Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логистические системы

ТЕМА - ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ

 

Краткая история и этапы развития логистики

Основные понятия логистики

Логистические системы

4. Основы методологии и организации логистики

Понятие логистики имеет многовековую историю.

• Древние греки понимали под логистикой искусство вы­полнения расчетов. Специальных государственных контроле­ров называли логистами.

• В Древнем Риме под логистикой понимали распределение

продуктов.

• Император Византии Леон VI, живший в 9-10 вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск».

В начале XIX в., в эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении и планировании запасов, перевозках и снабжении войск.

В России в середине XIX в. согласно «Военному энцик­лопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось «искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, орга­низация их тылового обеспечения».

Новый этап в развитии военной логистики наступил во вре­мя второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться США и Англией при планировании и проведении военных операций.

В 50-е годы XX века было признано, что задачи регулирова­ния материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов XX века логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран.

Существует еще одна трактовка термина «логистика». В XVIII веке математик Лейбниц употребил этот термин в мате­матике. А в 1904 году на математическом симпозиуме в Женеве термин «логистика» был официально закреплен за определени­ем области математической логики.

Существует несколько подходов к определению понятия ло­гистики.

Всю совокупность определений логистики можно объеди­нить в три группы:

• Первая группа определений трактует логистику как на­правление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

• Вторая группа рассматривает логистику как междисцип­линарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей в повышении эффективности ма­териальных и информационных потоков.

• Третья группа объединяет определения, подчеркивающие значения творческого начала в решении логистических задач. В них логистика определяется как искусство выявления пот­ребностей, а также приобретения, распределения и содержание в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому на­правлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными, информационными и финансовы­ми потоками в сферах производства и обращения.

Обобщая вышесказанное, можно предложить более краткое определение логистики.

Логистика - наука об организации, планировании, конт­роле и регулировании движения материальных и связанных с ними потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

В настоящее время выделяют три этапа развития логистики:

1. Дологистический.

2. Период классической логистики.

3. Неологистика.

Развитие логистики прежде всего обусловлено стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с то­вародвижением.

Можно выделить пять факторов, определяющих актуаль­ность логистики в настоящий период:

1. Экономический фактор. В современных условиях на пер­вый план выдвигается поиск возможностей сокращения про­изводственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интере­сы производителя продукции и ее потребителя.

2. Организационно-экономический фактор. В условиях рын­ка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают формы организации взаимодействия предприятий-изготовителей, посредников, потребителей, скла­дов и транспорта.

3. Информационный фактор. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процес­сов являются информационные потоки.

4. Технический фактор. Логистика как система, ее подсисте­мы и элементы развиваются на основе современных техничес­ких достижений в транспортно-складском хозяйстве и компью­теризации управления.

5. Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования про­цессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов и в национальном масштабе.

 

 

Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции.

Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

Общим методом науки логистики является диалектичес­кий метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, методы исследования операций и теории систем.

Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

Главными категориями логистики являются поток и запас.

Материальные потоки образуются в результате транспортиров­ки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от пер­вичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных ло­гистических операций. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в матери­альный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набо­ром параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

1) номенклатура, ассортимент и количество продукции;

2) габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

3) весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

4) физико-химические характеристики груза;

5) характеристики тары (упаковки);

6) условия договоров купли-продажи (передачи в собствен­ность, поставки);

7) условия транспортировки и страхования;

8) финансовые (стоимостные) характеристики;

9) условия выполнения других операций физического рас­пределения, связанных с перемещением продукции, и др.

В схеме классификации материальных потоков выделены следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).

2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внут­ренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматрива­ются в рамках заданной декомпозиции ЛС.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на одно-продуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидо-. вые). Под номенклатурой будем понимать систематизирован­ный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статистической отчетности, учета и планирования.

4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определен­ного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и дру­гим признакам.

5. По характеристикам груза в прогрессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие призна­ки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

6. По степени детерминированности (определенности) параметров потока различают материальные потоки детерми­нированные и стохастические. Детерминированным материаль­ным потоком мы будем называть поток с полностью известны­ми (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров неизвестен или является случайной величиной (процес­сом), то материальный поток будем называть стохастическим.

7. По признаку непрерывности во времени различают непре­рывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологиче­ских) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

8. По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и ба­зисные информационные потоки. По отношению к ЛС (ЗЛС) информационные потоки делятся на: внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри ЛС или ЗЛС или между ЛС и внешней средой); горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии ЛС, и вертикальные - от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему; входные и вы­ходные - по отношению к входу-выходу ЛС или ЗЛС.

