Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 5 и далее




Занятие 5 и далее

 

Прошел месяц с начала занятий, и уже совершенно четко просматривается тенденция, когда на менее сложных конкурсах более старшим играть малоинтересно (слишком просто), а при усложнении заданий более младшие просто не могут с ними справиться из‑ за недостатка знаний. Таким образом созрел момент разделения группы на две подгруппы — младшая (6‑ 9 классы, 11‑ 14 лет) и старшая (10‑ 11 классы и студенты, 15‑ 20 лет), занятия с которыми надо проводить раздельно. Конкурсные задания и вопросы по форме практически всегда совпадают, но по содержанию (сложности) отличаются уже существенно.

Для старшей группы, например, можно предложить конкурс «Бескрылки», который для младших еще слишком сложен. Суть этого конкурса чрезвычайно проста — надо закончить самодельное стихотворение очень известной строкой, которая представляет собой либо крылатую фразу, либо прозаическую или стихотворную строку, либо цитату из очень известного произведения… Хотя родился этот конкурс сравнительно недавно, популярность он завоевал практически сразу.

 

Образцы таких «Бескрылок» взяты нами из творчества симферопольских и московских авторов (Алексей Алексапольский, Алексей Самулёв, Сергей Шоргин, Евгения Канищева).

 

1. Тайком в энциклопедию природы

Один остряк‑ ученый, бывший зек,

Вписал определенье корнеплода:

……………………………………

 

2. Забыв про страх, трудясь на совесть,

Сэр Дарвин сотворил навеки

«Происхождение видов» —……..

……………………………………..

 

3. Первый луч коснулся гор, и чайка реет,

Белый парусник скользит, с волною споря.

И смирился с жизнью Стёпа Лиходеев:

………………………………………….

 

4. Не вышло поцарствовать юному Ване —

Убит; а за что — я сейчас доложу.

За то, что по глупости брякнул папане:

«…………………………………………………….. »

 

5. Что за погода нам грозит? Жара или туманы?

Где дождь, где снег, где солнышко — узнать

хотелось мне бы.

Над частью территории — большой циклон

«Руслана»,

И лишь…………………………………………………………

 

6. «Ох, Карлсон, — говорит Малыш, —

Дай отдохнуть немного, что ли…

Тут за день так устанешь в школе,

. ……………………………………………………»

 

7. Хмур и мрачен Саврасов с похмелья.

Ох, не видеть бы белого света!

«И почто вы, грачи, прилетели?!

.. ………………………………………………….. »  

 

8. «Пойми, — Улисс твердит Сирене, —

Мне плыть пора домой, к жене!

Так ты уж сделай одолженье —

. ………………………………………………….. »

 

Ответы.  

1. Редиска— нехороший человек. (Из кинофильма «Джентльмены удачи». )

2. Повесть о настоящем человеке. (Повесть Бориса Полевого. )

3. Лучше жить в глухой провинции у моря. (Из стихотворения Иосифа Бродского. )

4. Уж больно ты грозен, как я погляжу! (Из стихотворения Николая Некрасова)…

5. Над всей Испанией безоблачное небо. (Сигнал к мятежу генерала Франко. )

6. Придёшь домой — там ты сидишь! (Из песни Владимира Высоцкого. )

7. Возвращаться — плохая примета. («Юнона и Авось» Андрея Вознесенского. )

8. Не пой, красавица, при мне… (Стихотворение Пушкина).

 

Несмотря на кажущуюся сложность задания, этим конкурсом очень хорошо начинать занятия в старшей группе — сразу же происходит включение в игровую ситуацию, которая в дальнейшем плавно перетекает в классическую игру «Что? Где? Когда? », во время которой за ограниченное время надо найти правильный ответ на вопрос.

