Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Герб Разумовских Герб Воронцовых Герб Шуваловых

В журнал «История Санкт-Петербурга»

Статья-case

«Не оскудеваем в советах». Символика фейерверков придворных вельмож 1740-1750- х годов в городе Санкт- Петербурге по случаю официальных торжеств.

«Короли-чудотворцы»

Марк Блок.

Идея статьи состоит в том, что знатные вельможи, служащие при дворе Елизаветы Петровны и сделавшие карьеру, прославляли идеи богатства, благоденствия, мира, которые выражались в символике эмблематических фейерверков 1740–1750-х годов. Эти символы стали важными составляющими частями культурного пространства и играли большую роль в формировании исторической памяти и времени царствования дочери Петра Великого, которую в Европе называли Елизаветой Первой. Особым церемониальным приемом являлся показ картин, символизирующих роскошь, веселье, радость — дань культуре барокко. В фейерверках М.И. Воронцова, А.Г. Разумовского, И.И.Шувалова, П.И. Шувалова самыми яркими являлись девизы, сентенции, прославляющие стабильность. Елизавет Замысел статьи произошел от взглядов на просвещение Петра Великого своего Отечества и развитие его политического и культурного наследия в XVIII веке. Н.М. Карамзин сравнивал Петра I с Ликургом, высекшим из скалы Россию. Н.М. Павленко утверждал, что наследники Петра Великого «вознеслись на небеса»[1]. Соратники Елизаветы Петровны придавали своей деятельности по укреплению модернизированной Петром Великим России большое значение, поэтому в одном из фейерверков восхвалялась надпись «Не оскудеваем в советах».

В 1742 Разумовский вступил в тайный брак с Елизаветой. В 1744 после заключения мира со Швецией он был возведен в рейхс-графы имп. Карлом VII, а через 2 мес. — в графы Российской Империи. Влияние Разумовского было огромным, хотя он не вмешивался в государственные дела, кроме ходатайств за духовенство православное и своих земляков украинцев. Он содействовал восстановлению гетманства в Малороссии (было восстановлено в 1750 в лице К. Г. Разумовского). Умирая, Елизавета взяла с Петра III слово не обижать Разумовского, и лишь в ответ на повторную просьбу последнего об отставке император согласился уволить фельдмаршала. Екатерина II весьма благоволила к нему.

Нами не было обнаружено прямых сведений по атрибуции инвенции видимо, к одному из самых ярких фейерверков А.Г. Разумовского — показа 17 сентября 1747 года. Однако более развернутое из описаний обнаружено в фонде М.В. Ломоносова в Петербургском филиале Архива Российской академии наук. Этот факт и идеи фейерверка, манера, особенности стиля елизаветинского барокко позволяют делать заключение о том, что академик являлся автором фейерверка. После иконографического и многопланового анализа станновится ясно, что в «театруме» фейерверка 17 сентября 1747 года в честь тезоименитсятва Елизаветы Петровны могли показываться более сложные символы, пиротехнические эффекты и декорации, чем причудливо украшенные урны и ракеты, выпускаемые ввысь в небо. Они не подтверждены воспоминаниями и сколь-нибудь подробными разъяснениями. Это, очевидно, один из самых ранних фейерверков царствования Елизаветы Петровны, на котором показывается архитектура. На главном, втором плане было сооружено «Здание Чести, верхняя часть которого сложена из толикого числа камней». Посколько первый план в архивном источнике не описан, то можно предположить, что на нем могло изображаться то, что носит формальный церемониальный характер. Однако на общем плане бывают важные для общественности символические изображения. Поэтому логичнее всего заключить, что в данном фейерверке на первом плане показывалась природа с возможными символами изобилия (рога с фруктами), роскоши, (перила, золоченные рамы), покоя (ритуальными урнами) столь популярными в городском культурном пространстве 1740–1750-х годов. Содержание второго главного плана носит не столь гипотетический характер. На здании — девиз «владение Его императорского величества ДО НЕБЕС ВОЗВЫШАЕМОЕ, ЖЕЛАНИЕ … ТЕЗОИМЕНИТСТВУ ЕЛИЗАВЕТЫ». Сооружение могло состоять из колонн, а могло быть оформлено как каменный грот — усложненная эмблема и символ культуры, нежели декоративные картины в «Символах и эмблемате» М. Амбродика. За зданием, очевидно, располагался транспорант, (эти сооружения достигали нескольких метров) с девизами. Поскольку нет точного описания, то вероятно эти года высвечивались по очереди и рисовались достаточно ярко, чтобы зрителям было видно. Использовались широкие возможности иллюминирования, а не только пиротехнические шнуры. То есть данные определяющие для историков политической истории России и историков культуры надписи показывались на транспарантах с помощью разных эффектов. Настоящий театр носил формальный характер, но для новой знати он являлся очень важным, так как давал возможность показать приверженность идеям стабильности Елизаветы Петровны.

