Демидов Н. В.. От составителя
Стр 1 из 58Следующая ⇒
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА Н. В. ДЕМИДОВ Книга третья ИСКУССТВО ЖИТЬ НА СЦЕНЕ Санкт-Петербург «ГИПЕРИОН» ББК 85. 33 (2Р) {5} дзо Демидов Н. В. ДЗО Творческое наследие Т. 2: Искусство жить на сцене / Под ред. М. Н. Ласкиной. — СПб.: Гиперион, 2004. — 560 с. + [16 с] илл. ISBN 5-89332-106-5 Второй том продолжает публикацию творческого наследия крупнейшего деятеля русской театральной педагогики режиссера Н. В. Демидова (1884—1953), ближайшего помощника К. С. Станиславского по преподавательской и исследовательской работе. В настоящий том вошла книга «Искусство жить на сцене», представляющая особый метод воспитания актера, разработанный Н. В. Демидовым. Сокращенный вариант этой книги был издан в 1965 г. В данном издании работа публикуется в полном объеме с дополнениями из материалов архива Н. В. Демидова. ББК 85. 33 (2Р) {5} ISBN 5-89332-106-5 © М. Н. Ласкина, составление, подго- товкатекста, примечания, 2004 © Л. Е. Миллер, художественное оформление, 2004 © Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, 2004 © Издательство «Гиперион», 2004 СОДЕРЖАНИЕ:
От составителя. 4 НАУКА О ТВОРЧЕСТВЕ.. 6 ИСКУССТВО ЖИТЬ НА СЦЕНЕ.. 9 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.. 9 От автора. 9 Первая часть ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ АКТЕРА. ПУТЬ К НЕМУ.. 12 Глава 1 ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОВЛАДЕНИЮ ИСКУССТВОМ ПЕРЕЖИВАНИЯ АКТЕРА.. 12 Об актерском даровании и о развитии его. 12 Первые попытки создать науку актерского искусства. 16 Два пути к творческому переживанию, указанные Станиславским.. 21 Глава 2 НОВЫЕ ПУТИ.. 22 Отход от принципа «элементов». 22 Процесс творческого переживания и место его в описанных здесь этюдах. 23
Глава 3 О СВОБОДЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ АКТЕРА.. 24 О процессе творческого переживания актера. 24 О свободе и непроизвольности. 28 Как появился практический подход к свободе творчества. 32 Возможна ли практическая согласованность принципа творческой свободы и принципа императивности. 34 О некоторых особенностях употребляемых здесь приемов преподавания. 35 Глава 4 ОТНОШЕНИЕ СТАНИСЛАВСКОГО К МЕТОДУ, ОПИСАННОМУ В ЭТОЙ КНИГЕ.. 36 Вторая часть ПУТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕАКЦИИ.. 40 Глава 1 ОШИБКИ ПРОШЛОГО И ПРОБЛЕСКИ НОВОГО.. 40 Глава 2 СВОБОДА И НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ.. 45 Глава 3 ФАНТАЗИЯ АКТЕРА.. 50 Глава 4 ПЕРВЫЕ ШАГИ УЧЕНИКА «НА СЦЕНЕ». 52 Глава 5 КОЕ ЧТО О ПЕДАГОГИКЕ. 53 Тактика. 53 Терпение и ответственность. 55 Глава 6 СЛАБОСТЬ СЦЕНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ АКТЕРА.. 57 Выключение. 57 Воображение несуществующих предметов и действий. 58 О развитии способности ощутительно воспринимать воображаемое. 60 Невидение и неслышание на сцене. 62 Глава 7 О НАЧАЛЕ.. 65 Вывих «начала». 65 О повторении. 68 Верная техника «начала». 69 Все в этюдах появляется само собой — творчески — заранее придумывать не надо. 73 Глава 8 О СЦЕНИЧНОСТИ И НЕСЦЕНИЧНОСТИ.. 79 Интересные и скучные этюды.. 79 Еще о несценичности (для театральных педагогов) О длинных паузах и затяжках. 83 «Сурдинка» (затишение) 85 Глава 9 О ТЕКСТЕ.. 88 Вольное обращение с текстом.. 88 Неверное отношение к словам.. 88 Глава 10 РАЗНОБОЙ.. 92 Глава 11 О ЗНАЧЕНИИ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ЗДЕСЬ ЭТЮДОВ.. 95 ПРИМЕЧАНИЯ.. 307 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 308
От составителя Книга «Искусство жить на сцене» писалась Николаем Васильевичем Демидовым более двадцати лет по мере накопления педагогического опыта, анализа и осмысления его. Она вобрала в себя почти сорокалетний театральный и педагогический опыт деятельности Демидова. Вначале автором предполагалось создание единой книги о новом, разработанном им методе обучения и воспитания актера. Однако в процессе работы каждый из разделов потребовал самостоятельного исследования той или иной проблемы. Так возникла необходимость создания целой серии из пяти книг. Три из них Демидов успел завершить до своей смерти в 1953 году, две — остались в его архиве в виде заметок, набросков отдельных глав и тематических планов.
