Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 14. Рефрейминг. Контекстуальный и содержательный рефрейминг. Рамка цели. Рамка экологии




Глава 14

Рефрейминг

 

Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП, например с концепцией горизонтального мышления, и вполне согласуется с основными принципами НЛП, о которых шла речь в самом начале книги. Для того чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, – без этого невозможно эффективное общение. Умение понимать людей открывает перед нами новые возможности, а, как мы уже убедились, большой выбор лучше, чем никакого. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими собственными представлениям о том, что правильно, а что неправильно. Такой подход способствует установлению взаимопонимания, повышению эффективности общения и, в конечном итоге, достижению поставленных целей.

 

Контекстуальный и содержательный рефрейминг

 

Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачьи, это может стать концом его карьеры.

Но такое поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми. Оно также будет уместно в пятницу вечером на репетиции любительского спектакля. Носить джинсы с дырами на коленях в наше время можно во многих ситуациях, но на собеседовании при приеме на работу или на заседании совета директоров такая одежда вряд ли будет к месту. Это и есть контекстуальный рефрейминг.

Интерпретация событий зависит от того, на каком именно моменте ситуации вы концентрируете свое внимание. А если посмотреть иначе: кто пришел на прием к директору в джинсах? Сантехник, художник или начальник отдела? Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном рефрейминге. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах – и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации – и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение; у вас появится выбор.

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению техники рефрейминга, я хотел бы предложить еще один термин. Рамка – это тот контекст, в который мы помещаем события и который придает им определенное значение. Рамка придает поступку или ситуации значимость и уникальный характер. Существуют различные способы заключения событий в рамки. Чтобы получить как можно более полное представление об этих способах, рассмотрим следующие примеры.

 

Рамка цели

 

Этой рамкой мы пользуемся, когда хотим подчеркнуть важность стоящих перед нами целей и удостовериться при помощи ряда критериев, что эти цели правильно сформулированы. Но это лишь один из способов рассмотрения ситуации. Обратите внимание на приложенные усилия (рамка усилий) или на сам процесс, независимо от его результата (рамка процесса).

Используя рамку цели, например, на собрании или во время деловых переговоров, мы концентрируем свое внимание на желаемом результате и соответственно строим свое поведение. Использование этой рамки позволяет нам не только более эффективно и целенаправленно действовать для достижения цели, но и лучше понять различия между нашими целями и целями других людей. Такой навык очень важен для того, например, чтобы достичь соглашения с партнерами. При использовании рамки цели суть проблемы становится более ясной, повышается и вероятность найти решение данной проблемы. Эта рамка имеет отношение к кибернетической модели достижения цели. Согласно ей, мы мыслим и действуем, исходя из представлений о желаемых результатах наших усилий (а не из входных условий и изначально имеющейся информации). Подобный способ мышления позволяет нам осознать, как далеки мы от поставленной цели, и – соответственно корректировать свое поведение.

Целеустремленные люди добиваются больших успехов именно потому, что используют в своей деятельности рамки целей.

 

Рамка экологии

 

С этой рамкой мы уже встречались при рассмотрении модели перехода из нынешнего состояния в желаемое. Выстраивание своего рода моста, соединяющего эти состояния, всегда осуществляется в пределах рамок прочих наших целей или намерений. Любое изменение обстоятельств неизбежно влияет на нашу цель. Мы должны очень сильно хотеть выстроить этот мост. И мы должны быть уверены, что наша цель достижима. Человек, зациклившийся на чем-то одном, не замечающий вокруг ничего, кроме одной своей главной цели, с точки зрения НЛП просто не в состоянии заключить свое поведение в рамку экологии. Экологии целей всегда следует уделять должное внимание. Помните, оценивая правильность постановки какой-либо своей цели, мы спрашивали себя: «Насколько мое поведение соответствует интересам моей семьи, фирмы, моих друзей? Насколько хорошо данная цель согласуется с другими моими целями? » Иными словами, наши цели всегда находятся в тех или иных экологических рамках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...