Фирма. Виды фирм. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
В условиях рыночной экономики важным моментом является развитие предпринимательства. Оно охватывает своим влиянием все ведущие страны мира и активно распространяется в России. Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и первоначально ассоциировалось с понятием «собственник». По мнению А. Смита, в лице предпринимателя соединяются «собственник» и «производитель». Однако такая совместимость имеет место только в мелкотоварном производстве. Наиболее обстоятельно проблему предпринимательства исследовал Й. Шум-петер. В его работе «Теория экономического развития» (1912 г.) сформулированы важнейшие проблемы, связанные с требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности. Многие из них являются актуальными и в современных условиях. Какие виды деятельности способствуют успеху предпринимательства? По мнению Й. Шумпетера, к ним прежде всего относится изготовление нового, неизвестного потребителям блага, предполагающее: ♦ освоение нового рынка сбыта; ♦ получение нового источника сбыта; ♦ проведение реорганизации, обеспечивающей конкурентоспособность производства. В этой связи предлагаются, во-первых, пути реализации новых комбинаций, главными из которых называются конкуренция с имеющимися товарами, учет конъюнктуры; во-вторых, изыскание денежных средств (собственные доходы, получение кредитов, использование потребительских займов, привлечение банкиров, которые должны выступать производителями). Существует несколько трактовок определения фирмы, обусловленных существованием нескольких теорий фирмы, таких как: 1) традиционная теория фирмы; 2) теория фирмы Р. Коуза; 3) менеджеральная теория фирмы;
4) поведенческие теории фирмы. Основу традиционной теории фирмы составляют следующие допущения: 1) с о б с т в е н н и к и о с у щ е с т в л я ю т е ж е д н е в н ы й операционный контроль и управление делами фирмы; 2) единственным желанием собственников фирмы является максимизация прибыли. Принципы теории фирмы Р. Коуза состоят в следующем: 1) по мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться. Должна быть достигнута точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынк е, или издержк ам организации других предпринимателей; 2) существует вероятность того, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они с о з д а в а л и н а и б о л ь ш у ю с т о и м о с т ь. Е с л и предпринимателю не удается извлечь максимальную пользу из факторов производства, должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного и с п ол ь з о в а н и я р е с у р с о в р а в н я ют с я и зд е р ж к а м трансакций обмена на открытом рынке или потерям, возникающим в случае организации этой трансакции другим предпринимателем; 3) цена реализации одного или более фактора п р о и з в од с т в а м о ж ет р а с т и, т а к к а к отд ел ь н ы е преимущества мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы. В основу менеджеральной теории фирмы положены следующие принципы: 1) максимизация прибыли при равенстве предельных издержек предельному доходу; 2) о п е р а т и в н о е у п р а в л е н и е о с у щ е с т в л я е т с я профессиональными менеджерами; 3) главная цель менеджеров - максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Данные теории основаны на том, что фирма преследует одну цель. Поведенческие теории фирмы исходят из того, что фирма
о д н о в р е м е н н о п р е с л е д у ет с о в о к у п н о с т ь ц ел е й (интересов), таких как: 1) интересы рабочих, стремящихся к высокой оплате труда, хорошим условиям труда, технологической б е з о п а с н о с т и, п о в ы ш е н и ю к в а л и ф и к а ц и и и профессиональному росту и т.д.; 2) интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов и т.д.; 3) и н т е р е с ы а к ц и о н е р о в, ж ел а ю щ и х п о л у ч и т ь максимально высокие дивиденды; 4) интересы высшего руководства фирмы, которое с т р е м и т с я ул у ч ш и т ь э к о н о м и ч е с к и е п о к а з ат ел и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, укрепить конкурентные позиции фирмы на рынке. Различают три основных вида предпринимательства: производственное; коммерческое и финансовое. Производственное предпринимательство осуществляется в основном в фазе производства и выступает в виде выпуска товаров и услуг с последующей их реализацией. При этом главным объектом предпринимательства является сфера производства, а реализация произведенных продуктов имеет дополнительное, второстепенное значение, хотя сбыт продукции, установление связей между производителями и потребителями имеют важное значение. Отличительная особенность коммерческого предпринимательства заключается в том, что оно осуществляется в фазе обмена и основывается на товарно-денежных, торгово-обменных операциях и сделках. Коммерческое предпринимательство основывается на двух основных принципах: во-первых, продажная цена товара должна быть выше покупной цены, за счет чего покрываются расходы (издержки), связанные с приобретением и реализацией продуктов, и создается определенная прибыль; во-вторых, коммерческая сделка будет иметь место только в том случае, если на данный товар имеется спрос. Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого с той разницей, что объектом купли-продажи выступает специфический товар в виде денег, валюты, ценных бумаг. Предпринимательская деятельность сводится к поиску и привлечению потенциальных покупателей денег или ценных бумаг, к анализу движения их номинальной стоимости, к выявлению потребностей в кредитах. Агентами рынка денег и ценных бумаг выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия и организации, а также отдельные граждане. Следует различать «здоровую» и «нездоровую» предпринимательскую деятельность. «Здоровое» предпринимательство проявляется в виде хозяйственной инициативы, которая дает обществу определенный экономический эффект. «Нездоровое» предпринимательство связано с деятельностью, которая приносит нетрудовые доходы (деятельность спекулятивных элементов в торгово-посреднической деятельности, проведение операций криминогенного характера, выполнение авантюрных операций типа («не обманешь – не продашь»).
Кроме названных выше можно выделить также инновационное предпринимательство, посредническое, страховое и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|