Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Человек и техногенная цивилизация.





Место человека в биосфере имеет свою существенную специфику, обусловленную биосоциальной природой человека. Его существование, как и всех других гетеротрофных организмов, зависит от наличия органической пищи, воздуха, воды и т.д. В то же время, человек обладает особенностью, выделяющей его из живой природы - труд, творческая деятельность, производственные отношения, определяющиеся его социальной сущностью.

На ранних этапах существования человека его деятельность не нарушала равновесия в биосфере. Потребляемые человечеством ресурсы природы и продукты его жизнедеятельности циркулировали в общем круговороте веществ так же, как и других видов живых существ. Но со временем, в результате роста численности людей и развития цивилизации, все возрастает использование природных ресурсов человеческим обществом. Человек становится мощным экологическим фактором, нарушившим прежнее равновесие в природе, биосфере.

Воздействия человека на окружающую природу достигли к настоящему времени планетарных масштабов. В результате деятельности человека происходят изменения климата, ландшафтов, состава атмосферы, видового и численного состава живых существ.

Повсеместное уничтожение лесов приводит к снижению выделения в атмосферу кислорода и утилизации углекислого газа, к эрозии почв, нарушению водного режима и изменению климата. Сжигая органическое топливо, человек снижает содержание кислорода в атмосфере (так, например, при пробеге автомобилем 100 км пути расходуется годовая норма кислорода для одного человека). За последние годы отмечается повышение содержания углекислого газа в атмосфере, накопление промышленной пыли. Это ведет к возникновению "парникового эффекта" - нарушению рассеивания тепла с поверхности

Земли в космос, что приводит к постепенному потеплению климата на планете. По некоторым данным, за последние 30 лет средняя температура приземной атмосферы повысилась на 10С. Если тенденция загрязнения атмосферы сохранится, то через 30-50 лет температура увеличится еще на 2-30С, что приведет к таянию "полярных шапок" и катастрофическому повышению уровня мирового океана. В атмосферу ежегодно поступают миллионы тонн загрязненных веществ. Особую опасность представляет сернистый газ, который соединяется с парами воды и является причиной выпадения кислотных дождей. Повсеместно на нашей планете отмечается ухудшение состояния водных систем в результате ирригационных и мелиоративных мероприятий. Происходит истощение подземных вод, массовая гибель малых рек, сокращение крупных рек, высыхание крупных водоемов (например, Арал).



Промышленные и бытовые стоки, загрязняющие гидросферу ядовитыми веществами, солями тяжелых металлов, радионуклеотидами и т.п., составляют 700 км3 в год (примерно, 3 % всего планетарного объема воды). Тяжелый ущерб природным водным системам наносит "тепловое загрязнение" - сбросы термальных вод. Значительно воздействие человека на литосферу - распахивание земель для сельскохозяйственных нужд (сегодня 30% суши занято угодьями) приводит к эрозии почв, их засаливанию, поднятию грунтовых вод. В результате деятельности человека только на протяжении последних столетий были уничтожены многие виды растений и животных. В числе последних такие, например, как тур, стеллерова (морская) корова, эпиорнис, дронт, странствующий голубь и многие другие.

Рассматривая переход биосферы в ноосферу ("сферу разума"), В.И.Вернадский предполагал плановое, научное использование природных ресурсов, предусматривающее восстановление в круговороте веществ того, что человек нарушает. До настоящего времени человечество явно недостаточно уделяло внимания проблемам охраны биосферы и рационального природопользования. Однако, в последней четверти 20-го столетия проблемы окружающей среды, регулирования взаимоотношений между человеком и природой становятся делом каждого человека.

Человечество вплотную приблизилось к возможности глобальной экологической катастрофы. Угроза собственному существованию заставила человека безотлагательно решать эти проблемы, задействуя и людские ресурсы, и значительные средства. Сегодня существуют многочисленные правительственные и общественные организации, научные коллективы, нацеленные на оценку состояния биосферы, разработку международных и национальных научных программ, научно-технических проектов по восстановлению ущерба, нанесенного природе; проведению природоохранных мероприятий. В промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте разрабатываются и внедряются новые технологии, направленные на снижение негативного влияния человека на биосферу. В политике сегодняшнего дня проблемы экологии занимают одно из ведущих мест, заключаются многочисленные межгосударственные договоры и соглашения по поводу совместных действий в области охраны природы и рационального ее использования. Все эти процессы подтверждают идеи В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу и дают основание человечеству с оптимизмом смотреть в будущее.

