Виды органов исполнительной власти.
Разновидностями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти. Министерство - это «орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти субъекта РФ»[5]. Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие. Департамент, комитет, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике. В некоторых субъектах России образованы и действуют территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.
Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. В учебной литературе их принято классифицировать: 1. По основаниям образования: 1.1. образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства и т.д.); 1.2. создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.); 2. По уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабам деятельности: 2.1. федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства); 2.2. региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.); 2.3. органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.); 3. По порядку образования: 3.1. избираемые (президенты, главы администраций субъектов федерации); 3.2. образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.); 4. По объему и характеру компетенции: 4.1. органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов федерации и т.д.); 4.2. органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты); 4.3. органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);
4.4. специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры); 4.5. органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли; 5. По организационно-правовой форме: 5.1. правительства; 5.2. советы министерств, имеющий статус правительства; 5.3. министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.; 6. По порядку принятия решений: 6.1. единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы); 6.2. коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительства РФ, правительства субъектов федерации, государственные комитеты и т.д.); 7. По функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти: 7.1. основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают его от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.); 7.2. вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.). Они действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные. Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовит по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности. Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов. В субъектах РФ, ранее устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии института высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти), региональное законодательство противоречило федеральному законодательству. На сегодняшний день эти противоречия устранены.
Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует в пределах срока полномочий высшего должностного лица региона и слагает свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие должности других лиц. Решение принимается персонально по каждому из лиц. Наименование, структура и порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством с учетом исторических, национальных и иных традиций региона. Он может именоваться: администрация, совет администрации, правительство, кабинет министров. Во всех субъектах Федерации высший региональный орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются коллегиально, большинством голосов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|