Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль барьеров и их преодоление в системе непрерывного образования




Развитие цивилизации тесно связано с совершенствованием технологий не только в производстве, но и в системе обучения. Внедрение новых форм обучения особенно остро необходимо в системе непрерывного образования. Как известно, обучение в течение всей жизни — генеральное направление в системах образования всех передовых стран.

Бурный рост разнообразия форм обучения взрослых связан с рядом факторов. Прежде всего — это быстрое старение знаний и навыков. Периодическая компенсация потерявших актуальность знаний, замена их новыми позволяет специалистам сохранить профессиональную пригодность в течение жизни.

Кроме основной системы повышения квалификации, в последние годы появилось много всевозможных курсов, позволяющих не только восполнить знания, но и сменить профессию,

134

дающих возможность переквалифицироваться на специальности, остро необходимые обществу в данный момент. Это позволяет не только смягчить тяготы безработицы, но и содействует по мере изменения интересов, личностному росту.

Указанные формы обучения имеют специфику, связанную с контингентом учащихся. Во-первых, приходится комплектовать группы, весьма неоднородные по возрасту, узкой специальности, уровню исходной подготовки, полу, национальности, конфессии. Во-вторых, в отличие от обычного вуза, в системах переподготовки часто ограничено время обучения.

Очевидно, что некоторые из этих особенностей предъявляют внутренне противоречивые требования к преподаванию. Необходимо быстро и хорошо подготовить по современным направлениям тех, кто имеет слабую базовую подготовку. Опыт неудач в прошлых попытках трудоустройства, зрелый возраст, затрудняющий, как им кажется, усвоение нового, приводит многих из поступающих к уверенности, что «мне уже поздно учиться этому», «я не подхожу для этого», «у меня нет времени, чтобы учиться», «у меня нет способностей» и т. д. Подобные установки, особенно если они не осознаются, создают самые неблагоприятные условия для обучения. Поэтому первоочередной задачей работы с новым набором слушателей является преодоление установок, порожденных представлением о собственной неполноценности, трансформация их в более продуктивные подходы к собственному развитию и совершенствованию.

Рассмотрим подробнее, с каким противодействием придется иметь дело преподающим в этой системе обучения и какие у них есть возможности для решения указанных задач, Прежде всего помощь требуется самым старшим, поскольку на них сильнее действуют возрастные барьеры [15, 16].

Реальные и мнимые проблемы зрелого возраста.

          Другим радостям ставят пределы и время,

и место, и возраст, а занятия пауками в

счастье нас украшают, в несчастье

прибежищем нам служат, радуют нас дома,

н e мешают в пути, с нами они на покое, и

на  чужбине, и на отдыхе.

Цицерон

Предположим, что наш специалист уже прошел кризис середины жизни, который для многих наступает достаточно рано, как кульминационный момент наивысших достижений в избранной деятельности. Осознанный кризис — это удачный вариант, так как многие избегают отчетливого переживания этого состояния. Если же человеку удалось избежать кризиса середины жизни, т. е. если он в некоторый момент не произвел осознанно ревизии своих прошлых планов и достижений и не наметил новых путей с учетом изменившейся реальности, то последующие годы, период зрелости (обычно 45~60 лет) могут пройти невыразительно, бесцветно и окончиться прекращением трудовой активности. Не знавшие этого кризиса теряют живость, психическую подвижность, необходимые для продолжения развития в последующие годы.

Когда же необходимость переоценки ценностей в середине жизни встречена открыто, лицом к лицу, то результатом ее может стать глубинное обновление личности и, как следствие, рост удовлетворенности в зрелый период, распространяющийся и на более поздние годы.

Главное в этом возрасте — неуспокоенность. Человек должен попытаться осознать, что пришла пора сосредоточить усилия на том, чтобы после себя оставить нечто, в чем продлилась бы жизнь его личности. Когда человек успокаивается, он непроизвольно сужает круг интересов и сферу общения, перестает развиваться. Возникает чувство опустошения, вызывающее застой. Некоторые люди в этом тягостном состоянии все усерднее концентрируют интересы на себе, начинают потакать себе, как ребенку, чрезмерно о себе заботиться. Если же человек продолжает активно работать, поддерживает и расширяет круг общения и интересов, тогда период зрелости может оказаться очень продуктивным.

Это подтверждается и данными исследований. Кроме установленного Леманом оптимального для выдающихся открытий возраста (около 40 лет), Пельц и Эндрюс обнаружили и второй пик творческой активности — через 10~15 лет после первого, т. е. в 50~55 лет. Приведем примеры. Е. О. Патон к 60 годам за заслуги в области мостостроения был удостоен звания академика, однако мировую известность приобрел значительно позднее, когда вместо ухода на пенсию решил приобрести новую профессию — занялся электросваркой, создав методы проектирования сварочных конструкций. Марион Харт получила пилотское удостоверение в 66 лет. В 80 лет она пересекла в одиночном беспосадочном 15-часовом полете Атлантический океан. Значит, еще не поздно!

Однако, подходя к зрелости, надо выработать оптимальную стратегию. Не следует думать, что приемы, подходы и принципы, сформированные в молодости, останутся столь же продуктивными во все периоды жизни. Как правило, первая половина жизни посвящена стремлению к достижениям в учебе, поиску работы, женитьбе. С годами акценты смещаются. Во второй половине у человека больше времени для проявления своего «Я». Если этого смещения не происходит, если человек, как и в молодости, настроен на все новые приобретения — он заболевает. Законы послеполуденной жизни — совсем не те, что законы жизни утренней.