 

В эпоху стремительного техногенного развития человечества, бурного роста народонаселения и удовлетворения его потребностей происходит укрепление и углубление социально-природных закономерностей, формирование мощного глобального социума с развитыми научно-техническими производительными силами. Глобальный социум, или метасоциум, при помощи технических производительных сил, пришедших на смену биологическим (мускульные усилия животных и человека), заметно трансформирует весь земной мир и человека в нём. Благодаря бесконтрольному, либеральному использованию наукотехники быстро идёт становление техносферы и техногенного мира, разрушается и деградирует биосфера, трансформируется человеческое тело. Становление техногенного общества меняет сущность и содержание былого традиционного общественного организма. Сущность нового, современного общества заключается, как отмечают некоторые учёные, в “коренном изменении общественных производительных сил, сопровождающемся переходом к промышленному, а затем и научно-технологическому способу производства общественной жизни, ускорении развития и роста влияния техносферы на весь ход планетарной жизни на фоне дальнейшей “денатурализации” природных и социоприродных систем, постепенной замене естественных форм земной жизни искусственными, созданными онаученным человеческим разумом”.

Непрерывные изменения в технологической сфере ведут к постоян­ному развитию в других областях общественной жизни. “Главным фактором, который определяет процессы изменений социальной жизни, становится раз­витие техники и технологии. Так возникает развитие, основанное на уско­ряющемся изменении предметной среды... В свою очередь активное обнов­ление предметной среды приводит к ускоряющимся трансформациям соци­альных связей... Научно-технический прогресс постоянно меняет типы об­щения и формы коммуникации людей, в ней на протяжении жизни одного поколения может радикально трансформироваться система социальных свя­зей, виды деятельности... и ценностно-целевые структуры”.

Человек при помощи наукотехники создал в техногенной цивилизации противоречивую техно-биосферную среду своей жизнедеятельности, почти полностью изменив все традиционные способы производства, умственного труда, быта, общения. Все большему числу людей сейчас становится ясно, что назрела проблема более тщательного анализа взаимоотношений между человеком и техносферой, искусственным вещественно-предметным миром.

Так, например, В.Л. Алтухов уверен, что машинная цивилизация, несмотря на все её положительные свершения, придала развитию человечества однобокий и ущербный характер: “Грандиозные научные и технические достижения человеческого разума, позволившие радикально обновить предметную среду жизнедеятельности человека... с одной стороны, а с другой – разрушение природных комплексов, обеднение и омертвение ду­ховной жизни и подорванное здоровье целых человеческих поколений”.

На планете началась опасная деформация природы биосферного человека, серьёзные изменения в его социальных и природных качествах, деградация важнейших систем его организма, которая сопровождается интеграцией человека и техносферы, формированием техносферного человека и даже биотехносоциального существа.

Если раньше изменения в образе жизни, ментальности и психике людей всё же оставляли человека человеком, то переход к постиндустриальному, информационному обществу наносит непоправимый ущерб "природной" жизни цивилизации и “природному человеку”, вырвав их из естественных условий развития и бросив в техносферные условия, в мир, наполненный различными техническими устройствами, сооружениями, опасной радиацией и "высокими скоростями" передвижений и изменений жизни. Благодаря промышленному развитию и росту городского населения создаётся не только мощная сеть взаимосвязанных городов, образующих геополис, но и научно развитое человеческое сознание и даже научно-рациональный образ жизни людей. Программы, обеспечивающие в течение тысячелетий воспроизводство земледельческих форм социальной жизни, стали терять свои социокультурные ценности, заменяться новыми, которые соответствуют реалиям современной промышленно-городской цивилизации.

На планете складывается общечеловеческая цивилизация с новым типом материальной и духовной культуры.

Урбанизация создала много условий для социального развития, но вместе с тем породила множество патологических явлений индустриально-урбанистического характера, а главное показала, что потребность людей в развитой социокультурной среде, какой обладает современный крупный город, входит в противоречие с биосферным происхождением и природной жизнью человека. Стремительно социализирующийся биосферный человек ради своего дальнейшего социального возвышения и положения в обществе, особенно в условиях создавшихся на планете рыночных отношений, должен в самом себе убивать изо дня в день природного, биосферного человека, заменяя его суррогатом из био– и техно–.

