Вопрос 22: Социальный статус и социальная роль личности.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Вопрос 22: Социальный статус и социальная роль личности. С оциальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Типы статусов 1) генеральный (всеобщий, основной ) – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), 2) предписанные (аскриптивные ) – статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения. 3) приобретенные (достигнутые) – статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т. п. Статусы могут быть формализованные (например, директор завода) инеформализованные(лидер компании близких друзей). Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области. Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы. Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Типы ролей (по Дж. Морено) 1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;
2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения; 3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).
Вопрос 23: Социализация личности Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни
Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Вопрос 24: Сущность социологии культуры. Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности. Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни. Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни. Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г. г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т. д. Содержание социологии культуры составляют: ·существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры; устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы; ·конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры; ·оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;
Вопрос 25: Социология молодежи как объект социологического изучения Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности). Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений.
Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни. 2 Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: -по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны; -по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой; -по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семейных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|