Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы внутренней среды.

Исследование и анализ среды организации

Организация относится к открытой социально-экономической системе (СЭС). С точки зрения системного подхода организация – это система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов (подсистем); в свою очередь она входит в системы более высокого уровня и связана с другими внешними системами. Ситуационный подход развивает положения системного подхода и говорит о том, что системы могут принимать во времени различные состояния; их влияние (факторы) на связанные с ними системы при этом также меняются. Следовательно, поведение организации, как открытой системы, должно соответствовать сложившейся ситуации, то есть она активно (с предупреждением) или пассивно должна реагировать на случившиеся изменения. А в длительной перспективе организация должна эволюционно (иногда революционно) изменяться, приспосабливаясь к требованиям окружающей среды.

Исследование и анализ являются важнейшими функциями стратегического менеджмента. Невозможно осуществлять стратегическое планирование, если отсутствует информация о внутренней и внешней среде фирмы.

Общая схема исследований и анализа среды (рис. 7):

Оценка конкурентной позиции фирмы и исследования ее внутренней среды обнаруживают те силы и слабости, которыми фирма обладает. Последующий сопоставительный анализ внешних угроз и возможностей, а также внутренних сил и слабостей (SWOT – анализ) позволит сделать рекомендации для стратегического поведения фирмы, разработки ее миссии, системы стратегических целей и стратегий. Внешнюю среду организации составляют различные субъекты общественно–экономической деятельности. Они обладают силой, влияющей на состояние и хозяйственную деятельность организации. Таким образом, изучение внешней среды необходимо начать с субъектов (акторов) внешней среды, а затем перейти к изучению воздействий (факторов), которые могут от них исходить.

 

Рис. 7

На уровне отдельного государства выделяют следующие основные субъекты (акторы) внешней среды организации:

1. Общество.

2. Государство.

3. Средства массовой информации (СМИ).

4. Научные организации и отдельные ученые – наука.

5. Потребители.

6. Конкуренты.

7. Деловые партнеры.

Все множество субъектов можно разделить на две части: ближнего окружения, входящих в микросреду организации – деловая среда и субъектов дальнего окружения, входящих в макросреду организации – фоновая среда.

Характеристики факторов внешней и внутренней среды (практика):

1. Взаимосвязанность факторов.

2. Сложность среды, определяемая числом факторов, на которые организация вынуждена реагировать, а также степень их изменчивости и взаимовлияния.

3. Динамика среды.

4. Неопределенность внешней среды.

Следует отметить, что, осуществляя исследования и анализ внешней среды менеджерам-аналитикам, следует выделить наиболее важные ее составляющие – «критические точки». Результатом анализа «критических точек» должно быть выявление новых стратегических возможностей для организации, а также предполагаемых угроз (опасностей).

Факторы внешней среды.

Целесообразно рассматривать внешнюю среду как множество факторов (сил), которые оказывают воздействие на функционирование организации. Для исследования факторов макросреды применяется PEST анализ. Изучаются следующие факторы:

Политические – например, политика государства в области развития общества; господствующая в обществе идеология; и т.д.

Экономически е – например, экономические стратегии и политика правительства; динамика состояния экономики и т.д

Социально – демографические – это динамика и состояние социальной структуры общества вследствие распределения совокупного и изменение общественных классов и социальных; динамика структуры населения по полу, возрасту, образованию и т.д.

Технологические (научно-технические) факторы – общий уровень развития науки и техники; степень государственной поддержки тех или иных областей науки; появление новейших открытий.

Факторы внутренней среды.

 

К основным факторам микросреды (факторы прямого воздействия) относятся:

· Конкурентные – стратегия конкурентов; инновационная политика конкурентов; конкурентоспособность продукции; степень влияние конкурентов и т.д.

Потребительские – динамика потребностей потребителя; сила потребителя, определяющая способность потребителя торговаться и т.д

Факторы поставщиков – надежность (пунктуальности и обязательности) поставщика; сила поставщика (отсутствие альтернатив поставки, уникальность поставки); инновационная стратегия поставщика; возможности и потенциал поставщика.

Законодательные (факторы права) – действующие и вновь появляющиеся законы, их влияние на деятельность фирмы; состав; недостатки законов, действенность законов и т. д.

Для их исследования применяется SWOT - анализ.

Анализ внутренней среды организации вскрывает те внутренние возможности, потенциал, преимущества – силы, на который фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения своих целей. Например, это может быть наукоемкая производительная технология, наличие высококвалифицированного персонала, отлаженная сеть сбыта и т. д. Силы организация являются основой для создания ее конкурентного преимущества. При этом различают преимущества низкого и высокого порядка. Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых ресурсов: рабочей силы, сырья, электроэнергии и т. д. Они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны. Преимущества высокого порядка основаны на использовании интеллектуального ресурса, который обеспечивает уникальную продукцию, технологии, высокий имидж фирмы.

Анализ внутренней среды выявляет также слабости организации. Слабость – это отсутствие чего-либо важного для функционирования и развития организация или то, что у нее не получается в сравнении с другими.

Внутренняя среда анализируется по двум направлениям:

1. По функциональным подразделениям, например, отдел главного технолога, отдел главного конструктора и т.д. При этом производится оценка результатов их деятельности. Осуществляется сравнение этих результатов с плановыми показателями, выявляется динамика. Основой для анализа служат экономические и технические показатели деятельности подразделений.

2. По предметным подсистемам организации: цели и задачи, продукт, технология, структура, финансы, люди.

SWOT – анализ. Стратегический менеджмент должен обеспечить конкурентоспособное соответствие, баланс между организацией и внешней средой. В связи с этим следующим шагом после анализа внешней и внутренней среды, выявления возможностей и угроз, сил и слабостей является определение множества связей и отношений между ними, которые в дальнейшем используются для разработки (корректировки) миссии организации и ее стратегии. Применяемый для такого сопоставительного анализа метод получил название SWOT анализа (аббревиатура из первых букв английских слов: strengths, weaknesses, opportunities, threats - сила, слабость, возможности, угрозы).

После составления списка ВУ и СС разрабатывается матрица SWOT. SWOT – анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны – это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны – пассивы. Вопрос в том, каково соотношение сил и слабостей и как склонить стратегический баланс в пользу активов. Таким образом, использование матрицы SWOT-анализа основано на комбинаторном анализе возможностей и угроз, сил и слабостей. Внутри матрицы образуется четыре поля (рис. 8):

ПОЛЕ «СИВ» (силы и возможности). Следует разрабатывать стратегию по мобилизации сильных сторон организации для использования предоставляющихся извне возможностей.

ПОЛЕ «СЛВ» (слабости и возможности). Разрабатываемая стратегия должна помочь компенсировать слабости организации появившимися внешними возможностями.

ПОЛЕ «СИУ» (силы и угрозы). Организация должна противостоять внешним угрозам, используя свои сильные стороны.

Рис. 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...