Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) и авторской программы «Окружающий мир» и для начальной школы, разработанной Н. Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова); годового календарного учебного графика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на 2014-2015 учебный год; учебного плана Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на 2014-2015 учебный год; положения о рабочей программе учителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-санитароно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373);
-Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Миистерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года№ 19707»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. N 2357 ---О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 3731 (зарегистрирован в Миюсте Рф 12 декбря 2011 гю, регистрационный NNөҫғ№);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечный учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных уреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
Учебно-методический комплект:
· Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. /Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана – Граф, 2012.
· Виноградова Н. Ф. Окружающий мир 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Ф. Виноградова - М.: Вентана – Граф, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Цели курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Содержание учебного предмета
Введение. Что такое окружающий мир1.
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Я – школьник.
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.
Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Ты и здоровье.
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Мы и вещи.
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа.
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Родная страна.
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).
Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).
Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы.
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1–4). Кроме того, из них в рабочую программу заложены на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 1 час, на фазу совместной постановки и решения системных учебных задач – 63 часа и на рефлексивную фазу учебного года – 2 часа.
Из них на проведение:
– стартовой диагностической работы – 1 ч;
– диагностических работ – 2 ч;
– итоговой комплексной работы – 1 ч;
– экскурсий – 16 ч.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «окружающий мир»2
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Количество часов по программе
Ты - первоклассник
Родная природа. Осень
Твои друзья – взрослые и дети
Родная природа.
Родная страна. Где ты живешь?
Мы и вещи. Професии.
Твое здоровье.
Родная природа. Поздняя осень.
Родная страна. Родной край.
Мы и вещи.
Родная природа. Декабрь.
Твои друзья – взрослые и дети. Дружба.
Родная природа. Январь.
Родная страна.
Родная природа. Февраль.
Родная страна.
Твои друзья – взрослые и дети. Правила поведения
Родная природа. Март.
Твое здоровье.
Родная природа. Апрель.
Родная страна.
Родная природа. Май.
Родная страна. Скоро лето.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока
Тема, тип
урока
Ка-
лен-
дар-
ные
сроки
Планируемые результаты обучения
Виды деятельности учащихся, форма работы
Творческая,
исследовательская, проектная
деятельность
учащихся
Формы контроля
освоение предметных знаний (базовые понятия)
универсальные учебные действия (УУД)
Введение.
Этот удивительный мир (постановочный, введение)
Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир при- роды, вещей,
Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познаватель-
Работа с иллюстра- тивным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений
Фронтальная устная проверка
Продолжение табл.
людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира?
ную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения
(шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на класси- фикацию «Раздели
рисунки в группы», дидактическая игра «Назови объекты природы».
Выполнение заданий в рабочей тетради «Раскрась рисунок», «Соображалки»,
«Объедини рисунки в группы»
Ты – первоклассник. Твои новые друзья.
Кого называют друзьями.
Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей; правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, вниматель-
Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике.
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструироватьигровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаи- моотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Рассказывание (учитель, учащиеся)
«Познакомимся:
расскажу вам о себе».
Работа с учебником: что мы будем делать в школе; с иллюстративным материалом «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение портретов двух девочек.
Чтение и обсуждение народной песенки «Жила была дев- чушка!». Дидактическая игра «Узнай по описанию, кто это».
Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Назови, кто где находится»; составление рассказов по картинке «Чем любят зани-
Составление сообщения «Мое любимое занятие»
Устный опрос
Продолжение табл.
ность, сдер-жанность, аккуратность
Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира
маться дети»; обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей дея- тельности каждым
учеником
Мы – школь- ники
(форми- рованиенового проблем- ного видения; проблемный)
Школа, школь-ные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др.
Уважение к труду работ- ников школы: учителя, вос- питателя, уборщицы и др.
Оказание посильной помощи взрослым в подготовке к уроку, убор- ке класса, дежурстве в столовой и др.
Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклас-
сника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описыватьназначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.
Работа с иллюстратив-
ным материалом учебника (с. 9–12).
Игра «Кто быстрее назовет школьные помещения».
Работа с текстом стихотворения В. Берестова «Первоклассник» (учебник, с. 8).
Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Продолжи предложение», задания «Соображалки», «Оцени свою работу».
Рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником
Экскурсия по школе
Фрон- тальная
Продолжение табл.
Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принима-ют оценки одноклассников, учителя; самоопределение – соблюдают правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих
Правила пове- дения в школе
(форми- рование новых знаний; экскурсия)
Первоклассник должен знать и выполнять
правила по- ведения в школе. Коллективные игры на перемене
Регулятивные: планирование – орга- низовывать свою деятельность, действо- вать согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществление учебных действий – понимать информацию, представленную в вербальной форме, определять основную и второстепенную информацию.
Познавательные: целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу; предметные – соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуника- цией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» (учебник, с. 13).
Выполнение заданий в рабочей тетради: задание «Соображалки» (с. 8); обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником
Устный опрос
Продолжение табл.
Личностные: самоопределение – демонстрируют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности
Родная природа
Сен- тябрь – первый месяц
осени
(форми- рованиенового проблем- ного видения; урок-игра)
Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Наблю- дения за изменениями в природе, определение причины и следствия отдельного явления, ответы на вопросы по теме наблюдения
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач
(под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предмет- ные – формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень».
Коммуникативные: взаимодейст- вие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуника-
Рассматривание различных деревьев (цвета листьев, их формы), сравнение внешнего вида разных деревьев.