На третьем плане в кратких сентенциях, разделенных годами, провозглашался мир. Для А.Г. Разумовского к 1747 году, утвердившемуся в приверженности только оборонительной внешней политике, и не разделявшему курс на коалицию с Австрией А.П. Бестужева-Рюмина и военную экспедицию против Пруссии, являлось важным в данном фейерверке подчеркнуть свою миротворческую миссию. Имена годов — особенный ход, чтобы показать власть императорского двора (Елизаветы Петровны и исследуемой в данной статье придворной знати). Первые четыре года прославляют династические заслуги Елизаветы Петровны и ее двора: победы, мир, дипломатические союзы. Для А.Г. и К.Г. Разумовских миротворческая и организационная внутриполитическая деятельность стала очень близкой: А.Г. Разумовский проводил дипломатическую деятельность при дворе в Петербурге и Малороссии, оба брата являлись приверженцами высокородных брачных союзов (известен придворный миф о тайном браке А.Г. Разумовского и Елизаветы Петровны, особенно удачным стала женитьба К.Г. Разумовского на Е.И. Нарышкиной). Своеобразна и лаконична риторика нарратива, положенного в основу фейерверка:

«Пять годов… могут быть названы следующими именами:

1)первой (1742) корону приносящий;

2) второй (1743) победоносный;

3)третий (1744) мир возвращающий;

4)четвертый (1745) браком наследника империи сочетающийся;

5)пятый (1746) полезными союзами славный;

6)шестой (1747) науки и художества распространяющий»[2].

Этот фейерверк недостаточно оценен в исторической науке, культурологии, искусствоведении. Необходимо больше свидетельств для анализа его фактического проведения. Однако, если показывались те декоративные конструкции, которые описывались в данных краеведов: вазы, арки[3], вероятно возведение здания, то это торжественное оформление площади для фейерверка напоминает праздничное убранство двора вельможи, который стремится к социальному продвижению по «чиновничьей» лестнице. Двор — необходимый атрибут западноевропейской аристократии[4]. В XVIII веке он оставался значимым признаком богатства, успешности придворных Елизаветы Петровны. Во дворах особняков показывались самые дорогостоящие фейерверки, особенности которых рассматриваются в данной статье.

