Глава 3. Анализ финансового состояния предприятия
План занятия: 1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 2. Методика анализа финансового состояния предприятия. 3. Диагностика банкротства. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изучения финансовых результатов его работы, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного оборота,кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия предполагает изучение "Баланса предприятия" (форма № I), "Отчета о финансовых результатах" (форма № 2), "Отчета о движении капитала" (форма № 3), "Отчета о движении денежных средств" (форма № 4) и первичной отчетности предприятия. К основным показателям финансовых результатов деятельности предприятия относят выручку от реализации продукции (работ, услуг), выручку нетто (общая выручка за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), балансовую прибыль, чистую прибыль. Финансовые результаты деятельности предприятия зависят от таких показателей, как себестоимость реализации продукции(работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, величина отвлеченных средств, налог на прибыль. Пример анализа динамики финансовых результатов деятельности предприятия дан втабл. 3.1. Таблица 3.1 Анализ динамики финансовых результатов деятельности предприятия (тыс. руб.)
Как показывают данные таблицы, по сравнению с I кварталом во II квартале произошло уменьшение выручки (валового дохода) от реализации продукции(работ, услуг) на 34,2% с одновременным снижением на 46,8% себестоимости, что в итоге обеспечило наряду с другими факторами увеличение балансовой прибыли на37,8%. Положительно сказалось на росте балансовой прибыли и уменьшение НДС, акцизов, коммерческих, управленческих, прочих операционных расходов, а также увеличение прочих операционных доходов.
Большое отвлечение оборотных средств из хозяйственного оборота предприятий произошло в связи с оплатой налога на добавленную стоимость (введен с 1 января 1992 г.), взимаемого сверх отпускной (продажной) цены на все виды сырья, полуфабрикаты, комплектующие изделия, используемые для изготовления готовой продукции и оказания услуг. Согласно российскому законодательству предприятия, уплачивающие данный налог поставщикам сырья (материалов, комплектующих изделий), не относят его на себестоимость продукции, а возмещают в последующем путем удержания из общей суммы налога на добавленную стоимость, начисленного на стоимость готовой продукции, изготовленной и реализуемой из этих видов сырья. Следовательно, на период с момента оплаты поступившего на предприятие сырья до момента изготовления из этого сырья готовой продукции и ее реализации предприятие отвлекает из хозяйственного оборота оборотные средства на покрытие налоговых платежей, учитываемых в активе баланса предприятия по статье "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Чистая прибыль во II квартале по сравнению с I кварталом возросла на 77,7%. Это произошло прежде всего за счет увеличения балансовой прибыли, а также сокращения наполовину отвлеченных средств. Отрицательное влияние на конечные финансовые результаты оказало снижение доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов. Для детальных выводов о причинах изменения финансовых показателей необходимо выполнить детальный факторный анализ динамики отдельных показателей. Безусловно, важнейшим фактором,влияющим на финансовые результаты, является себестоимость продукции (работ,услуг). Снижение себестоимости является одним из основных резервов улучшения финансовых результатов. Однако в настоящее время предприятия всеми правдами и неправдами стараются завысить себестоимость и занизить прибыль. Ни для кого не секрет, что делают они это не из "спортивного интереса", а с целью избежать уплаты налога на прибыль. Следует обратить внимание на то, что искусственное завышение себестоимости неминуемо ведет к повышению цен на продукцию (работы, услуги), а значит, может привести к уменьшению спроса на них. Российский покупатель в настоящее время предпочитает приобретать более дешевую продукцию, пусть даже более низкого качества. При уменьшении спроса замедляется реализация и падает выручка. Между тем при завышенной себестоимости предприятию все труднее "сводить концы с концами", и в итоге оно рискует оказаться и неплатежеспособным, и неконкурентоспособным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|