Функции финансового менеджмента
Вопрос 2 Функции финансового менеджмента
Функции финансового менеджмента можно систематизировать следующим образом: ♦ Планирование (включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование). Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий. Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта. Участие в определении условий договоров (контрактов). Оценка возможных изменений структуры в виде слияний или разделений. ♦ Обеспечение источниками финансирования (капиталом). Поиск внутренних и внешних источников кратко– и долгосрочного финансирования. Выбор наиболее оптимального их сочетания. ♦ Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами. ♦ Учет, контроль и анализ. Установление учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. Внутренний аудит. ♦ Защита активов. Управление рисками. Выбор оптимального способа страхования различных видов рисков. Конкретные формы и методы реализации этих функций определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой могут быть: ♦ учетная политика; ♦ кредитная политика; ♦ политика управления денежными средствами; ♦ политика в отношении управления издержками; ♦ дивидендная политика. Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами – величина собственных оборотных средств, потребность в заемных средствах, для этого используются коммерческие кредиты, краткосрочные кредиты банков.
В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучаются структура капитала и финансовая устойчивость. Политика управления денежными средствами – система планирования и контроля. Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и кредиторов. Методической основой при разработке финансовой политики на конкретном предприятии может служить приказ Министерства экономики РФ № 118 от 1. 10. 1997 г. «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».
Вопрос 3 Организация финансовой работы на предприятии
На первый план при формировании цивилизованного финансового менеджмента на предприятии выходит вопрос самой технологии постановки внутрифирменного управления. Эта большая и кропотливая работа, включающая следующие мероприятия: 1. Перестройка механизма управления всего предприятия с учетом требований финансовой прозрачности. Например, для крупных предприятий и холдингов наиболее эффективной системой является бюджетное управление. 2. Разработка соответствующей организационной структуры управления с разделением производства на бизнес‑ единицы. 3. Организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ: ♦ по объектам финансового управления; ♦ по управленческим процессам (планирование, анализ, прогноз); ♦ по финансовым потокам. По мере необходимости надо провести методическое оснащение финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового управления, т. е. фактически обучить персонал работе в новых условиях.
4. Разработка стандартов управленческого учета всего предприятия в целом и для каждого звена в отдельности: форм отчетности, сроков, системы информационных потоков, документооборота и т. д. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового учета и бухгалтерского, поскольку основным источником фактической финансовой информации является бухгалтерия предприятия. Цель этого этапа – обеспечить оперативное поступление и обобщение необходимой финансовой информации согласно требованиям, определенным в ходе работ по 3‑ му этапу. Исходя из объема и сложности решаемых задач финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением на крупных предприятиях, финансовым отделом – средних предприятиях либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами финансовой стратегии, – на малых предприятиях. На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вести бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями. Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия: выполнения плановых заданий по прибыли, объемам реализации, поддержанию ликвидности и рентабельности. В его задачу также входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий‑ аналогов и предприятий‑ контрагентов. Специалистами данного отдела может осуществляться оценка предполагаемых инвестиционных проектов. Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой процесса планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерского учета, других экономических служб предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|