Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды инструктажей по охране труда и порядок их проведения на предприятиях Украины

 

Работники, во время принятия на работу и периодически, должны прохо

дить на предприятии инструктажи по вопросам охраны труда, оказания первой медпомощи пострадавшим от несчастных случаев, а также по правилам поведения и действиям при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий.

За характером и временем проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится:

со всеми работниками, которые принимаются на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности;

с работниками других организаций, которые прибыли в командировку на предприятие и принимают непосредственное участие в производственном процессе или выполняют другие работы для предприятия;

с учениками и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения трудового или профессионального обучения;

с экскурсантами в случае экскурсии на предприятие.

Вводный инструктаж проводится специалистом службы охраны труда или другим специалистом соответственно приказу (распоряжению) по предприятию, который в установленном Типовым положением порядке прошел обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вводный инструктаж проводится в кабинете по охране труда или в помещении, которое специально для этого оборудовано, с использованием современных технических средств обучения, учебных и наглядных пособий за программой, разработанной службой охраны труда с учетом особенностей производства. Программа и продолжительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия.

Запись о проведении вводного инструктажа делается в журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда, который сохраняется службой охраны труда или работником, который отвечает за проведение вводного инструктажа, а также в приказе о принятии работника на работу.

Первичный инструктаж проводится в начале работы непосредственно на рабочем месте с работником:

новопринятым (постоянно или временно) на предприятие или к физическому лицу, которое использует наемный труд;

при переводе с одного структурного подразделения предприятия к другому;

который будет выполнять новую для него работу;

прикомандированным работником другого предприятия, который принимает непосредственное участие в производственном процессе на предприятии.

Проводится с учениками, слушателями и студентами учебных заведений:

в начале трудового или профессионального обучения;

перед выполнением каждой учебной задачи, связанной с использованием разных механизмов, инструментов, материалов и т.п.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально или с группой лиц одной специальности за действующими на предприятии инструкциями по охране труда соответственно выполняемым работам.

Повторный инструктаж проводится на рабочем месте индивидуально с отдельным работником или группой работников, которые выполняют однотипные работы, по объему и содержанию перечня вопросов первичного инструктажа.

Повторный инструктаж проводится в сроки, определенные нормативно правовыми актами по охране труда, которые действуют в отрасли, или работодателем (физическим лицом, которое использует наемный труд) с учетом конкретных условий работы, но не реже:

на роботах с повышенной опасностью - 1 раз в 3 месяца;

на других работах - 1 раз в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда:

при введении в действие новых или пересмотренных нормативно-правовых актов по охране труда, а также при внесении изменений и дополнений в них;

при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, которые влияют на состояние охраны труда;

при нарушениях работниками требований нормативно-правовых актов по охране труда, которые привели к травмам, авариям, пожарам и т.п.;

при перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней - для работ с повышенной опасностью, а для других работ - свыше 60 дней.

Внеплановый инструктаж с учениками, студентами, слушателями проводится во время проведения трудового и профессионального обучения при нарушениях ими требований нормативно-правовых актов по охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т.п..

Внеплановый инструктаж может проводиться индивидуально с отдельным работником или с группой работников одной специальности. Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, которые послужили причиной его проведения.

Целевой инструктаж проводится с работниками:

при ликвидации аварии или стихийного бедствия;

при проведении работ, на которые соответственно законодательству, оформляются наряд-допуск, приказ или распоряжение.

Целевой инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников. Объем и содержание целевого инструктажа определяются в зависимости от вида работ, которые будут выполняться.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник структурного подразделения, мастер) или физическое лицо, которое использует наемный труд.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи завершаются проверкой знаний в виде устного опрашивания или с помощью технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда, лицом, которое проводило инструктаж.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний, умений и навыков относительно безопасного выполнения работ после первичного, повторного или внепланового инструктажей, на протяжении 10 дней дополнительно проводятся инструктаж и повторная проверка знаний.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний после целевого инструктажа допуск к выполнению работ не предоставляется. Повторная проверка знаний при этом не разрешается.

О проведении первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей и допуска к работе, лицо, которое проводило инструктаж, вносит запись в журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда на рабочем месте. Страницы журнала регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

В случае выполнения работ, которые оформляются нарядом-допуском, целевой инструктаж регистрируется в этом наряде-допуске, а в журнале регистрации инструктажей - не обязательно.

Перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от повторного инструктажа, утверждается работодателем.

