Тема 3. Психология обучения
Темы рефератов по педагогической психологии Тема 1. Предмет и задачи педагогической психологии Педагогическая психология как отрасль психологической науки, изучающая психологические закономерности процессов обучения и воспитания, а также особенности развития психики человека в сложившейся системе обучения и воспитания: содержание и структуру учения, учебной деятельности, психологическое содержание профессиональной педагогической деятельности, профессионально значимых особенностей личности учителей. Связь педагогической психологии с педагогикой, базисная роль педагогической психологии по отношению к частным методикам преподавания. Задачи педагогической психологии в совершенствовании учебной и воспитательной работы, ее гуманизации и демократизации, создании новых методов диагностики, прогностики и коррекции, внедрение достижений психологической науки в практику, использовании возможностей дифференциации и индивидуализации в обучении. Решение прикладных проблем педагогической психологии в современных условиях развития общественной жизни. Взаимосвязь обучения и развития психики как важная исследовательская задача современной педагогической психологии. Структура педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания, психология профессиональной педагогической деятельности. Значение педагогической психологии в подготовке студентов к профессиональной педагогической и психолого-педагогической деятельности. История становления предмета педагогической психологии. Современные проблемы педагогической психологии: вопросы исследования и выявления возрастных возможностей усвоения знаний учащихся, учета сензитивных периодов психического развития учащихся и вопросов обеспечения целостности системы педагогических воздействий, проблемы выявления и учета готовности детей к обучению в школе, индивидуального подхода к обучению и воспитанию школьников, а также психодидактического сопровождения профессиональной деятельности учителей.
Литература: Тема 2. Методы педагогической психологии Понятие о методологии психологических исследований: суть диалектического подхода, объективный и генетический принципы, принципы единства исторического и логического в изучении и интерпретации явлений. Конкретно-научные формы проявления методологических принципов. Исследовательские методы в педагогической психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности и др. Методики психологического исследования. Методы организации исследования: лонгитюдный метод, сравнительный метод, "продольные" и "поперечные" срезы как методы констатации продуктивности обучения, метод обучающего эксперимента. Особенности формирующего эксперимента. Планирование и организация конкретного психологического исследования, этапы его проведения. Математические методы обработки полученных данных.
Литература: Тема 3. Психология обучения Образование как социальное явление и его функционирование. Обучение как одна из форм организации образовательного процесса. Психологические проблемы процесса обучения. Усвоение социокультурного опыта и становления возрастных психологических новообразований.
Научение как устойчивое целесообразное изменение деятельности или формы поведения человека, обусловленные предшествующей деятельностью. Виды научения. Ступени и механизмы научения. Попутное и непреднамеренное научение. Научение и учение. Учение как деятельность обучающегося. Мотивы учения и методики его определения. Структуры и содержание учения. Теории учения: бихевиористическая, ассоциативная, рефлекторная (ассоциативно-рефлекторная), когнитивная. Теория поэтапного формирования умственных действий и теория учения П.Я. Гальперина. Цели учения, мотивационные, ориентировочные, исполнительные, контрольные и оценочные компоненты учения. Теории учения и организация процесса обучения.Психологические аспекты компьютеризации обучения. Учебная деятельность как деятельность, обеспечивающая усвоение теоретических знаний. Структура и содержание учебной деятельности. Формирование и развитие учебной деятельности на разных возрастных этапах психического развития. Учебная деятельность и обучение «умению учиться» в средней и высшей школе. Учение (учебная деятельность) и усвоение знаний. Формирование умений и навыков в процессе обучения. Учебный предмет, содержание обучения, предмет усвоения и установление субъект-субъектных отношений между учителями и учащимися, их сотрудничество. Деятельность преподавателя по проектированию ситуаций обучения и воспитания. Развитие как общенаучная категория. Развитие психики как последовательные и прогрессирующие количественные и качественные изменения в психике. Человеческая культура как источник развития психики. Движущие силы развития психики. Биогенетические и социогенетические представления о развитии психики. Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский) и кризисные периоды в развитии личности. Основные линии психического развития. Социально-историческая обусловленность психического развития человека в процессе обучения. Соотношение обучения и психического развития: разные подходы к решению этой проблемы; сравнительные особенности развития познавательных возможностей и личности учащихся в ситуациях обучения и воспитания. Традиционная и инновационные системы обучения и их развивающий потенциал. Деятельностное опосредствование индивидуального развития. Возрастные и индивидуальные особенности развития (диапазон развития).
Литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|