Гармония золотых пропорций 11 глава
Как справиться со столь большим объемом взаимно соразмеренной числовой информации без чертежей?. Продолжая сравнение с современной практикой, заметим, как бы талантлив ни был в наше время зодчий, он не может знать и называть размеры, определять габариты элементов и деталей до того, пока не выполнены в комплексе все рабочие чертежи, не произведена взаимоувязка всех форм, размеров и решений, пока не завершены все расчеты. Древнерусский же зодчий должен был к тому же обеспечить согласованную деятельность множества строителей и направить в единое русло неисчислимый объем ручных операций. Так, например, сроки строительства храма Василия Блаженного вполне сопоставимы с современными − от получения задания на проектирование до завершения строительства потребовалось 5 лет. Можно добавить, что храм Василия Блаженного − произведение высокого искусства. Поэтому обычные мерки еще менее к нему применимы и творческий метод древнерусских зодчих приобретает еще большую значимость и загадочность. Существует в связи с этим предположение, что здание могло расчерчиваться на земле; его изображение, главным образом план, могло выполняться в натуральную величину; совмещено с планом могли прорабатываться также eгo разрезы и фасады. Однако и это предположение не выдерживает критики, особенно применительно к архитектуре XVI−XVII вв. с ее развитыми и многообразными формами зданий. Так не могло быть потому, что с началом строительных работ при рытье траншей рисунки на земле пропадают, не говоря уже о трудностях геометрических построений и поиске форм и пропорций фасада, когда его не видно целиком и он воспринимается лишь кусочками. Кроме того, один чертеж, каков бы масштаб его ни был, дает лишь несколько десятков размеров, а нужны их тысячи. Можно допустить лишь эскизирование на земле, но не вычисление длинных цепочек размеров.
Характерные размеры в произведениях древнерусской архитектуры
Мы воспользуемся сведениями метрологических исследований, главным образом по мерам протяжения, поскольку размеры в памятниках архитектуры выражались обычно через систему функционировавших в древности мерных величин. Сопоставление размеров различных сооружений выявляет в них, даже в случае значительного территориального удаления зданий и значительного разрыва в периодах постройки, множество сходных величин, однотипных пропорций, числовых структур и приемов пропорционирования, оказавшихся весьма устойчивыми во времени. Наша цель − ознакомиться с любопытным фактом: присутствием в самых разнообразных сооружениях множества одинаковых размеров. В основном мы рассмотрим главные формо- и габаритоопределяющие размеры, так как они создают наиболее характерные количественные показатели той или другой формы, детали, элементов или всего здания. В многообразии форм иобъемов сооружения, как мы говорили, имеются сотни и тысячи различных размеров, но лишь небольшую их часть мы можем считать главными. Например, в помещениях это длина, ширина, высота; в скульптуре - размер фигур в рост; в шатрах и башнях - их высота; в ордерных элементах - размер колонны, высота ордера; в защитных и оборонительных сооружениях - высоты и толщины стен и т. д. Представляют интерес также размеры, связанные с «границами видов работ» разных строительных специальностей, выполнявшихся соответственно разными исполнителями и разными подрядными бригадами. Например, разграничения на стыках работ каменщиков и белокаменщиков, так как первые должны оставить в кладке определенных размеров ниши для изделий вторых и т. д. Эти размеры также весьма поучительны.