9. По виду носителей информации наиболее распространен­ными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки ин­формации - на магнитных носителях (магнитных лентах, дис­ках), в виде электронных видеограмм и т. п.

10. По времени возникновения информации различа­ют регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодичес­кие (с жестким ограничением на время передачи) и оператив­ные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах.

11. В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

• наименование материальных ресурсов;

• количество материальных ресурсов;

• начальная точка (выбор поставщика);

• конечная точка (потребитель);

• время (срок выполнения заказа).

Логистическая операция - это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транс­портировку, упаковку и др. Логистические операции с инфор­мационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации.

Выделяют внешние и внутренние логистические операции. К внешним логистическим операциям относят все действия в об­ласти снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним -операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, логистические операции могут быть односторонни­ми или двусторонними, связанными с переходом права собствен­ности на товар с одного юридического лица на другое.

Логистическая функция - это укрупненная группа логис­тических операций, направленных на реализацию целей ло­гистической системы. Каждая из функций представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множе­ство физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материаль­ного потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления. Основны­ми звеньями логистической цепи являются:

• поставщики материалов;

• склады;

• транспорт;

• распределительные центры;

• производители товаров;

• потребители продукции.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут отде­льные звенья логистической цепи. К ним относятся:

• издержки, связанные с погрузочно-разгрузочными опера­циями;

• издержки по перевозке и экспедированию грузов;

• издержки хранения;

• издержки, связанные со сбором, хранением и передачей информации о материалопотоке;

• расчеты с поставщиками и покупателями;

• страхование и таможенное оформление грузов и др.

 

 

Любая система представляет собой совокупность подсистем и элементов. Причем подсистемы в свою очередь состоят из подсистем более низкого уровня декомпозиции или элементов. Элемент - неделимая часть системы.

Следует различать понятия состава и структуры системы. Состав - это простой набор подсистем и элементов системы.

Структура - это состав системы с указанием связи между элементами и подсистемами.

Условиями существования любой системы, в том числе и логистической, являются следующие признаки (требования):

I) система - это некоторый объект изучения, обладающий целостностью (или рассматриваемый как целое).

2) наличие некоторых характеристик цели, критерия качес­тва, которые определяют существование объекта как системы (для чего она создана);

3) требование, чтобы рассматриваемая система была час­тью, подсистемой некоторой большой системы, входила в неко­торую другую систему;

4) требование, чтобы объект, рассматриваемый как система, разбивался на части, содержал в себе подсистемы.

Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логис­тические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Различают макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система - это система управления ма­териальными потоками, охватывающая предприятия и органи­зации промышленности, посреднические, торговые и транспорт­ные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая си­стема представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или групп стран.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистичес­ких систем:

• с прямыми связями - доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на ос­нове прямых хозяйственных связей;

• эшелонированные - в таких системах материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит по крайней мере через одного посредника;

• гибкие - в этом случае доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Например, снабжение запасными час­тями: отгрузка деталей редкого спроса обычно производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка стандартных деталей - со склада посредника.

Опыт формирования макрологистических систем показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7-20%, рас­ходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материаль­ных ресурсов и готовой продукции - на 15-30%, а общие логис­тические издержки на 12-35%. Передача функций снабжения и сбыта торговым посредникам позволяет предприятиям-производителям почти в три раза сократить собственные расходы на эти цели, ускорить оборачиваемость оборотных средств на 20-40%, снизить запасы продукции на 50-100%.

Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем.

 

 

В процессе эволюции логистики исторически сформирова­лись четыре основных направления научных теорийледования.

Первое направление - аналитическое - отражает клас­сический подход к логистике как к теоретической науке, которая занимается проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении.

В 60-е годы XX в. появилось технологическое направление, в рамках которого сформулирована общая проблема управления материальным потоком логистического объекта и дано решение проблемы с помощью информационно-компьютерного обеспе­чения. Главное внимание уделяется административным фун­кциям предприятия - планированию, закупке материальных ресурсов, производству, дистрибьюции готовой продукции и др., а также автоматизации логистических задач. Однако опти­мизация всего процесса управления материальным потоком не ставилась в качестве общей цели, а решались отдельные задачи, например, определения оптимальной партии поставки (заказа).

Третье направление - маркетинговое - развилось с начала 80-х годов, которое ставит цель выявить отношения между ло­гистической системой и возможностями предприятия в конку­рентной борьбе на рынке сбыта продукции.