Постепенно все большее и большее место на занятиях отводится непосредственно «натаскиванию» команд на игру «Что? Где? Когда? », на каждом занятии отыгрываются 12—30 вопросов с обязательным разбором каждого. Тренер объясняет азы игры:

обязательное фиксирование формы вопроса (что спрашивают, что нужно ответить);

обязательное фиксирование основной информации (даты, имена и фамилии, географические и исторические термины, прозвучавшие в вопросе…) — здесь необходимо, чтобы хотя бы один игрок записывал эту информацию;

привязка даты и места события к знаниям команды о конкретной исторической эпохе;

рассмотрение вопроса в целом — порой та информация, которая прозвучала в начале вопроса, забывается и обсуждаются только последние его фразы;

зацикливание только на одной версии — надо ее запомнить и перейти к другим;

не стесняться высказать самую невероятную версию: оценить ее должны все игроки;

не стесняться повторять свою версию до тех пор, пока ее не услышит команда…

Одновременно начинается селекционная работа по формированию боеспособных команд: надо внимательно отслеживать складывающиеся в коллективе отношения — зачастую игрок, демонстрирующий блестящую игру в одной команде, полностью замолкает в другой, и наоборот. Путем перестановок можно значительно усилить каждую команду. Но при этом необходимо помнить о том, что создание комфортного игрового климата в команде порой является решающим, а очень сильный игрок, перемещенный в эту команду, не только не усиливает, но ослабляет игру.

С младшей группой лучше всего в течение 4—5 месяцев проводить конкурсы типа «Аукцион», «Покер», «Реалии», «Персонажи», «Веришь— не веришь», «Контакт», «Эрудит‑ лото» , которые позволяют незаметно для детей приучить их достаточно продуктивно работать в коллективе, расширить их кругозор, незаметно заставить заниматься самообразованием (чтобы не быть хуже других), более вдумчиво относиться к учебе в школе, так как ряд конкурсов должен быть нацелен именно на реалии текущей школьной программы, повторение уже пройденных тем (особенно по истории и литературе). Параллельно на каждом занятии стоит задавать небольшой блок вопросов «Что? Где? Когда? », чтобы приучить детей к основной направленности дальнейших тренировок.

Этот блок должен постепенно увеличиваться и к концу 6‑ го месяца тренировок занимать 75% времени занятия.

Со старшей группой этот процесс проходит значительно быстрее, и основной упор на вопросы «Что? Где? Когда? » можно делать уже с третьего‑ четвертого месяца занятий.

Заканчивать учебный год желательно специальным занятием, когда детям предлагается отыграть вопросы престижного «взрослого» чемпионата, например пакет вопросов «Что? Где? Когда? », который был подготовлен еще в 1989 году для I телефонного Чемпионата СССР и вызвал тогда определенные затруднения даже у взрослых игроков, а теперь даже школьники легко берут 6‑ 8 вопросов из него.

 

Вопрос 1. Стремясь построить сильный военный флот, царь Петр I не жалел денег. После успешного спуска на воду очередного корабля корабелам выдавалась премия, размер которой напрямую зависел от одного из параметров корабля. Уважаемые знатоки, через минуту вы должны сказать, как определялся размер вознаграждения?

Ответ.  Размер вознаграждения определялся количеством пушек, которое мог нести построенный корабль.

 

Вопрос 2. Пошел мужик на базар покупать лошадь. Купил за 50 рублей и вскоре заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом вспомнил, что пахать не на чем, и купил за 70 рублей ту же лошадь. Купил и задумался: не получить бы от жены нагоняй за такую цену, и продал лошадь за 80 рублей. Сколько мужик денег потерял или выиграл от такой купли‑ продажи?

Ответ.  Мужик получил 20рублей прибыли.

 

Вопрос 3. Как известно, Шота Руставели был государственным казначеем царицы Тамар и хранителем ее сокровищ и драгоценностей. Известно и собрание драгоценных камней и самоцветов, принадлежащих самому Руставели. Где в настоящее время находится это собрание?

Ответ. В  библиотеке, в поэме «Витязь в тигровой шкуре» 203раза упоминаются различные драгоценные камни и самоцветы.

