является изучение проблем развития науки и образования на современном этапе развития общества, выяснение их значения в общей системе научных знаний;
приобретение навыков, необходимых специалисту XXI в., в том числе умению критически мыслить, анализировать и оценивать источники и принимать обоснованные решения, способности успешно взаимодействовать и сотрудничать, выработке технологической грамотности и готовности к освоению новых областей знаний, что является необходимым требованием в деле формирования личностных и профессиональных качеств выпускника университета, способности его применять полученные знания в профессиональной области и области научных исследований.
1.2. Задачи модуля:
- формирование устойчивых представлений о дискуссионных проблемах научного исследования или научной проблемы на разных этапах существования исторической науки;
- иметь представление об особенностях оценки исследуемой проблемы на различных исторических этапах отечественной истории различными историческими школами (дореволюционной, советской, постсоветской);
- умение анализировать и критически оценивать документы и исторические источники различного происхождения, относящиеся к изучаемой проблеме;
- способность доказательно, опираясь на архивные и иные источники обосновывать свою точку зрения об основных выводах и результатах научного исследования.
1.3. Общая трудоемкость модуля -_ 10_ _ зачетных единиц.
1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся: методическая деятельность, управленческая деятельность, педагогическая деятельность, проектная.
Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения по завершению освоения модуля
Трудовое действие
| Наименование компетенции
ФГОС ВО, необходимой для выполнения трудового действия
| Планируемые результаты освоения модуля
|
Общекультурные компетенции
|
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся
| ОК-3 способен к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
| Знает и понимает:основные методы познания и методики педагогического исследования; теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности; инновационные методы научно-педагогических исследований; рамки сферы своей профессиональной деятельности; технологию использования методов исследования для расширения сферы своей профессиональной деятельности.
|
Умеет: самостоятельно осваивать новые методы исследования; использовать экспериментальные и теоретические методы научно-педагогического исследования в профессиональной деятельности.
|
Владеет(навыками и/или опытом деятельности):навыками оценки приоритетов в выборе новой сферы профессиональной деятельности; современными методами научно-педагогического исследования, позволяющими мобильно осваивать новые сферы профессиональной
|
Формирование навыков, связанных с ИКТ
| ОК-4 способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач
| Знает и понимает:принципы и методы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности; основные технологии формирования ресурсно-информационных баз; значение и возможности использованияресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач.
|
Умеет: формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач.
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): технологией формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач; навыками оценки содержания ресурсно-информационных баз в соответствии с решаемой профессиональной задачей
|
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
| 0К-5 способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности
| Знает и понимает:основные источники получения информации, такие как библиотечные системы и общеизвестные стандартные поисковые системы в сети Интернет; значение новых знаний и умений для интеллектуального и общекультурного развития
|
Умеет:анализировать источники получения информации; классифицировать информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; ориентироваться в информационном потоке; использовать информационные средства для получения новых знаний
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): навыками поиска необходимой информации, в том числе, с помощью компьютерных средств и навыками работы с ними; навыками оценки недостающих знаний и умений; навыками формулирования собственного мнения по наиболее актуальным проблемам методологии современной науки
|
Общепрофессиональные компетенции
|
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
| ОПК-2 готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач
| Знает и понимает:современные парадигмы в предметной области науки; современные направления развития и модернизации системы образования; основные научные понятия и категории педагогической науки, закономерности развития образования и общества; методы использования знаний современных направлений развития и модернизации системы образования для проектирования и реализации профессиональных задач
|
Умеет: анализировать современные направления и проблемное поле развития системы образования; соотносить задачи своей профессиональной деятельности с современными направлениями развития и модернизации системы образования.
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): навыками анализа основных тенденций развития образования в России и за рубежом для проектирования задач своей профессиональной деятельности.
|
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
| ОПК-4 способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру
(ОПК-2)
| Знает и понимает: функциональные обязанности в рамках своей профессиональной деятельности; взаимосвязь своей профессии с другими смежными профессиями; возможные перспективы своей профессиональной карьеры, возможности и технологии построения дальнейшего образовательного маршрута.
|
Умеет: анализировать профессиональную ситуацию и проектировать дальнейший образовательный маршрут; выстраивать линии профессиональной карьеры
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): приемами анализа ситуации на рынке труда; методикой саморефлексии своей профессиональной деятельности; опытом постановки цели и определения содержания самообразования.
|
Обобщенная трудовая функция: Обобщенная трудовая функция – 3.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
Трудовая функция: 3.1.1 Обучение
|
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
| ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
| Знает и понимает:основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
|
Умеет: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): методами создания безопасной и комфортной образовательной среды
|
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
| ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
| Знает и понимает:основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
|
Умеет: использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): методами систематического анализа эффективности обучения
|
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
| ПК-4готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
| Знает и понимает: пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения:
|
Умеет: объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): формами организации контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов обучения
|
Формирование навыков, связанных с ИКТ
| ПК-9 способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта
| Знает и понимает: основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
|
Умеет: использовать ИКТ-на общепользовательском и профессиональном уровне в области своей деятельности
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): способами формирования навыков, связанных с ИКТ
|
ПК-20готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач
| Знает и понимает: способы использования современных информационно-коммуникационных технологий в области просвещения
|
Умеет: осуществлять решение культурно-просветительских задач с учетом интересов и возможностей различных возрастных групп
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): способами взаимодействия с с различными субъектами образовательного процесса и использованием ИКТ с целью решения культурно-просветительских задач
|
Трудовая функция 3.1.3. Развивающая деятельность
|
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
| ПК-10готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
| Знает и понимает: закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
|
Умеет: применяет стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): принципами применения специальных технологий коррекционно-развивающей работы
|
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
| ПК-14 готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы
| Знает и понимает: основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
|
Умеет: понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): инструментарием и методами диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
|
Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность
|
Проектирование и реализация воспитательных программ
| ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
| Знает и понимает:нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
|
Умеет: организовывать различные виды воспитательных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и т.п.
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): принципами реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
|
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
| ПК-13 готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
| Знает и понимает:принципы кооперации с другими специалистами в решении воспитательных задач, использования воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
|
Умеет: создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): принципами поддержания уклада, атмосферы и традиций образовательной организации
|
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
| ПК-21 способностью формировать художественно-культурную среду
| Знает и понимает: как формировать культуру переживаний и ценностные ориентации обучающегося
|
Умеет: находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
|
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): принципами проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу обучающегося
|
| | | | | | | | | | |
3. Структура и содержание дисциплин, входящих в модуль