Покажем на ряде примеров некоторые характерные приемы, применявшиеся древнерусскими зодчими по размерению сооружений, и одновременно познакомимся с основными древнерусскими видами мер. Мы рассмотрим: − характерные и однотипные размеры в сооружениях и объектах вне зависимости от их назначения, времени постройки и территориального расположения; − главные размеры одного сооружения; − характерные размеры группы сходных сооружений. Характерные и однотипные размеры в сооружениях и объектах вне зависимости от их назначения, времени постройки и территориального расположения
Толщина стен Коломенского кремля имела несколько характерных размеров − 3,72; 4,6; 4,88 м. Высота стен Тульского кремля от вала цоколя до уровня боевого хода − 3,7 м, до зубцов − 4,6 м. К. Растрелли в монументе Петру I перед Инженерным замком в Ленинграде выполнил высоту конной статуи 4,61 м, высота фигуры всадника (в рост) − 3,73 м. Архитектор А. Захаров, реконструируя здание Адмиралтейства, заказал ваятелям сидящие фигуры (Ахиллес, Аякс, Пирр и Александр Македонский) и указал в задании их размер − 3,73 м. В Дмитриевском соборе во Владимире ширина подкупольного прямоугольника равна 488 см, как и упомянутая толщина стен Коломенского кремля. Размер спальни митрополита в его Крутицком дворце равен 4,61 Х 4,61 м. Спальня расположена не в общей системе помещений, а вынесена в ризалит. Любопытно, что в Петровском монастыре (в Москве) вынесенное в ризалит помещение также имеет размеры 4,61 х 4,61 м. Высота палат в доме Марины Мнишек в Пскове − 3,96 м. Такая же точно высота керамических декоративных колонок во втором ярусе Крутицкого теремка. Как видим, в весьма и весьма разнообразных по назначению объектах оказались одни и те же размеры. Совпадения на первый взгляд кажутся случайными. Подобные примеры могут быть продолжены, и совпадения произойдут в десятках и сотнях случаев. Кроме того, несмотря на столь значительные различия в назначении сопоставляемых элементов (размер скульптуры, толщина стены, спальни), существует и определенная логика применения именно таких, а не каких-либо других размеров, о чем в дальнейшем мы будем говорить подробнее.
Наши знания по данному вопросу уже сегодня позволяют в ряде случаев понять логику пропорционирования и мышления древнерусских зодчих и определять необходимые размеры для утраченных элементов памятников архитектуры, если от них не осталось даже никаких следов. Можем это делать лишь потому, что случайных и необоснованных размеров древнерусские зодчие не применяли. Исходными величинами тех конкретных размеров, которые были названы, являются сажени размером 186,4; 230,4; 244; 197,4 см. Мы привели примеры зданий, сооружений и скульптуры, где в размерах принимались двойные количества этих саженей. Величины саженей указаны здесь по так называемым среднерасчетным значениям, вычисленным на основании исследования многих памятников древнерусской архитектуры и объектов прикладного искусства. Эти же сажени мы проследим в специальных работах, посвященных древнерусской метрологии, откуда нами заимствованы их названия. Сажень 186,4 ем. Известный русский метролог Д. И. Прозоровский сообщает, что в принадлежащей ему солеваренной рукописи XVII в. сказано: «А трубная сажень полтретья аршина два вершка», т.е. 2½ аршина и 2 вершка, или всего 42 вершка. При вершке 4,445 см сажень составит: 42 Х 4,445 =186,7 см. Далее: «При постройке в Китайгородском уезде церкви измерение производилось церковной саженью в полтретья аршина с двумя вершка», т. е. также саженью, равной, как и в предыдущем случае, 42 вершкам = 186,7 см. Нaшe среднерасчетное значение сажени почти совпадает с данной величиной, и ниже, оперируя ею, мы будем пользоваться названием «церковная сажень». Как увидим, название часто оказывается ключом для решения практических задач, связанных с определением видов мерных единиц в сооружениях и нахождением размеров утраченных их частей. По своему происхождению эта сажень ведет свое начало, по-видимому, от древнеримского пасса и почти совпадает с его размерами. В другом труде Д. И. Прозоровского говорится: «У Маржерета и Оленария значится одна и та же верста в 600 сажен пассовых или 525 сажен нынешних», откуда размер пасса равен (525 х 213,36) /600 = 186,7 см.