 

Вопрос 4. Во Франции существовала монета в 60 су, которую разменивали на 4 монеты по 15 су. А за что можно было получить эти 60 су?

Ответ.  За победу в теннисном гейме— 4удара, по 15су каждый, так как игра шла на деньги.

 

Вопрос 5. В начале XVII века в России с успехом прошли выступления талантливого актера. Слава его нарастала столь стремительно, что он даже сменил имя и стал уважительно называться Петром Ивановичем. А как его звали на родине?

Ответ.  Пульчинелла (или Полишинель), перебравшись в Россию, стал Петром Ивановичем Уксусовым— Петрушкой.

 

Вопрос 6. Старинная итальянская загадка: чем впереди короче, тем позади длиннее. Что это? Дайте самый общий ответ, не забывая классической латинской фразы.

Ответ.  Дорога, жизнь, жизненный путь.

 

Вопрос 7. Запишите, пожалуйста, следующие цифры: 1863 год — (1+10); 1958 год —? Замените знак вопроса цифрами.

Ответ.  (1+4+2+4) — знаменитая бразильская система расстановки футболистов, примененная впервые на чемпионате мира 1958 года.

 

Вопрос 8. Современники говорили о нем: «Уж ближе его к особе Государя никого нет. Он, единственный в государстве, может сидеть и перед сидящим, и перед стоящим государем императором». Чин его соответствовал чину полковника и назывался императорский лейб… Назовите его чин полностью.

Ответ.  Императорский лейб‑ кучер.

 

Вопрос 9. Известно, как остра сейчас в большом спорте проблема допинга. В Древней Греции, оказывается, также существовала эта проблема. Были и свои виды допинга, был и свой допинг‑ контроль. А как могли судьи на Олимпиадах проверить, употреблял ли атлет непосредственно перед началом соревнований одно из самых сильнодействующих средств того времени?

Ответ.  Обонянием, так как запах чеснока трудно заглушить.

 

Вопрос 10. Марии 24 года. Она вдвое старше, чем была Анна, когда Марии было столько лет, сколько Анне теперь. Сколько лет Анне теперь?

Ответ.  18 лет.

 

Вопрос 11. В 1762 году англичанин Джеймс Додсон создал так называемые «таблицы жизни», исследовав записи церковных книг и изучив немало сельских кладбищ. Этим он положил начало бизнесу, который стал сейчас на Западе одним из самых прибыльных занятий (естественно, для тех, кто им занимается, а не для тех, кто этим пользуется). А какой вид бизнеса возник в результате исследований Джеймса Додсона?

Ответ.   Страхование жизни (сначала по старости, а затем и другие виды).

 

Вопрос 12. Всего их пятьдесят две, или 4 по 13. Иногда к ним добавляют еще две, иногда отнимают 16, а то и 20. О чем идет речь?

Ответ.   Игральные карты— 52листа, 4масти по 13карт, к которым добавляются 2 джокера.

 

Игра должна быть проведена по всем правилам — ответы на вопросы команды сдают в письменном виде, очень строго осуществляется контроль времени, жестко требуется формулировка ответа, совпадающая по форме с заданным вопросом.

После окончания игры необходимо провести итоговый разбор вопросов и ответов, подвести итоги сезона, похвалить команды, капитанов, игроков и попрощаться до следующего сезона.

 

Невозможно в столь короткой статье передать весь накопленный в нашем клубе опыт организации занятий, тем более что у каждого тренера свой почерк, свои взгляды на тренировочный процесс, своя методика создания и подготовки команд, но надеюсь, что отдельные рекомендации помогут вам начать занятия с детьми, которые хотят играть в интеллектуальные игры. Потому что для этого нужно только желание детей. А все остальное решают личные качества тренера: общение с детьми на равных, открытость, искренняя заинтересованность, профессионализм, артистизм…

В. Белкин

 

 

Типовой регламент турнира по игре «Что? Где? Когда? »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...