Бюджет прямых материальных затрат
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт. Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж. В бюджете прямых затрат на материалы определяются период закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое надобно приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные стоимость, получают бюджет закупки материалов. В ряде случаев экономически невыгодно учитывать и планировать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции. Примерами подобных затрат являются топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь, затраты материалов на ремонт здания заводоуправления и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, которые делятся на:
относящиеся к косвенным (общепроизводетвенным) расходам; относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим коммерческим) расходам. Косвенные расходы (топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь и т.п.) включаются в бюджет общепроизводственных расходов. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией плановой базе распределения общепроизводственных расходов в части вспомогательных материалов (пропорционально заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.д.). Как правило, за базу распределения принимается тот показатель, на основе которого происходило распределение общепроизводственных расходов в прошлом бюджетном периоде. Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйственным расходам (например, материалы на ремонт здания заводоуправления), включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательные материалы, относящиеся к общим коммерческим расходам (например, представительские расходы руководства организации), включаются в бюджет коммерческих расходов. Большая часть вспомогательных материалов в части постоянных расходов рассчитывается на основе сметного планирования по центрам финансовой ответственности. На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы: аналитический метод. Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но сообща с тем довольно трудоемким. Суть данного метода содержится в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный срок.
Практика показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае быть может использование аналитического метода. По сравнению с нормативным методом он существенно проще в практическом применении, однако, дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть данного метода содержится в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный срок. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах. Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Как и в случае с дебиторской задолженностью, существует временной лаг между моментом совершения покупки и моментом реальной оплаты материальных ресурсов. Например, если поставщики устанавливают средний срок погашения задолженности 30 дней и политика организации - не пользоваться скидкой (если таковая предоставляется), а оплачивать задолженность в конце этого периода, то разрыв между покупкой и платежом - 1 месяц. Данный бюджет составляют отделы снабжения и экономический сразу после разработки производственной программы для определения потребности предприятия в сырье и материалах. Прямые затраты на материалы входят в состав конечного продукта. Бюджет прямых затрат на материалы показывают потребность в материальных ресурсах, которую удовлетворяют путем закупок. Объем закупок зависит от предполагаемого использования материальных ресурсов, а также от уровня запасов. Формула для вычисления объема закупок имеет вид:
Объем закупок = Запасы на начало расчетного периода + Объем потребления - Запасы на конец расчетного периода (1.1.1.) 67. Бюджет прямых затрат на оплату труда: содержание, порядок построения и инструменты анализа. Назначение бюджета прямых затрат на оплату труда – определить прямые затраты на зарплату и социальные отчисления основного производственного персонала. Бюджет включает график погашения кредиторской задолженности по оплате труда. Согласно нормативным документам социальные отчисления (отчисления на социальные нужды) включают в себя единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы в Пенсионный фонд на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также страховые взносы в Фонд социального страхования (ФСС) на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. Очень важно на каждом предприятии предусмотреть деление заработной платы основного производственного персонала на переменную и постоянную составляющую. Постоянная часть (фиксированная часть оплаты) представляет собой гарантированный минимум оплаты труда, а сумма переменной части (сдельная часть оплаты) зависит от объемов выработки рабочего. Если есть задолженность по оплате труда, то должен быть установлен график ее погашения. Следующий раздел плана расходов — бюджет общепроизводственных накладных расходов. Этот бюджет отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. Данные расходы включают в себя переменную и постоянную части. Переменная часть планируется исходя из потребностей производства. Переменная величина представляет собой норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих. Одновременно в эти расходы включают ряд стандартных статей затрат в виде амортизации и аренды производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату производственного времени и т. д. Общепроизводственные постоянные расходы появляются в момент начала производства и не зависят от времени заботы цеха. Управленческие постоянные расходы возникают независимо от того, производит и продает предприятие продукцию или нет.