 

4.6 Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

 

К экономическим методам управления охраной труда предприятий и организаций относятся наложение штрафов, а также различных взысканий, предусмотренных и утвержденных постановлением Кабинета министров Украины.

К основным методам управления охраной труда относятся:

1. Стимулирование – поощрение за безопасность в работе.

2. Наказание или привлечение к ответственности за нарушение охраны труда.

Статьей 49 Закона Украины «Об охране труда» предусмотрены дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность работников за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда.

Дисциплинарная ответственность работников устанавливается за нарушение трудовой дисциплины, за невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, в том числе в области охраны труда.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работников есть нарушения законодательных и других нормативных актов по охране труда и их действия, направленные на создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного надзора за охраной труда их полномочий.

КзоТ Украины (ст. 147) установлено такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы.

Дисциплинарное взыскание применяется владельцем или уполномоченным им органом непосредственно за выявлением проступка, но не позднее одного месяца со дня его выявления.

Административная ответственность налагается за любые посягательства на общие условия труда, кроме случаев, когда такие нарушения не тянут за собой уголовной ответственности. Это, в частности:

- нарушение законодательных и других нормативных актов по охране труда;

- создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора и представителей профессиональных союзов.

Соответственно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях, требований законодательных и других нормативных актов об охране труда тянет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на работников и, в частности, служебных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан - владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц.

Административное взыскание накладывается должностными лицами органов государственного надзора за охраной труда постановлениями в делах об административном взыскании на основании составленных ими протоколов об административном правонарушении.

Максимальные размеры и виды штрафов, которые могут быть наложены служебными лицами Госнадзорохрантруда установленные Кодексом Украины об административных правонарушениях до 10 необлогаемых минимумов доходов граждан.

Порядок наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение нормативных актов об охране труда определенный Положениям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1993 г. № 754 и Инструкцией относительно применения указанного Положения, утвержденной приказом Госнадзорохрантруда, Министерством финансов и Министерством экономики Украины от 25 июля 1994 г. № 71-а и изменения в Кодекс от 05.04.2001 г. № 2342-01.

Материальная ответственность рабочих и служащих регламентируется статьями 130—138 Кодекса законов о труде Украины и другими нормативными актами, которые касаются этой ответственности в трудовых отношениях.

Общими основаниями наложения материальной ответственности на работника есть наличие прямого действительного вреда, вина работника (в форме

умысла или неосторожности), противоправного действия (бездеятельность) работника, а также наличие причинной связи между виновными и противоправными действиями (бездеятельностью) работника и причиненным вредом. На работника может быть наложена материальная ответственность при наличии всех перечисленных факторов, отсутствие хотя бы одной из них исключает материальную ответственность работника.

Привлечение работника к криминальной, административной или дисциплинарной ответственности за действия, которыми причинен вред, не освобождает его от материальной ответственности.

Законодательство предусматривает разные виды материальной ответственности в зависимости от того, есть ли в действиях работника, признаки криминального преступления или нет. При наличии в его действиях признаков преступления на работника может быть в силу ст. 134 КЗоТ Украины наложено полную материальную ответственность, а при отсутствии таких признаков на работника налагается ограниченная ответственность в пределах его среднемесячного заработка.

Особые правила наложения материальной ответственности предусматривает ст. 450 Гражданского кодекса Украины, когда вред причинен источником повышенной опасности - организациями и гражданами, деятельность которых связана с транспортными средствами, механизмами, промышленными предприятиями, строительством и т.п.

Владелец источника повышенной опасности (завод, автопредприятие, строительство и т.п.) несет материальную ответственность за вред, причиненный этим источником независимо от наличия вины. А работник этого предприятия (водитель, строитель, работник, который обслуживает механизмы и т.п.) несет материальную ответственность на основании статей 130-137 КЗоТ Украины лишь при наличии вины в действиях работника, причиненных собственнику или уполномоченному им органу, в порядке регресса.

Существенное значение имеет общий объем и размер причиненного ущерба в связи с нарушением требований относительно охраны труда. Этот ущерб может состоять из сумм, выплаченных потерпевшему на возмещение утраченного заработка, единовременного пособия, дополнительных затрат на лечение, протезирование и т.п., когда пострадавший остался живой, а также из сумм, израсходованных на погребение в случае смерти пострадавшего, выплаченных сумм единовременного пособия на семью и на иждивенцев. Кроме того, к сумме ущерба, причиненного нарушением законодательства по охране труда, относятся суммы, выплаченные добровольно или взысканные судебным решением в порядке возмещения морального вреда (ст. 12 Закона Украины «Об охране труда»). Возмещение морального вреда возможное и при отсутствии данных о потере пострадавшим профессиональной трудоспособности.

