Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медико психолого педагогическая реабилитация умственно-отсталых

Диф.диагноз диссоциативных (истерических) расстройств от органических и неврологических

Несмотря на то, что диссоциативные симптомы не продуцируются сознательно, они отображают представления больного о заболевании. Воспроизведение болезни будет наименее точным у людей с минимальными знаниями о ней, например у детей или умственно отсталых, и наиболее точным — у обладающих специальными знаниями. Как правило, существуют явные расхождения между признаками и симптомами диссоциативного расстройств и проявлениями и симптомами органического заболевания; например, зона распространения анестезии не соответствует анатомической иннервации данного участка. Поэтому в каждом случае необходимо провести тщательное медицинское обследование. Симптомы диссоциативного расстройств обычно предоставляют больному некоторые преимущества: эти расстройства приносят вторичную выгоду (первичной выгодой является то, что тревога, возникающая вследствие психологического конфликта, исключается из сознания больного). Так, женщина может быть избавлена от ухода за пожилым родственником, если у нее развивается конверсионное расстройство, сопровождающееся параличом. Часто диссоциативные расстройства возникают в более молодом возрасте (до 40 лет), в отличие от органических.

 

Двигательные расстройства

При осмотре конечностей больного с психогенным параличом часто оказывается, что отсутствие движения является результатом одновременного действия флексоров и экстензоров. Хотя в ответ на просьбу подвигать пораженной частью тела мышечная активность отсутствует, другие тесты обычно обнаруживают, что мышца способна реагировать, когда внимание больного чем-либо отвлечено. Область паралича не соответствует иннервации данной части тела. Соответствующие изменения рефлексов отсутствуют; в частности, подошвенный рефлекс всегда остается сгибательным. Гипотрофия, в отличие от органических заболеваний, отсутствует.

 

Психогенные нарушения походки, как правило, крайне необычны, привлекают внимание к больному и усиливаются, когда за ним наблюдают. Этот тип походки не похож ни на один из описанных при известных неврологических расстройствах. И хотя при тестировании равновесия может появиться заметная неустойчивость, она часто исчезает, если отвлечь внимание больного.

Психогенная афония не сопровождаются какой-либо патологией губ, языка, неба или голосовых связок, и больной может кашлять нормально. Она обычно более выражены, чем соответствующие состояния, вызванные органическими поражениями.

 

2) Сенсорные симптомы включают анестезию, парестезию, гиперестезию и боль, а также глухоту и слепоту. Вообще психогенные сенсорные нарушения отличаются от наблюдаемых при органическом заболевании распространением, не соответствующим схеме иннервации данной части тела, а также изменяющейся интенсивностью.

Слепота не сопровождается изменениями зрачковых рефлексов, и бывают косвенные доказательства того, что человек может видеть; например, он избегает столкновения с окружающими предметами. Границы поля зрения могут меняться, тогда как визуально вызванные реакции нормальны. Аналогичные соображения применимы и к психогенной глухоте. Психогенные судороги обычно можно отличить от эпилепсии по 4 признакам:

1) Больной не теряет сознания, хотя и может быть недоступен контакту;

2) характер судорожных движений не имеет последовательной и стереотипной формы припадков;

3) отсутствуют недержание мочи, цианоз или травмы, не прикусывается язык.

4) Данные электроэнцефалографии также нормальны

Также более выражен эмоциональный компонент


63. Стадии умирания Первые три стадии составляют период кризиса.

Первая стадия — стадия отрицания и неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: «Только не я», «Не может быть». У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Свойственно активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий. Другая группа пациентов, узнав о смертельном недуге ведет себя по–иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем начинают говорить о своем скором выздоровлении. Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако в сновидениях этих пациентов присутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце...).

Вторая стадия — стадия протеста. «Почему именно я?», «Почему другие будут жить, а я должен умереть?». В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи.

Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но «не сейчас, еще немного». Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.

Типичная ошибка в общении с умирающими – сознательное или неосознанное стремление окружающих избегать с ними лишних контактов. Следует помнить, что во многих случаях достаточно лишь присутствовать у постели умирающего, чтобы помочь ему успокоиться.

