Учет операций по приобретению товаров в зависимости от способа оценки товаров
┌─────┬────────────────────┬──────┬─────────────────────────────────────┐ │N п/п│Содержание операции │Сумма,│Корреспонденция счетов в зависимости│ │ │ │ руб. │от способа оценки товаров при приня-│ │ │ │ │тии их к бухгалтерскому учету │ │ │ │ ├──────────────────┬──────────────────┤ │ │ │ │по покупной сто-│по фактической се-│ │ │ │ │мости (1 вариант) │бестоимости (2 ва-│ │ │ │ │ │риант) │ │ │ │ ├────────┬─────────┼────────┬─────────┤ │ │ │ │ Д-т │ К-т │ Д-т │ К-т │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │Отражена стоимость │ │41 "То- │60 "Рас- │15 "За- │60 "Рас- │ │ │приобретенных това- │ │вары" │четы с│готовле-│четы с│ │ │ров согласно догово-│ │ │поставщи-│ние и│поставщи-│
│1. │ру купли-продажи без│ │ │ками и│приобре-│ками и│ │ │НДС (принятие к уче-│300000│ │подрядчи-│тение │подрядчи-│ │ │ту при оценке това- │ │ │ками" │материа-│ками" │ │ │ров по покупной│ │ │ │льных │ │ │ │стоимости) │ │ │ │ценнос- │ │ │ │ │ │ │ │тей" │ │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │Отражена сумма НДС │ │19-3 │60 "Рас- │19-3 │60 "Рас- │ │ │по приобретенным то-│ │"НДС по│четы с│"НДС по│четы с│ │ │варам согласно сче-│ │приобре-│поставщи-│приобре-│поставщи-│ │2. │ту-фактуре поставщи-│ │тенным │ками и│тенным │ками и│ │ │ка │60000 │материа-│подрядчи-│материа-│подрядчи-│ │ │ │ │льно- │ками" │льно- │ками" │ │ │ │ │произ- │ │произ- │ │ │ │ │ │водст- │ │водст- │ │ │ │ │ │венным │ │венным │ │ │ │ │ │запасам"│ │запасам"│ │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │Отражены затраты,│ │ │ │ │ │
│3. │связанные с приобре-│ │ │ │ │ │ │ │тением товаров (без │ │ │ │ │ │ │ │НДС), в том числе: │ │ │ │ │ │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │стоимость посредни- │ │44 "Рас-│76 "Рас- │15 "За- │76 "Рас- │ │ │ческих услуг │ │ходы на│четы с│готовле-│четы с │ │ │ │ │продажу"│разными │ние и│разными │ │3.1 │ │ │ │дебитора-│приобре-│дебитора-│ │ │ │10000 │ │ми и кре-│тение │ми и кре-│ │ │ │ │ │диторами"│материа-│диторами"│ │ │ │ │ │ │льных │ │ │ │ │ │ │ │ценнос- │ │ │ │ │ │ │ │тей" │ │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │стоимость транспор- │ │44 "Рас-│76 "Рас- │15 "За- │76 "Рас-│ │ │тных услуг │ │ходы на│четы с│готовле-│четы с│ │ │ │ │продажу"│разными │ние и│разными │ │3.2 │ │ │ │дебитора-│приобре-│дебитора-│ │ │ │ 5000 │ │ми и кре-│тение │ми и кре-│ │ │ │ │ │диторами"│материа-│диторами"│ │ │ │ │ │ │льных │ │ │ │ │ │ │ │ценнос- │ │ │ │ │ │ │ │тей" │ │
├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │проценты за пользо- │ │91-2 │76 "Рас- │91-2 │76 "Рас- │ │ │вание кредитом бан- │ │"Прочие │четы с│"Прочие │четы с│ │3.3 │ка согласно договору│ 7000 │расходы"│разными │расходы"│разными │ │ │ │ │ │дебитора-│ │дебитора-│ │ │ │ │ │ми и кре-│ │ми и кре-│ │ │ │ │ │диторами"│ │диторами"│ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │Отражена сумма НДС│ │19-3 │76 "Рас- │19-3 │76 "Рас- │ │ │по затратам, связан-│ │"НДС по│четы с│"НДС по│четы с│ │ │ным с приобретением│ │приобре-│разными │приобре-│разными │ │4. │товаров (2000 +│ │тенным │дебитора-│тенным │дебитора-│ │ │1000) │ 3000 │материа-│ми и кре-│материа-│ми и кре-│ │ │ │ │льно- │диторами"│льно- │диторами"│ │ │ │ │произ- │ │произ- │ │ │ │ │ │водст- │ │водст- │ │ │ │ │ │венным │ │венным │ │ │ │ │ │запасам"│ │запасам"│ │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│ │Приняты к учету пос-│ │Операция│ │41 "То- │15 "Заго-│ │ │тупившие товары по│ │не отра-│ │вары" │товление │ │ │фактической себесто-│ │жается │ │ │и приоб-│ │5. │имости (300000 + │315000│(см. │ │ │ретение │ │ │10000 + 5000) │ │операцию│ │ │материа- │ │ │ │ │1) │ │ │льных │ │ │ │ │ │ │ │ценнос- │ │ │ │ │ │ │ │тей" │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │Оплачена задолжен- │ │60 "Рас-│51 "Рас- │60 "Рас-│51 "Рас- │ │ │ность перед контр- │ │четы с│четные │четы с│четные │ │ │агентами (360000 + │ │постав- │счета" │постав- │счета" │ │ │12000 + 6000 + 7000)│ │щиками и│ │щиками и│ │ │ │ │ │подряд- │ │подряд- │ │ │ │ │ │чиками",│ │чиками",│ │ │ │ │385000│76 "Рас-│ │76 "Рас-│ │ │6. │ │ │четы с│ │четы с│ │ │ │ │ │разными │ │разными │ │ │ │ │ │дебито- │ │дебито- │ │ │ │ │ │рами и│ │рами и│ │ │ │ │ │кредито-│ │кредито-│ │ │ │ │ │ рами" │ │рами" │ │ ├─────┼────────────────────┼──────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ │Предъявлены к нало- │ │68 "Рас-│19-3 "НДС│68 "Рас-│19-3 "НДС│ │ │говому вычету суммы│ │четы по│по приоб-│четы по│по приоб-│ │ │НДС по приобретенным│ │налогам │ретенным │налогам │ретенным │ │7. │материально-произ- │63000 │и сбо- │материа- │и сбо- │материа- │
