Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет операций по приобретению товаров в зависимости от способа оценки товаров

 

┌─────┬────────────────────┬──────┬─────────────────────────────────────┐

│N п/п│Содержание операции │Сумма,│Корреспонденция счетов в зависимости│

│ │               │ руб. │от способа оценки товаров при приня-│

│ │               │ │тии их к бухгалтерскому учету   │

│ │               │ ├──────────────────┬──────────────────┤

│ │               │ │по покупной сто-│по фактической се-│

│ │               │ │мости (1 вариант) │бестоимости (2 ва-│

│ │               │ │             │риант)       │

│ │               │ ├────────┬─────────┼────────┬─────────┤

│ │               │ │ Д-т │ К-т │ Д-т │ К-т │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │Отражена стоимость │ │41 "То- │60 "Рас- │15 "За- │60 "Рас- │

│ │приобретенных това- │ │вары" │четы с│готовле-│четы с│

│ │ров согласно догово-│ │   │поставщи-│ние и│поставщи-│

│1. │ру купли-продажи без│ │   │ками и│приобре-│ками и│

│ │НДС (принятие к уче-│300000│   │подрядчи-│тение │подрядчи-│

│ │ту при оценке това- │ │   │ками" │материа-│ками" │

│ │ров по покупной│ │   │    │льных │    │

│ │стоимости)     │ │   │    │ценнос- │    │

│ │               │ │   │    │тей" │    │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │Отражена сумма НДС │ │19-3 │60 "Рас- │19-3 │60 "Рас- │

│ │по приобретенным то-│ │"НДС по│четы с│"НДС по│четы с│

│ │варам согласно сче-│ │приобре-│поставщи-│приобре-│поставщи-│

│2. │ту-фактуре поставщи-│ │тенным │ками и│тенным │ками и│

│ │ка             │60000 │материа-│подрядчи-│материа-│подрядчи-│

│ │               │ │льно- │ками" │льно- │ками" │

│ │               │ │произ- │       │произ- │    │

│ │               │ │водст- │    │водст- │    │

│ │               │ │венным │    │венным │    │

│ │               │ │запасам"│    │запасам"│    │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │Отражены затраты,│ │   │    │   │    │

│3. │связанные с приобре-│ │   │    │   │    │

│ │тением товаров (без │ │   │    │   │    │

│ │НДС), в том числе: │ │   │    │   │    │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │стоимость посредни- │ │44 "Рас-│76 "Рас- │15 "За- │76 "Рас- │

│ │ческих услуг   │ │ходы на│четы с│готовле-│четы с │

│ │               │ │продажу"│разными │ние и│разными │

│3.1 │               │ │   │дебитора-│приобре-│дебитора-│

│ │               │10000 │   │ми и кре-│тение │ми и кре-│

│ │               │ │   │диторами"│материа-│диторами"│

│ │               │ │   │    │льных │    │

│ │               │ │   │    │ценнос- │    │

│ │               │ │   │    │тей" │    │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │стоимость транспор- │ │44 "Рас-│76 "Рас- │15 "За- │76 "Рас-│

│ │тных услуг     │      │ходы на│четы с│готовле-│четы с│

│ │               │ │продажу"│разными │ние и│разными │

│3.2 │               │ │   │дебитора-│приобре-│дебитора-│

│ │               │ 5000 │   │ми и кре-│тение │ми и кре-│

│ │               │ │   │диторами"│материа-│диторами"│

│ │               │ │   │    │льных │    │

│ │               │ │   │    │ценнос- │    │

│ │               │ │   │    │тей" │    │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │проценты за пользо- │ │91-2 │76 "Рас- │91-2 │76 "Рас- │

│ │вание кредитом бан- │ │"Прочие │четы с│"Прочие │четы с│

│3.3 │ка согласно договору│ 7000 │расходы"│разными │расходы"│разными │

│ │               │ │   │дебитора-│   │дебитора-│

│ │               │ │   │ми и кре-│   │ми и кре-│

│ │               │ │   │диторами"│   │диторами"│

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │Отражена сумма НДС│ │19-3 │76 "Рас- │19-3 │76 "Рас- │