 

 

 

 


Рис. 4.1. Система обучения по вопросам охраны труда в Украине

 

К материальному ущербу в связи с нарушением законодательства об охране труда, кроме вышеупомянутых выплат, связанных с травмированием или смертью работника, относятся также ущерб, причиненный:

- уничтожением имущества, оборудования, зданий владельца вследствие взрыва, пожара, разрушения;

- порчей материалов, полуфабрикатов, оборудования;

-выплатами сумм страхователям в связи с повреждением или уничтожением застрахованного имущества;

- выплатами штрафных санкций по договорам поставки за нарушение сроков поставки;

- оплатой труда экспертных комиссий, учреждений, предназначенных следователями и судовими органами во время проведения расследования уголовного дела и его рассмотрении в судах, а также другие убытки.

В том случае, когда работник добровольно не желает возместить ущерб, сумма вреда в размере, который не превышает среднего месячного заработка работника, отчисляется из его заработной платы по распоряжению владельца или уполномоченного им органа, выданным не позднее двух недель со дня выявления вреда, с обязательным сообщением об этом работника. Такое распоряжение может выполняться не раньше как за семь дней со дня сообщения.

В случае несогласия работника на удержание сумм, возмещение вреда проводится путем обращения владельца до районного (городского) суда на протяжении одного года со дня выявления вреда. А в случае вычитания суммы из заработной платы без согласия работника последний имеет право в трехмесячный срок обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС) с требованием о возвращении удержанных сумм (в случае отсутствия на предприятии КТС — непосредственно в суд). Если работник не согласен с решением КТС, то он имеет право в десятидневный срок обратиться с иском в суд (ст. 228 КЗоТ).

Уголовная ответственность наступает при нарушении правил безопасности, санитарных, противопожарных правил и норм которые привели к аварии, травматизму и другим негативным последствиям и определяется ст. Уголовного кодекса Украины. Мера наказания зависит от степени нарушения и может предусматривать увольнение, штраф до 15 минимальных размеров заработной платы, исправительные работы или лишение свободы от 1 до 7 лет.

В разделе Х «Преступления против безопасности производства» Уголовного кодекса Украины внесены дополнения от 5.09.2001г. №2341-Ш:

Статья 271. Нарушение требований законодательства об охране труда:

1. Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином – субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, -

наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Статья 272. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью:

1. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 273. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах:

1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, обязанным их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы от двух до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 274. Нарушение правил ядерной или радиационной безопасности:

1. Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, -

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 275. Нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений:

1. Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении или хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а равно нарушение при проектировании или строительстве правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать такие правила, если это создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумом доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иных тяжких последствий, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

4.7 Финансирование охраны труда

 

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предполагается, параллельно с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, которые выделяются отдельной строкой.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые используют наемный труд, затраты на охрану труда составляют не меньше 0,5 процента от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, которые содержатся за счет бюджета, затраты на охрану труда предполагаются в государственном или местных бюджетах и составляют не меньше 0,2 процента от фонда оплаты труда.

Суммы затрат по охране труда, которые принадлежат к валовым затратам юридического или физического лица, которое соответственно законодательству использует наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Во-первых, следует заметить, мероприятия по охране труда финансируются не за счет работающих, а работодателем. Соответственно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" все мероприятия и средства, кроме тех, что этим Законом определенные как амортизационные, относятся к валовым затратам. Во время обработки комплексных мероприятий по охране труда следует обработать и учесть требования статьи 5 "Валовые затраты" Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

С целью четкого определения этих мероприятий на сегодня уже обработан проект постановления Кабинета Министров Украины "Перечень мероприятий и средств по охране труда, которые принадлежат к валовым затратам".

Не определенным на сегодня остается срок, за который берется сумма реализованной продукции. Поэтому можно рекомендовать сумму реализованной продукции за год, который предшествует сроку действия коллективного договора. Именно в коллективном договоре определяется этот перечень мероприятий.

Средства фонда охраны труда предприятия используются только на выполнение комплексных мероприятий, обеспечивающих достижение установленных нормативов по охране труда, согласованных с местннми органами Госнадзорохрантруда, а также на дальнейшее повышение уровня охраны труда на производстве.