│ │водственным запасам│ │рам" │льно-про-│рам" │льно-про-│ │ │(60000 + 3000) │ │ │изводст- │ │изводст- │ │ │ │ │ │венным │ │венным │ │ │ │ │ │запасам" │ │запасам" │ └─────┴────────────────────┴──────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘
при принятии к учету по покупной стоимости согласно договору купли-продажи (вариант 1); при принятии к учету по фактической себестоимости (вариант 2). Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах контрагентов, в стоимость товаров не включаются и подлежат обособленному учету на счете 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам". Если Торговый Дом «ВАВИЛОН», будет осуществлять учет товаров по продажной стоимости, то дополнительно необходимо отражать торговую наценку записью: Д-т сч.41 "Товары", К-т сч.42 "Торговая наценка". Сумма наценки при неизменной продажной стоимости товаров будет различной в зависимости от варианта ведения учета поступления товаров. Если продажная стоимость в рассматриваемом равна 420000 руб., то сумма отражаемой в учете наценки составит: при первом варианте учета поступления товаров - 120000 руб. (420000 - 300000); при втором варианте - 105000 руб. (420000 - 315000). Второй вариант ведения учета поступления товаров является более предпочтительным с точки зрения налоговых последствий, поскольку включение в стоимость товаров всех затрат, связанных с их приобретением, уменьшает налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог. Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности (п.25, 26 инструкции МНС России "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 04.04.2000 N 59 (ред. от 20.10.2000). Покупная цена товаров в целях исчисления налога определяется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку (затрат на приобретение товаров, процентов по коммерческому кредиту, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, затрат на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними организациями). В том случае, если указанные затраты согласно учетной политике относятся на издержки обращения, они не включаются в покупную стоимость товаров в целях исчисления налога на пользователей автодорог. [5, с.34] Таким образом, если поступившие товары будут проданы, то сумма налога на пользователей автодорог при втором варианте ведения учета поступления товаров окажется меньше на 150 руб. (120000 х 1%: 100 - 105000 х 1%: 100), где 1% - ставка налога на пользователей автомобильных дорог), чем при первом варианте учета. Если в отчетном месяце продавцом отгружены товары покупателю (согласно договору право собственности на товары перешло к покупателю), покупателем получены соответствующие отгрузочные документы, однако сами товары не поступили, то в конце месяца они подлежат учету у покупателя как товары в пути. В бухгалтерском учете такие товары отражаются по дебету счета 41 "Товары" или счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (в зависимости от избранного организацией варианта учета) в оценке, указанной в отгрузочных документах (без НДС), и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" без их оприходования на склад. Стоимость товаров в пути включается в расчет среднегодовой стоимости имущества при определении суммы налога на имущество организаций. Сумма НДС на основании счета-фактуры поставщика учитывается в общеустановленном порядке на счете 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам". Если учет поступления товаров ведется без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", то в ситуации, когда непоступившие товары (товары в пути) учтены на счете 41 "Товары" и произведены расчеты с поставщиком за товары, вычет сумм НДС по оплаченным