Согласно концепции Е.А. Погосян, фейерверки и оды являлись средствами выражения идеи придворной знати и подданных, служивших императрице. Исследователь в одной из самых аналитичных работ вложила им в уста лозунг «да не молчаливы будем». В показанных выше идеях и девизах виден разворот к 1747 году к внутригосударственному европейскому просвещению подданных. А.Г. Разумовский (с 1744 года — граф, получивший титул за внутригосударственные заслуги) прославлял централизацию государства в мирные времена, а не расширение территорий. В 1746 году во главе Академии наук и художеств (получившей свой устав к 1747 году) встал К.Г. Разумовский. Построение содержания символов фейерверка 17 сентября 1747 года показывает политику и деятельность клана Разумовских, их государственные интересы. В зарубежной науке установлено, что разные кланы интегрировались в формирование российской империи, построение ее политики. Братья Разумовские, особенно А.Г. Разумовский, заинтересовал императрицу своими успехами в стабилизационной деятельности на Черном море. К.Г. Разумовский фактически реставрировал гетманство на Украине. Он женился на фрейлине императорского двора Екатерине Ивановне Нарышкиной. Связи с кланами Нарышкиных-Трубецких являлись самыми прочными, в частности, по проекту миротворческой деятельности Российской империи в гетманстве Украины. Вероятно, кланы могли помогать друг другу и в придворных фейерверках. Видна заинтересованность Разумовских в культуре придворной геральдики торжественной атрибутики. Герб Разумовских по причудливости оформления и сложности декора не уступает гербам Нарыкишкиных, Шуваловых, Воронцовых, у них были один из самых эксклюзивных, оригинальных фейерверков.

Видно, что придворной знати близки идеи богатства, роскоши, образования, мира. Благополучная внутренняя политика, финансовый достаток — залог процветания новой знатной фамилии Разумовских. В их фейерверках нет столь ярких сюжетов, состоящих из античных богов и героев, символизирующих европейские войны (в 1720-е годы восхвалялся Геракл и Самсон, в фейерверках придворной знати не видно даже нейтрального изображения Марса). Придворные фейерверки являлись для них таким же делом чести, как и родовые гербы. Только они являлись феноменальной частью, кульминацией придворного торжества, праздника. Основная ценность — мир, — позволяла, обращать значительное внимание на благоустройство городов, придворной жизни, науку, образование, благополучие крестьян. Эта та политическая программа, которая ждала новую и старую придворную знать 1740–1750-х годов и с выполнением которой она в большей или меньшей степени справлялась. Принципы семейственности (familia) и рода (genus) становились незыблемыми. Разумовские утвердились у власти. Россия отдыхала от «вихрей» Петра Великого (образ М.В. Ломоносова) и ждала продолжательницу его законотворчества и внешней политики Екатерину Великую, укрепившую южные границы Отчизны и интегрировавшая Россию в культурное пространство Западной Европы.

М.В. Ломоносов в 1750-е годы сделал практически все возможное, чтобы получить влияние как наилучшего профессионала в элоквенции Академии наук. Ученый публиковался на ведущих европейских языках мира[5]. Он подходил системно и комплексно даже к такому малоизвестному заказу М.И. Воронцова на фейерверк, как инвенция в честь князя Павла Петровича 4 марта 1755 года, показанного во дворе дома графа. Показано, что стихи размещались на щите, который служит «вместо фронтисписа». Он планировал показать картины флорентийской манеры живописи при иллюминации. Непонятно, реализована ли эта инициатива, однако идея и стиль, в котором планировал выполнить работу академик, свидетельствует о ее высоком качестве. Идеи и символы данного фейерверка не столь известны в политике и в культурном пространстве, поэтому речь идет о проекте, простой и одновременно емкой инвенции М.В. Ломоносова.

В 1755 году И.И. Шувалов в честь открытия Елизаветой Петровной Московского университета прославлял науки и просвещение[6], показывая, в том числе, тем самым на свои образовательные проекты, П.И.Шувалов прославлял внешнеполитические заслуги императрицы, напоминая и о своем в них участии самой системой символики в фейерверках; М.И. Воронцов в 1760 году воздвиг у себя во дворе пиротехническое «благодарственное здание», либо выражая императрице признательность за успешную придворную карьеру, либо напоминая о своей значительной военной роли в перевороте 1742 года[7]. Уникальные декоративные символы и идеи в них, показанные Императорскому Двору, использовались для повышения социального престижа представителей знатных групп при царском дворе, как напоминание о службе и успешной карьере на благо Отечества влиятельных персон, но никогда не выступали как средство в политической борьбе.

