Характеристика внешней и внутренней среды организации. Анализ среды организации. Методы оценки среды.
Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления. Факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия. Среда прямого воздействия Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации: необходимые производственные ресурсы, необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы: • конечные потребители, или население; • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства; • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи; • государство, как хозяйствующий субъект. Конкуренты – это не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Coca-Cola и Pepsi-Cola;Coca-Cola и пиво Балтика). Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.).
Некоторые общественные организации также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. Состояние законодательства характеризуется сложностью и подвижностью, а зачастую даже неопределенностью. Под средой косвенного воздействияпонимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Экономические факторы. Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Политические факторы. Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, приемы лоббирования интересов. Социокультурные факторы. При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит, жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения американского "индивидуалистическом" подходе и японского "семейном" подходе.
Научно-технический прогресс. Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Международные факторы. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. В целом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом. 1. Существует взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного фактора будет действовать на другие. 2. Среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее с ложност ь. 3. Среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности. 4. Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений. Внутренняя среда. К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей. 1. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. 2. В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д.
3. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. 4. Следующей внутренней переменной является технология. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж - как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. 5. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации: • поведение индивидов; • поведение людей в группах; • характер поведения руководителя. Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов. • Способности человека. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением. • Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации. • Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника. • Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации. • Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|