Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархия – живой организм

ИЕРАРХИЯ – ПОНЯТИЕ МУЖСКОГО РОДА

М. И. Суслова

Аннотация

Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве «Логос» в 2009 году [1]. В своей работе автор выдвигает идею о том, что

главным Стабилизирующим фактором общественной жизни является иерархия как

организующая основа мироздания и что иерархичность нашего мира обуславливает программы выживания человечества. При этом автор исходит из того, что право формировать

иерархическую структуру общества исторически принадлежит мужчинам, поскольку природа

наделила их способностью к объединению. В результате мужской пол объективно оказался

основной движущей силой истории.

Источник

 

 

ИЕРАРХИЯ – ПОНЯТИЕ МУЖСКОГО РОДА М. И. Суслова

История человечества как история иерархических систем

Продолжение. Начало в №12

 

Можно с достаточной долей уверенности предположить, что у наших пращуров, кормив-шихся лишь одним собирательством, была нес-колько иная стратегия выживания, чем у более поздних людей после разделения труда. Скорее всего, на раннем этапе эволюции мужская часть рода Homo объединялась в группы отдельно от женщин и образовывала в них иерархии лишь на короткое время. Когда необходимость дер-жаться всем вместе отпадала, группы рассеива-лись, чтобы затем собраться снова. Охота как источник пропитания поспособствовала измене-нию стратегии выживания мужчин – появились постоянные многочисленные мужские сооб-щества.

Для представителей современного челове-чества характерно то, что право на формирова-ние иерархических структур принадлежит ис-ключительно мужчинам. Природа наделила их удивительным свойством – как магнитом при-тягиваться друг к другу, соединяться в огром-ную массу, четко структурированную и подда-ющуюся дисциплине. Эта необычная способ-ность, точнее – внутренняя потребность каждо-го отдельного индивида мужского пола, спло-титься и следовать общему порядку дала воз-можность людям объединяться в большие об-щества, строить города, создавать цивилизации и, наконец, осваивать Космос.

Благодаря мужчинам мы живем в мире иерархий. Человеческое общество, всегда и вез-де организуемое усилиями исключительно мужчин, – это совокупность иерархий разных типов. Основными можно назвать следующие типы:

социально-классовая иерархия – все граж-дане государства принадлежат к этой иерархии. В некоторых странах Востока общество делится на касты;

социально-профессиональная иерархия – образуется в сообществах граждан, объединен-ных профессиональной деятельностью. Чтобы добиться успеха в обществе, необходимо под-ниматься по ступенькам карьерной лестницы, т. е. стремиться занять более высокое место в социально - профессиональной иерархии;

семейная иерархия – все мы или почти все – члены семей – в раннем возрасте находимся во власти родителей и тех, кто нас опекает, а затем сами создаем семьи и оказываемся на вершине семейной иерархии;

социально-демографическая иерархия – ее составляют группы мужчин и женщин разного возраста. Эта иерархия «наследовалась» совре-менными людьми от предшественников на эво-люционном пути и отражает положение в об-ществе возрастных и половых групп.

Все перечисленные типы иерархий играют важную роль в жизни людей, но наибольший интерес для изучения представляет, несом-ненно, иерархия социальных классов, потому что только через познание ее особенностей воз-можно постижение законов истории и жизни общества.

Эпоха социально-классовой иерархии, т. е. иерархии классов элементов социальной сис-темы, определяющих тип общества (классовый или бесклассовый) – началась вместе с расслое-нием общества на богатых и бедных и возник-новением государства. В некоторых обществах сохранилось установившееся на общинной ста-дии развития разделение на касты. На каждом этапе общественно-экономического развития в обществе складывалась определенная иерархия классов: в эпоху рабовладельческого строя ос-новными классами были свободные граждане и рабы, во времена феодализма – феодалы-землевладельцы и крестьяне, при капитализме – буржуазия и рабочий класс.

Если обобщить имеющиеся сведения о со-циальном устройстве когда-либо существо-вавших цивилизованных обществ, то нельзя не заметить характерную особенность, присущую каждому из них: одни социальные группы, об-разующие управляющий класс, руководят всей жизнедеятельностью общества, а другие – бес-прекословно подчиняются своим правящим со-отечественникам. Правда, исторические вре-мена, когда сложившиеся отношения между управляющим и управляемым классами вос-принимаются обществом как должные, длятся недолго. Периодически наступают «эпохи пе-ремен», и тогда к власти приходят классы, ра-нее находившиеся в подчиненном положении. Эта упрощенная схема событий в общественной жизни позволяет сделать вывод о том, что ис-тория человечества являет собой постоянный процесс смены одних социально-классовых иерархий другими. Войны, революции и иные общественные потрясения – наглядные свиде-тельства жизни, борьбы за место под солнцем и смерти иерархий общественных классов.

