К концу учебного года учащиеся должны знать:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направленно на достижение следующих целей:
ü формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
ü духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные задачи:
ü развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
ü освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
ü воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана для курса окружающий мир в 1 классе по традиционной системе обучения.
Тематическое планирование составлено из расчёта 2часа в неделю (66 часов).
Особое место в курсе занимают экскурсии (10) и практические работы (10).
Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе являются:
ü осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
ü культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
ü установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
ü способность регулировать собственную деятельность направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
ü способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
ü осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
ü усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
ü владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
ü умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- солнце, его форма; луна и звезды;
- камни и их разнообразие;
- дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
- части растений;
- животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- признаки живой и неживой природы;
- основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
- виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
- разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- свойства снега и льда;
- признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
- правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
- как охранять окружающую среду от загрязнения;
- времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
- различные виды профессий;
- связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
- правила поведения на природе;
- разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
- правила личной гигиены;
- значение сна в жизни человека;
- назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
- о роли космоса в жизни человека;
- о роли экологии в жизни людей;
К концу учебного года учащиеся должны
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
- различать водоемы; части реки;
- выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
- различать время и времена года; изученные растения и животные;
- применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды профессий;
- объяснять причину возникновения дождя и ветра;
- различать цвета радуги, звук и свет;
- различать изученные группы растений и животных;
- различать изученные виды транспорта;
- выполнять правила личной гигиены;
- соблюдать правила поведения в природе;
- устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные действия:
ü ценностно-смысловая ориентация учащихся;
ü действие смыслообразования;
ü нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные действия:
ü умение выражать свои мысли;
ü разрешение конфликтов, постановка вопросов;
ü управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные действия:
ü целеполагание,;
ü волевая саморегуляция;
ü коррекция;
ü оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные действия:
общеучебные:
ü умение структурировать знания;
ü смысловое чтение;
ü знаково – символическое моделирование;
выделение и формулирование учебной цели.
логические:
ü анализ объектов;
ü синтез, как составление целого из частей;
ü классификация объектов;
ü доказательство;
ü выдвижение гипотез и их обоснование;
ü построение логической цепи рассуждения.
Содержание курса
Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 разделов, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.
В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...
Раздел № 1 (вводный) - учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.
Раздел № 2 - группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту людей.
Раздел № 3 - содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.
Раздел № 4 - отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.
Раздел № 5 - дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.
Рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Тематическое планирование
№
| Тема раздела
| Всего
часов
| Практические
работы (тема)
| Деятельность учащихся
| Экскурсии
(тема)
| Формирование
УУД
|
1.
| Введение
(Знакомвство с одноклас-сниками, школой, правила-
ми поведе-
ния, основные правила ПДД)
| 9 ч
|
| v Познакомиться с одноклассниками и учителем, познакомиться с правилами поведения в школе и обсудить их.
v Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах.
v Различать допустимые и недопустимые формы поведения.
v Выбирать оптимальные формы поведения и взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми.
| Экскурсия №1:
«Наша школа»
Экскурсия №2:
«Ты и вещи» (в швейный цех, столярные мастерские школы)
Целевая прогулка №3:
«Дорога от дома до школы»
Экскурсия
№ 4:
| Личностные:
ü ценностно-смысловая ориентация учащихся;
ü действие смыслообразования
ü нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные:
ü умение выражать свои мысли;
ü разрешение конфликтов, постановка вопросов;
ü управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные:
ü целеполагание
ü волевая саморегуляция,;
ü коррекция;
ü оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные общеучебные:
ü умение структурировать знания;
ü смысловое чтение,
ü знаково – символическое моделирование,
ü выделение и формулирование учебной цели.
ü
логические:
ü анализ объектов;
ü синтез, как составление целого из частей;
ü классификация объектов;
ü доказательство
ü выдвижение гипотез и их обоснование;
ü построение логической цепи рассуждения.
|
2.
| «Что и кто?»
