Логистические системы
ТЕМА - ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ
Краткая история и этапы развития логистики Основные понятия логистики Логистические системы 4. Основы методологии и организации логистики Понятие логистики имеет многовековую историю. • Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. • В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. • Император Византии Леон VI, живший в 9-10 вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск». В начале XIX в., в эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении и планировании запасов, перевозках и снабжении войск. В России в середине XIX в. согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось «искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, организация их тылового обеспечения». Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться США и Англией при планировании и проведении военных операций. В 50-е годы XX века было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов XX века логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран. Существует еще одна трактовка термина «логистика». В XVIII веке математик Лейбниц употребил этот термин в математике. А в 1904 году на математическом симпозиуме в Женеве термин «логистика» был официально закреплен за определением области математической логики.
Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Всю совокупность определений логистики можно объединить в три группы: • Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. • Вторая группа рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей в повышении эффективности материальных и информационных потоков. • Третья группа объединяет определения, подчеркивающие значения творческого начала в решении логистических задач. В них логистика определяется как искусство выявления потребностей, а также приобретения, распределения и содержание в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности. В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения. Обобщая вышесказанное, можно предложить более краткое определение логистики. Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и связанных с ними потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. В настоящее время выделяют три этапа развития логистики: 1. Дологистический. 2. Период классической логистики. 3. Неологистика. Развитие логистики прежде всего обусловлено стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением. Можно выделить пять факторов, определяющих актуальность логистики в настоящий период:
1. Экономический фактор. В современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. 2. Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают формы организации взаимодействия предприятий-изготовителей, посредников, потребителей, складов и транспорта. 3. Информационный фактор. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки. 4. Технический фактор. Логистика как система, ее подсистемы и элементы развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и компьютеризации управления. 5. Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов и в национальном масштабе.
Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками. Общим методом науки логистики является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, методы исследования операций и теории систем. Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины. Главными категориями логистики являются поток и запас. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.
Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам. Параметрами материальных потоков могут быть: 1) номенклатура, ассортимент и количество продукции; 2) габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры); 3) весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто); 4) физико-химические характеристики груза; 5) характеристики тары (упаковки); 6) условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки); 7) условия транспортировки и страхования; 8) финансовые (стоимостные) характеристики; 9) условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др. В схеме классификации материальных потоков выделены следующие основные признаки: 1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные). 2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внутренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются в рамках заданной декомпозиции ЛС. 3. По номенклатуре материальные потоки делятся на одно-продуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидо-. вые). Под номенклатурой будем понимать систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статистической отчетности, учета и планирования. 4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.
5. По характеристикам груза в прогрессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др. 6. По степени детерминированности (определенности) параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров неизвестен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будем называть стохастическим. 7. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. 8. По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки. По отношению к ЛС (ЗЛС) информационные потоки делятся на: внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри ЛС или ЗЛС или между ЛС и внешней средой); горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии ЛС, и вертикальные - от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему; входные и выходные - по отношению к входу-выходу ЛС или ЗЛС. 9. По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации - на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т. п. 10. По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические (с жестким ограничением на время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах. 11. В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.
Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся: • наименование материальных ресурсов; • количество материальных ресурсов; • начальная точка (выбор поставщика); • конечная точка (потребитель); • время (срок выполнения заказа). Логистическая операция - это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации. Выделяют внешние и внутренние логистические операции. К внешним логистическим операциям относят все действия в области снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним -операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, логистические операции могут быть односторонними или двусторонними, связанными с переходом права собственности на товар с одного юридического лица на другое. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления. Основными звеньями логистической цепи являются: • поставщики материалов; • склады; • транспорт; • распределительные центры; • производители товаров; • потребители продукции. Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут отдельные звенья логистической цепи. К ним относятся: • издержки, связанные с погрузочно-разгрузочными операциями; • издержки по перевозке и экспедированию грузов; • издержки хранения; • издержки, связанные со сбором, хранением и передачей информации о материалопотоке; • расчеты с поставщиками и покупателями; • страхование и таможенное оформление грузов и др.
Любая система представляет собой совокупность подсистем и элементов. Причем подсистемы в свою очередь состоят из подсистем более низкого уровня декомпозиции или элементов. Элемент - неделимая часть системы. Следует различать понятия состава и структуры системы. Состав - это простой набор подсистем и элементов системы. Структура - это состав системы с указанием связи между элементами и подсистемами. Условиями существования любой системы, в том числе и логистической, являются следующие признаки (требования): I) система - это некоторый объект изучения, обладающий целостностью (или рассматриваемый как целое). 2) наличие некоторых характеристик цели, критерия качества, которые определяют существование объекта как системы (для чего она создана); 3) требование, чтобы рассматриваемая система была частью, подсистемой некоторой большой системы, входила в некоторую другую систему; 4) требование, чтобы объект, рассматриваемый как система, разбивался на части, содержал в себе подсистемы. Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы. Макрологистическая система - это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или групп стран. На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем: • с прямыми связями - доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей; • эшелонированные - в таких системах материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит по крайней мере через одного посредника; • гибкие - в этом случае доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Например, снабжение запасными частями: отгрузка деталей редкого спроса обычно производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка стандартных деталей - со склада посредника. Опыт формирования макрологистических систем показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7-20%, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции - на 15-30%, а общие логистические издержки на 12-35%. Передача функций снабжения и сбыта торговым посредникам позволяет предприятиям-производителям почти в три раза сократить собственные расходы на эти цели, ускорить оборачиваемость оборотных средств на 20-40%, снизить запасы продукции на 50-100%. Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем.
