Взаимодействие ДОУ с семьей
Информационное сопровождение темы: Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает: -их физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье; -их эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо; -условия их развития, включая общение, возможность ползать, ходить, бегать, играть, а также получать новые впечатления. Ко времени, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, семья уже успевает преподать ребенку множество вещей - от способов пользования чашкой до приемов бросания мяча и приучения получать удовольствие от слушания сказок. Дошкольное образование надстраивается над этими первичными отношениями ребенка и семьи, предоставляя родителям возможности участия во всех аспектах программы воспитания детей. Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью (А.Г.Харчев). Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства и родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку существования членов семьи/А.И.Антонов/. Семья – уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению, психологическое убежище человека от столкновения его с внешней средой, место восстановления его духовных сил и эмоционального равновесия /М. С. Мацковский, А.Г. Харчев, З.А. Янкова/.
Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа /А.Г. Харчев, Ю.П. Азаров/. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные /мама – врач, папа - строитель/ «подсистемы». Семья удовлетворяет потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, организации общественного потребления, передачи культурного наследия. Сегодня исследователям не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. Классификация типов современных семей включает более 40 разновидностей. Современные семейные отношения представлены двумя типами семей: типичным и нетипичным. Современные типичные семьи отличаются между собой по определенным признакам: - родственной структуре: нуклеарная (супружеская пара с детьми) и расширенная (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними); - количеству детей: бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья (трое и более детей); - составу: полная (включает отца, мать и детей) и неполная семья (один из родителей отсутствует). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, рождения внебрачного ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания; - географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и районах Крайнего Севера). Спокойный, регулируемый изменениями в природе ход жизни села отличается от быстрого, ритмичного темпа жизни и работы в городе. Для города характерно большое количество общественных групп, высокий уровень подвижности населения, в то время как в деревне классово-условная структура более однородна. Семьи различаются:
- по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) семьи (супруги имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации; - семейному стажу: молодожены (1 год); молодая семья (до 3 лет); достигшие среднего супружеского возраста (от 4 до 15 лет); достигшие старшего супружеского возраста (от 15 до 25 лет); супружеские пары с большим стажем (от25 лет); - типу ведущих потребностей: удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы: с «физиологическим», типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); «интеллектуальным», т.е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; промежуточным; - по особенностями уклада и организации быта: дающая человеку общение, моральную и материальную поддержку; детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей); по интересам – дискуссионный клуб; обеспечивающая здоровье, порядок; - характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг); - характеру распределения домашних обязанностей: традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективные (обязанности выполняются совместно или по очереди); - качеству отношений: благополучные и неблагополучные (семьи в разводе, неполные; больным ребенком, когда между партнерами возникает неприязнь) - типу распределения власти- авторитарные и демократические. Авторитарная семья характеризуется строгим воспитанием. Муж (а иногда - жена) являются монопольным главой, деспотичным хозяином. Демократическая семья основана на взаимном уважении ее членов, распределении ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, совместном принятии всех важных решений. В демократической семье, как правило, «официального» главы нет, а есть лидер, авторитетное лицо, причем, муж может быть лидером в одних отношениях, а жена в других; в некоторых жизненных ситуациях лидерами могут становиться и взрослеющие дети.
Современная нуклеарная семья становится эгалитарной – равноправным союзом, с равной долей прав и ответственности всех взрослых ее членов, достаточно независимым положением детей. Семья – сложная система взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других. Представленная типология семей была бы неполной, если бы в нее не были включены нетипичные семьи. В силу объективных причин нетипичные семьи довольно трудно исследовать. Однако такие нетрадиционные брачные союзы существуют и имеют свои особенности: - встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье. Даже появление детей не служит основанием для объединения и совместного проживания. Такая семья собирается вместе либо по праздникам и выходным дням, либо на время отпуска супругов. В остальное время супруги встречаются от случая к случаю, не обременяя друг друга семейными проблемами и заботами; - прерывающаяся семья: характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство; - свингинг (открытый и закрытый): гласно или негласно супруги допускают связи вне брака. Некоторые супружеские пары в поисках сексуального разнообразия по обоюдному согласию устанавливают сексуальные отношения с другими, одной или несколькими, парами. В отличие от тщательно скрываемых внебрачных любовных увлечений, подобные взаимоотношения предполагают «со-брачный» секс: юридические, социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность; - многоженство (полигиния): встречается в мусульманских семьях. Один мужчина может иметь четырех официальных жен, которые обычно живут под одной крышей или в отдельных домах, построенных для них мужем. Если все жены и их дети находятся в одном домовладении, домашние и семейные обязанности между ними строго распределены. Муж является единовластным хозяином всех домочадцев, подчинение ему обязательно для всех членов семьи.
Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую и др. (А.Г. Харчев). Функция семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. Семья для ребенка – дошкольника – первый и основной фактор социализации. Проблеме социализирующего влияния семьи на ребенка посвящены исследования Е.П.Арнаутовой, В.В. Бойко, И.В. Гребенникова, Л.В. Загик, В.М. Ивановой, В.К. Котырло, З. Матейчек, Т.А. Репиной, Н.А. Стародубовой, Г.Т. Хоментаускаса и др. В семье закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребенка: старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Косвенная социализация заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам. Исследователи А.В. Петровский, А.С. Спиваковская характеризуют семью как первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности, как мощнейший фактор становления социальной стороны личности ребенка, формирующий жизненную позицию ребенка, влияющий на установление им взаимоотношений с окружающими, на формирование мотивов поведения и ценностных установок. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый опыт общественных отношений. В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. Влияние семьи на формирование личности ребенка намного превышает воспитательное воздействие других факторов. Только в семье идет становление определенных качеств и психических новообразований личности. Семейное воспитание сочетает в себе целенаправленные действия родителей с объективным стихийным влиянием жизнедеятельности семьи. К группе специальных воспитательных воздействий относятся целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых – научить ребенка, дать ему образец, побудить к подражанию, объяснить и пр. Но воспитание не сводится только к специально организованным формам педагогического воздействия. Оно осуществляется в ходе всей жизнедеятельности семьи.
По мнению И.В. Гребенникова, главная особенность семейного воспитания – в слиянии педагогического влияния уклада жизни семьи и целенаправленной деятельности родителей по воспитанию детей. Специфика семейного воспитания заключается в своеобразии самой семьи как института воспитания. По мнению исследователей Т.А.Марковой и А.Г. Харчева, главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его основной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям. В исследовании А.Д. Кошелевой раскрыта особая роль семьи в эмоциональном развитии ребенка. Семья – первая школа чувств ребенка. Для их формирования, нормального развития большое значение имеет воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к окружающему. Незаметно для себя он впитывает интересы окружающих его членов семьи, приобретает те или иные симпатии (Я.Корчак, Т.А. Маркова). Положительное эмоциональное состояние ребенка – основа его доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. По утверждению Г.Т. Хоментаускаса, Ю.Б. Гиппенрейтера, осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но и определяет его реакции на происходящее, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Итак, важная особенность семейного воспитания – эмоциональный интимный характер отношений между взрослыми и детьми, в чем заключается сила и преимущество семейного воспитания. Следующая особенность семейного воспитания – постоянство, длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Ценностные ориентации и воспитательные установки семьи оказывают влияние на формирование интересов, потребностей, запросов ребенка. Согласно исследованиям П.Э. Пробста, семья является одним из основных субъектов формирования фундаментальных ценностных ориентаций детей, приоритетным источником моделирования их поведения в обществе. Семья определяет стиль поведения ребенка в социальных и межэтнических отношениях, определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения (А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров). Еще одна особенность семейного воспитания – осуществление его на основе авторитета взрослых, их примера. Воспитательное воздействие на ребенка осуществляется через жизнедеятельность семьи. Исследователи – психологи справедливо считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада детей – постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Воспитание проходит успешно, если педагог или родитель обладает авторитетом, который определяется в словаре как «заслуживающий полного доверия, пользующийся общим уважением, признанием, влиянием». Главные основания авторитета родителей: жизнь и работа, знание жизни, помощь ребенку и ответственность за него. Авторитет не требует никаких доказательств и является несомненным достоинством в признании привилегий за носителями права на руководство. Он проявляется в готовности ребенка следовать указаниям и советам. Разрушает авторитет чаще всего использование двойной морали: одной – для окружающих, другой – для повседневного общения в быту. К особенностям семейного воспитания относится наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную «воспитательную» деятельность семьи. В семье имеются объективные возможности для общественно-полезной деятельности детей, опосредованного приобщения к труду родителей, совместному отдыху. В исследованиях Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой отмечается: если ребенок – дошкольник, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери и отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Это также способствует гармонизации семейных взаимоотношений и, следовательно, повышает возможности педагогического влияния родителей на ребенка. Исследователями выделяется и такая особенность воспитания в семье, как наличие условий для различных социальных контактов и возможность усваивать разные социальные роли. В семье происходит общение людей разного возраста с различными интересами и профессиональной деятельностью, т.