Работа с иллюстра- тивным материалом: сравнение наблюдений с пейзажами осеннего леса на фото и репродукциях.
Наблюдения за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков.
Выполнение заданий в рабочей тетради: задания «Закончи рисунки», «Выполни по образцу», «Соображалки» (кто куда
Экскурсия в парк.
Презента- ция «Что за листья»: http://www.
kindergorod.ru/prezenta-cii2.html
Самостоя-
тельная
работа
Продолжение табл.
цией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
спрятался от дождя?); оценка своей работы
Что нам осень подарила
(закрепление и со-вершенствование знаний;путе- шествие)
Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употреб-
ления в пищу, польза. Составление описательного рас- сказа. Работа с таблицей
«Календарь
сбора ягод»
Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описа- тельный рассказ, знаково-символические – работать с таблицей.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – дого-
Дидактическая игра «Что нам осень по- дарила» (с использованием натуральных объектов).
Работа с таблицами и текстом учебника (с. 18–20).
Ролевая игра: «Узнай по описанию».
Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Закончи предложение», задания «Найди ошибки», «Объясни, как ты понимаешь поговорку», обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником
Индивидуальные сообщения
Продолжение табл.
вариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края
Грибная пора
(формирование новых знаний; урок-сказка)
Богат осенний лес: грибы,
орехи, ягоды рябины, калины, брусники.
Сравнение
грибов, плодов разных растений. Работа с текстом
и таблицей: календарь сбора грибов. Классификация объектов по разным признакам
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.
Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы
Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов (подосиновик, лисички, белый, опята) и плодов разных кустарников и деревьев (орехи, рябина, брусника, калина).
Работа с таблицей
и текстом учебника: календарь сбора грибов.
Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Спрашивай – отвечай», задания «Закончи рисунки», «Нарисуй грибы, которые собирают осенью»
Самостоя-
тельная
работа
Продолжение табл.
Родная страна
Семья
(форми- рование нового проблем- ного видения; урок-мульти- медиа)
Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»?
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одно- классниками.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – объяснять понятия, связанные с темой
«Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.
Коммуникативные: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценнос-
Речевая разминка«Придумай, как кого зовут». Рассказыва- ние «Семья Миши» (по рисункам)
и «Моя семья».
Обсуждение крылатого выражения «Семья крепка ладом».
Работа с текстами стихотворений
«Простое слово»
И. Мазнина и «Бабушка» Е. Трутневой (учебник, с. 24–25).
Выполнение заданий в рабочей тетради: задания «Сравни», «Рассмотри рисунок и ответь на вопрос», «Оцени свою работу», «Соедини линией рисунок со словом,
которое ему соответ- ствует»
Фрон- тальная
Продолжение табл.
тям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни
9–
Любимые занятия. Воскресный день
(повторительно-обобщаю-щий; урок-конференция)
Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и расска- зывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье.
Домашние дела
Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; контроль – контролировать свою речь, ее четкость и правильность.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу
России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; уметь подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; помогать по дому старшим; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников (тексты, рисунки).
Коммуникативные: взаимодействие – использовать в общении правила вежливости; планирование учебного сотрудничества – принимать участие в работе парами (группами).
Речевая разминка «Спроси, какое у меня настроение». Рассказывание «Любимые занятия в семье Марины», «Любимые занятия в моей семье», «Люблю ли я кукольный театр?». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра
(на выбранную детьми тему).
Дифференцирован- ная работа: чтение и обсуждение рассказа В. Голявкина «Я пуговицу себе сам пришил!». Беседа «Как можно провести воскресный день».
Выполнение заданий
Творческое задание «Расскажи сказку по иллюст- рациям»
Устный
опрос
Продолжение табл.
Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; смыслообразование – имеют представления о причинах успеха в учебе
в рабочей тетради: «Нарисуй», «Соображалки», «Соедини рисунок с изобра- жением»
Как из зерна получилась булка (форми- рование нового проблемного видения; путешествие)
Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; знают о пользе хлеба, его ценности; логические – строить рассуждения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; взаимодействие – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя
Речевая разминка«Хлебобулочные изделия».
Обсуждение поговорки «Худ обед, когда хлеба нет».
Описание натуральных объектов.
Дидактическая игра с иллюстративным
материалом.
Выполнение заданий в рабочей тетради:
«Назови и подпиши», «Соображал-ки: что сначала, что потом»
Отчет групп, взаимо- проверка
Продолжение табл.
Человек
и домашние жи- вотные
(повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; урок-конференция)
Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными (пастух, доярка, конюх, птичница). Как заботиться о домашних животных
(уход, кормление, прогулка)
Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.
Познавательные: информацион- ные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – знать, в чём состоит раз- личие между дикими и домашними животными; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании; логические – классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее».
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально- положительное отношение к животным; самоопределение – следуют моральным нормам и этическим требованиям в поведении
Речевая разминка«Кто больше назовет домашних живот- ных?»
Решение проблемной ситуации «Кого называют домашним животным?» (работа с иллюстративным
материалом).
Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй», «Соображалки: соотнеси рисунок со словом», «Оцени свою рабо- ту», словесная ди- дактическая игра «Угадай, кто я?»
Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.
Проведение наблюдений: какие изменения произошли в парке
Экскурсия в парк (лес)
Индивидуальные сообщения
Продолжение табл.
(форми- рованиеновых знаний; экскурсия)
почти закон- чился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало.
Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах
Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окр