│ │по затратам, связан-│ │"НДС по│четы  с│"НДС по│четы с│

│ │ным с приобретением│ │приобре-│разными │приобре-│разными │

│4. │товаров (2000 +│ │тенным │дебитора-│тенным │дебитора-│

│ │1000)          │ 3000 │материа-│ми и кре-│материа-│ми и кре-│

│ │                 │ │льно- │диторами"│льно- │диторами"│

│ │               │ │произ- │    │произ- │    │

│ │               │ │водст- │    │водст- │    │

│ │               │ │венным │         │венным │    │

│ │               │ │запасам"│    │запасам"│    │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │Приняты к учету пос-│ │Операция│    │41 "То- │15 "Заго-│

│  │тупившие товары по│ │не отра-│    │вары" │товление │

│ │фактической себесто-│ │жается │    │   │и приоб-│

│5. │имости (300000 + │315000│(см. │    │   │ретение │

│ │10000 + 5000)  │ │операцию│    │   │материа- │

│ │               │ │1) │    │   │льных │

│ │               │ │   │    │   │ценнос- │

│ │               │ │   │    │   │тей" │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │Оплачена задолжен- │ │60 "Рас-│51 "Рас- │60 "Рас-│51 "Рас- │

│ │ность перед контр- │ │четы с│четные │четы с│четные │

│ │агентами (360000 + │  │постав- │счета" │постав- │счета" │

│ │12000 + 6000 + 7000)│ │щиками и│    │щиками и│    │

│ │               │ │подряд- │    │подряд- │    │

│ │               │ │чиками",│    │чиками",│      │

│ │               │385000│76 "Рас-│    │76 "Рас-│    │

│6. │               │ │четы с│    │четы с│    │

│ │               │ │разными │    │разными │    │

│ │               │ │дебито- │    │дебито- │    │

│ │               │ │рами и│    │рами и│    │

│ │               │ │кредито-│    │кредито-│    │

│ │               │ │ рами" │    │рами"  │    │

├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │Предъявлены к нало- │ │68 "Рас-│19-3 "НДС│68 "Рас-│19-3 "НДС│

│ │говому вычету суммы│ │четы по│по приоб-│четы по│по приоб-│

│ │НДС по приобретенным│ │налогам │ретенным │налогам │ретенным │

│7. │материально-произ- │63000 │и сбо- │материа- │и сбо- │материа- │

│ │водственным запасам│ │рам" │льно-про-│рам" │льно-про-│

│ │(60000 + 3000) │ │   │изводст- │   │изводст- │

│ │               │ │   │венным │   │венным │

│ │               │ │   │запасам" │   │запасам" │

└─────┴────────────────────┴──────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘

 

при принятии к учету по покупной стоимости согласно договору купли-продажи (вариант 1);

при принятии к учету по фактической себестоимости (вариант 2).

Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах контрагентов, в стоимость товаров не включаются и подлежат обособленному учету на счете 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам".

 Если Торговый Дом «ВАВИЛОН», будет осуществлять учет товаров по продажной стоимости, то дополнительно необходимо отражать торговую наценку записью:

Д-т сч.41 "Товары",

К-т сч.42 "Торговая наценка".

Сумма наценки при неизменной продажной стоимости товаров будет различной в зависимости от варианта ведения учета поступления товаров. Если продажная стоимость в рассматриваемом равна 420000 руб., то сумма отражаемой в учете наценки составит:

при первом варианте учета поступления товаров - 120000 руб. (420000 - 300000);

при втором варианте - 105000 руб. (420000 - 315000).

