Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология по степени соотношения в организации отдыха неизменённой природы и технических систем

 

Уже отмечалось избирательность занятий по отношению к ПК, техническим системам и обслуживанию: одни из них требуют малоизменённой природы, другие – сравнительно нейтральны к природной среде, третьи – тесно связанны с населёнными пунктами. Этим определяется необходимость соответствующей типологии. В общем виде может быть выделено два типа ТРС:

I - урбанизированные

II – неурбанизированные

Урбанизированные ТРС включают подтипы:

IА - города-курорты

IБ - города-экскурсионные центры

IВ - дачные поселки

Первые подтипы – это максимально урбанизированные территории с обширным арсеналом технических сооружений, развитой сферой обслуживания и с почти полностью изменённой окультуренной природой, предназначенные для удовлетворения потребностей в лечении, познании и развлечениях.

Неурбанизированные ТРС представлены, прежде всего, рекреационными природными парками. Они должны обладать минимально изменёнными ПК, обеспечивающими эффективный и активный отдых, а именно, чистым воздухом, территориями и акваториями, обеспечивающими возможность активных передвижений и оздоровительного занятия спортом в контакте с природой, т.е., возможность действий, связанных с тренирующим режимом. Они предъявляют требования к наличию ПК, обеспечивающих эстетический эффект, к площади, гарантирующей возможность рассредоточения людей и к благоприятным медико-географическим условиям.

Рекреационные природные парки, направленные на удовлетворение широкой группы потребностей, представляют собой единый класс рекреационных систем лишь в первом приближении. В его пределах по преобладанию какого-либо цикла рекреационных занятий можно выделить четыре функциональных типа: спортивные, прогулочные, охотничьи (рыболовные) и архитектурно-исторические парки. Кроме того, могут быть созданы смешанные типы, характеризуемые преобладанием двух или трех групп занятий.

Типология по территориальной ориентации

 

Различие в длительности периодов свободного времени (выходные дни и отпуск) предопределяет как разнообразие соответствующих циклов занятий, так и территориальных систем, обеспечивающих их проведение, Ясно, что ТРС, обеспечивающие отдых жителей населённых пунктов в конце рабочей недели, должны располагаться вблизи этих пунктов. Системы такого типа получили название зон (или районов) пригородного или кратковременного отдыха, а системы, удовлетворяющие потребности людей в длительном отдыхе – зон (районов) длительного отдыха.

Уникальность объекта, или его встречаемость только в данной конкретной точке, в принципе может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке нашей планеты и, следовательно, может стать предпосылкой формирования ТРС мирового значения. Специфичность объекта в масштабах страны формирует ТРС всероссийского значения.

Местоположение ТРС мирового и всероссийского значения не зависит от расстояния до мест возникновения потребностей и определяется только ценностью природного или культурного комплекса (но на посещаемости данной ТРС расстояние сказывается очень сильно). ТРС мирового и всероссийского значения должны проектироваться как территории, посещаемые, как правило, лишь во время длительного отдыха. ТРС меж агломерационного районного значения и пригородные создаются с целью посещения их во время кратковременного отдыха. Поэтому при их формировании на передний план выступает фактор транспортной доступности. ТРС международного и всероссийского значения также могут посещаться населением ближайших районов для кратковременного отдыха в конце недели.

Из сказанного вытекает принципиальная возможность типологии ТРС по их территориальной ориентации: мирового, всероссийского, меж агломерационного и городского значения.

Требования, которые предъявляют указанные типы ТРС к территории и обслуживанию, неодинаковы.

 


РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

А.А. Минц дал следующее определение естественных ресурсов. Естественные ресурсы— "это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности".

Очевидно, что понятие "рекреационные ресурсы" не ограничивается лишь природными объектами. К ним могут быть отнесены любые виды вещества, энергии, информации, "вырабатываемые вне данной (рекреационной. — Ю. В.) системы и служащие для нее исходным материалом функционирования, развития, существования".

Решающим шагом на пути формирования современного представления о рекреационных ресурсах явилась статья Л.А. Багровой, Н.В. Багрова и В.С. Преображенского [1977], где впервые было дано определение понятия "рекреационные ресурсы" как одной из важнейших предпосылок формирования особой отрасли хозяйства.

"Рекреационные ресурсы — это природные, природно-технические и социально-экономические геосистемы и их элементы, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть "использованы для организации рекреационного хозяйства". Условия отдыха выступают как первый фактор на пути рассмотрения объектов с позиции их полезности для рекреационных целей.

Традиционно в качестве рекреационных ресурсов называют прежде всего компоненты природного или культурного ландшафта; соответственно выделяются климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные, социально-культурные и другие ресурсы. При этом нередко в качестве ресурсов рассматривают только те природные или культурные объекты, которые послужили причиной самого факта осуществления рекреационных поездок (комфортный климат, водоем, лесной массив, памятник архитектуры). Между тем каждая из суботраслей рекреационного хозяйства связана, как правило, не с одним, а с множеством природных и социально-культурных комплексов или объектов, выступающих в качестве элементарных ресурсов. Таким образом, возникает необходимость в выделении сочетания ресурсов, т.е. совокупности компонентов природного и культурного ландшафта, определяющей возможность организации определенных наборов рекреационных занятий.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...