В других исследованиях римский пасс вычисляется на 1 – 1,2 см меньшего размера. Существует также мнение, что пасс был вообще других размеров, но против сажени размером 186−187 см среди исследователей древнерусской метрологии возражений нет. Сажень 230,4 см. Такая сажень была применена в XVII в. при обмерах Ново-Иерусалимского монастыря, выполнявшихся сразу же по окончании строительства и освещении собора. Обмеры производились живописцем Карпом Ивановым 3олотаревым и подьячим Иваном Ивановым. В обмерах указывается длина храма в 30 сажен. Современные замеры показывают ее в 69 м, что и дает возможность определить величину сажени, применявшуюся в XVII в. при обмерах в 2,3 м. Далее упоминается высота стен круглого помещения, где расположен «гроб господен», в следующем контексте: «Под шатром до своду 12 сажен». Этот размер, понимаемый как расстояние от уровня чистого пола до внутреннего карниза, выше которого начинались грани шатра, составляет 27,7 м, что также согласуется с ранее установленной величиной сажени 2770/12 = 230,8см. Сажень такого размера, как считает ряд метрологов, происходит от греческой оргии. Д. И. Прозоровский приводит следующие сведения о размерах греческой оргии. «По евангелию расстояние от Емауса до Иерусалима − 60 стадий. Один из наших путешественников − Инок Парфений определил его в 13 пятисотсаженных верст, т. е. в 6,5 тыс. саженей, что дает размер 6500: 60 = 108⅓ саженей». Тогда один стадий будет 108⅓ х 213,36 = 231,1 м. Известно, что 1 стадий = 100 оргий. Следовательно, 1 оргия = 231,1 см. Сажень со среднерасчетным значением в 230,4 см ниже мы будем именовать «греческой». Слово «оргия» в одном из вариантов перевода означает «сажень». Академик Б.А. Рыбаков высказывает возражения в отношении такого размера греческой оргии. «Л.В. Черепнин... при сопоставлении русской сажени с греческой оргией был введен в заблуждение ошибочными расчетами С. К. Кузнецова, полагавшего, что оргия равнялась 231,9 см, а римский пасс равнялся 186 см». По-видимому, размер 230,4 см функционировал главным образом не как бытовая сажень, а как величина, применявшаяся в пропорционировании произведений архитектуры и прикладного искусства. Эта сажень, по нашим исследованиям, имела весьма большое распространение. Сажень 244 см. Мы встречаем ее в размерах линейного масштаба на чертеже XVIII в. Чертеж этот (см. рис. 10) представляет собой проект нового шатра для Воскресенского собора Ново Иерусалимского монастыря, выполненный Растрелли. На чертежe, помимо проектируемых частей сооружения, изображены также и существовавшие стены круглого помещения (сохранившиеся до настоящего времени). Соразмерение их по линейному масштабу (по высоте стен и усредненному значению диаметра помещения) показывает, что принятый в линейном масштабе размер сажени был 244 см.
Предположение о названии встречаем у Д. И. Прозоровского. Он ссылается на Иорадиакона Иону, путешествовавшего в Иерусалим в 1651 г. Иона сообщает, что дверь «гроба господня» т.е. вход в пeщeрку, − «четыре пяти великих». Д. И. Прозоровский высказывает следующее предположение: «По словам покойного Норова, вход в пещерку должно нагнуться головою, а как Норов был среднего роста, то вышина входа несколько менее двух аршин, почему великая пять представляется мерою подобной английскому футу». Английский фут − 30,5 см. Следовательно, таков и размер предполагаемой великой пяди. Вход был высотой в 4 пяди и равнялся 122 см, а великая сажень равна соответственно 8 пядям; 8 х 30,5 = 244 см. Выяснением размеров великой сажени занимался и Б.А. Рыбаков. По его данным, великая сажень равна 248−249 см, что в целом по наименованию согласуется с предположениями Д.И. Прозоровского, но по своей конкретной величине такая сажень немного превышает допустимые отклонения от среднерасчетных значений, выявленных нами на памятниках архитектуры. Б.