Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богослужение, храмы и праздники




Главным способом выражения бхакти в I тысячелетии н. э. становится п у джа («почитание») — неведийский обряд бескровного жертвоприношения богам. Пуджа, сложившись под влиянием идеи ахимсы, вытеснила или серьезно трансформировала ведийские жертвоприношения. В храмах жрецы- пудж а ри совершают пуджу 5 раз в день в ходе регулярных богослужений, а также по заказу прихожан. В домах пуджа совершается главами семей, семейными жрецами- пур о хитами или приглашенными пуджари, по крайней мере, рано утром и поздно вечером. Если жреческое служение для высших каст исполняют брахманы, то у низших каст свои жрецы. В деревнях жрецы нередко совмещают свои богослужебные обязанности с крестьянским трудом. Жрец может быть одновременно и гуру, если он имеет необходимое посвящение.

Пуджа совершается перед мурти богов и гуру, в некоторых сектах - перед живыми гуру. Изображения богов, обычно скульптурные, становятся мурти после обряда освящения, в результате которого, как считается, божество вселяется в изображение. Поэтому храм называется манд и ра, т. е. «жилище» бога. Храмы строятся входом на восток, некоторые – так, чтобы на рассвете первые солнечные лучи осветили мурти. Каждый храм посвящен одному богу или богине, однако в нем также могут располагаться мурти и отдельные святилища других богов.

Службы в мандирах не носят общинного характера и совершаются пуджари независимо от присутствия прихожан. Перед тем, как войти в храм, индуист должен совершить омовение, избавиться от любых кожаных вещей и снять обувь. С собой он должен взять приношение богам, которое затем жрец предложит мурти.

Цель пуджи — д а ршан, т. е. лицезрение мурти богов для получения их милости (прас а да). В самом общем виде пуджа состоит из следующих элементов:

– Если пуджа совершается утром, то фигуры богов будят, умывают и одевают. В храмах вишнуитов этот этап пуджи проходит за завесой.

– Перед мурти совершаются поклоны, возжигаются лампады и воскуряются ароматические палочки.

– Изображениям богов подносятся цветы, фрукты, йогурт, сладости, рис.

– В течение пуджы жрец читает мантры, звучит музыка; часто в честь богов поют хвалебные гимны и танцуют. При некоторых мандирах живут дэвадаси («рабыни бога»), составляющие касту профессиональных храмовых танцовщиц и проституток.

– Поднесенная богам и тем освященная пища раздается участникам пуджи в качестве вещественного выражения прасада и поэтому называется также прасадом.

В большие праздники мурти выносят из храмов для торжественных процессий. В священном г. Пури (штат Орисса) находится большой храмовый комплекс, посвященный одной из форм Кришны — богу Джаганатху («Владыке мира»). На праздник колесниц (Ратха-ятра), когда двухметровое мурти Джаганатха вывозят из храма, стекаются сотни тысяч поломников. В прежние времена некоторые из них, надеясь попасть в рай, бросались под колеса тяжелых повозок, чтобы быть раздавленными этим имеющим странные формы и особо почитаемым мурти.

Индуисты отмечают множество праздников и священных дней. Их даты каждый год меняются, поскольку в индуизме используется лунный календарь. Дивали (праздник огней) — самый популярный праздник, отмечаемый в течение 5 дней в лунном месяце картик (октябрь-ноябрь). Первый день праздника посвящен Лакшми и Парвати. На второй день мужчины и женщины, подражая Шиве и Парвати, играют между собой в кости. На третий день отмечается победа Вишну над демоном Бали. На четвертый – возвращение Рамы и Ситы в свою столицу после победы над Раваной. Повсюду зажигают иллюминацию и огни, что символизирует победу света над тьмой.

Самый веселый праздник – трехдневный карнавал Холи, который проводится в месяце пхальгун (февраль-март). Холи посвящен любовным играм юного пастуха Кришны с пастушками. На Холи разжигают большие костры, взрывают петарды, громко трубят и барабанят, танцуют на улицах, обливают и обсыпают друг друга красками.

 

Каждые три года в одном из четырех городов на берегах священных рек проводится Кумбхамела. Главная («Полная») Кумбхамела проходит раз в 12 лет в Аллахабаде (Праяге). Во время этого праздника торжественная процессия из десятков тысяч садху следует для омовение в Ганге. Омовение совершается в строго определенной для каждой сампрадаи очередности. В прежние времена между садху вспыхивали кровавые столкновения за место в очереди. Вслед за садху омовение совершают миллионы мирян. На Кумбхамелу 2001 г. собралось более 30 млн. паломников. Во время Кумбхамелы проводится собрание гуру различных сампрадай, которые решают всякого рода теологические и организационные вопросы, принимают в сампрадаи новых членов. Решения таких собраний обладают для индуистов большим авторитетом.

Из других праздников нужно отметить Дасера (праздник Дэви), Шиваратри («Ночь Шивы», предваряемая днем поста), а также дни рождения Кришны, Рамы, Ханумана и Ганеши.

 

Вишнуизм

В систематическом виде учение вишнуизма изложил крупнейший теолог-вишнуит Рамануджа (1017-1137). Он учил, что Вишну, Единый личностный Бог, с одной стороны, пребывает вне мира как имеющий форму Парабрахман («Высший Брахман»). С другой стороны, Вишну порождает Брахму, а тот, в свою очередь, — богов, мир и людей. Таким образом, во всех и во всем в той или иной степени присутствует Вишну как истинная сущность всего. Космос — это тело Вишну. При этом души, хотя имеют единую с Богом природу, индивидуальны и отличны от Него. Спасение заключается в нераздельном и неслиянном (!) соединении с Вишну после освобождения от сансары. Достичь спасения своими усилиями невозможно, но Бог любит людей и хочет их спасти по своей милости. Чтобы приобрести спасение, человек должен ответить на любовь Бога своей любовью — бхакти.

Система Рамануджи, в которой мир представляется эманацией Бога, называется вишишта-двайта-веданта (ограниченный монизм). Рамануджа был ачарьей Шривайшнава сампрадаи. Большинство ее членов составляют миряне.

В XIV в. Шривайшнава сампрадая разделилась на северную «школу обезьяны» и южную «школу кошки». Для иллюстрации различий в учении о спасении последователи обеих школ прибегали к образу сансары как лесного пожара. Когда обезьяна спасает из огня своих детенышей, они садятся ей на спину, но должны крепко уцепится за мать, чтобы не упасть. С точки зрения «школы обезьян», людей спасает Вишну, но они также должны прилагать усилия к собственному спасению. Кошка выносит котят из огня, держа их зубами за загривок. Так и человек, учит «школа кошки», не может ничего сделать для своего спасения, он должен признать это и полностью предаться на милость Вишну.

Шривайшнавы поклоняются непосредственно Вишну как строгому судье, карающему за адхарму (беззакония), и Шри Лакшми как выражению милосердия Вишну, заступницу за людей перед Богом.

Другой знаменитый теолог-вишнуит, Мадхва (1281-1360), основатель Брахма сампрадаи, развил учение Рамануджи и создал систему, которая носит название двайта-веданта (дуализм). Он полагал, что для отношений любви между Богом и человеком нужно, чтобы мир и души были совечны Богу и отличны и от Него, и друг от друга. Спасение Мадхва понимал как вечное сопребывание индивидуальных освободившихся душ с Вишну в его раю Вайкунтха.

Путь ко спасению в вишнуизме — это бхакти-йога, которая состоит в воспевании и повторении по четкам имен Вишну и его аватар, развитии постоянной памяти о Боге и совершенной преданности Ему, поклонении мурти богов и святых, воздержании от азартных игр, спиртного, мяса и рыбы.

Присутствующие на богослужении большинства вишнуитских сампрадай становятся не только их зрителями, но и участниками. Особое место в вишнуитском культе занимают киртаны и бхаджаны - восторженные хоровые песнопения, прославляющие различные имена Вишну и его аватар, а также их мифические деяния. Киртаны нередко сопровождаются экстатическими плясками, цель которых — испытать одержимость божеством.

Экстатические формы бхакти получили особенное развитие в бенгальском кришнаизме, сложившимся в XI-XII вв. Основной объект поклонения кришнаитов — юный пастух Кришна («Темный»), чей образ возник из соединения Кришны «Махабхараты» и пастушеского бога Гопалы. Мифическое жизнеописание Кришны Гопалы дается в «Вишну-пуране» и «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам») — памятнике южного бхакти IX-X вв

Кришнаиты считают Кришну Гопалу высшей небесной формой Бога. Они не согласны с тем, что Кришна — аватара Вишну. Напротив, они полагают, что Вишну — проявление Кришны. Образец и пример бхакти кришнаиты видят в страстной любви к Кришне пастушек. Однажды 900 тысяч пастушек, девиц и замужних, столь стремились отдаться Кришне, что ему пришлось размножить свой образ в 900 тыс. экземпляров. Главная любовница Кришны, Радха, почитается явлением Лакшми. Таким образом, кришнаитское бхакти имеет характер мистического эротизма.

Крупнейшая сампрадая кришнаитского бхакти — Г а удия — была основана бенгальским мистиком Чайтаньей (1486-1533), которого его последователи считают явлением неразрывно соединившихся Кришны и Радхи. Валабху (1478-1530), ачарью другой кришнаитской сампрадаи, Вишнусвами, ее члены почитают как аватару Кришны.

Валабха отрицал аскетизм. А вот в Рамананди сампрадае аскетов состоит больше, чем в любой другой. Это вообще самая многочисленная сампрадая индуизма. Она была основана ачарьей Раманандой (ок. 1389-1470). Ее приверженцы почитают Раму как высшего бога, поклоняясь также Хануману, преданное служение которого Раме они считают образцом бхакти и стремятся ему подражать. В XVI-XVII вв. в Рамананди сампрадае сформировались организации воинов-аскетов, которые имели оружие, но не носили одежды и потому назывались нагами («нагими»). Наги считались хорошими воинами. Их принимали на военную службу индийские правители. Нередко они вели войны с такими же аскетами-нагами шиваитской Дашанами сампрадаи за контроль над местами паломничеств. Сейчас наги больше не воюют и на людях показываются обнаженными только во время Кумбхамелы.

Шиваизм

Большинство шиваитов почитает Шиву как высшего Бога, одновременно личностного и безличного, создателя, хранителя и разрушителя мира, источник жизни и смерти. Такого рода теологические воззрения шиваизма называются теистическим монизмом. Боги пантеона считаются детьми, проявлениями или творениями Шивы. Например, Вишну рассматривается как Шива в аспекте хранителя мира. Наряду с этим, среди образованных представителей высших каст, особенно брахманов, распространена адвайта-веданта («веданта недвойственности») — теологическая система абсолютного монизма, созданная величайшим теологом индуизма, ачарьей Шанкарой (788-820). Согласно Шанкаре, существует только одна и единственная Высшая Реальность — совершенно безличный и бескачественный Брахман.

Ишвара Шива, боги, души людей едины с Брахманом. Представление о их разделенности — заблуждение, порожденное неведением. Мир со множеством вещей и явлений есть иллюзия (майя), скрывающая Брахмана. Достигший освобождения от иллюзии сливается с Брахманом (вернее, осознает, что он всегда и был Брахманом). Наилучшим методом достижения мокши Шанкара признавал джняна-йогу. Шанкара объединил 10 аскетических орденов саньясинов-шиваитов в Дашанами («десятиименную») сампрадаю. Сейчас к ней принодлежит ок. 1 млн. 200 тыс. садху. По преданию, Шанкара также основал 4 матха на четырех противоположных концах Индостана (в Канчипураме, Шрингери, Двараке и Пури). Их настоятели носят титул Джагадгуру («Учитель всего мира») Шанкарачарья и руководят сампрадаей. Раньше в Дашанами принимали только брахманов. Сейчас это правило соблюдают лишь в 3 орденах.

Вооруженные отряды нагов-дашанами появились еще раньше, чем нагов-рамананди. В прошлом первые враждовали с последними и между собой за контроль над центрами паломничеств и торговлей лошадьми и верблюдами. Также наги боролись с мусульманами и англичанами. В подражание Шиве наги курят гашиш и покрывают свое тело пеплом, остающимся от сожжения коровьего навоза (все, что исходит из коровы, которая почитается в индуизме священным животным, также считается священным). Отдельные подвижники- виры («герои») намазываются пеплом сожженных трупов, доводят себя до экстаза продолжительными плясками, кастрируют себя, наносят себе кровавые раны. Большинство шиваитов полагает, что достичь мокши и слиться с Шивой могут только саньясины. Основа садханы аскетов-шиваитов — это раджа-йога и производные от нее виды йоги.

 

Шактизм

Шактисты поклоняются различным формам Шакти Дэви, которую считают верховной Богиней. Вот что говорится о ней в шактистском памятнике «Дэви-махатмья» (ок. VI в. н. э.) — составной части Маркандея-пураны:

«Сам Господь Брахма... обращается к Ней с такими словами: «Тобой рождена вся эта вселенная, Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир... Ты — высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури) <...> Ты — великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты — Богиня удачи... Ты превосходишь границы высокого и низкого» (1, 75-82).

Главный объект поклонения шактистов — йони (символическое или натуралистическое изображение гениталий Дэви).

 

Наибольшим почитанием шактистов пользуются устрашающие формы Дэви, особенно Дурга («Недостижимая») и Кали («Черная»). Богиня войны Дурга родилась из гнева богов, которые не могли справиться с демоном-буйволом Махишей. Каждый из них вложил в ее руки свое оружие и она победила Махишу. Когда другие демоны, Шумбха и Нишумбха, с помощью аскезы вновь получили власть над богами, Дурга в ярости породила из своего лба Кали. Вместе они убили демонов. Их вахана — лев или тигр. Кали изображают в ожерельях из черепов, отрубленных рук и голов, с выпученными глазами, клыками, высунутым языком. В руках она держит оружие, отрубленную голову и чашу из черепа с кровью врагов. Кали стоит на трупе, изображающим бездеятельного запредельного Шиву, космическим проявлением которого она выступает. Живет Кали в местах кремации в окружении шакалов.

 

Дэви является, по сути, олицетворением природы. Шакты, поклоняясь ужасающим формам Богини (которые в то же время считают прекрасными), почитают природу во всех ее проявлениях, включая страшные и разрушительные. В шактизме спасение понимается как слияние с Шивой через неотделимую от него Дэви — объект шактистского бхакти. Дурге и Кали приносят в жертву самцов животных и мужчин. До середины XIX в. людей приносили в жертву регулярно и открыто, после — редко и скрытно. В том же XIX в. англичане с большим трудом уничтожили тайный орден душителей- тхагов, убивавших и грабивших свои жертвы во славу Кали и посвящавших ей награбленное. Среди жрецов Кали мало брахманов, зато много членов низших каст. Шактизм наиболее распространен в Ассаме, Ориссе, Бихаре и Бенгалии, столица которой, Калькутта, названа так в честь Кали.

 

Тантризм

Тантристами называются те неортодоксальные индуисты, которые считают тантры вершиной и квинтэссенцией Вед. Тантристы верят, что тайное знание, содержащееся в этих текстах, в глубокой древности было получено риши от Шивы и затем передавалось от гуру к гуру из поколения в поколение. Как правило, тантры построены в форме диалога Шивы и Парвати. К тантризму принадлежит большинство шиваитских и все шактистские секты. Небольшую вишнуитскую секту Сахаджия можно также отнести к тантризму (правда не по текстуальной базе, а по методам практики).

В тантрах содержатся описания особых видов пуджи, мантр, медитаций, йоги и других практик, цель которых — самообожествление тантриста, вследствие чего он приобретает сиддхи, высшая среди которых — освобождение от сансары и вечное наслаждение, приходящее вместе с растворением в Шиве. Причем, тантристы считают, что достигший освобождения может продлевать свою жизнь в теле сколь угодно долго. Существуют два основных метода самообожествления.

Первый состоит в добровольной контролируемой одержимости божеством, которое тантристы призывают вселиться в себя. Для этого используются, например, экстатические танцы. В шактистских сектах также прибегают к помещению богини внутрь себя с помощью медитации, для которой используются личная тайная мантра, полученная от гуру, и абстрактные диаграммы — янтры и м а ндалы — изображающие Дэви, Шиву и космос.

Второй способ основан на представлении о тождестве микрокосма (человека) и макрокосма (вселенной). Соответственно считается, что в человеке, в потенциальном состоянии, сокрыты все боги со своими космическими силами, в том числе — Шива и Шакти.

