Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскол Европы на два лагеря после Русско-японской войны.




Россию, как и многие другие страны, интересовали зоны влияния на Дальнем Востоке. В 1895г был учрежден Русско-китайский банк, в 1896г между Россией и Китаем был заключен оборонительный союз против Японии, началось строительство Китайско-восточной железной дороги. Россия и Япония стремились к полному господству в Маньчжурии. В 1902г. Япония и Англия заключили договор, направленный против России. Борьба Японии и России за влияние в Северном Китае, Маньчжурии и Корее вылилась в Русско-японскую войну 1904-1905гг. В этой войне основную военно-экономическую поддержку Японии оказывали Англия и США.

Уже в начале войны обстоятельства складывались не в пользу России. Потерпев ряд поражений на суше и на море, Россия была вынуждена подписать мирный договор, условиями которого была передача Японии Порт–Артура и Южного Сахалина, но благодаря дипломатическому искусству российского дипломата С. Ю. Витте отвергнуто требование Японии о контрибуции.

Поражение России в войне с Японией оказало серьезное влияние на расстановку сил империалистических держав не только на Дальнем Востоке, но и в Европе. Россия была вынуждена вести осторожную политику, направленную на укрепление международного положения страны и противодействия агрессии центрально-европейских государств на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. В 1907г Россия и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Вслед за соглашением Франции и Англии в 1904г. Русско-английское соглашение привело к оформлению русско–франко-английского союза (Антанта). Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря – Тройственный союз и Тройственное согласие. Главной причиной раскола Европы на два военных блока был быстрый рост могущества Германии, с 1879 г. находившейся в союзе с Австро-Венгрией. Стремления Германии к колониальной экспансии стали основой англо-германских противоречий. К 1900 году Германия обогнала Англию в строительстве кораблей и обладала самым большим морским флотом в мире. Это обстоятельство вынудило Англию искать союзников…

 

 

 

Заключение

На рубеже XIX – XX веков мир вступал в новую эпоху. Изменения, происходившие во всех сферах общественной жизни, накапливались в основном постепенно. Наступление нового этапа истории наиболее ярко возвестила естественно - научная революция. Менялись не только производственные процессы, но и образ жизни людей. Несмотря на это, мир обрел свою целостность. 55% все поверхности суши составляли колонии, которые приобщались к мировой цивилизации насильственными методами. Неравноценность долей «колониального пирога» и отсутствие мировых координирующих центров способствовало усилению агрессивности внешней политике ведущих держав, росту милитаризма. Рост международной напряженности, гонка вооружений поставило экономическую модернизацию в качестве важнейшей проблемы как для России, так и для других стран, не успевших ещё войти в число мировых грандов. В начале XX века Россия была страной догоняющего развития или второго эшелона капитализма. Для стран первого эшелона капитализма таких, как Англия, Франция, США и другие, была характерно экономическая мощь, сильные либеральные традиции, парламентская демократия. Для большинства держав – огромные колониальные владения.

Для стран второго эшелона таких, как Германия, Италия, Япония и другие, важную роль играл эффект внешнего воздействия. Большинство стран второго эшелона и особенно Россию отличали быстрые скачкообразные развития. Это обуславливало болезненность и повышенную конфликтность их общественного развития. К тому же такие страны, прежде всего Германия и Япония, были обделены колониями и сферами влияния, стремились к переделу мира.

Соперничество великих держав, особенно за влияние в регионах, где сталкивались интересы большинства из них, еще не предопределяло неизбежности мировой войны. Однако возможность решения спорных вопросов мирными, дипломатическими средствами резко сократилась после возникновения системы противостоящих друг другу военно-политических союзов с обязательствами взаимоподдержки их участников. Создание системы союзов ограничило возможности дипломатического посредничества в кризисных ситуациях, создало ситуацию, при которой даже малозначительный конфликт мог стать поводом для общеевропейской войны.

 

Список использованной литературы и ресурсы Интернета:

1. История России. 1861-1917: Учеб. для вузов/ В.А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2004. – 384 с.: карты. – с. 204.

 

2. Всеобщая история. Мир в XX веке. 11 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Сороко-Цюпа, А.И. Строганов; под ред. О.С. Сороко-Цюпы. – 10-е изд., перераб. – М.:Дрофа,2006. – 351, [1] с.:ил.,карт.,16 л. цв. вкл. – 20 с.

 

3. История государства и народов России. XX век. В 2 ч. Ч. 1:учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2006. – 245, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – с. 23.

 

4. История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: в 2 т. Т.2/М.М.Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов(руководитель автор. колл.) и др.; Под ред. С.В.Леонова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 472 с.

 

5. История государства и народов России. XX век. В 2ч. Ч.1: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - - 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 245, [3] c.: ил., 8 л.цв.вкл.

 

6. История России: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 576стр.

 

7. История России. 1861 – 1917: Учеб. для вузов/ В.А.Федоров. - -2-е изд., испр. – М.: Высш.шк., 2004. – 384 с.: карты

 

8. http://studhistory.ru/  

 

9. http://uchebnikfree.com/ (Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгаева Н.Г., Сивохяна Т. А. История России. Учебник.- М.:«ПРОСПЕКТ», 1998.-544 с.)

 

10.  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/(Загладин Н. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов)

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...