Ничего не известно о фейерверках во дворах А.П. Бестужева-Рюмина и Л.Г. Нарышкина. Вероятно, из-за их недостаточного влияния при дворе заказ именных показов затруднялся. Наиболее достойную позицию заняли Шуваловы, Воронцовы, показывая свои конкретные привилегии при дворе. Разумовские претендовали на признание больших заслуг и почета, однако это мало выражалось в датах и содержании фейерверков.

Придворная знать Елизаветы Петровны не обладала столь выдающейся научной гениальностью, как М.В. Ломоносов. Однако они жили роскошно, и видится, что способствовали процветанию Елизаветы Петровны. Подобно античным маленьким ангелам игравшим в ногах у императрицы в новогоднем фейерверке 1761 года, вельможи служили ее величию и стабильности ее власти. Вскоре по-новому регламентированная ими Академия наук и художеств принесла свои плоды на благо обществу. Фейерверки символизировали не только европейские принципы победоносности, стабильности, благоденствия, но и достоинство кланов Разумовских, Воронцовых и Шуваловых, служивших на благо Отечеству. Разумовские, Воронцовы сыграли большую роль в ведущих мирных переговорах России. Наследие Петра Великого в культуре придворных торжеств сохранялось. Фейерверки и их показы регламентировались. То, что объединяет придворных Елизаветы Петровны с «птенцами гнезда Петрова» — это то, что они служили интересам императорского двора и лично императрице, показывая, как эффективнее прославлять государство. Первые идеи социального равенства, благополучия купечества, крестьянства открыто обсуждались при дворе Екатерины Великой, когда фейерверки имели только декоративное значение, а их функции культурного, общественно-политического просвещения перешли к популярному светскому придворному искусству, публицистике, журналистике.

Приложения.

Приложение 1.

Герб Разумовских Герб Воронцовых Герб Шуваловых

Приложение 2.

Фейерверк на Новый год 1761 г. ОЗИИИ ГЭ. № 74628. Л. 28

 

Приложение 3.

Основные фейерверки придворных вельмож.

5–7сентября 1745 года Именины Елизаветы Петровны Гостилицы Зелов, С. 199.
17 марта 1747 года Торжество во дворе усадьбы А.Г. Разумовского Гостилицы Зелов, С. 197.
5 сентября 1747 года Именины Елизаветы Петровны Гостилицы Зелов, С. 199.
17 сентября 1747 года   Гостилицы Зелов, С. 197.
25 июля 1750 года, пригород города Санкт-Петербурга Придворное торжество в Ораниенбауме   Зелов, С. 197.
24 октября 1754 года, горд Санкт-Петербург Придворное торжество во дворце И.И. Шувалова на Мойке   Зелов, С. 197.
26 октября 1754 года Придворное дворец торжество во дворце П.И. Шувалова на Мойке   Зелов, С. 197.
4 марта 1755 года Фейерверк в доме у М.И. Воронцова, который он устраивал в честь великого князя Павла Петровича   Письмо М.В. Ломоносова// Полное собрание сочинений М.В.Ломоносова. Т. 10. М.-Л., 1955. Санкт-Петербургские ведомости, 1755, № 20 от 10 марта. С. 4.

 


[1] Павленко Н. И. Социально- политические взгляды Петра I/ Россия в период реформ Петра I. Л., 1973. С. 40.

[2] Описание фейерверка … А.Г. Разумовского 17 сентября 1747 года. СПФ АРАН. Ф. 20. Оп. 7. Д. 26. Л. 3.

[3] Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии.-СПб.:БЛИЦ,1999.-С.44-45

[4] Элиас Н. Придворное общество. М.: 2002. С. 103.

[5] Lomonosov M.V. Panegirique di Pierre le Grand. Prononce dans la scance publique de`l Academie imperial des science, le 26 avril 1755 per M.V. Lomonosov. SPb. 1755.

[6] Изображение и описание фейерверка (…) внутри Его превосходительства действительного Камергера и Кавалера Ивана Ивановича Шувалова. СПб., 1755. Б.с.

[7] ПФ АРАН. Ф. Я.Я. Штелина. Оп. 1. Ед. хр. 81. Л. 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...