Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межэтнические контакты и их результаты.




Межэтнические контакты- формы межэтнического взаимодействия, в ходе которого представители конкретных народов влияют друг на друга, обмениваются различной информацией и культурными ценностями. Межэтнические контакты направлены на интеграцию и взаимный обмен достижениями социально-культурного развития различных этнических групп, общностей. Различают четыре возможных результата межэтнических конфликтов индивида: 1) он не принимает свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип человека можно назвать конформным или "перебежчиком"; 2) он отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Тип-"националист"; 3) он колеблется между двумя культурами. Тип -"маргинал"; 4) он синтезирует две культуры. Тип - "посредник". Межэтнические конфликты на межгрупповом уровне приводят к четырем максимально общим категориям последствий: 1) геноциду, т. е. уничтожению группы; 2) ассимиляции, когда одна группа постепенно перенимает или принуждается к принятию обычаев, традиций и т. д. доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегации, когда осуществляется раздельное существование групп; 4) интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом, значимом для них, основании. Межэтнические конфликты поддаются процессам управления и оптимизации, возможности предвидения и локализации негативных последствий и конфликтов, возникающих на почве непредвиденных противоречий. Межэтнические конфликты могут эволюционировать из конструктивной формы в деструктивную при возникновении агрессивности во взаимоотношениях со стороны одного из субъектов межэтнических конфликтов. На международном уровне межэтнические конфликты регламентируются международными соглашениями, внутри стран - законодательством, нравственными нормами, традиционными, социально лигитимными институтами и средствами массовой информации.

9. Теории межэтнического взаимодействия.

Все современные теории этнического взаимодействия исходят из неизбежного конфликта между традиционным и модернизированным обществом и укладываются в два основных направления: культурное, основанное на противопоставлении традиционной этнической общности модернизированной в сфере духовной культуры; структурное, исследующее конфликт этих обществ в сфере экономики и социально-экономических отношений.

Культурное направление породило концепции аккулътурации и мобилизации, структурное - концепции интегрированности и внутреннего колониализма.

Концепция аккультурации была разработана в 30-х годах Р. Редфилдом, Р. Линтоном, М. Херсковицем. Под аккультурацией в этнологии понимается процесс, в ходе которого одна этническая группа, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с другой группой, отличной от нее в культурном отношении, изменяет свою первоначальную культурную модель. Иногда аккультурация осуществляется в форме взаимного избирательного усвоения элементов культуры обоих взаимодействующих этнических групп. Авторы концепции считают, что результатом аккультурации является состояние этнической однородности. Культурные различия между этническими общностями в конце концов уравниваются в соответствии с относительным весом взаимодействующих этнических групп. При этом процесс аккультурации идет автоматически, неизбежно и неотвратимо. Диффузия культуры осуществляется от ядра к периферии, от более развитого общества к менее развитому, часто на уровне бессознательного заимствования и подражания. На уровне же индивида периферийной этнической общности выбор делается уже сознательно: если предоставить ему выбор между традицией и инновацией, с большей вероятностью он выберет инновацию (так считают авторы концепции аккультурации).

Концепции мобилизации рассматривают проблемы межэтнических взаимодействий внутри полиэтнических государств, целью политики которых является их упрочение. Большое значение эти концепции придают деятельности центрального правительства по насаждению того, что часто называется общенациональной политической культурой, - наиболее эффективного средства, обеспечивающего процесс этнической консолидации. Сторонники концепций мобилизации отмечают, что постоянного культурного взаимодействия между этническими общностями недостаточно для достижения национальной интеграции. Поэтому администрация многонациональных государств со всем своим аппаратом власти должна склонить инертные, традиционно замкнутые группы к принятию доминирующей культуры. Лучше всего этого можно добиться благодаря обращению к популярным национальным символам и ценностям, особенно с помощью средств массовой коммуникации. Контроль над ними позволяет режиму стимулировать чувства национальной идентификации, обучать необходимым навыкам, централизовать свою власть, повышать статус некоторых групп за счет других и вообще манипулировать идеологией больших масс благодаря хорошо развитой технике пропаганды.

Концепции интегрированности возникают потому, что одними культурными факторами невозможно объяснить течение этнических процессов, особенно в развитых странах, где, казалось бы, имеются все условия и для целенаправленной аккультурации, и для культурной адаптации, осуществляемой путем пропагандистски-информационных методов социальной мобилизации. Ученые все чаще обращают внимание на социально-экономические факторы процессов межэтнической коммуникации.

Популярен тезис, что выступающие за традиционализм периферийные этнические общности обычно бывают слабо интегрированы в национальную социально-экономическую структуру, что и порождает межэтническую напряженность, идеологически прикрываемую возрождаемыми сейчас традиционными культурными символами. Поэтому часть проблемы этнической интеграции сводится к проблеме средств и целей национального развития и к экономической интеграции всего общества: нужно включить этническую общность в государственную систему коммерческих связей (хотя сам по себе процесс перестройки экономики очень мучителен) - и после достижения равновесия возникнут условия для культурной интеграции

Концепции структурной интегрированности применимы к некоторым этническим процессам и ситуациям, но считать их универсальными также нельзя. Этнос может быть вполне интегрированным в социально-экономическую систему, но при этом активно участвовать в сепаратистских движениях.

Концепции внутреннего колониализма отражают еще одну грань современного мира. Если концепции интегрированности более пригодны в развитых индустриальных странах, то в развивающихся странах межэтнические процессы хорошо объясняются концепциями внутреннего колониализма.

Механизм культурной колонизации достаточно прост. О ней можно говорить всякий раз, когда представители другой культуры в силу разных причин (например, численного, технического и военного превосходства и т.п.) оказываются на чужой территории и начинают активно навязывать свои собственные культурные ценности, нормы и модели поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...