Семантическая интерпретация
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» Эти практические рекомендации психологу базируются на сопоставлении данных, полученных при обследовании репрезентативных групп с помощью комплекса психодиагностических методик, в том числе и метода объективного наблюдения. Тест «Несуществующее животное» не являлся основой диагностики — исследование проводилось с использованием теста М. Люшера, теста восьми влечений Сонди и его модификации, других тестов. Советы · Можно предложить испытуемому расположить лист бумаги, как ему удобно, — вертикально или горизонтально. Лучше всего вообще не упоминать об этом, а целенаправленно наблюдать за выполнением теста. · Необходимо помнить, что данный тест эффективнее использовать индивидуально. Инструкция · Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем. · Можно предложить в конце тестирования определить пол животного: «Напишите, какого пола ваше животное, — мужского, женского или среднего?»
Этапы интерпретации · Общее впечатление. · Семантическая интерпретация. · Графологические признаки. · Содержательные признаки. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек — агрессор, либо — обижен и ему угрожают, либо — нейтрален. Это первое впечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительном обследовании. Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень самораспространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого. Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных, символизируют тенденцию к сокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Последнее может иметь несколько причин. Во-первых, нежелание обследуемого общаться с вами: он видит в вас представителя администрации. Выход из ситуации очень прост — разъяснить, кто такие психологи и чем они занимаются. Во-вторых, во многих случаях это может быть связано с некоторыми стереотипами (ассоциации с учителем и т.д.). Если это так, то следует задуматься над тем, кто обследуемого заставил так думать. В-третьих, какие-то серьезные проблемы клиента, вплоть до наличия у него психических отклонений. Тогда необходимы консультация психиатра или повторное обследование с помощью другой, невербальной методики (например, теста восьми влечений Сонди). В случае, когда клиент хочет уйти от обследования, но после небольших разъяснений все-таки выполняет тест, результат его не очень убедителен. Примерами такого случая могут быть рисунки 1А и1Б.
По рисунку 1А клиенту была дана определенная характеристика. Она подтвердилась в процессе дальнейшего обследования. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Здесь анализируется положение рисунка на листе, его направленность, общая динамика. В норме рисунок расположен в центре листа или чуть левее и выше. Однако необходимо помнить, что норма — это понятие относительное.
Если рисунок расположен слева на листе, то для обследуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Клиент — сильно алкоголизированная личность. При первичном обследовании был поставлен психологический диагноз о склонности к самоубийству. При дальнейшем обследовании подтвердился факт совершения суицидального поступка в условиях семьи. Проведена профилактическая и коррекционная работа. Основная причина суицидального поведения: фиксация на подсознательном уровне стереотипа об агрессивности отца по отношению к матери и обоих родителей — к нему. ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Интерпретируются прерывность линий и степень нажима. Слабый нажим (паутинообразные линии) — астения. Сильный (жирные линии) — тревожность, импульсивность. . Клиент: возраст 18 лет. Обратилась с повышенной тревожностью. В ходе приема выяснилось, что тревожность носит ситуативный характер. Причиной ситуативной тревожности является агрессивная обстановка в семье. После проведения психологических коррекционных мероприятий ситуативная тревожность перестала беспокоить девушку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|