е. семья выступает как дифференцированная социальная группа. Семья – микромодель общества для ребенка, важнейший фактор в выработке социальных установок и формировании жизненных планов. Тип детско-родительских отношений в семье оказывает важное влияние на формирование характера ребенка, особенности его поведения, личности в целом. Так, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть основных типов семейного воспитания: гипопротекция (гипоопека), доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция(»кумир семьи»), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность. Можно выделить три патогенных типа воспитанияна основе оценки стилей воспитания в семье (В.И. Гарбузов): непринятие (эмоциональное отвержение), гиперсоциализирующее воспитание, эгоцентрическое воспитание. Изучению стилей семейного воспитанияпосвящены работы отечественных и зарубежных исследователей (Д. Баумринд, Е.М. Волкова, Т.А. Маркова, Дж. Каган, Д. Конгер, П. Массен, Р.В. Овчарова, Н.А. Разгонова, А. А. Хьюстон и др.) Так, Т.А. Маркова и Н.А. Разгонова выделяют два основных направления в воспитании детей: авторитарный (властный, жесткий, подавляющий) и демократический (взаимное уважение взрослых и детей, их обоюдная организованность и ответственность). Теми же авторами выделены несколько стилей семейного воспитания: тревожный, подкупающий, подчиняющий, небрежный, угрожающий, грубый. Для успешного воспитания детей внутри семьи современным родителям нужны психолого-педагогические знания, которые способствуют объединению усилий родителей и педагогов. Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства (Е.П. Арнаутова, М.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.). У семьи и детского сада – единые цели и задачи, однако содержание и методы воспитании детей специфичны. Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.) Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так, исследователи выделяют изменение современного ритма жизни, повышение общего уровня образования, усложнение требований к уровню социализированности и воспитанности детей, а также увеличение количества неполных семей, семей с неблагоприятным психологическим климатом, т.е. кризисными процессами, все более охватывающими современную семью и влияющими на ее воспитательный потенциал. В 70-80 – х гг. прошлого столетия осуществлялся педагогический всеобуч для родителей. Задачи и тематика занятий всеобуча конкретизировались в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. Большая роль отводилась педагогическому всеобучу в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), где сказано, что педагогический всеобуч улучшит семейное воспитание. Парадоксален тот факт, что, несмотря на обилие форм просветительской работы с родителями, все равно существовали определенные дефекты воспитания. Причина кроется в том, что специалисты обращались к «усредненным» родителю и ребенку. Присутствовали некая обязательность, формализм, например, в некоторых случаях педагоги даже не отдавали родителям детей из детского сада, чтобы родители посещали в обязательном порядке собрания. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) показаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Термин «взаимодействие» - сравнительно молодой, он предполагает общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18). В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка. В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения. Современные родители достаточно грамотны и образованны, многие из них имеют доступ к педагогической информации. О типичных ошибках родителей сказано немало в педагогической литературе, много опубликовано материала о негативных факторах семейного воспитания. Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить. Общение педагога с родителями воспитанников обладает рядом преимуществ: непосредственностью контактов, возможностью оказывать конкретную адресную помощь, наличие «обратной связи» между педагогами и родителями. Педагог владеет информацией о конкретных детях, посещающих группу, где он постоянно с ними общается изо дня в день, видит их достижения и недостатки, проблемы в развитии. Как показали исследования В.М. Ивановой, воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальным лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том, что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня, об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в ДОУ, помочь адаптироваться ребенку к ДОУ. В основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество, создание специальных программ, направленных на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Дошкольное учреждение должно быть открытым для родителей и членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов /праздники, собрания, субботники/. Воспитателю следует вовлекать родителей в образовательный процесс. Работа с семьей отражена в образовательных программах. Так, в программе «Из детства – в отрочество» авторы строят взаимоотношения с родителями по двум направлениям на основе доверительных контактов: 1. Просветительская деятельность педагога (ознакомление родителей с образовательной программой, в соответствии с которой работает детский сад). 