Методические указания для студентов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 курса лечебного факультета Тема 1: « Врачевание в первобытном обществе. » Составитель: Пилипенко В.А. Определение задания: Прочитать основную и дополнительную литературу по теме семинара. Подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. Найти ответы на вопросы: 1. Современные представления о происхождении человека. Прародина человечества: гипотезы моногенизма и полигенизма. Антропогенез и социогенез. 2. Зарождение коллективного врачевания (лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения) и гигиенических навыков. 3. Представления о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и иррациональных представлений об окружающем мире. Рациональные приемы врачевания. Инструменты для врачевания (из камня, кости и т.п.). 4. Расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания в период разложения первобытного общества (с X–V тысячелетий до н.э.): хирургические приемы, инструменты для врачевания (медь, бронза, железо), наркотические и опьяняющие средства. 5. Отражение культа предков в представлениях о здоровье и болезни. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности.
Информационные ресурсы, используемые студентом: Электронное пособие по истории медицины. Любая учебная и дополнительная литература по теме. Алгоритм выполнения: А) прочитайте соответствующие разделы учебной литературы; Б) подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия; В) составьте план ответа на вопросы преподавателя по тексту; Возможные ошибки и осложнения: А) непонятные для вас определения или аргументы в тексте – обратитесь к учебной и справочной литературе, а также к лекции преподавателя по теме или выпишите эти определения и аргументы и вынесите их на обсуждение на семинарском занятии.
В) вы непонятны особенности той или иной модели – сформулируйте вопросы, по которым вы можете обратиться к преподавателю на семинарском занятии.
Методические указания утверждены на заседании кафедры № от «»
Подпись зав. кафедрой
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Росздрава Коми филиал Кафедра «Общественное здоровье и здравоохранения» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 курса лечебного факультета Тема 2: « Врачевание в странах древнего Востока (страны Месопотамии, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай). » Составитель: Пилипенко В.А. Определение задания: Прочитать основную и дополнительную литературу по теме семинара. Подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. Найти ответы на вопросы. Осветите следующие пункты: 1. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия) (III тысячелетие до н.э. VII в. до н.э.): развитие гигиенических традиций и культов, мифология и врачевание. 2. Врачевание в древнем Египте (III–I тысячелетия до н.э.): бальзамирование умерших и накопление знаний о строении человеческого тела, представления о причинах болезней. Врачебная специализация: лекарственное лечение и диететика (папирус Г. Эберса, ок. 1550г. до н.э.), оперативное врачевание (папирус Э. Смита, ок. 1550г. до н.э.), родовспоможение, лечение женских и детских болезней (папирус из Кахуна, ок. 1800г. до н.э.), зубоврачевание, заразные болезни (папирус Эберса, Хёрста, Берлинский, Лондонский). Шистозомоз. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Врачебная этика. Обучение врачеванию («Дома жизни»).
3. Врачевание в древней Индии (III тысячелетие до н.э. середина I тысячелетия до н.э.) Период хараппской цивилизации (III начало II тысячелетия до н.э., долина р. Инд). Древнейшие (из известных) санитарно–технические сооружения в гг. Мохенджо–Даро, Хараппа, Чанху–Даро (середина III тысячелетия до н.э.). Ведийский период (конец II середина I тысячелетия до н.э., долина р. Ганг). Священные книги древних индийцев: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник сведений о болезнях (устная традиция с конца II–I тысячелетия до н.э.; письменная с конца I тысячелетия до н.э. Классический период (вторая половина I тысячелетия до н.э. IV в. н.э.). Религиозно–философские системы и представления о здоровье и болезнях (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). Искусство врачевания (аюрведа учение о долгой жизни). Врачебная этика. Врачебные школы при храмах. 4. Врачевание в древнем Китае (середина II тысячелетия до н.э. III в. н.э.). Философские основы китайской традиционной медицины. Учения у син о пяти стихиях и инь–ян о двух началах; религиозно–философские системы (конфуцианство, даосизм и др.); их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечение. Методы обследования больного. Учение о пульсе («Нэй цзин», III в. до н.э.; «Мо цзин», 280г.). Система традиционного врачевания чжень–цзю иглоукалывание и прижигание («Нэй цзин», III в. до н.э.; «Чжэнь цзю цзя и цзин», 265г. и др.). Лекарственное врачевание и оперативное лечение. Информационные ресурсы, используемые студентом: Электронное пособие по истории медицины. Любая учебная и дополнительная литература по теме. Алгоритм выполнения: А) прочитайте соответствующие разделы учебной литературы; Б) подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия; В) составьте план ответа на вопросы преподавателя по тексту; Возможные ошибки и осложнения: А) непонятные для вас определения или аргументы в тексте – обратитесь к учебной и справочной литературе, а также к лекции преподавателя по теме или выпишите эти определения и аргументы и вынесите их на обсуждение на семинарском занятии. В) вы непонятны особенности той или иной модели – сформулируйте вопросы, по которым вы можете обратиться к преподавателю на семинарском занятии.
Методические указания утверждены на заседании кафедры № от «»
Подпись зав. кафедрой Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Росздрава Коми филиал Кафедра «Общественное здоровье и здравоохранения» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 курса лечебного факультета Тема 3: « Медицина в странах античного Средиземноморья. » Составитель: Пилипенко В.А. Определение задания: Прочитать основную и дополнительную литературу по теме семинара. Подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. Найти ответы на вопросы: 1. Роль древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периодизация и хронология истории и врачевания древней Греции. Источники информации о врачевании и медицине. Охарактеризуйте каждый период. 2. Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460–370гг. до н.э.). «Гиппократов сборник» энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания. История создания. 3. Периодизация и хронология истории и медицины древнего Рима. Источники информации о медицине. 4. Развитие энциклопедического знания. Назовите изчестнейших врачей и ученых Древнего Рима, а также их труды. 5. Гален из Пергама (ок. 129–199гг.). Его труд «De usu partium corporis humani» («О назначении частей человеческого тела»). В чем заключался дуализм учения Галена. Информационные ресурсы, используемые студентом: Электронное пособие по истории медицины. Любая учебная и дополнительная литература по теме. Алгоритм выполнения: А) прочитайте соответствующие разделы учебной литературы; Б) подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия; В) составьте план ответа на вопросы преподавателя по тексту; Возможные ошибки и осложнения: А) непонятные для вас определения или аргументы в тексте – обратитесь к учебной и справочной литературе, а также к лекции преподавателя по теме или выпишите эти определения и аргументы и вынесите их на обсуждение на семинарском занятии.
В) вы непонятны особенности той или иной модели – сформулируйте вопросы, по которым вы можете обратиться к преподавателю на семинарском занятии.
Методические указания утверждены на заседании кафедры № от «»
Подпись зав. кафедрой
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Росздрава Коми филиал Кафедра «Общественное здоровье и здравоохранения»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|