Пеленание новорожденных и грудных детей
Цель: --- создать оптимальные температурные условия для ребёнка;
--- создать ребёнку максимальный комфорт.
Показания: --- защита ребенка от потери тепла;
--- предупреждение загрязнения постельного белья.
Противопоказания: --- недоношенность II-IV степени;
--- возраст старше 3-х месяцев.
Оснащение: --- тонкая и тёплая распашонки (или боди);
--- фланелевая и тонкая пелёнки;
--- подгузник (одноразовый или многоразовый);
--- пеленальный стол;
--- резиновые перчатки;
--- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия: --- использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);
--- шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;
--- правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);
--- исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Возможные проблемы: ---беспокойство из-за складок пелёнок,
--- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,
--- перегревание или переохлаждение,
--- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.
Этапы
| Обоснования
|
Подготовка к манипуляции
|
1. Объяснить маме цель и ход пеленания
| Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком
Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы
|
2. Подготовить необходимое оснащение
| Обеспечение чёткости выполнения процедуры
|
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Обработать пеленальный столик дезраствором
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка àтонкая пелёнка àподгузник)
Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу (или боди)
| Достижение чёткости проведения пеленания
|
5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол
| Обеспечение проведения процедуры
|
Выполнение манипуляции
|
1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд
| Предупреждение охлаждения грудной клетки
|
2. Надеть подгузник. Для этого:
-- уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы
-- провести нижний край подгузника между ножками ребёнка
-- обернуть боковые концы подгузника вокруг тела
Примечание: предпочтительно использование одноразовых подгузников
| Предупреждение загрязнения значительных участков тела
|
3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку,
-- проводя один край её между ножек
-- другим краем обернуть ребёнка
-- подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка
--зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди
| Реализация использования метода свободного пеленания
Профилактика потертостей
Сохранение возможности осуществлять движение ножками
Обеспечение комфортных условий
|
4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку:
-- расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка
-- одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны
-- другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо
-- подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка
-- зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди
| Предупреждение переохлаждения ребенка
Предупреждение образования «декольте» при пеленании
Реализация метода свободного пеленания
Фиксация ручек ребенка
Обеспечение комфортных условий
|
5. Широкое пеленание:
завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см.
На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот.
Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах
|
Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины
Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов
|
Завершение манипуляции
|
1. Уложить ребенка в кроватку
| Обеспечение безопасности ребенка
|
2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором
Снять перчатки, вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).
Кормление новорожденного ребенка через зонд
Цель: обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.
Показания: - невозможность естественного кормления через рот;
- отсутствие сосательного и глотательного рефлекса.
Противопоказания: - крайне тяжёлое состояние ребёнка;
- глубокая недоношенность с дыхательными расстройствами, нарушением кровообращения,
угнетением ЦНС.
Оснащение:
— резиновые перчатки;
— косынка, маска;
— отмеренное необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37—38°С;
— стерильный желудочный катетер (зонд);
— зажим;
— пинцет в крафт-пакете;
— стерильный шприц 20 мл;
— лоток для оснащения;
— лоток для использованного оснащения;
— электроотсос или резиновая груша;
— кислородная маска с системой обеспечения подачи кислорода;
— стерильный материал (марлевые салфетки) в биксе или крафт-пакете;
— пеленки;
— емкость с дезраствором для обеззараживания поверхностей и использованного оснащения.
Обязательные условия: размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:
масса менее 1000 г — №4 носовой или № 6 ротовой;
масса 1000—2500 г — № 6 носовой и ротовой;
масса более 2500 г — № 6 носовой или № 10 ротовой
Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции
|
1.Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры
| Обеспечение права родителей на информацию
|
2. Подготовить необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
3. Надеть косынку, маску
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
4.Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика
| Предупреждение аспирации
|
5. Провести санацию носовых ходов и полости рта
| Предупреждение аспирации
|
Выполнение манипуляции
|
1. Положить на грудь ребенку стерильную пеленку
| Предупреждение контакта катетера с нестерильным бельем ребенка
|
2. Распечатать упаковку с катетером, предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности катетера
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
3. Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку.
Примечание: можно измерить глубину введения катетера следующим образом: от кончика носа за ухо и до верхнего края грудины
| Обеспечение введения катетера в желудок
|
4. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух
Примечание: следить, чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой
| Обеспечение эффективности проведения процедуры
|
5.Удалить поршень из шприца
Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепым концом вверх
Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком
| Предупреждение истечения молока из катетера при дальнейшем его заполнении
|
6. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда)
| Вытеснение воздуха из катетера предупреждает попадание воздуха в желудок малыша
|
7. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение
Примечание: во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх
|
|
8. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5-8 см со стороны шприца
Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки
Правой рукой взять зонд на расстоянии 7-8 см от слепого конца
Смочить его в молоке
| Исключение вытекания из катетера молока
Предупреждение соскальзывания катетера со шприца
Влажный зонд легче ввести
Предупреждение травмирования слизистых оболочек
|
9. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.п.)
| Исключение попадания зонда в дыхательные пути
|
10.Присоединить шприц к катетеру, проверить фиксацию и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, катетер введен правильно. При отсутствии патологических примесей содержимое желудка возвращают для сохранения электролитов и ферментов
| Контроль нахождения катетера в желудке
|
8.Добавить в шприц молоко
Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца
| Медленное поступление молока предотвращает резкое усиление перистальтики желудка и появление рвоты
|
9.При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер
Примечание: если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, - вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку
| Предупреждение попадания воздуха в желудок
|
10. Отсоединить шприц, перекрыть катетер и оставить его на 3-4 минуты в желудке, чтобы успокоилась перистальтика, и не произошло срыгивания вслед за извлечением катетера. Быстрым движением извлечь его через салфетку и бросить в лоток
| Профилактика рвоты
|
Завершение манипуляции
|
1.Взять ребенка на руки и подержать в вертикальном положении пока не произойдет отрыжка воздухом.
Примечание:недоношенным детям, выхаживаемым в кувезе, а также травмированным вертикальное положение не придается
| Профилактика аэрофагии
|
2.Положить ребенка на бок с приподнятым головным концом и верхней частью туловища
| Уменьшается вероятность аспирации. Облегчается опорожнение желудка
|
3. Использованные катетер, шприц, пинцет обеззаразить в соответствующих емкостях с дезраствором
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
4.Снять перчатки, вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Примечание: детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель кормят через назо- или орогастральный зонд (предпочтительнее последний, так как введение зонда через нос вызывает затруднение дыхания). Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2-х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно, через специальные шприцевые перфъюзоры (автоматические дозаторы «Линеомат» и др.), при их отсутствии можно использовать стерильные шприцы и капельницы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: