Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие образования РФ и РБ в 19 веке.Уставы УЗ

Беларусь: были открыты народные училища. Они представляли собой 4-классные учреждения образования, рассчитанные на пять лет обучения. Кроме них открывались также малые народные училища со сроком обучения два года. начительная часть учебного плана отводилась под изучение религиозных дисциплин. РФ общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

32)Х-р системы просвещения в Виленском учебном округе В первой четверти XIX в. в Виленском округе получают развитие школы взаимного обучения. Их общее число приближалось к 13. Как правило, они располагались в поместьях крупных землевладельцев и предназначались для детей крестьян. Здесь давались элементарные знания и навыки ремесленного труда. Появление школ взаимного обучения свидетельствовало не только о растущей потребности помещичьих хозяйств в квалифицированной рабочей силе, но и о тяге крестьян к образованию. После восстания 1830—1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. Ви- ленский университет был закрыт. После закрытия Вилен- ского университета на базе его медицинского факультета были открыты Виленская медико-хирургическая академия

33)пед мысль в РБ и РФ во второй половине 19 века РФ: Большое влияние на общественно-педагогическое движение оказала деятельность выдающегося русского хирурга и педагога Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). Пирогов разработал проект школьной системы, состоящей из двух ступеней - начальной школы (2 года обучения) и средней школы (7-9 лет). Согласно его проекту, после окончания начальной школы можно было выбрать одно из направлений образования - реальное или классическое. РБ:

34)Общественно педагогическое движение в России в 60-е.19в.Пед деятельность Н.И.Пирогова
В 60-е годы XIX в. в России распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (и прежде всего великий педагог-демократ К. Д. Ушинский), обеспечившие русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики и приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики. Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий. В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.Написал статью «Вопросы жизни» (1856), в которой изложены идеи общечеловеческого воспитания и проект школьной системы.Попечитель Одесского и Киевского округов.Поднял вопрос о телесных наказаниях в школеОткрыл первую в России воскресную школу для взрослых

35) Дидактические взгляды К.Д.Ушинского Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное. Большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», – писал он. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы

36) Философско-педагогические взгляды Л.Н.Толстого. Яснополянская школа Идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды,без принуждения со стороны общества. Свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения.Яснополянская школа, была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабораторией. Учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы.

37)Просвят деятельность К.Калиновского Ф.Богушевича А.Е.Богдановича Калиновский революционер-демократ Кастусь Калиновский (1838-1864) поднял восстание 1863 г., боролся за социальные и национальные интересы белорусского народа против так называемой «воли, свободы», которую дало русское правительство белорусскому народу. Свои политические, социальные и просветительские идеи Калиновских изложил в своей нелегальной газете «Мужыцкая прауда». Позже из тюрьмы он написал сочинения «Да беларускага народа», «Пiсьма з-пад шыбенiцы» с программными требованиями, среди которых главным было открытие школ на родном языке и распространение грамоты среди населения. Истоки творчества Ф. Богушевича — в общественной жизни Беларуси, тесно связаны с фольклором, а также с лучшими эстетическими традициями славянской поэзии. Основоположник критического реализмав белорусской литературе. Издал два сборника стихотворений «Дудка беларуская» и «Смык беларускі» в Австро-Венгрии.

39) “Новые школы” Йена-план(П.Петерсен)Вальдорфская(Р.Штайнер)Дальтон-план(Е.Паркхерст) Шк лаборатория Дж.Дьюи

38)Движение за реформу школьного образования Поиски путей перестройки школы происходили в атмосфере дискуссий по проблемам человека, его воспитания и образования. В орбиту общественного интереса наряду с традиционными объектами изучения — школы и семьи — начало входить изучение трудовой деятельности учащихся, досуга, личностных отношений. Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в., стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы, часто подводятся под общее понятие «реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания». В условиях конца XIX в. повсеместно усиливалось участие государственных органов в управлении и изменении характера деятельности общеобразовательной школы. К концу столетия почти во всех развитых странах Европы и Америки были изданы законы об обязательном начальном образовании.

41)Экспериментальный поиск новых подходов к обучению и воспитанию Станислав Теофилович Шацкий. В дореволюционной России был известен как педагог-экспериментатор, создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент» (1906), общество «Детский труд и отдых» (1909), колония «Бодрая жизнь» (1911). В них велся поиск новых форм и методов воспитательной работы. Педагог мечтал в этих учреждениях «вернуть детям детство, приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению», что и пытались осуществить педагоги-энтузиасты во главе с Шацким.«Сеттлемент» - просветительно-воспитательное учреждение, где юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе одновременно «Детский труд и отдых», учебно-воспитательное учреждение, появившееся на основе «Сеттльмента», в котором особое значение придавалось связям обучения и воспитания с социокультурным окружением.
В 1919 г. он организовал опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа, создал научную педагогическую школу. Им была создана Первая опытная станция (1919 – 1932 гг.), которая представляла собой комплекс научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений, просветительских организаций для взрослых. Организующим ядром школьной жизни по мнению Шацкого должно быть эстетическое воспитание. В рамках Станции имелись мастерские, фермы, сады, которые давали хороший доход и в то же время были средой для трудового и эстетического воспитания школьников. Центральной педагогической задачей Станции было исследование влияния среды на развитие ребенка.
Педагоги использовали в своей воспитательной деятельности все ценное и позитивное в культуре среды, активно включали в воспитательный процесс родителей учащихся

40)Деятельность наркомпросса по реализации новой концепции развития советской школы После октябрьских событий 1917 года началась перестройка всей системы образования. Всю работу по реорганизации школ возглавил Народный комиссариат просвещения (НКП). Принятые государственные акты и правительственные декреты («Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918), «основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (1918)) утверждали демократические принципы в образовательной сфере: принцип единой школы, бесплатной, светской, с обучением на родном языке, предоставление равных прав мужчинам и женщинам в области образования, политехнизацию содержания образования. Выше обозначенные документы творчески интегрировали лучшие достижения зарубежной педагогики и отечественной школы. В 1930 году было принято постановление о введении в СССР всеобщего обязательного начального образования.

42) Блонский Павел Петрович В дореволюционный период интенсивно занимался исследованиями в области истории педагогики. занимался преподавательской деятельностью в ряде вузов. абота «Трудовая школа» (1919) принесла ему всемир-ную известность. Целью воспитания считал всестороннее разви-тие человеческой личности, а пути достижения цели видел в со-единении умственного образования с эстетическим, физическим,нравственным, трудовым и политехническим обучением.

43)Педагогическая деятельность А.С.Макаренко Педагогическое творчество А.С. Макаренко пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине государства. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Концентрацией методики системы воспитания, по А.С. Макаренко, является мысль воспитательного действия коллектива, сущность которой заключается в необходимости формирования одного трудового коллектива преподавателей и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и особенности.Качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов. Единым коллективом должна быть школа, в которой организованы все воспитательные процессы

44)Советская школа в годы ВОВ.Белорусская школа в период оккупации В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории захватчики уничтожили и разграбили 82 тыс. школ, где до войны обучалось свыше 15 млн детей. С первых месяцев войны учителя и ученики советской школы встали на защиту Родины, проявив верность тем идеалам, на которых они воспитывались, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. В 1941 г. в армию вступили 10 тыс. учителей Белоруссии. В прифронтовой зоне и в тылу многие школы были превращены в госпитали, казармы, военно-призывные пункты.

45)Педагогика сотрудничества.Пед теории 60-70-е Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике,возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политическойжизни страны («перестройки»). В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся. Патриотическое воспитание в приоритете

47) Тенденция развития школьного образования в Зап Европе и США во второй половине 20 века Научно-техническая революция второй половины 20 в. во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы. Теоретической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования, которая вызвана к жизни возрастающей динамизацией труда. Общие принципы системы непрерывного образования сводятся к следующему:- ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека;- доступность любого вида образования каждому;- гибкость системы образования; разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются обучающимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей стратегии образования.

46)Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского После окончания школы-семилетки учился на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Начал педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы в сельской школе. Спустя три года, в 1938 г.,окончил Полтавский педагогический институт. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей. Центральная часть дидактической системы Сухомлинско-го — трудовое воспитание. Вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в дея-тельности простой сельской школы. Написал ряд литератур-но-художественных произведений: «Сердце отдаю детям», «Рож-дение гражданина», «Разговор с молодым директором школы»,«Мудрая власть коллектива».

48) Реформа высшего образования в Европе.Болонский процесс Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.Реформа высшего образования нужна была т.к. методы обучения устаревали

49)Кризис советской системы образования и его причины.Реформа советской школы 1984 года. Реформа 1984 года это возврат к курсу, который был взят в 1958 году. Так, снова возобладала тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В области трудового воспитания молодежи реформа ставила следующую задачу: «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.Расширить подготовку рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения. Создавали профессиональные училища

49)Модернизация системы образования в РБ в конце 20-21 веков Начальный (1921-1991 гг.) – возникновение и становление на территории Беларуси первых полноправных университетов: Белорусского государственного университета (1921 г.),. Трансформационный (1991 – 2007 гг.) – трансформация большинства специализированных вузов в университеты и создание национальной системы массового университетского образования Модернизационный (2007 г. – по настоящее время) – модернизация системы университетского образования с учётом общемировых стандартов и задач инновационного развития общества, переход на двухуровневую систему обучения, расширение внедрение системы менеджмента качества;принят Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011).

 

50)Основополагающие документы о развитии образования в РБ кон20в-нач21в Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь. «Кодекс образования в Республике Беларусь» 02.01.2011, Закон «О правах ребенка» 19.11.2013,и их влияние на развитие национального самосознания личности.Концепция развития детского движения в Республике Беларусь. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Рекомендации по организации воспитательной работы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...