А. Рыбаков великую сажень вычислил, исходя из размеров литовского локтя, который он называет в 62 см (62 х 4 = 248 см). Но имеются сведения об иной величине литовского локтя. Кроме литовского локтя, на территории Прибалтики функционировали также другие локти. Ф.И. Петрушевский называет сажень строительную − в 6 курляндских футов, а фут, равным 15⅞ дм, что равно 40,32 см. Сажень при этом равна 242 см. Там же упоминается «локоть межевой» в 24 дм, что равно 61 см и дает четырехлокотную сажень: 4 х 61 = 244 см. Шведский межевой локоть (24,102 дм) дает сажень в 244,8 см. Эти данные удовлетворяют среднерасчетным значениям великой сажени также и по величине. Сажень 197,4 см. Д.И. Прозоровский со ссылкой па источники приводит данные об обмерах в 1647 г. Корочинского острога саженью в 3 аршина без полчетверта вершка (т. е. без 3½ вершков). Сажень получается равной 441/2 вершка, или 197,8 см. Затем он указывает еще на одну весьма близкую по величине сажень со ссылкой на принадлежащую ему рукопись: «А сажень три аршина без четверти», равную, следовательно, 44 вершкам (т. е. меньше первой всего на 2,2 см). Там же Д.И. Прозоровский высказывает следующие оригинальные предположения по наименованию и происхождению этих саженей: «Если эту сажень разделить на 3 части, то ее аршин будет равен 14⅔ вершка (= 65,2 см. − А.П.). Это свойство заставляет обратиться к глубокой древности, именно к Геродоту, который, объясняя египетские или, скорее, греко-египетские меры, говорит, что было два локтя - обыкновенный в 6 пальм (= 24 дюйма) и царский − тремя дюймами больше, т. е. 27 дюймов (дюймы здесь имеются в виду не английские, а древние, по 35/64 вершка, или 2,43 см − A.П.), что позволяет найти и сам локоть: 2,43 х 27 = 65,63 см − откуда трехлокотная царская сажень равна 3 х 65,63 = 196,8 см». Полученный размер царской сажени лишь незначительно отличается от наших среднерасчетных значений. Г.Я. Романова замечает: «Встретившаяся только однажды в Писцовом наказе 1554 г. царская сажень является также обозначением какой-то официальной казенной сажени, о реальном содержании которой по этой единственной цитате судить невозможно: десятина в длину и ширину − десятая доля версты, а верста - 500 сажен царских». Но в данном случае как раз реальное содержание почти согласуется с величиной pacсматриваемой сажени. Десятина, как известно, равна 1,09 га, и, по-видимому, она не претерпевала кардинальных изменений. Если по предположениям царская сажень равна 197,4 см, то 500-саженная верста будет 987 м, а ее десятая часть − 98,7 м. Сторона квадрата площадью в 1 десятину равна 104,5 м. Как видим, не столь уж велика разница. На основе исследования памятников архитектуры мы можем заметить: элементы сооружений, выполненные в размерах этой сажени, своим местоположением и значением в общей композиции показывают, что такое наименование сажени было весьма вероятным. Именно это наименование позволило в нескольких случаях решить ряд сложных практических задач по нахождению размеров утраченных элементов. Приведем примеры применения саженей − церковной (186,4 см), греческой (230,4 см), великой (244 см) и царской (197,4 см) на других памятниках архитектуры и в других также весьма характерных количествах. Ширина Крутицкого теремка по фасаду и длина Воскресенской церкви (внутренняя) в Крутицах имеют один и тот же размер − 11,2 м, который пересчитывается в меры как 6 церковных саженей по 186,4 см. Длина (внутренняя) Крестовоздвиженского собора на Кий-острове, высота шатра церкви Вознесения в селе Коломенском, высота шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря - также одного и того же размера − 22,37 м и составляют 12 саженей церковных по 186,4 см. Внутренняя длина Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде − 24,4 м = 10 великим саженям по 244 см. Внутренняя ширина церкви Параскевы Пятницы в Новгороде − 9,21 м = 4 греческим саженям по 230,4 см. Высота главы, венчающей шатер над «гробом господня» в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря − 11,84 м = 6 царских саженей по 197,4 см.