товарам в пути не производится, так как на основании отгрузочных документов непоступившие товары принимаются к учету на счете 41 "Товары" как товары в пути, а не как товары; согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании выставленных продавцами счетов-фактур, которые подлежат регистрации в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (п.8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС). В начале следующего месяца счет 41 "Товары" подлежит корректировке на стоимость учтенных в конце месяца товаров в пути. Таким образом, приводится в соответствие стоимость остатка товаров в ведомости по счету 41 "Товары" и отчетности материально ответственных лиц (товарном отчете). Соответствующей корректировке подвергается и счет 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам". После поступления товаров они принимаются к учету в общеустановленном порядке. При ведении учета поступления товаров с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" производить указанную корректировку, на наш взгляд, нет необходимости. Поступившие товары в этом случае отражаются на счете 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
2.3 Учет товаров на складе материально ответственными лицами
В Торговом Доме «ВАВИЛОН» аналитический учет товаров ведется: - по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям; - по каждому хозяйствующему субъекту - по материально ответственным лицам; - по каждому материально ответственному лицу - по ассортименту товаров; - в удобном для организации разрезе. Разрезы аналитического учета "По хозяйствующим субъектам" и "По материально ответственным лицам" совпадают, если материальную ответственность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно лицо (одна бригада). Учет товаров ведет материально ответственное лицо разными методами в зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой). При любом способе хранения материально ответственные лица учитывают товары в натуральном измерении на основании приходных и расходных товарных документов или в натуральном и стоимостном измерениях одновременно. При наличии соответствующей вычислительной техники и штриховых кодов на товарах аналитический учет по наименованиям возможен и без составления документов на выбытие товаров. При партионном методе хранения на каждую партию товаров материально ответственное лицо выписывает партионную карту в двух экземплярах, где указываются наименование, артикул, сорт, цена и количество (масса) товаров. Партионные карты регистрируют в специальной книге. Порядковый номер регистрации в этой книге является номером данной партии товаров. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета товаров, другой передают в бухгалтерию. По мере отпуска товаров материально ответственное лицо указывает в партионной карте дату отпуска, номер расходного документа и количество (массу) отпущенного товара. Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты. После полного выбытия данной партии товаров партионную карту склада передают в бухгалтерию для проверки. [19, с.54] При сортовом методе хранения материально ответственные лица ведут учет товаров в товарных книгах или на карточках. На каждое наименование и сорт товаров открывается одна или несколько страниц в товарной книге (в зависимости от объема операций по приему и расходу товаров) или отдельная карточка. Для сокращения числа аналитических счетов товары различных наименований, имеющие одинаковую цену, могут учитываться на одной странице книги или на одной карточке. В заголовке страницы книги (карточки) указывают наименование, артикул, сорт, цену и другие отличительные признаки товара, а ниже отражают приход, расход и остатки товара. Записи в товарных книгах (на карточках) делают на основании каждого приходного и расходного документа, а при большом объеме операций для сокращения числа записей - на основании итоговых записей в предварительно составленных накопительных документах. На складах с узким ассортиментом товаров и небольшим объемом товарных операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете. В этом случае карточки и товарные книги на складе не заполняют.
2.4 Организация учета товаров в бухгалтерии
При сортовом методе на каждое наименование и сорт товара открывают карточки натурально-стоимостного (количественно-суммового) учета. Карточки хранят в картотеке отдельно по каждому материально ответственному лицу и месту хранения товаров. Для проверки правильности учетных записей по окончании месяца в карточках подсчитывают итоги прихода и расхода, определяют остатки товаров на начало следующего месяца. На 1-е число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету 41 "Товары", на которых по каждому наименованию и сорту товаров указывают в натуральном и денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41. Натуральные показатели оборотной ведомости сверяют также с данными складского учета, который ведут материально ответственные лица. Такая оборотная ведомость заполняется на дату проведения инвентаризации товаров. При партионном методе аналитический учет ведут на партионных картах, передаваемых в бухгалтерию материально ответственными лицами. Для проверки правильности учетных записей на 1-е число каждого месяца (а также на дату инвентаризации) по данным партионных карт составляют оборотную ведомость, в которой каждую партию товаров записывают отдельной строкой. Суммовые итоги этой ведомости сверяют с оборотами и сальдо счета 41 "Товары", а натуральные показатели - с данными складского учета у материально ответственных лиц. [9, с.132] Результаты сверки данных бухгалтерского учета товаров (как при сортовом, так и при партионном методе) оформляют специальным актом, который подписывают бухгалтер и материально ответственные лица, или эти работники расписываются в оборотных ведомостях. После сверки составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и сопоставляют ее итоги с данными счета 41 (сальдо на начало и конец месяца, дебетовый и кредитовый обороты за месяц). Выявленные ошибки исправляют для достижения тождества стоимостных данных синтетического и аналитического учета, а также данных учета в натуральных показателях материально ответственных лиц и бухгалтерии. При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе бухгалтерия не ведет учет остатков и движения каждого вида товара, следовательно, не дублирует записей складского учета. Периодически (ежедневно или один раз в несколько дней) бухгалтер проверяет правильность записей в регистрах складского учета (товарных книгах или на карточках), которые ведут материально ответственные лица. Выявленные ошибки сразу исправляют. Для проверки правильности учетных записей на складе и в бухгалтерии на 1-е число каждого месяца (а также на дату инвентаризации) заполняют сальдовую ведомость. В ней на основании регистров складского учета указывают остатки товаров по наименованиям, артикулам, сортам, количеству и цене. Затем осуществляется таксировка и подсчитывается общая стоимость всех товаров. Этот итог должен быть равен сальдо счета 41 "Товары". Сальдовые ведомости составляют по материально ответственным лицам (бригадам), а если целесообразно,- по укрупненным товарным группам.