Второй вариант ведения учета поступления товаров является более предпочтительным с точки зрения налоговых последствий, поскольку включение в стоимость товаров всех затрат, связанных с их приобретением, уменьшает налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности (п.25, 26 инструкции МНС России "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 04.04.2000 N 59 (ред. от 20.10.2000). Покупная цена товаров в целях исчисления налога определяется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку (затрат на приобретение товаров, процентов по коммерческому кредиту, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, затрат на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними организациями). В том случае, если указанные затраты согласно учетной политике относятся на издержки обращения, они не включаются в покупную стоимость товаров в целях исчисления налога на пользователей автодорог. [5, с.34]

Таким образом, если поступившие товары будут проданы, то сумма налога на пользователей автодорог при втором варианте ведения учета поступления товаров окажется меньше на 150 руб. (120000 х 1%: 100 - 105000 х 1%: 100), где 1% - ставка налога на пользователей автомобильных дорог), чем при первом варианте учета.

Если в отчетном месяце продавцом отгружены товары покупателю (согласно договору право собственности на товары перешло к покупателю), покупателем получены соответствующие отгрузочные документы, однако сами товары не поступили, то в конце месяца они подлежат учету у покупателя как товары в пути.

В бухгалтерском учете такие товары отражаются по дебету счета 41 "Товары" или счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (в зависимости от избранного организацией варианта учета) в оценке, указанной в отгрузочных документах (без НДС), и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" без их оприходования на склад. Стоимость товаров в пути включается в расчет среднегодовой стоимости имущества при определении суммы налога на имущество организаций.

Сумма НДС на основании счета-фактуры поставщика учитывается в общеустановленном порядке на счете 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам".

Если учет поступления товаров ведется без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", то в ситуации, когда непоступившие товары (товары в пути) учтены на счете 41 "Товары" и произведены расчеты с поставщиком за товары, вычет сумм НДС по оплаченным товарам в пути не производится, так как

на основании отгрузочных документов непоступившие товары принимаются к учету на счете 41 "Товары" как товары в пути, а не как товары;

согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании выставленных продавцами счетов-фактур, которые подлежат регистрации в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (п.8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС).

В начале следующего месяца счет 41 "Товары" подлежит корректировке на стоимость учтенных в конце месяца товаров в пути. Таким образом, приводится в соответствие стоимость остатка товаров в ведомости по счету 41 "Товары" и отчетности материально ответственных лиц (товарном отчете). Соответствующей корректировке подвергается и счет 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам". После поступления товаров они принимаются к учету в общеустановленном порядке.

При ведении учета поступления товаров с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" производить указанную корректировку, на наш взгляд, нет необходимости. Поступившие товары в этом случае отражаются на счете 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

 

2.3 Учет товаров на складе материально ответственными лицами

 

В Торговом Доме «ВАВИЛОН» аналитический учет товаров ведется:

- по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;

- по каждому хозяйствующему субъекту - по материально ответственным лицам;

- по каждому материально ответственному лицу - по ассортименту товаров;

- в удобном для организации разрезе.

Разрезы аналитического учета "По хозяйствующим субъектам" и "По материально ответственным лицам" совпадают, если материальную ответственность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно лицо (одна бригада).

Учет товаров ведет материально ответственное лицо разными методами в зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой).

При любом способе хранения материально ответственные лица учитывают товары в натуральном измерении на основании приходных и расходных товарных документов или в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.

При наличии соответствующей вычислительной техники и штриховых кодов на товарах аналитический учет по наименованиям возможен и без составления документов на выбытие товаров.

При партионном методе хранения на каждую партию товаров материально ответственное лицо выписывает партионную карту в двух экземплярах, где указываются наименование, артикул, сорт, цена и количество (масса) товаров. Партионные карты регистрируют в специальной книге. Порядковый номер регистрации в этой книге является номером данной партии товаров. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета товаров, другой передают в бухгалтерию. По мере отпуска товаров материально ответственное лицо указывает в партионной карте дату отпуска, номер расходного документа и количество (массу) отпущенного товара. Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты.

