Аристотелевская; 6-5 в. До н.э.
В 6-5 в. До н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появилась на свет сама наука. Исторический смысл этой революции состоит в отличении науки от других форм познания мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. В этот период создаются математические модели, формируются ценные идеи ряда будущих наук (физики, биологии и др.). Первую универсальную систему мира создал Аристотель. В ней были объединены систематизированные и логически развитые все накопленные знания о природе. Аристотель впервые попытался дать классификацию наук, создал космологическое учение, в основе которого геоцентрическая модель мира – земля имеет форму шара и является центром Вселенной. Это учение Аристотеля впоследствии обоснованное Птолемеем заняло господствующее положение в космологии до 16 в. Все дальнейшее развитие науки как в античности так и в средние века в Европе осуществлялось в рамках учения Аристотеля. 2.Ньютоновская. Означает возникновение нового естествознания, связанного с именами Коперника, Кеплера, Ньютона. 1) Разработана гелиоцентрическая картина мира Коперника – Земля не является центром Вселенной. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами – вокруг Солнца. 2) 16 – 17 вв. – период преимущественного развития механики. Возникает новая тенденция – сведение всех знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. Формируется механистическая картина мира, становление которой связано с именем Галилея. Он первым возвел механику на уровень теоретической науки. Ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений.
Ньютон создал систему классической механики, определившей лицо естествознания вплоть до20 в. ОН сформулировал 3 основных закона динамики, которые легли в основу механики как науки и закон всемирного тяготения. Создал (одновременно с Лейбницем) принцип дифференциации и интеграции исчислений, который стал математической базой всего современного естествознания. Итогом Ньютоновской революции явилась механистическая картина мира на базе экспериментально-математического естествознания. Эйнштейновская. Конец 19-го – начало 20-го века. В начале 20 века на смену классической механике пришла новая фундаментальная теория. Она была следствием ряда научных открытий конца19-го – начала 20-го века. - открытие электрона Томпсоном; - рентгеновские лучи; - явление радиоактивности (Беккерель); - экспериментальное обнаружение электромагнитных волн (Герц); - создание Периодической системы химических элементов Менделеева. Появляются принципиально новые фундаментальные теории: 1. Теория относительности – новая теория пространства, времени и тяготения. 2. Квантовая механика, обнаружившая вероятностный характер законов микромира. Они позволили объяснить многие физические явления, которые не укладывались в рамках классической механики. Вывод: Таким образом, открытия в физике конца 19-го – начала 20-го века окончательно разрушили прежнюю механистическую картину мира. Наступил новый этап неклассического естествознания 20-го века, характеризующийся новыми квантовыми релятивистскими представлениями о физической реальности.
Тема 3. КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ХАРАКТЕР ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ В основе современных представлений об организации материи лежит системный подход. С этой точки зрения любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы.
Система – совокупность элементов и связей между ними, образующие определенную целостность. Элемент – означает неразложимый компонент, входящий в состав определенной системы. Неделимое в одной системе может оказаться делимым в другой системе, например, макротело можно рассматривать как определенную систему молекул, но любая молекула также является системой, т.к. состоит из атомов и определенной связи между ними, но атом также представляет собой систему (ядро + электронная оболочка). Ядро каждого атома имеет свою внутреннюю структуру и т.д. Структура – совокупность связей между элементами системы. Итак, все природные объекты объединены в классы материальных систем, в естествознании выделяют 2 класса материальных систем: - система неживой природы; - система живой природы. Неживая природа имеет следующие структурные уровни: - микроэлементарный (элементарные частицы, физический вакуум); - атомарный; - молекулярный; - макроскопические тела; - планеты и планетарные системы; - галактики (звезды и звездные системы); - система галактик – Метагалактика. Живая природа: - доклеточный уровень (белки, нуклеиновые кислоты); - клеточный уровень; - многоклеточные организмы (животные и растения); - популяции; - биоценозы; - биосфера. С точки зрения системного подхода существуют структуры различного масштаба. В зависимости от размеров структур выделяют 3 уровня строения материи:
МАКРОМИР
Включает объекты, окружающие нас в повседневной жизни, пространственные величины выражаются здесь в количественных мерах, а время в секундах, минутах, часах. МИКРОМИР – мир чрезвычайно малых частиц, которые непосредственно ненаблюдаемы. Пространственные частицы (от 10‾8 до10-16 см) Время жизни (от ∞ до 10‾24 с).
МЕГАМИР
Космические объекты. Расстояние измеряется световыми годами, время – миллионами и миллиардами лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|