(Небес-
ные тела, природ-
ные объекты, разнооб-
разие растите-
льного и живот-
ного мира)
| 18ч
| Практическая работа №1:
«Лиственные деревья. Строение листа»
Практическая работа №2:
«Хвойные деревья»
Практическая работа №3:
Части растений
Практическая работа №4:
«Глобус- модель Земли»
| v Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями.
v Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.
v Группировать объекты природы по признакам.
v Определять части цветкового растения.
v Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
v Различать лиственные и хвойные растения.
| Экскурсия №5:
«Что такое зоопарк?»
Экскурсия №6:
«Город, в котором я живу»
|
3.
| «Как, откуда и куда?»
(Движе-
ние воды, охрана водоемов, свойства воды, электри-
чество, уход за растениями и живот-
ными, охрана природы)
| 12 ч
| Практическая работа №5:
«Пресная, солёная вода»
Практическая работа №6:
«Простейшие способы очистки воды»
Практическая работа №7:
«Сборка простейшей электрической цепи»
Практическая работа №8:
«Уход за комнатными растениями»
Практическая работа №9:
«Изготовление кормушек»
| v Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
v Характеризовать свойства воды, движение воды.
v Анализировать влияние человека на природу.
v Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
v Применять простейшие навыки ухода за комнатными растениями.
v Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим.
|
|
4.
| «Где и когда?»
(Смена времен года, разнооб-
разие природы Земли, прошлые времена).
| 9ч
|
| v Пересказывать и понимать тексты о природе.
v Описывать сезонные изменения в природе.
v Характеризовать признаки времен года.
v Исследовать на основе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных и времени года.
| Экскурсия №7:
«Мир вокруг нас: почта»
|
5.
| «Почему и зачем?»
(Свойст-
ва и разнооб-
разие звезд, явления природы, гигиена, транс-
порт, экология)
| 17ч
| Практическая работа №10:
«Разнообразие звуков в окружающем мире
| v Применять правила личной гигиены.
v Описывать на основе наблюдений различные явления природы.
v Применять правила поведения в транспорте.
v Классифицировать транспорт по назначению.
v Понимать значение слова «экология».
v Анализировать ситуации с точки зрения экологии.
| Экскурсия №8:
«Прогулка в лес»
Экскурсия
№9
|
6.
| Заключе-
ние
| 1ч
|
|
| Экскурсия №10
«Сезонные изменения в природе».
|
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
(66 ч.)
№
урока
| Дата
| Тема
| Планируемые результаты
| Деятельность
учащихся
| Вид
контроля
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
Введение
1 ч.
1.09 – День Знаний
|
1.
|
| Задавайте
вопросы!
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.
| Обучающийся научится различать средства познания окружающего мира.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.
| Познавательные УУД:
обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями.
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.
Регулятивные УУД:
обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.
| Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика».
| Задаватьвопросы. Вступатьв учебный диалог.
Пользоватьсяусловными обозначениями учебника.
Различатьспособы и средства познания окружающего мира. Оцениватьрезультаты своей работы на уроке.
| Текущий
|
Раздел «Что и кто?»
20 ч.
|
2.
|
| Что такое
Родина?
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.
| Обучающийся
научится:
Ø различать флаг и герб России;
Ø узнавать некоторые достопримечательности столицы;
Ø правильно переходить улицу;
Ø различать изученные камни, растения, животных и созвездия;
Ø сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам;
Ø использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
Ø изготовлять модели Солнца и созвездий.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
Ø проводить наблюдения в окружающем мире;
Ø определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
Ø описывать по плану дерево, рыбу, птицу.
| Познавательные УУД:
Ø Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ø Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
Ø Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Ø Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Ø Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.
Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Ø Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Ø Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Ø Совместно договариваться о правилах общения.
Ø Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
Ø Уметь работать в парах.
Ø Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Регулятивные УУД:
Ø Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ø Проговаривать последовательность действий на уроке.
Ø Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Ø Учиться работать по предложенному учителем плану.
Ø Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
Ø Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ø Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
| Ø Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Ø Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Ø Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
Ø Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Ø Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.
Ø В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
| Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Работатьс картинной картой России,актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
Рассказыватьо малой родине» и Москве как столице государства;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Беседа по вопросам
|
3.
|
| Что мы знаем о
народах
России?