2.5. Учет операций с тарой
Тара - это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей. Бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам: - тара из древесины; - тара из картона и бумаги; - тара из металла; - тара из пластмассы; - тара из стекла; - тара из тканей и нетканых материалов. В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специально для изготовления и ремонта тары - тарные материалы (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка корковая и полиэтиленовая, колпачки вискозные, фольга и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, судов, автотранспортных и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности погружаемой продукции (товаров), к таре не относятся. Тара под продукцией (товарами) может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара). Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются. Договорами поставки продукции (товаров) может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции (товаров) или сдаче тароремонтным организациям (возвратная тара). К возвратной таре, как правило, относятся: деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.), тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.), а также специальная тара, т.е. тара, специально изготовленная для затаривания определенной продукции (товаров). Договорами, стандартами и техническими условиями могут предусматриваться особые требования к таре (к упаковке продукции) и условия возврата такой тары. В случаях, когда стоимость тары входит в продажную цену продукции, которая упакована в данную тару, т.е. покупателем, отдельно (сверх стоимости продукции) не оплачивается, стоимость такой тары относится: а) в дебет счета "Основное производство" (т.е. включается в производственную себестоимость продукции), если упаковка продукции в тару осуществляется в производственных подразделениях организации; б) в дебет счета "Расходы на продажу", если упаковка продукции в тару осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции. Стоимость тары, указанной в настоящем пункте, списывается с кредита счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы"), если тара была учтена на указанном счете. Если тара изготовлена непосредственно в организации, то затраты по ее изготовлению предварительно списываются с кредита счетов учета затрат, как правило, счета "Вспомогательные производства" в дебет счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы") по фактической себестоимости или учетным ценам (пункт 166 настоящих Методических указаний). [13, с.43] Если стоимость тары покупателем оплачивается отдельно (т.е. сверх стоимости затаренной в нее продукции), то стоимость тары (по фактической себестоимости или учетным ценам) списывается у поставщика с кредита счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы") в дебет счета учета расчетов по мере отгрузки (отпуска). Возвратная тара в счетах, платежных требованиях, платежных требованиях-поручениях и других расчетных документах указывается отдельной строкой, по ценам указанным в соответствующих договорах, без включения ее стоимости в продажную цену затаренной в нее продукции. Стоимость возвращенной поставщику или тароремонтной организации порожней тары оплачивается тарополучателем таросдатчику по ценам, предусмотренным соответствующими договорами (купли-продажи, поставки и др.). В случае если поставщик или тароремонтная организация (тарополучатель) несут дополнительные расходы по ремонту, очистке и промывке, полученной от таросдатчика тары, то указанные расходы являются услугой и подлежат возмещению тарополучателю сверх стоимости возвращенной тары, если иное не предусмотрено договором между тарополучателем и таросдатчиком. Полученная возвратная тара учитывается у поставщика по дебету счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы") по фактической себестоимости или учетной цене в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов. При возникновении разницы между фактической себестоимостью или учетной ценой тары и ее стоимостью, указанной в договоре (договорной ценой), указанная разница списывается со счетов учета расчетов: - в коммерческих организациях - на финансовые результаты как операция расхода; - в некоммерческих организациях - на расходы или увеличение доходов; Сумма возмещенных расходов по ремонту и очистке тары (величина полученных скидок) относится поставщиком: - в коммерческих организациях - на финансовые результаты как операция дохода; - в некоммерческих организациях - на увеличение доходов. Поставщик продукции расходы по ремонту возвратной (залоговой) тары, полученной от покупателя, учитывает на соответствующих счетах учета затрат на производство (расходов на продажу) и списывает их с указанных счетов в дебет счета учета финансовых результатов как операции расходов у коммерческих организаций или увеличение расходов у некоммерческих организаций.
2.6. Учет товарных потерь
Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов учитываются в следующем порядке: а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи; б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости. В фактическую себестоимость включаются: - стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов; - сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость); - сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением. Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи. Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, к ценам, предусмотренным в договоре (завышения цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам. [11, с.54] Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика, расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае не оплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются. При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет "Недостачи и потери от порчи ценностей". В случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.
2.7. Инвентаризация товаров
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии. Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. [5, с.34
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|