Сколько вам лет?

Паспортный и психический возраст достаточно часто не совпадают. Некоторые люди до глубокой старости сохраняют душевную молодость, а другие с молодости — старики. Обычно увеличение паспортного возраста определяет постепенный рост и усложнение социальных нагрузок. Однако так события развиваются только при гармоничном развитии, когда зрелость каждого этапа соответствует усложнению предъявляемых жизнью требований. При аномальном, асинхронном развитии, когда в зрелости человек не находит нового поприща для приложения сил, у него может наблюдаться постепенное сужение круга интересов, приводящее к сосредоточению на своем внутреннем мире и снижению способности к общению. Это, в свою очередь, способствует или даже провоцирует эмоциональный срыв, связанный с невозможностью понимать быстро меняющийся мир и разрешающийся в агрессии или глубокой апатии.

В подобных неблагоприятных обстоятельствах могут подчеркиваться и обостряться неприятные черты характера — консерватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость и обидчивость. Учитывая вероятность такой возрастной психологической деформации, человек должен осознанно направлять усилия на поддержание в себе духовной гибкости и помогать себе преодолевать возрастную тенденцию к ригидности во взглядах и неспособности менять установки, держать свой ум открытым для новых идей.

С годами сужение временной перспективы оборачивается не только апатией, но и боязнью новых начинаний. Только устремление в неизвестность, мужество брать на себя новую ответственность сохраняют свежесть восприятия. Смелость же и мужество, в свою очередь, стимулируются прогрессивно нарастающими успехами.

Главная психологическая потребность в зрелом возрасте — поиск смысла прожитой части жизни. Отсутствие ясной цели в жизни действует угнетающе. Нарастающая склонность к воспоминаниям отражает процесс переосмысливания. В этот период человек стремится получить от молодых подтверждение, что его жизнь прожита не зря. Все это — значимая и плодотворная работа психики, если только она не чрезмерна. Однако некоторые люди склонны создавать из своей прошедшей юности нечто вроде утраченного рая, превращая ее в неисчерпаемый источник ностальгических сожалений. Они не осознают, что возможность жить прошлым практически не оставляет им времени жить настоящим. Однако одновременно с погружением в прошлое происходит утрата стимулов к жизни, и, как следствие, резко ухудшается здоровье. Известно, что неработающие чувствуют себя хуже, чем работающие, так как именно наличие жизненно значимых целей определяет самочувствие.

С годами возникает и специфическое отношение к неопределенности. В обстановке недостатка информации, дефицита определенности снижается устойчивость, растет тревожность, падает готовность к риску, что усугубляется уменьшением социальных контактов. Вместе с тем уровень притязаний растет, поддерживаемый добросовестностью. Все это приводит к глубинным конфликтам, которые меняют характер реакции на фрустрацию, — она приобретает форму внешних обвинений, определяя возрастную нетерпимость (как уже было показано, это одна из форм психологической защиты — по типу проекции).

Кризис может обнаруживаться в повышенной суетливости. Обычно она нарастает на фоне выключенное™ из активной жизни, осознания, что утрачено радующее будущее. Человек вдруг понимает, что борьба за деньги, славу, власть — за все, что может пригодиться, но в будущем, — теперь бессмысленна, ибо будущего нет. Когда человек лишается будущего, из его жизни уходит ожидание радости и счастья, которое у активного человека появляется без видимых причин (и само по себе является счастьем). И чем дотошнее анализ будущих трудностей, чем глубже уверенность в тщетности усилий, тем меньше багаж, с которым человек придет к старости. Мужество риска — и есть духовная молодость.

Иногда зрелые специалисты даже гордятся тем, что они «реально мыслящие люди», преследующие в жизненной перспективе практические цели. Однако в действительности именно они оказываются менее продуктивны, чем «мечтатели». В любом возрасте для сохранения творческого потенциала необходим определенный романтизм, полет воображения, мечтательный склад ума. Только это позволяет продолжать изумляться новым идеям и приветствовать их. Поэтому для оптимального развития возрастных возможностей нужно выработать новые установки и ориентировать себя на новые цели. Тогда психический возраст обратим. Некоторые говорят так: «Все это хорошо, но нам уже трудно, чисто физически». У А. Швейцера есть хороший совет для людей, которые уже устали и плохо себя чувствуют

     137

в зрелые годы: «Напряженная и все более напряженная работа!» Этому рецепту сам он следовал всю жизнь.

Опыт показывает, что человек может избавиться от ранней старческой рассудительности, если возникают достаточно привлекательные и долгосрочные перспективы. Только ожидания будущего настраивают на долгую — и физически, и психически — жизнь. Интересно, что ученые и селекционеры живут дольше, чем представители других профессий. Вероятно, это связано с необходимостью достаточно долгого ожидания плодов своих усилий и развитыми способностями извлекать чувственные удовольствия из общения с друзьями и единомышленниками. Установлено, что продуктивность ученых старшего возраста падает не из-за ухудшения интеллектуальных способностей, а, главным образом, вследствие ослабления мотивации и потери творческой смелости. Они уже так много знают, что против каждой приходящей на ум идеи немедленно выдвигают полчища аргументов.

Масштаб целей определяет душевную молодость и способствует ее продлению. Недаром говорят: «Если планы твои рассчитаны на годы — сей пшеницу, если на десятилетия — сажай сады, если же на века — воспитывай человека!»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...