Эти средства должны расходоваться на: ремонтные и другие работы, связанные с поддержанием основных фондов (включая инженерно-технические средства безопасности; средства коллективной и индивидуальной защиты работающих) в надлежащем техническом состоянии, на приобретение спецодежды, молока, моющих и обеззараживающих средств; предоставление различных льгот и компенсаций работающим, организацию обучения кадров, благоустройство и озеленение территории, а также на природоохранные мероприятия.

В части финансирования профилактических мероприятий не следует забывать о Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве, первоочередной задачей которого являются проведения профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда (статья 1 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности", и право работодателя соответственно статье 45 указанного Закона " требовать от Фонда социального страхования от несчастных случаев выполнения его обязанностей относительно организации профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний и социальной защиты пострадавших".

На данное время не применяется со стороны работодателей довольно влиятельная инстанция - Наблюдательный совет, который соответственно статье 26 "Надзор за деятельностью Фонда социального страхования от несчастных случаев":

в случае наличия нарушений законодательства о страховании от несчастного случая устанавливает Фонду социального страхования от несчастных случаев срок для их устранения. Если указанные нарушения не устранены, ставит вопросы об ответственности должностных лиц Фонда согласно законодательству;

оказывает содействие отладке взаимоотношений и взаимодействия Фонда социального страхования от несчастных случаев, страхователей и застрахованных в решении задач страхования от несчастного случая.

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, осуществляется государственным и местным бюджетом, рядом с другими источниками финансирования.

 


Раздел 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

5.1 Общие сведения о травмах и профессиональных заболеваниях

 

Повреждением или травмой называется внезапное воздействие на организм человека какого-либо внешнего фактора (механического, химического, физического и т.д.), приведшего к нарушению анатомической целостности организма или нарушению его функций. Травматические повреждения в производственной обстановке объединяются понятием производственный травматизм (ГОСТ 12.0.002-80).

Все несчастные случаи, в результате которых наступает временная или стойкая потеря трудоспособности в зависимости от места и обстоятельств, при которых они произошли, делят на несчастные случаи: связанные с производством, несвязанные с производством и непроизводственного характера.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, которое развивается в результате воздействия на работника специфических для данной работы вредных производственных факторов. Профзаболевания возникают в результате длительного периода работы в неблагоприятных условиях.

Производственные травмы и профессиональные заболевания происходят в результате действия опасных и вредных производственных факторов. В ГОСТ 12.0.002-80 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» они подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относятся: механические повреждения в результате воздействия движущихся механизмов или их деталей, приводов, воздействие электрического тока, повышенного давления, запыленности паров и газов; недопустимых уровней шума и вибрации; несоответствия метео- и микроклимата в рабочей зоне; недостаточного освещения и т.д.

К химическим факторам относятся: воздействие вредных веществ- кислот, щелочей, их соединений, органических веществ и т.д.

К биологическим факторам относятся: воздействие на организм человека бактерий, вирусов, грибков, растений, животных, насекомых и т.д.

К психофизиологическим факторам относятся: физические и эмоциональные нагрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда, эргономические неудобства при выполнении работ (неудобное положение, стесненность объема и т.д.).

Зона, в которой могут действовать опасные и вредные факторы представляет собой опасную зону (область в пределах радиуса 2 град. от рабочего места, определяется в зависимости от характера выполняемой работы).

 

5.2 Расследование и учет несчастных случаев на производстве

 

Кабинетом Министров Украины от 25.08.2004г. № 1112 утвержден «Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве» [2].

Действие Порядка о расследовании распространяется на: владельцев предприятий или уполномоченные ими органы; лиц, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, которые соответственно законодательству заключили с работодателем трудовой договор (контракт) или фактически были допущены к работе в интересах предприятия, а также на лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно.

Порядок расследования и ведение учета несчастных случаев, которые произошли с воспитанниками, учениками, студентами, курсантами, слушателями, стажерами, клиническими ординаторами, аспирантами, докторантами во время учебно-воспитательного процесса, в том числе во время производственного обучения, практики на выделенном участке предприятия под руководство уполномоченных представителей учебного заведения, определяется МОН по согласованию с Госнадзорохрантруда, соответствующим профсоюзным органом и исполнительной дирекцией Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расследование и учет несчастных случаев. О каждом несчастном случае пострадавший или работник, который его обнаружил, или другое лицо - свидетель несчастного случая должны немедленно сообщить непосредственному руководителю работ или другому уполномоченному лицу предприятия и принять меры к предоставлению необходимой помощи пострадавшему.

