Принципы общей теории социального управления
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практическое занятие № 7 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (2 часа) Цель: на основе осознания сущности и принципов управления педагогическими системами сформировать представление об особенностях управления образовательными системами в современных условиях.
Опорные понятия: управление, социальное управление, управление образовательными системами системами, цель управления, задачи управления, функции управления, принципы управления, внутришкольное управление, внутришкольный менеджмент, государственное и общественное управление, демократизация и гуманизация управления педагогическими системами, самоуправление, попечительский совет.
Вопросы для обсуждения 1. Управление образовательными системами как разновидность социального управления в России и за рубежом. 2. Государственно-общественный характер управления системой образования в современных условиях. 3. Общие принципы управления образовательными системами. 4. Школа как образовательная система и объект научного управления. 5. Органы самоуправления в школе. 6. Попечительский совет в школе.
Практические задания 1. Подберите из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогические ситуации по теме занятия. Определить причины возникновения данной педагогической ситуации и предложить пути ее решения (с использованием case-method). 2. Составьте глоссарий по теме занятия (не менее 12 компонентов). 3. Подберите литературу по данной теме. Составьте список литературы в соответствии с библиографическими требованиями. 4. Познакомьтесь с подходами к проведению анализа в образовательном учреждении и в деятельности какой-либо фирмы. Сопоставьте схемы проведения анализа, результаты оформите в виде таблицы.
5. Выпишите определения понятия «управление»: а)управление как функция сложных систем; б)управление (менеджмент) как деятельность, процесс; в) менеджмент как раздел знания, наука. 6. Приведите примеры управления в природе, технике, социальной жизни. 7. Как решается проблема демократизации управления в образовательной системе? Выделите основные подходы к ее решению. 8. Составьте таблицу, схематично отображающую структуру органов государственно-общественного управления на всех уровнях управления образованием в РФ (желательно использовать примеры, иллюстрирующие специфику данного региона и конкретной образовательной организации. 9. Приведите примеры реализации управленческих функций в деятельности руководителей различных уровней образовательной организации. 10. Приведите наиболее актуальные принципы управления для современной системы образования. 11. Опишите состояние и перспективы школьного образования в РФ, с точки зрения социальных связей. 12. Используя материалы Приложения 1, сформулируйте важные, с Вашей точки зрения, ориентиры, направляющие деятельность учителя в условиях педагогического менеджмента. 13. На основе анализа материалов Приложения 2 сформулируйте перечень наиболее часто встречающихся затруднений в процессе управления образовательными системами.
Дополнительные задания для самостоятельной работы (тематика микрорефератов) 1. Вопросы школьного управления в трудах Н.Ф. Бунакова. 2. Вопросы школьного управления в трудах К.Д. Ушинского. 3. Вопросы школьного управления в трудах Н.И. Пирогова. 4. Вопросы школьного управления в трудах В.А. Сухомлинского. 5. Вопросы школьного управления в трудах Т.И. Шамовой и ее Научной школы Управления образовательными системами (в рамках ежегодных Всероссийских Шамовских педагогических чтений, 2009-2013 гг.).
6. Вопросы школьного управления в трудах Ю.А. Конаржевского. 7. Самоуправление в современной российской школе. 8. Попечительство как форма общественного управления в школе. 9. Организационно-педагогические условия эффективного управления образовательными системами. Рекомендуемая литература 1. Друкер, П.Ф. Задачи менеджемента в XXI веке / П.Ф. Друкер. - М., 2010. - 272 с. 2. Елисеев, Б.П. Системотехническое управление образовательными комплексами: монография / Б.П. Елисеев, Л.Н. Елисов. - М., 2012. - 298 с.: ил. 3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М., 2012. - 192 с. 4. Мысин, Н.В. Теория и история социального управления: опыт России и зарубежных стран / Н.В. Мысин. - СПб., 2010. - 496 с. 5. Новиков, Д.А. Теория управления образовательными системами / Д.А. Новиков. - М., 2009. - 452 с. 6. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2012. - 512 с. 7. Поташник, М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: метод. пособие / М.М. Поташник, А.В. Соложнин. - М., 2013. - 480 с. 8. Сидоров, С. Обеспечение устойчивого развития на основе инноваций в управлении средней школой // Научно-культурологический журнал. - 2010. - № 15. 9. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. - М., 2013. - 416 с. 10. Цибульникова, В.Е. Научная школа управления образовательными системами / В.Е. Цибульникова // Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
Приложение 1. ПРИНЦИПЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
К основным принципам менеджмента относят: · целенаправленность и последовательность; · состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений; · научность в сочетании с элементами искусства; · функциональную специализацию в сочетании с универсальной деятельностью; · оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; · учет индивидуальных особенностей работников; · обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене;
· последовательность и непрерывность; · контроль, координация действий; · учет закономерностей как межличностных отношений, так и группового поведения.
В зависимости от направления деятельности разновидностями менеджмента принято считать: управление производством (производственный менеджмент) — определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, расстановка людей, организация подачи материалов и ремонта оборудования, устранение сбоев в поставке продукции, контроль качества, текущее руководство персоналом, стимулирование труда; управление материально-техническим снабжением и сбытом — заключение договоров, формирование каналов сбыта, доставки и хранения сырья, отправки продукции; управление инновациями (инновационный менеджмент) — процесс научных исследований, прикладных разработок, внедрение новинок в производство; управление персоналом (персонал-менеджмент) — управление кадрами и повышение квалификации, улучшение условий труда и быта персонала, разрешение конфликтов; финансовое управление (финансовый менеджмент) — составление бюджета, формирование и распределение денежных ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния; управление маркетингом (маркетинг-менеджмент) — изучение рынка спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики; управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент) — процесс сбора, обработки и анализа данных о функционировании организации, сопоставление с планируемыми данными, выявление проблем, вскрытие резервов имеющегося потенциала.
В любой социальной системе центральным, системообразующим фактором является человек (менеджер), выполняющий управленческую деятельность на основе соответствующих научных принципов с применением специальных приемов, методов, форм и средств. Менеджер — это профессионал, задачей которого является организация конкретной производительной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
Администрация образовательного учреждения, с одной стороны, может выступать в качестве совокупного субъекта управления по отношению к учительскому коллективу, с другой стороны, она является объектом управления (точнее, управляемой подсистемой) со стороны органов управления образовательным учреждением. В то же время администрация образовательного учреждения состоит из менеджеров определенных направлений деятельности школы, каждый из которых управляет своей совокупностью подчиненных ему работников, образующих управляемую подсистему. Современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения, можно считать менеджером учебно-познавательного процесса, так как он является не только субъектом управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся, но и оказывает образовательные услуги в условиях зарождающейся конкуренции. Педагогический менеджмент — это: а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся. Специфика педагогического менеджмента заключена в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образования. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность людей, которыми он руководит. Продуктом труда — информация об учебно-воспитательном процессе. Орудием труда — слово, речь. Результатом труда менеджера образовательного процесса является уровень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся. Менеджмент не дает унифицированных рецептов, он учит тому, как, зная приемы, способы и пути разрешения тех или других управленческих задач, добиваться успеха. Приложение 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|