Главные размеры одного сооружения
Следующую группу древнерусских саженей покажем на главных размерах церкви Параскевы Пятницы в Новгороде (рис.1). Внутренняя длина (полная) − 21,1 м. Внутренняя длина без притвора (западного) − 17,1 м. Внутренняя ширина, включая северный и южный притворы, − 18,1 м. В какие древнерусские сажени переводятся эти размеры? Церковь Параскевы Пятницы в метрологическом отношении имеет особое значение. Вблизи нee найден при археологических раскопках специальный мерный инструмент древнерусского зодчего, относящийся к рубежу XII-XIII вв. Церковь построена в 1207 г. Инструмент описан Б.А. Рыбаковым и, по его предположению, использовался в качестве мерила при строительстве Пятницкой церкви. В данной статье мы не рассматриваем мерила; ограничимся лишь краткими сведениями о нем. Три шкалы мерила имели различную градуировку, позволявшую строить почти все виды архитектурных пропорцийивоспроизводить почти все древнерусские сажени. Три сажени, воспроизводимые наиболее просто мерилом, уложились по названным основным направлениям Пятницкой церкви ровно по 12, раз. В пересчете на сантиметры сажени получаются 176; 142,4; 150,8 см. Внутренняя полная длина - 12 саженей - 176 см. Внутренняя длина без притвора - 12 саженей - 142,4 см. Внутренняя ширина с притворами - 12 саженей - 150,8 см. Итак, три основных размера в одном здании выражаются тремя разными видами саженей. Ранее почти все исследователи древнерусской метрологии отмечали обилие различных видов саженей, но не предполагалось одновременное их применение в одном сооружении. Представлялось непонятным производить измерения несколькими видами саженей. Впервые Б. А. Рыбаков четко сформулировал казавшееся невероятным положение об одновременном применении в одном сооружении нескольких видов саженей. Ниже мы убедимся, что установленный им принцип является обязательным. Применяя лишь один вид саженей, древнерусский зодчий построить сооружение не мог, он столкнулся бы со сложными дробями и без ЭBM не справился бы с вычислениями. Несколько саженей и соподчиненных им единиц сводили почти все размеры к целым завершенным, легко запоминаемым и символически осмысленным числовым выражениям. Итак, по 12 саженей, но разных. Сажень 176 см. Главным размером, как показывает наш опыт, является длина сооружения. И, действительно, 12 саженей по 176 см составляют размер 21,1 м, который Ф. И. Петрушевский называет среди древних мер Вавилона, Персии и Мидии «снуром персов». Говорить о заимствовании данной меры от персов, по-видимому, не следует, в чем далее мы убедимся. Но совпадение примечательно. Половина такого размера - 10,55 м, равных 6 саженям по 176 см, − также характерная и частоупотребимая величина. Мы встречаем ее, например, в первом этаже Воскресенской церкви в Крутицах, где помещалась казна. Это длина помещения казны. Система величин, базирующихся на сажени 176, довольно развита. Ряд ее наименований - «народная», «лавочная», «мерная» − передает и ее происхождение. Она воспроизводилась размахом рук человека среднего и выше среднего роста, т. е. наиболее распространенной антропометрической категорией людей. Укажем еще на серию характерных размеров, связанных с этой саженью: 28,17 м = 16 саженей; половинный размер − 14,08 м = 8 саженей и 7,04 м = 4 сажени. Размер 28,17 м мы встречаем, например, в хорошо известных всем нам сооружениях: высота восьмерика церкви Вознесения в с. Коломенском, от уровня чистого пола до наружного карниза, и высота стен круглого помещения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря − также от уровня чистого пола до наружного карниза (напомним, что и высоты их шатров равны). Сажень 142,4 см. Эта сажень не менее популярна в строительной практике; по своей конструкции она представляет собой двухаршиннуо меру. П.Г. Бутков определил, что именно о ней идет речь в надписи на Тмутараканском камне. «В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракана до Керчева 10000 и 4000 сажен». Пролив этот П.Г. Бутков со ссылками на другие источники называет в 18⅔ версты и отсюда определяет размер сажени. Пересчитав на наши меры, можем найти, что сажень равнялась: 18⅔ х 1,0668 = 19,9 км, 1 990 000: 14 000 = 142,2 см. В последующем ряд исследователей древнерусской метрологии не соглашались с П. Бутковым (Д.