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
Работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
Работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Беседа по вопросам
|
4.
|
| Что мы знаем о Москве?
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
Узнавать достопримечательности столицы;
Работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Беседа по вопросам
|
5.
|
| Проект
«Моя малая
Родина»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
Ø фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
Ø находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
Ø интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
Ø составлять устный рассказ;
Ø выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
Ø оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
| Фронтальный,
проект
|
6.
|
| Что у нас над головой?
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
Моделировать форму Солнца;
Работать в паре: моделировать форму созвездий;
Работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Беседа по вопросам
|
7.
|
| Что у нас под ногами?
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
Практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
Различать гранит, кремень, известняк;
Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Беседа по вопросам
|
8.
|
| Что общего у разных
растений?
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.
| Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
Практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;
Работать в паре.
Использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Беседа по вопросам
|
9.
|
| Что растёт на подоконнике?
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе
| Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;
Практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
Различать изученные растения;
Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;
Приводить примеры комнатных растений;
Рассказывать об особенностях любимого растения;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Беседа по вопросам
|
10.
|
| Что растёт на клумбе?
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника
| Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
Практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
Работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
Рассказывать о любимом цветке;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Фронтальный
|
11.
|
| Что это за
листья?
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
| Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
Узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
Сравнивать и группировать листья по различным признакам;
Практическая работа в группе: определять деревья по листьям;
Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Беседа по вопросам
|
12.
|
| Что такое
хвоинки?
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.
| Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
Различать лиственные и хвойные деревья;
Практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
Сравнивать ель и сосну;
Описывать дерево по плану;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Текущий, практическая работа
|
13.
|
| Кто такие
насекомые?
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
Работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Текущий
|
14.
|
| Кто такие
рыбы?
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
Работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
Описывать рыбу по плану;
Приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Текущий
|
15.
|
| Кто такие
птицы?
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
Практическая работа: исследовать строение пера птицы;
Работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
Описывать птицу по плану;
Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Текущий
|
16.
|
| Кто такие
звери?
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
Практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
Работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Текущий
|
17.
|
| Что окружает нас дома?
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Характеризовать назначение бытовых предметов;
Находить на рисунке предметы определённых групп;
Работать в паре: группировать предметы домашнего обихода;
Проводить взаимопроверку;
Приводить примеры предметов разных групп;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| |
18.
|
| Что умеет
компьютер?
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Определять составные части компьютера;
Характеризовать назначение частей компьютера;
Сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
Работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
Моделировать устройство компьютера;
Соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Беседа по вопросам
|
19.
|
| Что вокруг нас может быть опасным?
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
Характеризовать опасность бытовых предметов;
Работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
Моделировать устройство светофора;
Оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
Сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Текущий
|
20.
|
| На что похожа наша планета?
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Выдвигать предположения и доказывать их;
Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
Работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
Моделировать форму Земли;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Беседа по вопросам
|
21.
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»
| Обучающийся научится представлять результаты проектной деятельности.
| Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения
| | Выполнятьтестовые задания учебника;
Выступатьс сообщениями, иллюстрироватьих наглядными материалами;
Обсуждатьвыступления учащихся;
Оцениватьсвои достижения и достижения других учащихся
| Тестовая работа, проект
|
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч.)
|
22.
|
| Как живёт
семья?
Проект
«Моя семья»
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
| Обучающийся научится:
Ø называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
Ø правильно обращаться с электричеством;
Ø сравнивать реку и море;
Ø раздельно собирать мусор;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
Ø проводить опыты с водой, снегом и льдом;
Ø ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
Ø мастерить кормушки и подкармливать птиц.
| Познавательные УУД:
v Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
v Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
v Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.
v Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
v Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
v Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.
v Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
v Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
v Слушать и понимать речь других.
v Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
v Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
v Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры)
v Работать в группах и парах.
v Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Регулятивные УУД:
v Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
v Проговаривать последовательность действий на уроке.
v Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
v Учиться работать по предложенному учителем плану.
v Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.
v Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
v Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
v Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). |
Воспользуйтесь поиском по сайту: