, Китай.

Третьим центром силы являлся Советский Союз. СССР стре­мился в 30-е гг. ХХ в. сблизиться с Францией и Англией для со­вместного противодействия Германии. Однако западные державы рассматривали Германию в качестве противовеса СССР и комму­нистическому движению, которое считали для себя опасностью номер один. Так, заместитель премьер-министра Великобритании Э. Галифакс в беседе с Гитлером в ноябре 1937 г. назвал Герма­нию «бастионом Запада против большевизма».

В этих условиях Германия в 1938 г. перешла к решительным действиям, захватив Австрию и Судейскую область Чехословакии. Вскоре Германия предъявила Польше требования о передаче ей Данцига и путей через Польский коридор (земли между основной частью Германии и Восточной Пруссией).

Германо-советский договор.

В 1939 г. правительства Великобри­тании и Франции начали в Москве переговоры с Советским Со­юзом о заключении договора о взаимопомощи в случае германской агрессии. Но достигнуть соглашения не удалось. На перегово­ры западные державы послали второстепенных чиновников, не имевших полномочий для заключения договора. Главным препят­ствием, однако, стала позиция Польши: советские войска могли вступить в борьбу с германской армией, лишь пройдя через тер­риторию Польши, на что польское правительство категорически не соглашалось, а западные страны не предприняли ничего Д)lЯ изменения этой позиции. Переговоры были сорваны.

В этих условиях СССР принял предложение Германии о пере­говорах. 22 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностран­ных дел Германии И. Риббентроп. Он в кратчайший срок согласо­вал с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым все детали соглашения. 23 августа договор, получивший неофициальное на­звание «пакт Молотова - Риббентропа», был подписан. Обе сто­роны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и не поддерживать ни в какой форме третью державу, напавшую на страну, подписавшую соглашение. Согласно секретному протоко­лу к договору стороны разграничивали сферы своих интересов в Европе. К сфере интересов СССР относились Финляндия, Эсто­ния, Латвия, часть Польши, Бессарабия, к сфере интересов Герма­нии - часть Польши и Литва. Позже Литва была отнесена к сфере интересов СССР, а Финляндия - Германии.

Военно-политические возможности и планы сторон.

Руководство Германии еще в 1937 -1938 гг. взяло курс на развязывание боль­шой войны. Однако представители генералитета и промышленни­ков не имели единства по вопросу военной стратегии. Одни счи­тали необходимым напасть на Советский Союз, заблаговременно заручившись поддержкой Запада. Другие считали ближайшей це­лью полную отмену положений Версальского договора, для чего нужно было нанести удар на Западе. Нацисты понимали, что для Германии война на два фронта неизбежно закончится поражени­ем. Было необходимо как можно быстрее разбить противника на одном направлении. Эта необходимость, а также нехватка ресур­сов породили идею блицкрига - молниеносной войны. Гитлер при­нял решение готовиться вначале к ревизии Версальского мира. Однако в своей пропаганде гитлеровцы выдвинули на первый план лозунг («Дранг нах Остен» «Натиск на Восток»), учитывая стрем­ление западных держав направить германскую агрессию против СССР.

К началу Второй мировой войны Германия приобрела мощ­ный военно-экономический потенциал. По уровню промышлен­ного производства Германия в 1938 г. вышла на первое место в Европе и второе в мире, уступая лишь США. С 1935 по 1939 г. в Германии было подготовлено 5,5 млн. солдат. Ее сухопутная армия достигла численности более 2,5 млн. человек. Были созданы ВВС. Летный состав прошел подготовку в Испании. Там же были испы-


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...