В процессе эволюции логистики исторически сформировались четыре основных направления научных теорийледования. Первое направление - аналитическое - отражает классический подход к логистике как к теоретической науке, которая занимается проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. В 60-е годы XX в. появилось технологическое направление, в рамках которого сформулирована общая проблема управления материальным потоком логистического объекта и дано решение проблемы с помощью информационно-компьютерного обеспечения. Главное внимание уделяется административным функциям предприятия - планированию, закупке материальных ресурсов, производству, дистрибьюции готовой продукции и др., а также автоматизации логистических задач. Однако оптимизация всего процесса управления материальным потоком не ставилась в качестве общей цели, а решались отдельные задачи, например, определения оптимальной партии поставки (заказа). Третье направление - маркетинговое - развилось с начала 80-х годов, которое ставит цель выявить отношения между логистической системой и возможностями предприятия в конкурентной борьбе на рынке сбыта продукции. На основе комбинации указанных выше направлений и развития маркетингового подхода сформировалось четвертое - интегральное направление. Оно учитывает фактор времени, поскольку гибкость и динамичность фирмы необходимы для повышения конкурентоспособности. Период с середины 50-х по 70-е годы XX в. зарубежные специалисты называют периодом становления концепций логистики. В этот период возникает концепция общих (тотальных) затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции состоял в том, что можно так перегруппировать затраты в распределении (дистрибьюции), что общий уровень затрат на движение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Примером использования концепции в управлении запасами и транспортировке является замена перевозки товаров автомобильным транспортом на воздушный. В результате такой переориентации исчезает необходимость создания промежуточных складов, а следовательно, уменьшаются затраты на складирование, хранение и управление запасами. Общий уровень затрат в дистрибьюции снизится в большей степени, чем возрастут затраты на собственно транспортировку. Приведенный пример - увеличение затрат на транспортировку и их сокращение на управление запасами и складирование - отражает концептуальный подход логистики, заключающийся в ориентации общих затрат на основе использования теории компромиссов в хозяйственной практике предприятия. В 80-е годы происходит дальнейший поиск путей установления компромиссов между интересами всех подразделений и партнеров предприятия и расширение сферы компромиссов. Ставится общая цель достижения максимальной эффективности работы всего предприятия на основе межфункциональных компромиссов и совместных усилий всех подразделений по критерию минимизации общих издержек товародвижения и производства всего предприятия. Данный компромиссный подход получил свое логическое продолжение в концепции «общей ответственности». Новый подход отражал учет не только экономических, но и социальных, политических, экологических аспектов. Он отличался как более широкой сферой гармонизации экономических интересов, так и критерием - максимальным соотношением выгод и затрат. Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем. 1. Принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. 2. Принцип эмерджентности предполагает изучение функционирования логистической системы, как нового образования, не являющегося простой суммой свойств и функций отдельных подсистем. 3. Принцип ориентации на общие затраты заключается в достижении такой согласованности действий на всех стадиях процесса товародвижения, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования логистической системы. 4. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выполняться с максимальной степенью автоматизации. 5. Принцип обеспечения всеобщего качества предполагает развитие услуг сервиса на современном уровне, обеспечение гибкости, надежности и высокого качества процесса товародвижения. 6. Принцип гуманизации заключается в необходимости отражения требований гуманизации технологических процессов с учетом создания современных условий труда, исключения неблагоприятного воздействия на внешнюю среду при создании ЛС и проектировании их отдельных элементов. 7. Принцип адаптивности предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей. Анализ воздействия факторов внешней среды (экзогенных факторов) и внутренней среды (эндогенных факторов) на логистику помогает лучше понять ее место на предприятии. В управлении организация (предприятие) рассматривается как открытая система, тесно связанная с внешней средой. С конца 50-х годов именно такое представление о значении внешнего окружения, роли внешних факторов утвердилось в управленческой мысли, отражая системный подход. Внешняя среда - это наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним. Политические факторы определяют стратегическое логистическое поведение предприятия. В соответствии с ним принимаются решения по развитию бизнеса, инвестиционной, финансовой политике, дистрибьюции и т. д. Правовые факторы вносят законодательные ограничения в деятельность фирмы. Гражданский кодекс РБ, налоговое и таможенное законодательство, другие нормативные акты являются правовой основой логистики в нашей стране. Экономические факторы определяют курс валюты, уровень инфляции, изменение валового национального продукта, темпы развития отраслей, рынков труда, капитала, спрос и предложения и т. д. Технические и технологические факторы влияют на уровень развития транспортных, информационно-компьютерных систем, гибких автоматизированных производств, что очень важно для логистики. Социальные и экологические факторы логистической среды характеризуют влияние демографической ситуации, социальных потребностей людей, миграции населения, культурных запросов, а также экологическое влияние технологий и транспорта на окружающую среду и экологических катастроф на условия воспроизводства. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм предприятия, который включает управленческий механизм, направленный на оптимизацию деятельности фирмы. К основным внутренним переменным относятся: • цели; • структура организации; • задачи (рабочие функции); • технологии; • люди.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|