Умирающий человек хочет чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Все исследователи подчеркивают, что одним из важнейших средств работы с умирающими является стремление помочь всеми силами тому, чтобы они высказалис ь: рассказ больного о своих переживаниях помогает рассеять страхи и сомнения, устранить его изолированность, замкнутость.

Основные принципы, которые следует учитывать специалисту в работе с умирающим человеком: 1) Следует быть всегда готовым оказать помощь: внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности. 2) Проявлять терпение, спокойно относиться к его гневу, объяснять, что испытываемые им чувства совершенно нормальны. 3) На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного неуместного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие. 4) Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего её понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится. 5 ) Не следует воспринимать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для человека. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности больного. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п. 6) Служение больному «присутствием» имеет мощный психологический эффект даже когда у вас нечего ему сказать. Родственники или друзья могут просто тихо сидеть в комнате, не обязательно близко к кровати больного. Очень часто больные говорят, как это успокаивает и умиротворяет, когда просыпаешься и видишь невдалеке знакомое лицо.

Медико психолого педагогическая реабилитация умственно-отсталых

Первый этап реабилитации Задачей первого этапа реабилитации является предотвращение формирования стойкого дефекта, приводящего человека к изоляции и инвалидизации. Этот этап предусматривает применение лекарственных средств в сочетании с различными методами психо-социального воздействия. Конечно, слабоумие представляет собой стойкий и необратимый дефект интеллекта, но оно не является застывшим состоянием. Опыт лечения детей, страдающих фенилпировиноградной, резус-несовместимой, олигофренией, как и слабоумием, обусловленным сифилитической и другой инфекцией, свидетельствует о возможности некоторой компенсации интеллектуального дефекта.

Лекарственная терапия должна быть максимально дифференцированной и индивидуализированной в соответствии с этиологией дефекта и возрастом психически аномального. Ее следует начинать как можно раньше и проводить систематически, в неразрывной связи с общими реабилитационными мероприятиями. Лекарственная терапия тесно связана с воздействиями. Так, профилактика рецидивов, психогигиена и психотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура, логопедия, работа специальных детских садов и детских психоневрологических учреждений, санаториев психоневрологического профиля, медико-генетических консультаций и т. д. имеют в значительной мере и педагогическую направленность.

Наибольшее распространение при олигофрении различной этиологии, в том числе болезни Дауна, получило лечение глутаминовой кислотой, дефицит которой лежит в основе многих признаков врожденного слабоумия. При интеллектуальных дефектах, обусловленных травмой, рекомендуется лечение небольшими дозами инсулина в сочетании с глюкозой и препаратами йода. Эффективно также применение общеукрепляющих и тонизирующих средств (фитина, препаратов железа, кальция глицерофосфата), психотропных препаратов как успокаивающего действия, так и стимулирующих центральную нервную систему, способствующих регуляции основных корковых процессов (бромидов, беллоида и др.). Для уменьшения расторможенности назначают бромиды и магния сульфат. Большое значение имеют мероприятия, направленные на снижение внутричерепного давления,— спинно-мозговая пункция, введение гипертонических растворов, рентгенотерапия. При болезни Дауна помимо указанных средств применяются также нейролептические (пропазин и др.), сосудорасширяющие и антигипертензивные средства (резерпин), а также гормональный препарат — тиреоидин. Опыт лечения детей, страдающих фенилпировиноградной олигофренией, свидетельствует о том, что чем раньше начато лечение рациональной диетой, исключающей продукты, содержащие фенилаланин, тем оно эффективнее.

Второй этап реабилитации имеет профессионально-педагогическую направленность и включает коррекционно-воспитательную работу с целью обеспечения приспособляемости личности на биологически неполноценном уровне. На этом этапе должно преобладать психологическое, педагогическое и психосоциальное воздействие, направленное на стимуляцию социальной активности. Причем специальные психолого-педагогические мероприятия должны проводиться не только среди учащихся, но и среди их родственников. Обучение работать, общаться с людьми играет важную роль в ресоциализации умственно отсталого школьника.