И. Прозоровский, Б.А. Рыбаков). Имелись также и другие толкования надписи. Разными исследователями сажень 142 см как опровергалась, так и подтверждалась. Существует мнение, что 142 см сажень является одной из первоначальных мер. Впервые она и само слово «сажень» упомянуты в летописном рассказе 1051 г. об отшельнике Иларионе, который «Ископа печерку малу двусаженy и моляшеся ту бу втайне», т. е. выкопал себе пещерку в две «малых» сажени. Г.Я. Романова считает, что слово «сажень» происходит от «сяг» (например, тот же корень в слове «досягать»), от видоизмененного «шаг». «Именно эта мера (сажень, равная удвоенному шагу) применялась князем Глебом при измерении ширины Керченского пролива в 1068 г.» Сажень в 142,4 см согласуется также и с антропометрией, о чем специально скажем в следующих разделах. Сажень 150,8 см. В метрологических исследованиях сажень размером 150-152 см вдруг вновь встречается, будучи вычисленной, по той же надписи на Тмутараканском камне и тому же проливу, о которых только что шла речь. Б.А. Рыбаков, основываясь на сочинении византийского императора Багрянородного, называет ширину Керченского пролива в 18 миль и переводит их со ссылкой на того же Буткова в 21199 м. Тогда искомая величина сажени оказывается 2119900: 14000 = 151,4 см. Другое упоминание там же со ссылкой на Никоновскую летопись о замерах Игнатием Смолянином в 1389 г. в Царьграде окон Софийского собора. Размер назван 2 сажени; современный промер показывает 3 м, откуда сажень приравнивается к 150 см. Против этого возражает Г.Я. Романова и указывает, что в Никоновскую летопись текст попал с сокращением. В собственном тексте «Хождения» сказано: «Ходихом верху церкве святыа Софиа и видех 40 окон шииных и мерих окно с столпом 2 сажени без дву пядей». В Никоновской летописи не упомянуты еще 2 пяди, которые следовало вычесть. Сажень Игнатия Смолянина получается, как считает Романова, примерно 176 см. Б. Рыбаков дает для сажени размером 150-152 см наименование «простая», которое мы далее будем употреблять. Г.Я. Романова подтверждает наличие такого наименования. В подтверждение функционирования сажени 150-152 см сошлемся на источник XVII в., на выполненный в XVII в. обмерный чертеж Троицкого собора в Пскове. Обмер был составлен по зданию, которое простояло уже 300 лет с момента его возведения в XV в. на фундаментах XII в. После обмера здание было разобрано по причине ветхости и на прежних фундаментах поставлено новое, существующее в настоящее время. Таким образом, помещения сохраняют в основном свои первоначальные размеры, хотя и обрели новые стены. Указанные на чертеже сажени могут быть, поэтому соразмерены с размерами в натуре и приближенно определены их величины. В таких случаях следует пользоваться наиболее протяженными участками здания. Обычно берется полная внутренняя длина с целью уменьшения возможных расхождений за счет изменения при последующих перестройках толщин стен. Согласно записям на чертеже, полная внутренняя длина равна 10½ сажени. По современным замерам, это 31,8 м. Откуда размер сажени: 31,8: 10,5 = 3,03 м = 2 х 151,5 см. Сажень, которой производился обмер, слагалась, как видим, из двух простых. Чертеж противоречит на первый взгляд принципу Б.А. Рыбакова об обязательном присутствии в сооружениях нескольких видов саженей; обмер выполнен лишь одним видом сажени. Правда, в нескольких случаях упоминается еще и аршин, не относящийся к системе сдвоенной простой сажени, но, в общем, сажень употреблена лишь одного вида. Противоречия, однако, нет. Обмерный чертеж - это не творческие разработки зодчего. Обмер выполняется работниками своего рода «инвентаризационного бюро». Обмерные чертежи всегда содержат один вид саженей, потому что так удобно мерить. О6меряльщик никогда и никаким образом не сможет догадаться, какие сажени, сколько их и где применил их зодчий. Характерная особенность обмерных чертежей, если они добросовестно исполнены, − наличие дробных величин. Зодчий же обычно мыслил целыми величинами, как это было показано на