Человек, вполне возможно, обречён на исчезновение либо непосредственно (в результате биологической деградации), либо в результате перерождения в иное состояние, поскольку происходит изменение не каких-то отдельных атрибутов, а так называемая экотехнологическая трансформация: коренное изменение биосоциальной природы человека и его интеграция с техникой и техносферой в целом под воздействием многих факторов, и в первую очередь – наукотехники. Человек влияет на самого себя при помощи созданного им инструмента деятельности – техники и огромного искусственного окружения – техносферы, которые и трансформируют его в конечном итоге. К трактовке экотехнологической трансформации человека нельзя отнестись однозначно. В трансформацию входит не только изменение физических параметров и биологических процессов в человеке, не только перестройка его организма, расширение социальных качеств и деградация природных, но и возникновение в ходе изменений техногенного общества и земного мира потребностей и интересов, способствующих насыщению жизни человека новыми благами.

В целом можно выделить ряд основных направлений трансформации человека:

Первое – биологическое: потеря природных, биологических свойств, характерных для биосферного человека, изменение генофонда, появление мутаций и “болезней цивилизации”, таких как сердечно-сосудистые, онкологические (так, например, по данным медицинской литературы, в 1913 г. в мире насчитывалось 375 случаев рака лёгких, а к началу 90–х гг. XX века только в США и СССР таковых было свыше 200 тысяч), иммунологические и т.д. Негативные изменения в системах человеческого организма, появление и столь стремительный количественный и качественный рост “болезней цивилизации” показывают, что новая техногенная среда обитания, предоставляя людям множество возможностей для совершенствования социальных качеств, трансформирует и разрушает качества биосферного порядка, сформированные миллионами лет природно-биологические свойства человека.

Формирование техносферы оказывает крайне противоречивое воздействие на организм homo sapiens. Так, в современном мире человек стремительно выходит из сферы физического труда, заменяя его машинным, увеличивается количество профессий, связанных с умственной деятельностью. Неуклонно снижающийся под воздействием техносферы уровень общего физического состояния человека и его здоровья можно объяснить тем, что человек быстро отдаляется от биосферной природы, к которой адаптировался сотни тысяч лет. По мере того как человек переходит в городские, техносферные условия жизнедеятельности нарастает деградация его биосферных качеств, и даже усилия основанной на достижениях научно-технического прогресса современной медицины не могут кардинально улучшить (а порой и ухудшают) положение.

Второе направление – нравственно–психологическое: массовые нарушения психики человека, различного рода патологические явления в ней, неадекватное восприятие окружающего мира, девиантное поведение, зарождение новых форм посттрадиционной морали, социальной агрессии и безысходности, появление претящего природе культурного и разумного человека крайнего эгоизма, потребительской психологии и т.д. “В условиях техногенного развития, – отмечает Э.С. Демиденко, – потери природного здоровья всё чаще и чаще пытаются компенсировать эрзац-копиями и квази­смыслами жизни. Наполнение женской груди и мужских мышц силиконовыми и иными “подушками”, румяна и пудра на щеках, вычурные серьги в носу, стёртые и рваные джинсы, обезображивающие лицо стрижки, нудизм – всё это “одного поля ягоды”, всё это имеет в основе потери здоровья – физического и психического. Потеря последнего ведёт в итоге к дезориентации поведения всё большего и большего числа людей, к нарастанию инфантильности, социальной шизофрении, потере индивидуальности и самосознания”.

Одно из противоречий научно-технического прогресса сегодня состоит в том, что он повышает мощь и производительность труда, высвобождает человеку время для активной жизни вне производства и досуга, облегчает труд, но незаметно приучает нас к прагматизму, насаждает в развитых странах потребительскую психологию (ведущую, в том числе, и к загрязнению, истощению и деградации биосферы). Начинается всё со старания быть "таким, как все", а заканчивается, по сути, частичным выпадением человека из созидательной жизни и включением его в жизнь потребительскую. Это провоцирует всё более разрастающийся кризис духовности. Вслед за необратимыми изменениями в физической природе и сознании человека происходит деградация его умственных, собственно "человеческих" качеств – способности к пониманию гуманного и прекрасного, способности сострадать.

Люди становятся безразличными к своим судьбам и судьбам своих наследников, они воспитаны обществом лишь для товарно-производственных отношений, и мы видим, что одновременно с меняющейся технологической оснащенностью человека изменяются столь, казалось бы, далекие от производственной сферы области, как искусство и нравственность.

Настораживает тот факт, что современная культура не знает принципа аскезы и именно поэтому ей угрожает деструкция, снижение роли “высоких образцов” и рост информационного мусора – вульгарности и пошлости.

Третье направление – социокультурное: стремительный качественный рост сознания, образования и профессий, изменение отношения к окружающей природной среде, особое отношение к технике (новая ментальность), стремительный рост потребностей, которые удовлетворяются преимущественно за счёт биосферы, интеграция человеческого организма с техникой и техносферой и т.п.

