Витальные функции и аффективная сфера
Страхи Страхи, типичные для стадии развернутого синдрома РДА в возрасте 3—5 лет, занимают большое место и в более раннем возрасте. Иногда даже создается впечатление об их большем многообразии.
Клинический анализ этих страхов (особенно второго года жизни) позволил разделить их на три основные группы: 1. Сверхценные, типичные для детского возраста вообще. a. Боязнь остаться одному, потерять мать, боязнь чужих, незнакомой обстановки, высоты, лестницы, огня. b. Страхи, обусловленные ситуационно, более характерные для второго года жизни, проявлялись в основном в боязни животных после реального испуга, людей в белом после уколов, прививок, осмотра горла, матери в белом платке после косынки, бывшем на ней в период пребывания с ребенком в больнице. 2. Обусловленные характерной для РДА аффективной и сенсорной гиперчувствительностью. a. Очень рано, в возрасте 6—7 мес., выявляется страх различных бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, лифта, шума воды в туалете и водопроводных трубах). Иногда, наоборот, ребенка больше пугали тихие звуки, например шелест газеты, листьев, жужжание комара. В отличие от здоровых аутичные дети не только не привыкали к этим обычным звукам, а, наоборот, аффективно все более сенсибилизировались к ним.
3. Неадекватные, бредоподобные, которые можно расценить как предпосылку к бредовым образованиям. a. Не индуцированная извне боязнь определенных лиц, страх с ощущением присутствия кого-то чужого в комнате, своей тени на стене. Возможно, сюда же следует отнести страх таящих угрозу темных отверстий (дырок на потолке, вентиляционных решеток). Феномены, связанные со страхами:
· «Феномен тождества» По-видимому, в большей мере именно со склонностью к страхам связаны непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке, боязнь выйти за пределы привычного, уже менее пугающего. «Феномен тождества» также очевиден уже с раннего детства. На первом году жизни это прежде всего частые трудности введения прикорма: сопротивление новым видам пищи, в ряде случаев настолько упорное, что вызывает явления тяжелой гипотрофии. Позже это большая избирательность, ритуальность в употреблении отдельных видов пищи: протертое яблоко перед любой едой, морковный сок только одного типа и, наоборот, отказ от. определенных видов пищи, реакция в виде плача, крика на перемену чашки, салфетки. Типичен страх при перемене обстановки: например, в 3-месячном возрасте — тревога и нарушения сна при смене обоев; в 7 мес. — аналогичная реакция на новую коляску; в 11 мес. — отчаянное сопротивление при попытке вывести из манежа. На втором году жизни — та же приверженность привычным деталям окружающей обстановки, та же ритуальность по отношению к ним. Наиболее травмирующим на втором году жизни было помещение в ясли, переезд на дачу, новую квартиру, даже ремонт. В этих ситуациях был достаточно типичен и регресс приобретенных навыков: дневные энурез и энкопрез, потеря речи, а также рвоты. Наиболее тяжелые реакции возникали при отрыве от семьи, особенно при помещении в больницу в связи с соматическими заболеваниями. Однако важно знать, что, несмотря на очевидную приверженность к деталям окружающей обстановки, у аутичного ребенка существует определенная иерархия ценности ее отдельных составляющих. Не все предметы аффективно равнозначны. Присутствие главных из них, ключевых, может смягчить патологическую реакцию на перемену обстановки.
· Нарушение чувства самосохранения У детей конца первого—начала второго года жизни преобладает полюс сверхосторожности. Такой ребенок не встанет со стульчика, пока мать не вернется в комнату, не сползет с ковра, постеленного на траве. Но у части детей уже и на первом году жизни очевидно отсутствие «чувства края», которое в этом возрасте нередко проявлялось в самом буквальном смысле слова: ребенок неудержимо стремился выбраться из коляски, свешивался за ее борт. Таких детей родители вынуждены были привязывать к коляске.
С середины второго года жизни, когда ребенок начинал ходить, слабость инстинкта самосохранения уже представляла опасность для жизни. На прогулке в парке или в лесу такой ребенок, как только отпускали его руку, мог убежать в темную чащу деревьев, в городе — выбежать на проезжую часть улицы, вообще бежать в любом направлении. Стереотипии
· Склонность к стереотипиям как однообразным аутостимуляторным действиям, позволяющим аутичному ребенку преодолевать обусловленный его самоизоляцией дефицит ощущений и впечатлений извне, аффективно заряжаться за счет самораздражения, наблюдается у аутичного ребенка и первых двух лет жизни.
