Нормативный метод учета затрат
Применяется в отраслях обрабатывающей промышленности. При применении данного метода должны соблюдаться следующие принципы: 1. Принцип нормативного метода. Составление нормативной калькуляции, осуществляющей работниками ППО, с участием ОТЗ, МТС, бухгалтерии и других служб. Прежде, чем составить нормативную калькуляцию на изделие, составляем карту на деталь по прямым затратам. Путем группировки нормативных карт на детали, составляем нормативную карту узла, а затем и нормативную калькуляцию на изделие путем суммирования нормативных карт всех узлов. 2. Принцип нормативного метода. Учет изменений норм. Определение влияния этих изменений на себестоимость продукции. Изменение норм происходит в связи с внедрением новой технологии, нового оборудования, согласно организационных мероприятий. Изменение норм оформляется специальным «Извещением об изменении норм». На основании извещения об изменении норм вносятся поправки в нормативные карты, а затем и в нормативные калькуляции изделий. Изменение норм осуществляется один раз в месяц на первое число. Изменения норм, произошедшие в течение месяца, предварительно собираются в накопительных картах, а на 1 число следующего месяца вносится в нормативные калькуляции. 3. Принцип. Систематический в течение месяца контроль за издержками производства. Выявление отклонений от норм расхода. По содержанию отклонения от норм подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные отклонения представляют собой перерасход затрат и свидетельствуют о нарушениях в технологии, организации и управлении производством. Положительные отклонения – это экономия затрат и свидетельствуют об осуществлении мероприятий, направленных на снижение издержек производства.
Анализ затрат представляет собой объективно необходимый элемент управления предприятием. Задача анализа затрат услуг связи состоит в том, чтобы определить выполнение плана, динамику и структуру себестоимости услуг, вскрыть причины отклонения фактической себестоимости от плановой и себестоимости предыдущего года и выявить резервы дальнейшего ее снижения за счет улучшения организации производства и использования оборудования, экономии трудовых ресурсов и повышения производительности труда, экономии материалов, электроэнергии, наиболее рационального использования транспортных средств, а также за счет ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.
Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является одной из важнейших методологических задач в анализе хозяйственной деятельности. Исходные данные для факторного анализа объема товарной продукции
Теперь подставим в формулу значения базисного года и получим: ТП0 = Ч0 · СВ0 = 20 · 309,45 = 6189(тыс.руб.) Тогда влияние изменения величины количества работников на объем товарной продукции можно рассчитать по формуле: ТПусл = Ч1 · СВ0 = 25 · 309,45 =7736(млн.руб.) ∆ ТПусл1 = ТПусл1 – ТП0 = 7736 – 6189 = 1547(млн.руб.) Далее определим влияние изменения выработки работников на объем товарной продукции: ТП = Ч1 · СВ1 = 25 · 263,4 = 6585 (млн.руб.) ∆ ТПусл2 = ТП1 – ТПусл1 = 6585 – 7736 = - 70,775(млн.руб.) Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, это в свою очередь вызвало увеличение объема продукции на 1547 тыс. руб. Отрицательное влияние оказало снижение выработки на что вызвало снижение объема на 70,775тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции. К преимуществам данного способа можно отнести его универсальность применения, а также простота расчетов. Недостаток данного метода состоит в том, что при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов. Если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого. Способ абсолютных разниц, является модификацией способа цепной подстановки. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
Алгоритм расчета для мультипликативной двухфакторной модели объема товарной продукции выглядит следующим образом: ТП = Ч · СВ ∆ВПЧ = ∆Ч · СВ0 ∆ВПСВ = Ч1 · ∆СВ Итого: 1547 (тыс.руб.) Итак, с помощью способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту. Таким образом, в данной главе были исследованы основные особенности анализа затрат на производство и методика факторного анализа: способ цепной подстановки и абсолютных разниц.
1.3 Динамика структуры затрат ЧТУП «Первая аккумуляторная компания-Брест» Анализ существующей в ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» системы затрат начнем с анализа материальных затрат. Их динамика представлена в таблице …
(Таблиц 1) - Динамика материальных затрат ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» в 2010-2012 гг., тыс. р.
Таблица 1 Общая сумма материальных затрат предприятия в 2010 г. была равна 169 620 000. р. В 2011 г. она увеличилась на 9,1% и составила 184 899 000 р. В наибольшей степени возросли затраты на ГМС: с 10 320 000 тыс. р. в 2010 г. до 17 544 000 тыс. р. в 2011 г., рост составил 70%. А также на внереализационные затраты прирост также составил 70% 2 500 000 в 2010г. против 4 250 000 в 2011г. Значительно увеличились по амортизационным отчислениям. В 20101 г. их сумма была равна 6 100 000. р. В 2011 г. она увеличилась на 20% и составила 7 320 000. р. Неуклонно росли затраты на аренду помещений, коммунальные услуги, внереализационные расходы а также в также налоговые отчисления. В частности коммунальные возросли на 930 000 прирост составил 15%, налоговые отчисления увеличились на 3 600 000, что на 12% выше чем в 2010г, аренда увеличилась на 555 000, что равняется 3% прироста. Неизменными показателями остались лишь затраты на оплату труда сотрудникам предприятия.
В 20012 г. общая сумма материальных затрат возросла еще рекордные 114,2 % и составила 212 492 200 р. При этом затраты на оплату труда возросли на 130 000 000 р. (на 130%), налоговые отчисления – на 73 920 000. р. (на 120%), ГСМ – на 19 298 400 000 р. (на 110%) аренда – 17 149 500 р. (на 90%), внереализационные расходы вырасти – на 2975000 р., что составляет 70%, амортизационные отчисления 1 537 200, что равняется 21%, коммунальные услуги 1 212 100-17% Наглядно динамика материальных затрат предприятия и их роста представлена на (рисунок 1) Рисунок7
Рисунок 8
Таким образом, материальные затраты предприятия за три года значительно возросли. Видно из графика увеличения затрат по годам в процентном выражении. Рассмотрим саму структуру затрат и попробуем разораться в причинах роста. Рассмотрим структуру материальных затрат (таблица 2).
(Таблица 2) - Структура материальных затрат ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» 2010-1012г
Таблица 2
Рисунок 8 В течение всего периода наибольшую долю материальных затрат составляли затраты на оплату труда, аренду помещений, горюче-смазочные материалы. Исходя из предложенной гистограммы наглядно видно что доля всех затрат на предприятии существенно за отчетные 3 года существенно не менялась. Этот факт свидетельствует, что фирма не несла сверх незапланированных затрат по одному из показателей. Наглядно структура материальных затрат представлена на рисунке. Следует разобраться с увеличением затрат по годам он составил 2010 – 2011 9,1%, 2011 – 2012г 114,9 % обратившись к официальной статистике по макроэкономическому развитию Беларуси, параметры инфляции за отчётный период составили: 2010 – 9,9%, 2011- 108,7%. Исходя из этого можно сделать вывод, что затраты росли в основном из-за удорожания ресурсов и оборотных активов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|