В случае наступления несчастного случая непосредственный руководитель работ (уполномоченное лицо предприятия) обязан:

срочно организовать предоставление первой медпомощи пострадавшему, обеспечить в случае необходимости его доставку в лечебно-профилактическое учреждение;

сообщить о том, что произошло работодателя, руководителя первичной организации профсоюза, членом которой есть потерпевший, или уполномоченное наемными работниками лицо по вопросам охраны труда, если пострадавший не является членом профсоюза;

сохранить к прибытию комиссии по расследованию (комиссии по специальному расследованию) несчастного случая обстановку на рабочем месте и оборудование в таком состоянии, в котором они были на момент несчастного случая (если это не угрожает жизни или здоровью других работников и не приведет к более тяжелым последствиям), а также принять меры к недопущению подобных случаев.

Лечебно-профилактическое учреждение должно о каждом обращении пострадавшего с ссылкой на несчастный случай на производстве без направления предприятия передать на протяжении суток с использованием средств связи экстренное сообщение:

- предприятию, где работает пострадавший;

- рабочему органу исполнительной дирекции Фонда по местонахождению предприятия, где работает потерпевший, или по месту наступления несчастного случая с лицом, которое обеспечивает себя работой самостоятельно;

- учреждению государственной санитарно-эпидемиологической службы, которое обслуживает предприятие, где работает потерпевший, или такому учреждению по месту наступления несчастного случая с лицом, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, - в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления).

Работодатель, получив сообщение о несчастном случае обязан немедленно:

1) сообщить с использованием средств связи о несчастном случае:

- рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по местонахождению предприятия за встановленной Фондом формой;

- предприятие, где работает потерпевший, - если пострадавший является работником другого предприятия;

- органы государственной пожарной охраны по местонахождению предприятия - в случае несчастного случая, который случился вследствие пожара;

учреждение государственной санитарно-эпидемиологической службы, которая обслуживает предприятие, - в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления);

2) организовать приказом комиссию по расследованию несчастного случая - в составе не менее трех человек и организовать расследование.

В состав комиссии включаются руководитель (специалист) службы охраны труда или должностное лицо, на которое работодателем возложено выполнение функций специалиста по вопросам охраны труда (председатель комиссии), руководитель структурного подразделения предприятия, на котором произошел несчастный случай, представитель рабочего органа исполнительной дирекции Фонда по местонахождению предприятия (по согласию), представитель первичной организации профсоюза, членом которой является потерпевший, или уполномоченое наемными работниками лицо по вопросам охраны труда, если пострадавший не является членом профсоюза, другие лица.

В случае наступления несчастного случая с тяжелыми последствиями, в том числе с возможной инвалидностью пострадавшего, в состав комиссии обязательно включается представитель рабочего органа Фонда по местонахождению предприятия.

В состав комиссии не может включаться руководитель работ, который непосредственно отвечает за состояние охраны труда на рабочем месте,где произошел несчастный случай.

В случае выявления острого профессионального заболевания (отравления) в состав комиссии включается также представитель учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, которая обслуживает предприятие, и рабочего органа исполнительной дирекции Фонда по местонахождению предприятия.

На предприятиях, где нет структурных подразделов, в состав комиссии включается представитель работодателя.

Пострадавший или лицо, которое представляет его интересы, не включаются в состав комиссии, но имеет право принимать участие в ее заседаниях, высказывать свои предложения, прибавлять к материалам расследования документы, которые касаются несчастного случая, давать соответствующие объяснения, в том числе излагать в устной и письменной форме личную мысль относительно обстоятельств и причин несчастного случая и получать от председателя комиссии информацию о ходе проведения расследования.

В случае если несчастный случай произошел с лицом, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, расследование организовывает рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту несчастного случая, для чего образовывает приказом комиссию в составе не менее трех человек.

В состав комиссии включаются представители рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (председатель комиссии) по месту несчастного случая, райгосадминистрации - в случае наступления несчастного случая в городе районного значения, или облгосадминистрации - в случае наступления несчастного случая в городе областного значения, первичной организации профсоюза, членом которой есть потерпевший, или лицо, которое представляет его интересы.

В случае острого профессионального заболевания (отравления) в состав комиссии также включается представитель учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы по месту несчастного случая.

Комиссия обязана на протяжении трех суток:

обследовать место несчастного случая, получить объяснение п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...