Задача тантриста состоит в том, чтобы пробудить Шакти в человеке и добиться ее соединения с Шивой. Для этого практикуют кундалини-йогу. Кундалини — проекция Шакти в человеческом теле, которая представляется в виде свернувшейся в кольца змеи, покоящейся в нижней чакре в промежности. Спящая кундалини действует как половая сила. Разбуженная шактипатом (актом передачи шакти от гуру к ученику), кундалини с помощью мантр и хатха-йоги поднимается по центральному нади вверх через чакры, пробуждая находящиеся там божества, которые становятся объектами внутреннего поклонения и медитации, т. е. уподобления объекту созерцания с целью в начале возобладать над ним, а затем полностью с ним отождествиться. Наконец, кундалини достигает чакры «лотоса с тысячью лепестков» на макушке и воссоединяется с пребывающим там Шивой.

Считается, что кундалини-йогин приобретает магическую власть и силу богов и сам становится богом. Кундалини-йога стала главным видом практик шиваитских и шактистских сект. Наряду с раджа-йогой, она была включена в садхану даже ортодоксальной Дашанами сампрадаи.

В тантризме, помимо посвящения в секту, для конкретных видов практик также нужны соответствующие посвящения. Тантры предупреждают, что практика без дикши и руководства гуру приводит к болезням, сумасшествию и смерти. Статус адепта в тантристских сектах определяется его посвящением и магическими способностям, а не кастовой принадлежностью.

В тантризме выделяются немногочисленные секты «левой руки» (которая в индуизме считается нечистой). Левые тантристы считают, что для освобождения от сансары нужно сначала освободиться от закона (дхармы). По их мнению, в кали-югу, «век Кали» возвыситься можно только через то, что приводит к падению непосвященных. Тайные практики левых тантристов включают черную магию, человеческие жертвоприношения, поедание экскрементов, а также мяса животных и людей, использование в качестве посуды человеческих черепов, а в качестве ритуальных дудок — берцовых костей, употребление алкоголя и наркотиков, ритуальные совокупления (обязательно не с женой), в том числе групповые, сексуальные извращения, включая некрофилию. Часто левые тантристы совершают свои ритуалы в местах кремации и на кладбищах. В индуизме левые тантристы приравниваются к неприкасаемым; их презирают и боятся.

В наше время тантризм особенно распространен на юге Индии.

 

Выводы

В Средние века завершилось формирование индуизма. Принадлежность к одному из трех основных индуистских культов — Вишну, Шивы и Дэви — обуславливается рождением. Теологические воззрения, конкретные формы культа и практики индуистов весьма разнообразны и зависят от ряда факторов: региональных, местных, кастовых, клановых традиций, пола, возраста, уровня образования и др. Индуисты, желающие вести более интенсивную религиозную жизнь, часто присоединяются к одной из сампрадай — объединению индуистов, чьи верования и духовная практика определяется традицией конкретного ачарьи. К сампрадаям принадлежит подавляющее большинство индуистских аскетов, которых в современной Индии — от 3 до 5 млн. человек. Всего же в мире ок. 900 млн. индуистов, что составляет 15% населения Земли. Большинство индуистов проживает в Индии, где их ок. 85%. Индуизм — третья по численности религия мира после христианства и ислама.

На индуизм в Средние века большое влияние оказало движение бхактов. Хотя идеями, вернее, эмоциями бхакти окрашены все направления индуизма, наиболее яркое выражение этот тип религиозности получил в вишнуизме. Шиваизм, шактизм и, в наименьшей степени, вишнуизм, также испытали серьезное влияние тантристких представлений и практик.

В рамках индуистского религиозного комплекса сосуществуют несовместимые идеи и практики — от теистического монизма теологов до сельского шаманизма и многобожия простых индуистов, от вегетарианства вишнуитов до человеческих жертвоприношений Кали, от строгого аскетизма саньясинов до храмовой проституции, от тщательного соблюдения дхармы брахманами до вызывающего пренебрежения нормами поведения у левых тантристов. Такое многообразие форм возникло в результате многовековой истории индуизма, вобравшего разнородные культы народов и племен, населяющих Индостан, и в своем противостоянии мировым религиям сумевшего сохранить свою идентичность несмотря на испытанное влияние буддизма, ислама и христианства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...