После полного выбытия данной партии товаров партионную карту склада передают в бухгалтерию для проверки. [19, с.54]

При сортовом методе хранения материально ответственные лица ведут учет товаров в товарных книгах или на карточках. На каждое наименование и сорт товаров открывается одна или несколько страниц в товарной книге (в зависимости от объема операций по приему и расходу товаров) или отдельная карточка. Для сокращения числа аналитических счетов товары различных наименований, имеющие одинаковую цену, могут учитываться на одной странице книги или на одной карточке. В заголовке страницы книги (карточки) указывают наименование, артикул, сорт, цену и другие отличительные признаки товара, а ниже отражают приход, расход и остатки товара.

Записи в товарных книгах (на карточках) делают на основании каждого приходного и расходного документа, а при большом объеме операций для сокращения числа записей - на основании итоговых записей в предварительно составленных накопительных документах.

На складах с узким ассортиментом товаров и небольшим объемом товарных операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете. В этом случае карточки и товарные книги на складе не заполняют.

 


2.4 Организация учета товаров в бухгалтерии

 

При сортовом методе на каждое наименование и сорт товара открывают карточки натурально-стоимостного (количественно-суммового) учета. Карточки хранят в картотеке отдельно по каждому материально ответственному лицу и месту хранения товаров.

Для проверки правильности учетных записей по окончании месяца в карточках подсчитывают итоги прихода и расхода, определяют остатки товаров на начало следующего месяца. На 1-е число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету 41 "Товары", на которых по каждому наименованию и сорту товаров указывают в натуральном и денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41.

Натуральные показатели оборотной ведомости сверяют также с данными складского учета, который ведут материально ответственные лица. Такая оборотная ведомость заполняется на дату проведения инвентаризации товаров.

При партионном методе аналитический учет ведут на партионных картах, передаваемых в бухгалтерию материально ответственными лицами. Для проверки правильности учетных записей на 1-е число каждого месяца (а также на дату инвентаризации) по данным партионных карт составляют оборотную ведомость, в которой каждую партию товаров записывают отдельной строкой. Суммовые итоги этой ведомости сверяют с оборотами и сальдо счета 41 "Товары", а натуральные показатели - с данными складского учета у материально ответственных лиц. [9, с.132]

Результаты сверки данных бухгалтерского учета товаров (как при сортовом, так и при партионном методе) оформляют специальным актом, который подписывают бухгалтер и материально ответственные лица, или эти работники расписываются в оборотных ведомостях.

После сверки составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и сопоставляют ее итоги с данными счета 41 (сальдо на начало и конец месяца, дебетовый и кредитовый обороты за месяц).

Выявленные ошибки исправляют для достижения тождества стоимостных данных синтетического и аналитического учета, а также данных учета в натуральных показателях материально ответственных лиц и бухгалтерии.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе бухгалтерия не ведет учет остатков и движения каждого вида товара, следовательно, не дублирует записей складского учета. Периодически (ежедневно или один раз в несколько дней) бухгалтер проверяет правильность записей в регистрах складского учета (товарных книгах или на карточках), которые ведут материально ответственные лица. Выявленные ошибки сразу исправляют.

Для проверки правильности учетных записей на складе и в бухгалтерии на 1-е число каждого месяца (а также на дату инвентаризации) заполняют сальдовую ведомость. В ней на основании регистров складского учета указывают остатки товаров по наименованиям, артикулам, сортам, количеству и цене. Затем осуществляется таксировка и подсчитывается общая стоимость всех товаров. Этот итог должен быть равен сальдо счета 41 "Товары". Сальдовые ведомости составляют по материально ответственным лицам (бригадам), а если целесообразно,- по укрупненным товарным группам.

 

 

2.5. Учет операций с тарой

 

Тара - это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей.

Бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:

- тара из древесины;

- тара из картона и бумаги;

- тара из металла;

- тара из пластмассы;

- тара из стекла;

- тара из тканей и нетканых материалов.

В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специально для изготовления и ремонта тары - тарные материалы (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка корковая и полиэтиленовая, колпачки вискозные, фольга и др.).

Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, судов, автотранспортных и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности погружаемой продукции (товаров), к таре не относятся.

Тара под продукцией (товарами) может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара).

Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются.

Договорами поставки продукции (товаров) может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции (товаров) или сдаче тароремонтным организациям (возвратная тара).

К возвратной таре, как правило, относятся:

деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.), тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.), а также специальная тара, т.е. тара, специально изготовленная для затаривания определенной продукции (товаров).

Договорами, стандартами и техническими условиями могут предусматриваться особые требования к таре (к упаковке продукции) и условия возврата такой тары.

В случаях, когда стоимость тары входит в продажную цену продукции, которая упакована в данную тару, т.е. покупателем, отдельно (сверх стоимости продукции) не оплачивается, стоимость такой тары относится:

а) в дебет счета "Основное производство" (т.е. включается в производственную себестоимость продукции), если упаковка продукции в тару осуществляется в производственных подразделениях организации;

б) в дебет счета "Расходы на продажу", если упаковка продукции в тару осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции.

Стоимость тары, указанной в настоящем пункте, списывается с кредита счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы"), если тара была учтена на указанном счете. Если тара изготовлена непосредственно в организации, то затраты по ее изготовлению предварительно списываются с кредита счетов учета затрат, как правило, счета "Вспомогательные производства" в дебет счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы") по фактической себестоимости или учетным ценам (пункт 166 настоящих Методических указаний). [13, с.43]

Если стоимость тары покупателем оплачивается отдельно (т.е. сверх стоимости затаренной в нее продукции), то стоимость тары (по фактической себестоимости или учетным ценам) списывается у поставщика с кредита счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы") в дебет счета учета расчетов по мере отгрузки (отпуска).

Возвратная тара в счетах, платежных требованиях, платежных требованиях-поручениях и других расчетных документах указывается отдельной строкой, по ценам указанным в соответствующих договорах, без включения ее стоимости в продажную цену затаренной в нее продукции.

Стоимость возвращенной поставщику или тароремонтной организации порожней тары оплачивается тарополучателем таросдатчику по ценам, предусмотренным соответствующими договорами (купли-продажи, поставки и др.).

В случае если поставщик или тароремонтная организация (тарополучатель) несут дополнительные расходы по ремонту, очистке и промывке, полученной от таросдатчика тары, то указанные расходы являются услугой и подлежат возмещению тарополучателю сверх стоимости возвращенной тары, если иное не предусмотрено договором между тарополучателем и таросдатчиком.

Полученная возвратная тара учитывается у поставщика по дебету счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы") по фактической себестоимости или учетной цене в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов.

При возникновении разницы между фактической себестоимостью или учетной ценой тары и ее стоимостью, указанной в договоре (договорной ценой), указанная разница списывается со счетов учета расчетов:

- в коммерческих организациях - на финансовые результаты как операция расхода;

- в некоммерческих организациях - на расходы или увеличение доходов;

Сумма возмещенных расходов по ремонту и очистке тары (величина полученных скидок) относится поставщиком:

- в коммерческих организациях - на финансовые результаты как операция дохода;

- в некоммерческих организациях - на увеличение доходов.

Поставщик продукции расходы по ремонту возвратной (залоговой) тары, полученной от покупателя, учитывает на соответствующих счетах учета затрат на производство (расходов на продажу) и списывает их с указанных счетов в дебет счета учета финансовых результатов как операции расходов у коммерческих организаций или увеличение расходов у некоммерческих организаций.

 

 

2.6. Учет товарных потерь

 

Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов учитываются в следующем порядке:

а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;

б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

В фактическую себестоимость включаются:

- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

- сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);

- сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, к ценам, предусмотренным в договоре (завышения цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам. [11, с.54]

Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика, расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае не оплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет "Недостачи и потери от порчи ценностей".

В случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.

 

 2.7. Инвентаризация товаров

 

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. [5, с.34

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...