 

Третий этап реабилитации На третьем этапе реабилитации медикаментозная терапия применяется лишь как средство, предупреждающее или купирующее обострение дефекта. При этом ведущими являются различные социальные психолого-педагогические, психотерапевтические и трудотерапевтические мероприятия. Конечной целью и смыслом реабилитации умственно отсталых является их бытовое и трудовое устройство. Основное в реабилитации — это борьба за человека, а не борьба против болезни, дефекта.


 

65. Посттравматические стрессовые расстройства – комплекс психических нарушений, возникающих в связи с экстремальной ситуацией. Развиваются остро (менее 6 месяцев после травмы), при событиях, выходящих за рамки привычного человеческого опыта.

Причины:

· Природные – климатические (ураганы, наводнения, смерчи и т.п.), сейсмические (цунами, вулканы, землетрясения) катастрофы.

· Техногенные – катастрофы на производстве, транспорте, пожары.

· Умышленные бедствия – теракты, социальные волнения, войны.

· Акты агрессии против человека – грабеж, изнасилование.

В 1888г. Оппенгейм описал «травматический невроз», Крипелин описал подобное состояние у участников Первой мировой войны. Горовиц выделил ПТСР как отдельное заболевание и описал его на примере солдат, участвовавших в войне во Вьетнаме.

В РФ симптомы ПТСР имеют около 0,5% мужчин и 1,5% женщин, т.е. около 300.000 человек. При тяжелом стрессе ПТСР развивается у 50-70% пострадавших, в концлагерях – 80-100% случаев, после войны в Афганистане – у 50-60% военнослужащих, у свидетелей тяжелых событий – в 50% случаев, у заложников – в 100% случаев формируется ПТСР.

ФР:

· Личностные особенности – внушаемость, сенситивность, различные зависимости в анамнезе (особенно социопаты), сниженная самооценка

· Психологические травмы в детстве.

· Возраст – дети, молодежь, пожилые.

· Перенесенное психическое расстройство в анамнезе.

· Отсутствие социальной поддержки.

· Физическое и психическое неблагополучие.

 

Диагностические критерии:

1. Расстройство возникает после психологической травмы, которая сопровождалась страхом, чувством растерянности и беспомощности.

2. Травмирующее событие переживается больным снова и снова, возникают flash-back симптомы, когда при восстановлении в памяти травмирующих событий, человек по новой каждый раз переживает все чувства и эмоции, сопровождающиеся вегетативными проявлениями.

3. Человек избегает стимулов, связанных с травмой, людей, вызывающих воспоминания о травме. Человек не может вспомнить важные аспекты психотравмирующей ситуации.

4. Снижение интереса к значимым видам деятельности, отчуждение или зависимость от окружающих людей.

5. Психогенная депрессия с чувством отсутствия будущего.

6. Критерии возбуждения – бессонница, пробуждения ночью, дисфория, трудности в концентрации внимания с нарушением работоспособности, повышенная бдительность с постоянной готовностью к бегству.

7. Длительность не менее 1 месяца.

8. Нарушается адаптация.

 

Виды ПТСР:

1. Тревожный вариант – постоянные flash-back симптомы, тревога, раздражительность, напряжение, бессонница, ночные кошмары, приступы с нехваткой воздуха, вегето-висцеральными симптомами.

2. Дисфорический вариант – возникает после войн, появляется агрессивность, возбудимость, раздражительность, постоянное недовольство. Больной замкнутый, жалоб не предъявляет. Постоянные flash-back симптомы.

3. Астенический вариант – слабость, вялость, безразличие ко всему, пассивность, снижение работоспособности. Flash-back симптомы неяркие.

4. Соматоформный вариант – могут возникать боли в области сердца, в животе, снижение настроения, ипохондричность. Flash-back симптомы неяркие, нетягостные.

Данный вариант ПТСР часто хронизируется и переходит в постстрессовое личностное

расстройство.

 

Лечение ПТСР:

Помощь лучше всего оказывать в специализированных учреждениях (обычно военного профиля).