На основе комбинации указанных выше направлений и развития маркетингового подхода сформировалось четвер­тое - интегральное направление. Оно учитывает фактор време­ни, поскольку гибкость и динамичность фирмы необходимы для повышения конкурентоспособности.

Период с середины 50-х по 70-е годы XX в. зарубежные специалисты называют периодом становления концепций ло­гистики.

В этот период возникает концепция общих (тотальных) затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции состоял в том, что можно так перегруппировать затраты в рас­пределении (дистрибьюции), что общий уровень затрат на дви­жение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Примером использования концепции в управлении запасами и транспортировке является замена перевозки товаров автомо­бильным транспортом на воздушный. В результате такой пере­ориентации исчезает необходимость создания промежуточных складов, а следовательно, уменьшаются затраты на складиро­вание, хранение и управление запасами. Общий уровень затрат в дистрибьюции снизится в большей степени, чем возрастут затраты на собственно транспортировку.

Приведенный при­мер - увеличение затрат на транспортировку и их сокращение на управление запасами и складирование - отражает концеп­туальный подход логистики, заключающийся в ориентации об­щих затрат на основе использования теории компромиссов в хозяйственной практике предприятия.

В 80-е годы происходит дальнейший поиск путей установ­ления компромиссов между интересами всех подразделений и партнеров предприятия и расширение сферы компромиссов. Ставится общая цель достижения максимальной эффективнос­ти работы всего предприятия на основе межфункциональных компромиссов и совместных усилий всех подразделений по критерию минимизации общих издержек товародвижения и производства всего предприятия. Данный компромиссный подход получил свое логическое продолжение в концепции «общей ответственности». Новый подход отражал учет не только экономических, но и социальных, политических, экологических аспектов. Он отличался как более широкой сферой гармонизации экономических интересов, так и критерием - максимальным соотношением выгод и затрат.

Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.

1. Принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы.

2. Принцип эмерджентности предполагает изучение функционирования логистической системы, как нового образова­ния, не являющегося простой суммой свойств и функций отде­льных подсистем.

3. Принцип ориентации на общие затраты заключается в достижении такой согласованности действий на всех стадиях процесса товародвижения, при которой обеспечивается наиболь­шая эффективность функционирования логистической системы.

4. Принцип моделирования и информационно-компью­терной поддержки заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выпол­няться с максимальной степенью автоматизации.

5. Принцип обеспечения всеобщего качества предполагает развитие услуг сервиса на современном уровне, обеспечение гибкости, надежности и высокого качества процесса товаро­движения.

6. Принцип гуманизации заключается в необходимости отражения требований гуманизации технологических процессов с учетом создания современных условий труда, исключения неблагоприятного воздействия на внешнюю среду при создании ЛС и проектировании их отдельных элементов.

7. Принцип адаптивности предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей.

Анализ воздействия факторов внешней среды (экзогенных факторов) и внутренней среды (эндогенных факторов) на ло­гистику помогает лучше понять ее место на предприятии.

В управлении организация (предприятие) рассматривается как открытая система, тесно связанная с внешней средой. С конца 50-х годов именно такое представление о значении внешнего окружения, роли внешних факторов утвердилось в управленческой мысли, отражая системный подход.

Внешняя среда - это наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их уст­ранение либо на приспособление к ним.

Политические факторы определяют стратегическое логис­тическое поведение предприятия. В соответствии с ним при­нимаются решения по развитию бизнеса, инвестиционной, фи­нансовой политике, дистрибьюции и т. д.

Правовые факторы вносят законодательные ограничения в деятельность фирмы. Гражданский кодекс РБ, налоговое и та­моженное законодательство, другие нормативные акты являют­ся правовой основой логистики в нашей стране.

Экономические факторы определяют курс валюты, уровень инфляции, изменение валового национального продукта, темпы развития отраслей, рынков труда, капитала, спрос и пред­ложения и т. д.

Технические и технологические факторы влияют на уровень развития транспортных, информационно-компьютерных сис­тем, гибких автоматизированных производств, что очень важно для логистики.

Социальные и экологические факторы логистической среды характеризуют влияние демографической ситуации, социаль­ных потребностей людей, миграции населения, культурных за­просов, а также экологическое влияние технологий и транспор­та на окружающую среду и экологических катастроф на усло­вия воспроизводства.

Под внутренней средой понимается хозяйственный орга­низм предприятия, который включает управленческий меха­низм, направленный на оптимизацию деятельности фирмы.

К основным внутренним переменным относятся:

• цели;

• структура организации;

• задачи (рабочие функции);

• технологии;

• люди.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...