Иерархия – живой организм

Как известно, без иерархии не обходится ни один мужской коллектив, ни одна группа или компания. Однако если свой корпоративный и соревновательный характер мужчины всегда ставят себе в заслугу и гордятся им, то умение создавать иерархическую структуру в своих сообществах замалчивается то ли по недоразу-мению, то ли умышленно.

Известный немецкий писатель, лауреат Но-белевской премии Г. Гессе – пожалуй, первый, кто понял, какое значение имеет иерархия не только в истории человечества, но и в жизни каждого отдельного мужчины, и описал, пусть и в литературной форме, правила, по которым она существует. Свой последний роман «Игра в бисер» Г. Гессе посвятил иерархии, описав внутреннюю жизнь мужского сообщества, рас-крывая свое мировоззрение в философских раз-мышлениях.

Центральное место действия в романе «Игра в бисер» – вымышленная «Касталия». В этом земном раю живут одни мужчины, чья главная цель – вступить в «Орден» и стать «элитой». Касталийский «Орден» – своего рода мужской клуб, состоящий из людей весьма одаренных, а сама «Игра в бисер» – просто литературная вы-думка: «то, чего не существует на свете», обоб-щенный образ, олицетворяющий как таковую деятельность мужской части человечества.

Вымышленная «Игра в бисер» нужна автору для того, чтобы высказать мысль о важности для мужчин игры «как идеи», и не имеет значе-ния, во что играют мужчины – в «бисер», в футбол или мировое господство. Важно, что для игры они объединятся в свое сообщество, со-здадут иерархию и будут служить ей, подчиня-ясь до конца дней своих. Игра как идея – уни-версальный и единственный объединяющий фактор в мужском сообществе.

Важнейшее занятие членов «Ордена» – ин-теллектуальные состязания, названные «Игрой в бисер», но больше всего привлекает мужчин орденская иерархия. Это необычная иерархия, так как члены «Ордена» занимают в ней соот-ветствующие места, так сказать, «без драки, шума и пыли». «Администрация» внимательно следит за достижениями «касталийцев» и назначает своих подопечных на должности в соответствии с их талантами и успехами. Один из героев романа, Плинио Дезиньори, который не стал членом «Ордена», признается своему приятелю, «магистру Игры» Иозефу Кнехту: «…я испытываю совершенно дурацкую любовь к вашей иерархии, она меня часто восхищает и манит, как само счастье» [1, с. 102]. Но сам Иозеф Кнехт, достигший наивысшей ступени в иерархической лестнице, покидает «Орден». Он почувствовал, что часть его сердца и души осталась «пустой» и «хотела осуществиться». Искусственный мир с тепличными условиями не дал простого человеческого счастья и «ма-гистр Игры» надеялся обрести его в обычной жизни.

Однако искусственно созданные условия губительны не только для отдельного человека. Иерархия «Ордена», сформированная без сво-бодной конкурентной борьбы, может существо-вать только при том условии, если Касталия будет получать средства на жизнь извне и ка-сталийскому обществу не придется сталки-ваться с «внешним миром». Изучая историю Касталии, Иозеф Кнехт «пришел к убеждению, что взаимодействие между нею и жизнью, по-литикой, просвещением страны уже десятки лет идут на убыль» [1, с.246]. Такое положение дел тревожит И. Кнехта, так как он понимает, что если страна откажется содержать Касталию, у касталийского общества не окажется будущего: слишком оно оторвано от реальной действи-тельности.

Искусственным путем нельзя создать иерархию – к такому выводу приходит Г. Гессе в романе «Игра в бисер», потому что иерархия – «вовсе не механизм», а «живое тело, образуемое частями и живущее органами» [1, с.25], т. е. как и любой другой живой организм, иерархия рождается, живет и умирает по законам Природы. Впрочем, Г. Гессе, писатель проницательного ума, и не мог бы сделать иного заключения, потому что иерархия как составляющая стратегии выживания мужчин формируется независимо от их воли и сознания. Природа предусмотрительно избавила людей от необходимости ломать голову над стратегией выживания, ведь им и с тактикой выживания не всегда удается справиться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...