· На первом году жизни - раскачивания и однообразные повороты головы, удары ею о спинку кровати, бортик коляски; сгибания и разгибания пальцев ру; после шести месяцев - машущие движения пальцами или всей кистью. Как только ребенок научится стоять – раскачивает стенку манежа, прыгает до изнеможения.
· Сенсорные стереотипии: верчение кистей перед глазами, произвольные напряжения конечностей или всего тела, удары себя по ушам, зажимание их при жевании, сосание простыни или салфетки, издавание определенных, аффективно окрашенных звуков.
· Особое влечение к ритму, дискретно организующему любое ощущение.
· Стереотипные манипуляции с книгой: быстрое ритмичное перелистывание страниц
· В 6% наблюдений удалось зафиксировать вычурность стереотипии, их сложный, необычный рисунок.
· С влечением к стереотипиям можно связать и особое стремление аутичного ребенка к качелям: удовольствие от ритма движения, проприоцептивного ощущения взлета и снижения, ритмической перемены в зрительном поле. Речь
· Слабость или даже отсутствие реакция на речь взрослого.
· Аутичный ребенок часто и ко второму году жизни не отзывается на обращение, не фиксирует взгляда на говорящем, не следует предупреждению.
· У 84% аутичных детей гуление появляется вовремя, но нередко звуки лишены интонирования.
· Первые слова чаще появлялись в обычные сроки. Это могут быть как обычные слова, так и малоупотребляемые в обыденности.
· Некоммуникативность первых фраз. Иногда фразовая речь не появлялась вообще
· Эхолалии.
· Коммуникативные слова, обращенными к реальности - односложные фразы-команды, большей частью в виде инфинитивных форм глаголов: «дать», «снять», «гулять» и т. д.
· В нескольких наблюдениях отмечалось, что ребенок не произносил слов «да» и «нет».
· Выраженная диссоциация между малым использованием собственной коммуникативной речи и влечением к вербализации как таковой, различным вариациям игры словами.
· Особые обозначения людей и предметов, выявлявшие явные ассоциативные способности.
· Часто дети получали удовольствие от замены одного слова другим, сходным именно не по смыслу, а по звучанию.
· Особая роль слова в формировании действия.
· Страхи, основанные на актуальности буквального смысла выражений. Эти страхи отличались большой остротой.
· Особая любовь к слушанию чтения, особенно стихов.
· Легко запоминают стихи, протестуют, если взрослый при чтении пропускает строку. Диссоциация между знанием большого количества стихов и минимальной речью в общении, беспомощностью в окружающем часто была разительной.
· Инверсия личных местоимений, прежде всего отсутствие речи в первом лице. Это особенно необычно, если при этом наблюдается развернутая и богатая речь.
· Нередко фразовая речь не развивалась вообще, однако, в аффекте такой ребенок мог неожиданно произнести короткую фразу. Очевидно, здесь нельзя исключить компонента мутизма.
· В эхолалиях - правильное копирование интонации, в собственной речи — подъемы тона к концу фразы вне зависимости от смысла речи.
Таковы особенности речи аутичных детей первых двух лет жизни. При всем их разнообразии можно выделить четыре основные особенности: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим, и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. Интеллект
· 22% аутичных детей производили на окружающих впечатление умственно отсталых. Диагностическая квалификация их интеллекта варьировала от тяжелой задержки психического развития до имбецильности. Диагноз особой умственной отсталости в более старшем возрасте установлен в 21%. (наиболее отрешенные от мира дети).
· У наиболее отрешенных от мира детей наиболее отмечаются необычная выразительность лица, «осмысленный, умный взгляд», на первом году — «созерцательность» в выражении лица, утонченность черт («лицо принца»).
· Хорошая пространственная память
Аутичные же дети, не полностью отрешенные от окружающего, демонстрировали ряд особенностей интеллекта, характерных для этой аномалии развития.
· Контраст между ранним развитием абстрактно-логических и выраженным запаздыванием конкретно-практических сторон интеллекта.
· При явном недоразвитии аутичный ребенок уже на втором году жизни мог накопить большой запас знаний в самых неожиданных областях.
· У 42% детей рано выявлялся интерес к форме.
· У 12% аутичных детей наблюдается раннее различение тонких цветовых оттенков и их точное обозначение, а также ассоциативная образность восприятия.
· Ранний интерес к знаку.
· «Все написанное и нарисованное ему понятнее, чем просто увиденное и услышанное».
· У 41% детей уже в раннем детстве обнаруживалась блестящая механическая слуховая и зрительная память.
· Хорошая пространственная память можно (ориентирование в пространстве, узнавание формы вообще и знание места определенного текста стихотворения или прозы на странице).