Путь книг Демидова к читателю был длительным и непростым. Хорошо известно, как трудно пробивает дорогу новое в любой области человеческой деятельности. Так и Демидову не пришлось ни увидеть свои труды опубликованными, ни получить при жизни широкое признание новаторского значения его новой «школы», «школы Демидова». Новый метод воспитания актера, благодаря разработанной Демидовым особой этюдной технике позволил ему сделать серьезный шаг вперед в познании законов творчества. Этюды Демидова способствуют зарождению творческого процесса и дают возможность управления им. Не расходясь со Станиславским в защите принципов «театра переживания», Демидову удалось нащупать новые пути к достижению их общего идеала. Однако приверженцы «системы Станиславского», превратившие после смерти ее создателя «систему» в мертвую догму, на долгие годы подвергли остракизму и самого Демидова, и рукописи его книг. По первоначальному авторскому плану книга «Искусство жить на сцене» должна была придти к читателю третьей, после книг «Искусство актера в его настоящем и будущем» и «Типы актера». Но будучи уже серьезно больным, ощущая острый дефицит времени, Демидов нарушает задуманный порядок очередности выхода книг и пытается издать книгу «Искусство жить на сцене» первой, чтобы успеть донести людям хотя бы основные положения своего нового метода. Не место, видимо, прослеживать здесь все этапы борьбы за издание книги, отметим только, что эта борьба продолжилась и учениками Демидова после его смерти. Только в 1965 году благодаря поддержке ученых-физиологов, познакомившихся с рукописью, книгу «Искусство жить на сцене» все-таки удалось издать. В сокращенном варианте, существенно отредактированном А. Гребневым, и с предисловиями Б. Н. Ливанова, выдающегося артиста и ученика Н. В. Демидова, и М. О. Кнебель, книга увидела свет, быстро став библиографической редкостью. Все дальнейшие усилия учеников Демидова издать полностью богатейшее творческое наследие Демидова, продолжали оставаться тщетными.
Ныне по инициативе Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, принявшей на хранение архив Николая Васильевича Демидова, осуществляется издание «Творческого наследия» Н. В. Демидова в 3-х томах. Два тома выпускаются к 120-летию со дня рождения Н. В. Демидова (8 декабря 2004 г. ), третий том планируется выпустить к 2006 году. В настоящем издании «Творческого наследия» восстанавливается первоначально намеченная автором последовательность публикации книг. В 1-й том вошли книги — «Искусство актера в его настоящем и будущем» и «Типы актера», во 2-м томе публикуется книга «Искусство жить на сцене». В отличие от предыдущего издания 1965 г. работа Демидова публикуется без какого бы то ни было редакторского вмешательства в авторский текст, за исключением сокращений в трех начальных главах, сведенных в одну. Последнее сделано во избежание прямых повторений тем «Правда», «Режиссер» и «О высших проявлениях в творчестве актера» — они более широко, подробно и всесторонне разобраны Демидовым в книге «Искусство актера в его настоящем и будущем». Читатель уже знаком с ними по 1-му тому. Здесь эти темы повторяются лишь вкратце. В предварительном плане этой книги несколько добавочных тем включены Демидовым в последний раздел «Дополнение». В издании 1965 г. этот раздел отсутствует. В настоящем — он публикуется впервые и даже несколько расширен за счет ряда заметок, взятых из черновых рукописей Демидова. Также впервые публикуются и «предварительные замечания» автора, не вошедшие в издание 1965 г. Хочется обратить внимание читателя на, может быть, решающую для достижения успешных результатов особенность школы Демидова, отраженную во всей книге. Методология Демидова немыслима без высочайшей «психотехники» самого преподавателя. Демидов делится с читателем своим опытом в этом отношении, подсказывая целый ряд выработанных им педагогических приемов.
И еще одно следует отметить. «Прозрачность», которую приобретает актер при овладении демидовской психотехникой, неминуемо обнаруживает либо глубину души творящего на сцене, либо грубость, примитивность ее. А значит, встает вопрос о воспитании души ученика, ибо глубина души, ее содержательность — одно из необходимейших условий рождения художника в искусстве. Это подмечено еще великим П. С. Мочаловым, на которого много раз ссылается в своих работах Н. В. Демидов. Несколько слов о содержании будущего 3-го тома. Творческое наследие Демидова далеко не ограничивается новой методологией первоначального воспитания ученика-актера, обучения его «искусству жить на сцене». Демидов настоятельно искал — и находил! — пути к овладению высшими достижениями в творчестве актера. Им найден целый ряд условий и приемов «высшей душевной техники» или, как Демидов называл, — «высшего пилотажа актера». Многие из вопросов этой области уже были обдуманы и опробованы им. Они отражены в черновых набросках, хранящихся в его архиве. Собранные в соответствии с составленным Демидовым планом следующих книг, эти интереснейшие материалы будут опубликованы в разделах 3-го тома: «Работа актера над ролью и пути к высшим творческим достижениям» и «Теория и психология творческого процесса актера». Последний раздел — это отдельная область, которой занимался Демидов, — теоретическая. Озабоченный дальнейшим развитием науки о творчестве актера, Демидов намечает направления будущих исследований. Его прозрения, догадки и находки, сделанные 50—70 лет назад, думается, будут с интересом проанализированы современными учеными и соотнесены с новейшими открытиями и достижениями психологии, физиологии и философии, контакт с которыми он все время стремился установить. Отражением взаимной заинтересованности сторон служит отклик на первое издание (1965) книги Демидова «Искусство жить на сцене» доктора биологических наук, профессора С. Г. Геллерштейна, опубликованный в журнале «Театр» (1968. № 7). Статья эта приводится в данном издании вместо предисловия. На пути тесного творческого взаимодействия с естественнонаучными исследованиями Демидов видел реальные возможности дальнейшего развития искусства актера как главной силы театра, верил в будущее его совершенство и всей своей деятельностью приближал это будущее. М. Ласкина
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|