В числе плановых затрат отдельно нужно рассмотреть бюджет управленческих расходов. В состав этих расходов входят те затраты, которые непосредственно не связаны с производством и сбытом продукции. Речь идет о следующих расходах:
Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на базе производственном программы. Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч. (т. е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты. 68. Бюджет производства: содержание, порядок построения и методология анализа. Бюджет производства Для сбалансированности потребностей рынка и возможностей предприятия формируется бюджет производства, учитывающий портфель заказов, производственные мощности и ресурсы. При формировании плана производства, как составной части общего бюджета предприятия, рассчитывается производственная программа, определяется выпуск побочной продукции, планируются складские запасы с учетом нормативов, рассчитывается потребность в материальных ресурсах пропорционально объему производства, определяется фонд заработной платы основных производственных рабочих. Производственная программа представляет собой план выпуска валовой и товарной продукции в натуральном выражении на планируемый период с разбивкой по календарным периодам (квартал, месяц) и обеспечивает построение скоординированных календарных планов для цехов основного и вспомогательного производства, обеспечивающих служб. Бюджет производства формируется на основе представленного алгоритма расчета производственной программы и является результатом согласования следующих целей: · полное удовлетворение потребностей рынка сбыта; · потребность в продукции для внутреннего использования; · максимально возможная загрузка оборудования; · учет ресурсных возможностей. Рассчитывая программу производства на предстоящий период, предприятия учитывают следующие бизнес-прогнозы и справочники: · Контракты с покупателями по основной и прочей деятельности определяют потребность рынка; · Постоянные затраты на производство формируют потребность в производстве продукции для внутреннего использования; · Производственные нормы, указанные в Спецификациях, устанавливают необходимые ресурсы на основе рецептур производства продукции и определяют выпуск полуфабрикатов и побочной продукции; · Складские запасы формируют нормативный прирост продукции для обеспечения страхового запаса и устанавливают сверхнормативные запасы; · Незавершенное производство используется для выпуска продукции, находящейся в незавершенном производстве на начало года; · Маршруты определяют приоритетность производственного оборудования и максимальные мощности по выпуску продукции; · Контракты с поставщиками предложения и возможные ограничения по расходным компонентам и продуктам, в случаях использования их для перепродажи. Планово-учетной единицей при составлении производственной программы является продукт (полупродукт), выпускающийся на производственной установке с определенной рецептурой производства. Уровень детализации зависит от прогнозирования потребительского спроса на продукцию и периода планирования. Составляя производственный план, специалисты производственного отдела должны учитывать следующие моменты: · количество изделий, которое требуется произвести в каждый период времени; · необходимый уровень материально-производственных запасов с учетом срока хранения; · потребность в производственных ресурсах в каждый период времени; · наличие необходимых ресурсов. Разработанный производственный план должен в максимальной мере удовлетворять рыночный спрос, не предполагая при этом выхода за рамки имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Для этого потребуется определить, какие ресурсы необходимы для удовлетворения спроса на рынке, сравнить их с имеющимися и предлагаемыми ресурсами. В случаях невыполнения установленных заказов покупателей, необходимо определить и проанализировать полученные ограничения. При составлении бюджета проводится анализ полученных расчетных показателей и оценка краткосрочных планов производства продукции, способствующие принятию оптимальных управленческих решений. Анализ планируемой производственно-хозяйственной деятельности может проводиться на основе следующих индикаторов. Коэффициенты, характеризующие эффективность производства и реализации продукции: · коэффициент ритмичности характеризует равномерность выпуска продукции в соответствии с предполагаемым спросом; · коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения плановой отгрузки к прогнозному спросу; · коэффициент выполнения договорных обязательств проводится в разрезе продукции и отдельных договоров; · коэффициент использования производственной мощности; · среднегодовая выработка продукции; · удельный вес новой продукции. Качественное планирование программы производства напрямую зависит от прогнозирования потребностей и согласования их с возможностями предприятия и непосредственно влияет на составление операционных и финансовых бюджетов. 69. Бюджет коммерческих расходов: содержание и порядок построения.
Формирование бюджета коммерческих расходов Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета. При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде. В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продаж умогут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки. Коммерческие расходы подразделяются на: · переменные издержки, зависимые от объема продаж конкретного продукта, региона, или в целом отгрузки товаров по предприятию, и рассчитанные на основании установленного процента в прогнозе "Коммерческие нормируемые затраты"; · условно-постоянные издержки, связанные с осуществлением коммерческой деятельности и распределяемые на продукты согласно установленной учетной политики. Переменные коммерческие расходы рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа. Как правило, планирование прогнозного спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, и классифицирует соответствующие затраты по следующим критериям: · транспортные услуги и экспедирование грузов; · аренда складских помещений и транспортных средств; · рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта; · расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции; · расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью; · расходы на содержание транспортных средств; · страхование имущества; · таможенные процедуры и комиссионные на экспорт. Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличении продаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии маркетинговой политики и положений по премированию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|