2. Работа с родителями, дети которых не посещают детский сад, но живут рядом с ДОУ. Организуются группы неполного дня (на 2 часа). Существуют разные формы сотрудничества ДОУ с семьёй: 1. Традиционные – родительские собрания, педагогические консультации, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи. 2. Нетрадиционные – семейные посиделки, вечера, вернисажи, день семьи, клуб выходного дня, выпуск журналов, газет, организация творческих мастерских, клубов для родителей и детей. А.В. Петровским предложена нетрадиционная форма сотрудничества «доверительный деловой контакт», включающий три этапа: а) трансляция родителям положительного образа их ребенка; б) трансляция родителям педагогических знаний; в) тесное взаимодействие с родителями по воспитанию и развитию ребенка. В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле - и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, журналов, Интернета. Сегодня телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети», «Мой Кроха и Я», «Родители», «Наш малыш», «Материнство», «Счастливые родители» и другие созданы специально в помощь родителям. Знакомясь с ними, родители имеют возможность получить заочную консультацию специалистов в области медицины, психологии, педагогики. Данные передачи и издания затрагивают актуальные вопросы воспитания ребенка в современном мире: ребенок и компьютер, ребенок в мире мобильной связи, взрослый мир в детских мультфильмах, гиперактивные дети и др. В.В. Ксенофонтовым отмечаются достоинства телевидения как средства педагогической пропаганды: в силу визуальности оно подкрепляет слово изображением, показом, привлекает квалифицированных специалистов из разных областей науки. Преимуществами средств массовой информации являются также доступность, доверительность контакта, интимность, обращенность в лирической форме к каждому зрителю лично. Современное развитие телевидения и радиовещания позволяет быть не просто зрителем, но и соучастником программы. Позвонив, зритель, слушатель имеют возможность лично обратиться с волнующим вопросом к специалисту в студии. Однако следует отметить, что они не могут заменить непосредственного общения педагога с родителями. Получение информации по каналам радио и телевидения, публицистики не предполагает наличия «обратной связи», к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания, особенностей конкретной семьи, испытываемых ею трудностей. Поэтому сведения, поступающие от средств массовой информации, нельзя считать достаточными. Е.П. Арнаутова считает, что нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания. Компетентное родительство включает в себя разум, чувства и действия. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, коммуникативного, рефлексивного и др. Качество родительской компетентности, по мнению ученых, будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний язык контакта с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся следующие: - учет личного опыта родителей; - подвижность образовательных программ; - вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, Т.В. Кротова, О.Л. Зверева, В.М. Иванова рекомендуют руководствоваться взаимосвязанными принципами построения общения педагогов с родителями. К ним относятся: - доверительность отношений; - личная заинтересованность родителей; - утверждение их самоценности; - принцип их эмансипации. Ранее взаимодействие ДОУ и семьи развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. Сегодня акцент должен ставиться не только на знаниях, хотя они, безусловно, необходимы, но и на умении применять их на рефлексивной основе. В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями – это наиболее исследованная область в современной педагогике, представленная во многих пособиях для воспитателей. Сейчас накоплен богатый опыт в дошкольных учреждениях проведения «Педагогических гостиных», совместных досугов, викторин, спортивных праздников, участия родителей в мероприятиях детского сада, занятиях и т.д. Чтение докладов уходит в прошлое. Т.В. Кротова разработала классификацию нетрадиционных форм обращения педагога с родителями. К ним относятся информационно- аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Эти формы направлены: - на выявление интересов, запросов родителей; - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми; - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей; - формирование у родителей знаний и умений о воспитании детей. Они условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую. Задача информационно-ознакомительной группы – знакомство родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Например, это дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Задачи информационно – просветительской группы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; создание библиотеки для родителей. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что семья и дошкольное учреждение работают в тесной взаимосвязи, каждое из них имеет свои особые функции, не стремится подменить друг друга, а устанавливают доверительный контакт, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Концепция дошкольного воспитания указывает на нетрадиционные способы оказания помощи семье: осуществление социальной поддержки семье, открытие групп с удобным для семьи графиком работы, оказание специальных образовательных услуг молодой семье. Ребенок в системе «Детский сад - семья» является равноправным субъектом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|