· Актуальность для ребенка ситуации, наиболее насыщенной аффективно, независимо от того, в настоящем она или в прошлом.
· 66% детей с раннего возраста очень любили слушать чтение. Очевидно, имеют отношение к интеллекту и тонкое чувство поэзии, прозы, хороший, как это ни странно звучит для такого возраста, литературный вкус. Игра
· Равнодушие ребенка к игрушке, либо её созерцание, либо однообразные манипуляции с одной игрушкой. В 3% наблюдений у аутичных детей первых двух лет жизни игры не было вообще.
· Предпочтение неигровых предметов, однообразные примитивные манипуляции с которыми дают, очевидно, более ощутимый аутостимуляторный сенсорный эффект.
· Иногда само желаемое ощущение диктовало выбор предмета игры. При отвержении игрушечных животных символически одушевлялись неигровые предметы.
· Часто наблюдались маиипулятивные игры, свойственные более раннему возрасту.
· Выкладывание игрушек и других предметов в длинный ряд. Нередко предпочитают маленьких предметов.
· Отсутствие мимического сопровождения игры.
· 38% детей не принимали обучения игре, придумывали ее сами.
· Некоммуникативный характер игры.
· Любовь и гиперсензитивность к природе
· У 10% аутичных детей второго года жизни можно было говорить о сверхценных интересах. Витальные функции и аффективная сфера По особенностям формирования витальных функций и аффективной сферы аутичных детей первых двух лет жизни можно было условно разделить на две основные группы: гиповозбудимых и гипервозбудимых.
Дети I группы — гиповозбудимые: «чересчур спокойны», малоподвижны, пассивны, не реагируют на физические неудобства, «спокойная» бессонница (ребенок часами тихо лежит без сна), невыраженность эмоциональной реакции на погремушку, свет, звуки, нередко и на человеческое лицо, подолгу сидит в манеже, ходить эти дети начинают чаще к 1 г. 3—4 мес, они «отстаивают» свою малоподвижность и вялость.
Дети с явлениями гипервозбудимости (30% наблюдений) не представляли однородной группы. Среди них можно было выделить две подгруппы.
а) I подгруппа – неврозоподобные: сочетание малой двигательной активности с тревожностью, склонностью к аффективным колебаниям, общий тревожный фон настроения проявлялся в состояниях дискомфорта и многочисленных страхах, бытовых сенсорных раздражителях: звуковых, зрительных, тактильных, реакциях страха на новизну, мышечном напряжении при взятии на руки. Отмечались нарушения пищевого поведения. Большая часть детей плохо брали грудь. Долго засыпают, прерывистость, значительное смещение времени сна, отсутствие его днем, беспокойство в определенные часы сна. Вовремя овладевали навыками опрятности. Метеолабильность
б) II подгруппа – психопатоподобные: двигательно беспокоен, беспричинный крик, мышечный гипертонус: ребенок квалифицировался как «расторможенный».И у этих детей были проблемы со сном: его недостаточность, смещение в течение суток. Характерными были крик и плач при пробуждении.Нередко в одних случаях отмечалась диссоциация между отсутствием реакции на голод и пронзительным криком на мокрые пеленки, в других случаях — между нечувствительностью к холоду и криком, резким сопротивлением при одевании. Негативизм, агрессия, склонность к истериформным проявлениям, аффективная возбудимость. Восприятие
· Взгляд «сквозь». Упорная сосредоточенность на рассматривании своих рук, перебирании пальцами у лица.
· На втором году жизни у многих детей сохранялся поиск одних и тех же зрительных ощущений.
· Большая восприимчивость формы, размера. . · Свет, цвет, форма, размер предмета, движение имели для них основное значение как аффективно-положительный сенсорный раздражитель, а предмет в целом и в его соотнесенности с окружающим они как будто бы не воспринимали.
· Выраженная гиперсензитивность
· Патологическая сензитивность к звукам проявлялась не только в неспособности привыкания к ним, но, наоборот, в нарастании сенсибилизации.
· В слуховом восприятии, так же как и в зрительном, гиперестезия сочеталась с аутостимуляторным стремлением к самораздражению этой функции.
· Любовь к музыке. В конце первого—начале второго года жизни в восприятии музыки иногда нарастал болезненный оттенок. Ребенок, очень любивший музыку до года, теперь при ее звуках зажимал уши, громко кричал.
· На втором году жизни наиболее характерным для РДА является атавистический способ обследования окружающего с помощью облизывания, обнюхивания, ощупывания.
· Извращение разных видов чувствительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|