Так, например, одной из трудностей на пути прогресса общества сегодня становится наше чрезмерное преклонение перед возможностями науки, слепое восхищение успехами и силой новейшей техники, стремление заменить ею не только физическую силу, но и интеллектуальные функции человека. С развитием науки, технологии и техники человек все больше и больше социально возвышается над природой, отдаляется от нее, строит новую, социализированную научно-технологическую среду своей жизни, характеризующуюся невиданным ранее разнообразием функций и потребностей. Уничтожая биосферное, человек создаёт новую, техногенно-городскую культуру, которая все больше изолирует горожан от естественной, природной среды, ее ритмов и ценностей, приводит их в замкнутую искусственную среду, оторванную от биосферных закономерностей. Вместе с техногенно–городской культурой человек создаёт в ней и новую, искусственную жизнь, изменяет социум и одновременно порождает возрастающие проблемы будущности живой природы и себя, как её части.

Американский футуролог Тоффлер в своей книге “Шок будущего” приводит рассуждения Д.Г. Миллера, который специализируется на исследовании душевного здоровья: "Механизм человеческого поведения ломается под действием перегрузки информацией... но уже сейчас, не понимая её потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изменений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адаптироваться к новым ритмам жизни... мы побуждаем их обрабатывать информацию с гораздо большей скоростью. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем их перевозбуждению сознания" .

Современные исследования подтверждают это. Человек "потерялся" в потоке информации, которая нередко предъявляет людям требования, несовместимые с их нравственными убеждениями и законами государства, в котором они живут. Засилие рекламы (этой "корыстной" информации), СМИ, конкуренция и многие другие факторы общественного развития порождают крайне неприятное явление – "потребительскую психологию". Говоря о влиянии на сознание людей СМИ, особенно Интернета, Л.А. Мясникова отмечает, что они становятся “главным наркотическим средством управления людьми, манипуляции сознания через пространство символов, создания управляемой виртуальной толпы, состоящей из атомизированных, извне ориентированных “одномерных” людей. Определяющим фактором социальной жизни становится ненасильственное принуждение”.

Это провоцирует всё более разрастающийся кризис духовности. Вслед за необратимыми изменениями в физической природе и сознании человека происходит деградация его умственных, собственно "человеческих" качеств – способности к пониманию гуманного и прекрасного, способности сострадать. В.А. Кутырев осмысливает эту тенденцию в рамках явления, которое называет экономизмом: "Капиталистическая общественно-экономическая формация переросла в формацию, истиной функционирования и идеологией которой является экономизм. Экономизм – это когда через призму рентабельности рассматривается практически всё, что существует... экономизм – социально институциализированный эгоизм. В результате духовность вытесняется на периферию жизни, в филантропию, а от обозначающих её слов остаются пустые оболочки".

Показателен, например, и такой факт, что изменение требований к образовательному уровню работника, изменение самой структуры занятости населения, приводят к тому, что женщина хочет работать наравне с мужчиной, поскольку есть все условия для построения её собственной карьеры. Здесь существенную роль играют потребность в уважении, чувстве собственной значимости, наконец, желание общаться и быть “в курсе всех событий”. Нередко случается и так, что дети вынуждены расти “между” двух родителей, каждый из которых занят собственным профессиональным ростом. Анализируя подобные факты, Ю.В. Васильчук пишет, что “на смену семье как коллективной личности… приходит семейный коллектив индивидуализированных личностей”.

В связи с этими и многими другими фактами экотехнологической трансформации необходимо выявить тенденции изменений в человеке во взаимосвязи с грандиозными социальными и техногенными изменениями в общественном организме и в биосфере и на этой основе предсказать возможные варианты трансформации и развития самого человека. Данные знания дадут возможность грамотно и оперативно устранить процесс нарастающей трансформации и уничтожения биосферной жизни на Земле и биоприродного в человеке, который (процесс) принимает лавинообразный характер. Ситуация складывается так, что именно сейчас важно понять, в каком направлении изменятся человек и естественная природа в ближайшем будущем, чтобы принять необходимые меры по сохранению биосферы и рождённого биосфер человека.

 

Список использованной литературы:

1. Джохансон Д., Иди М. Люси. Истоки рода человеческого. М., 1984

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества М.: Мысль, 1982

3. Дергачёва Е.А. Техногенное общество и противоречивая природа его
рациональности. – Брянск, 2005.

4. Журнал СоцИс 2007 № 1

5. Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. – М., 1973.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.