1. Тревожный вариант – коаксил/ амитриптилин, тагретол (финлепсин)

2. Дисфорический вариант – тагретол.

3. астенический вариант – флуоксетин/ сертралин (антидепрессант со стимулирующим эффектом).

4. Соматоформный вариант – сертралин/ коаксил + БДП транквилизаторы + психотерапия (краткосрочная – НЛП, суггестивные методики, семейная, групповая психотерапия), которая направлена на формирование адекватного отношения к произошедшему.

 

Прогноз: выздоровление наступает у 30-40% больных, у 40% больных сохраняются отдельные симптомы, у 15-20% больных сохраняются симптомы средней тяжести, у 5-10% больных наступает ухудшение. При своевременном лечении острого заболевания прогноз значительно лучше, чем при хронизации процесса.

 

 

66. Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм, авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность, уверенность в себе. Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т. п. Человеку нужно обозначить место на линии шкалы, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности. Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность. После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой. Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой "чуть выше середины". У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает "позиционное" отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации. Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность. Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

Личностный опросник Айзенка. всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма. Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации. Второй фактор — невротизм (или нейротизм) — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента. Третий фактор - психотизм - был добавлен в четвёртной версии опросника и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями.

" Дом-Дерево-Человек" (ДДЧ) Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Тест "Несуществующее животное" Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, “Всякая мысль заканчивается движением” Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек - агрессор, либо - обижен и ему угрожают, либо - нейтрален. Это первое впечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительном обследовании. Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень самораспространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого. Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных, символизируют тенденцию к сокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию


67. Расстройство личности (психопатия) – стойкое патологическое состояние, которое характеризуется дисгармоничностью личности вследствие врожденной или рано приобретенной неполноценности высшей нервной деятельности под влиянием отрицательных внешних воздействий и не претерпевающее существенных изменений на протяжении жизни. Синонимы: антисоциальное личностное расстройства, социопатия, специфическое расстройство личности.

Для всех видов психопатий характерны три основных клинических признака (триада Ганнушкина-Кербикова):

1. Тотальность. Патологические черты проявляются везде, в любой обстановке (дома, на работе, в школе и т.д.).

2. Стабильность. Патологические черты проявляются рано и существенно не изменяются с возрастом.

3. Социальная дезадаптация вследствие патологических черт личности.

Только при наличии всех трех признаков и при условии нормального интеллектуального уровня можно говорить о расстройстве личности.

Параноидное: а)чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; б)тенденция постоянно быть недовольным кем-то, то есть отказ прощать оскорбления, причинение ущерба и отношение свы­сока; в)подозрительность и общая тенденция к искажению фактов путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий других людей в качестве враждебных или презрительных; г) воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связан­ным с правами личности, что не соответствует фактической ситуации;д) возобновляющиеся неоправданные подозрения относитель­но сексуальной верности супруга или полового партнера;е)тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет;ж) охваченность несущественными "законспирированными" толкованиями событий, происходящих с данной личности

Шизоидное а) мало что доставляет удовольствие; б) эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность; в) неспособность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям, равно как и гнев; г) слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику; д) незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом, (принимая во внимание возраст); е) повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией; ж) почти неизменное предпочтение уединенной деятельности; з) заметная нечуткость к превалирующим социальным нормам условиям; и) отсутствие близких друзей или доверительных связей (или существование лишь одной) и желания иметь такие связи.

Диссоциальное Обычно обращает на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами. Для него характерно:а) бессердечное равнодушие к чувствам других;б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебреже­ния социальными правилами и обязанностями;в) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутст­вии затруднений в их становлении;г) крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низ­кий порог разряда агрессии, включая насилие;д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать поль­зу из жизненного опыта, особенно наказания;е) выраженная склонность обвинять окружающих или выдви­гать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. Часто начинается в детском и (или) подростковом возрасте, хотя и необязательно.

Эмоциональное: имеется ярко выраженная тенденция действовать импульсивно, без учета последствий. Способность планирования мини­мальна; вспышки интенсивного гневливого аффекта часто приводят к насилию, либо "поведенческим взрывам", они легко провоцируют­ся, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют. Выделяются две разновидности. 1) Импульсивный тип. Преобладающими характеристиками являются эмоциональная неустойчивость и отсутствие контроля импульсивности. Вспышки жестокости и угрожающего поведения обычны, особенно в ответ на осуждение окружающими. 2. Пограничный тип. Имеются некоторые характеристики эмоциональной неустой­чивости. Кроме того, образ Я, намерения и внутренние предпочте­ния (включая сексуальные) часто непонятны или нарушены. Характерно хроническое чувство опусто­шенности. Склонность быть включенным в напряженные (неустойчивые) отношения может привести к возобновляющимся эмоциональным кризисам и сопро­вождаться серией суицидальных угроз или актов самоповреждения (хотя все это может также иметь место и без явных провоцирующих факторов

Истерическое хар- ся а) самодраматизацией, театральностью, преувеличенным выра­жением эмоций; б) внушаемостью, легким влиянием окружающих или обстоя­тельств; в) поверхностностью и лабильностью эмоциональности; г) постоянным стремлением к возбужденности, признанию со стороны окружающих и деятельности, при которой пациент на­ходится в центре внимания; д) неадекватной обольстительностью во внешнем виде и по­ведении; е) чрезмерной озабоченностью физической привлекательнос­тью. Дополнительные черты могут включать эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть приз­нанным, легкость обиды и постоянное манипулятивное поведение для удовлетворения своих потребностей

Ананкастное а) чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности; б) озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками; в) перфекционизм (стремление к совершенству), препятству­ющий завершению задач; г) чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекват­ная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и меж­личностным связям; д) повышенная педантичность и приверженность социальным условностям; е) ригидность и упрямство; ж) необоснованные настойчивые требования того, чтобы другиевсе делали в точности, как и он сам, или неблагоразумное неже­лание позволять выполнять что-либо другим людям; з) появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений

Тревожное (уклоняющееся, избегающее) хар-ся а) постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями; б) представления о своей социальной неспособности, личностнойнепривлекательности и приниженности по отношению к другим; в) повышенная озабоченность критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях; г) нежелание вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться; д) ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности; е) уклонение от социальной или профессиональной деятель­ности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения. Дополнительные признаки могут включать гиперсенситивность в отношении отвержения и критики.

Расстройство типа зависимой личности а) стремление переложить на других большую часть важных решений в своей жизни; б) подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податли­вость их желаниям; в) нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости; г)чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; д) страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; е) ограниченная способность принимать повседневные реше­ния без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц. Дополнительные признаки могут включать представления о себе как о беспомощном, некомпетентном человеке, не обладающем жизнестойкостью

Лечение

  1. Психотерапия.
  2. Длительное медикаментозное лечение, направленное на компенсацию биологической недостаточности психопатий.
  3. Купирование психопатических экзацербаций.

Медикаментозное лечение. При гиперстеническом радикале в комплексном лечении используются такие препараты, как 1-2 нейролептика (аминазин, неулептил) в средних дозах и непрерывным курсом.Одновременно назначается анаприлин в средних дозах, выполняющий роль стабилизатора эмоциональных информационных процессов в ЦНС. Для снижения оборота дофамина назначается бромокриптин в малых дозах.

При гипостенической психопатии рекомендуется применение таких нейролептиков, как трифтазин, френолон в малых дозах и бромокриптин в больших дозах в сочетании с короткими курсами (2-3 недели) таких антидепрессантов, как имизин, цефедрин. Обязателен прием больными пиридоксина, альфа-токоферола, витаминов группы В, никотинамида, пирацетама, аминалона, пантогама, пиридитола.

При непсихотическом уровне в лечении психопатий используются транквилизаторы (феназепам,) с тазепам одновременным назначением карбамазепина, вальпроата натрия, фенибута.

Психотерапия. Цель психотерапии личностных расстройств состоит в гармонизации поведения и достижении стабильной социальной адаптации пациентов. При патологии этого круга широкое применение находят все основные методы групповой, семейной и индивидуальной психотерапии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...