примере Пятницкой церкви в Новгороде. Поэтому, вопреки распространенному мнению некоторых исследователей древнерусской архитектуры и метрологии, старинные обмерные чертежи не представляют столь большого интереса для раскрытия «кухни» и методики работы древнерусского зодчего. Даже проектные чертежи, как мы видели выше, не раскрывают этой кухни; она составляет собой как бы рабочую стадию проектирования, выполняемую зодчим и ведущими мастерами в процессе строительства, и строго ограничивается этим кругом лиц. Иногда лишь частичные сведения сообщаются еще и заказчику. В основном все это относится к профессиональным секретам зодчего и мастеров. Поэтому искать готовые ответы на творческие проработки зодчего в письменных источниках илиобмерах бесполезно. Для понимания творческих замыслов зодчего сажени, указанные на обмерных чертежах, в том числе и древние сажени, нуждаются в пересчете их на систему тех саженей, которыми мыслил древнерусский зодчий. Среди саженей зодчего может оказаться и сажень исполнителя обмеров, так как последний ее брал из того же действовавшего в древности состава саженей. В нашем примере дробное значение длины здания в 10,5 саженей показывает, что замысел зодчего строился на других саженях. Но не любое дробное число являлось неприемлемым; некоторые из них понимались как целые и завершенные, о чем будет свидетельствовать нижеследующий пример, где также мы покажем любопытные приемы пропорционирования на группе сходных зданий, хотя и разобщенных территориально одно от другого.
Характерные размеры гpynnы сходных зданий Строгановские постройки обычно pacсматриваются как группа сходных сооружений. Они относятся к рубежу XVII-XVIII вв. и впечатляют нас виртуозностью и совершенством своих белокаменных деталей, мастерски сочетающихся с красной кирпичной кладкой. С рассматриваемой нами точки зрения в них достигнуто также мастерство взаимного соразмерения работ двух строительных специальностей − каменщиков и белокаменщиков. Предстает весьма занятная картина при изучении размеров их белокаменного декора. Наиболее известной среди Строгановских построек является Рождественская церковь в Горьком (рис. 2). Она эффектно расположена и изящно вписана в панораму города, согласуясь с видом на волжские просторы. На фасаде у нее три яруса белокаменного ордерного дeкopa. Высота I яруса − 441 см; II яруса − 498 см; III яруса − 468 см. В сантиметрах эти размеры ничего намне говорят; в древнерусских же мерах ярусы соответственно составляют: I − 2½ сажени народных по 176 см; II − 2½ сажени царских по 197,4 см; III − 2'/2 сажени церковных по 186,4 см. Везде по 2½ сажени, но разных видов. Их последовательность идет по направлению снизу вверх − народные − царские − церковные. Это весьма характерно, и, по-видимому, здесь ключ к архитектурным пропорциям. Расположения в обратном порядке нам не встречалось. Смоленская церковь в Гордеевке имеет два таких яруса (рис. 3). Высота I яруса − 610 cм, II яруса − 586 см. В пересчете на древнерусские меры они предстанут в таком виде: I − 2½ сажени великих по 244 см; II − 2'/2 сажени греческих по 230,4 см (с незначительными отклонениями). Введенский собор в Сольвычегодске (рис. 4),первоначальная строгановская постройка, он также имеет два яруса ордерного декора. Высота ордера: I − 644 см, II − 610 см. Второй ярус точно такой же по высоте, как первый в смоленской церкви − 610 см, и, следовательно, он также имеет 2½ сажени великих по 244 см. Первый же ярус в сольвычегодской церкви оказывается в величинах, не известных нам по метрологичесним источникам. Но нам эта величина хорошо знакома по памятникам древнерусской архитектуры. Ее среднерасчетное значение 258,4 см. Наименования ее мы не знаем. В I ярусе оказывается равной 2½ единицы этой величины, что отвечает общему строю размеров группы церквей. Носила ли вообще величина 258,4 см наименование сажени? По сравнению с великой саженью (244 см) она является «сверхсаженью», но, если учесть наличие сдвоенных саженей, какие, например, значатся в обмерном чертеже Троицкого собора в Пскове ипревышают 3 м, она не столь уж грандиозна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|