Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УМК относится к основным средствам.

Билет № 19

Средства обучения ИЯ

Данная категория методики отвечает на вопрос «С пом. чего обучать ИЯ?» Под средствами понимают то, что оказывает помощь в пр-се изучен./обучен.ИЯ в классе и дома.

Средства призваны:

-Оказ. помощь Рs при изуч., запомин., тренир., примен. нов. мат-ла

-Облегчить деят-ть Т при объясн., активиз., систем. нов. мат-ла и его к-ля

-Осуществить связь пр-сса об-я с учебной программой

-Соответствовать требованиям программы и стандарта

-Способствовать достижению максимально выс.методической эффект-ти

 

Анализ методической литературы, учебников, учебных пособий позволяет классифициро­вать средства обучения, по крайней мере, по четырем аспектам: во-первых, по их роли в учебно-воспитательном процессе: на ос­новные и вспомогательные; во-вторых, по адресату: для учителя и для учащихся; в-третьих, по каналу связи: на слуховые (звуко­вые), зрительные, зрительно-слуховые; в-четвертых, по использова­нию техники: технические и нетехнические.

Сегодня перед Ts стоит проблема – как выбрать из огромного кол-ва предлагаемых ср-в обучения те, кот. помогут оптимизировать пр-сс обучения, принесут пользу, а не вред.

 
 

 

 


Стандарт

Стандарт — документ, отражающий основную концепцию образования применительно к конкретному предмету (иностранный язык). Стандарт определяет конечные требования к уровню владения иностранным языком в том или ином виде речевой деятельности (attainment targets), а также промежуточные требования к уровню обученности учащихся на различных этапах.

В настоящее время в России термин используется в основном применительно к средней общеобразовательной школе. Выделяются государственные и региональные стандарты, многие из которых разработаны недавно и являются экспериментальными. Стандарты отражают основные направления обучения и включают в себя следующие компоненты:

• цели и задачи обучения, конечные требования к уровню владения языком;

• общая характеристика содержания обучения (более подробно разрабатывается в учебных программах по каждому предмету учебного плана);

• характеристика используемого материала;

• характеристика упражнений, заданий и приемов, рекомендуемых для использования в процессе обучения;

• контроль результатов обучения и их оценка учащимися.

Государственный образовательный стандарт — утвержденный государством нормативный документ, определяющий обязательный минимум требований к образованию и содержанию обучения; описывает цели и задачи обучения, включает в себя перечень умений и навыков, на достижение которых направлено образование, устанавливает максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Наличие такого документа означает, что школа и государство в целом берут на себя обязательство по обеспечению учащихся соответствующей подготовкой.

«Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования» (Стандарты 1995, с. 10). Применительно к иностранному языку Госстандарт отражает конечные требования к уровню владения иностранным языком (attainment targets) в различных типах учебных заведений.

На основании Госстандарта разрабатываются региональные стандарты и образовательные программы для разных типов школ, высших и средних специальных учебных заведений, которые в дальнейшем конкретизируются в учебных планах, программах и тематических планах. Государственный образовательный стандарт служит также ориентиром при написании учебников, разработке экзаменационных материалов, контрольных заданий и тестов.

В настоящее время в нашей стране придается большое значение разработке образовательных стандартов, что способствует обеспечению более высокого уровня образования и выработке отечественных документов, аналогичных общепринятым в странах Европейского Сообщества. Например, Государствен­ный стандарт для общеобразовательных школ Великобритании содержит разделы, которые соответствуют изучаемым предметам. В нем имеется раздел по иностранным языкам, представляющий собой типовой учебный план, на который опираются при разработке учебных программ.

Учебная программа

Учебная программа — рабочий документ, которым пользуется учебное заведение; является неотъемлемой частью учебного плана или образовательной программы (см. Curriculum, с. 65). Учебная программа может изменяться или корректироваться в зависимости от нужд и типа конкретного учебного заведения, изменения условий обучения. Учебная программа отражает работу того или иного подразделения в учебном заведении: в колледже, техникуме, университете и т.д.

В отличие от учебного плана, который отражает работу всего учебного заведения, программа посвящена вопросам преподавания одного предмета: подробно описывает содержание курса, приемы обучения и контроля, предусматривает определенные организационные формы обучения и дает характеристику используемых материалов. Программа представляет собой детализацию какой-либо части учебного плана и зависит от требований государственного стандарта.

Учебная программа, как правило, имеет определенные временные рамки, отражает последовательность процесса обучения и ориентирована на достижение конечных целей. Программа описывает содержание и объем работы с учетом специфики преподавания языка в определенных условиях, а также те методы и приемы, которые используются учителями и учащимися.

В зарубежной методике выделяется несколько типов программ (см. Туре of syllabus, с. 82), каждый из которых разрабатывается в соответствии с определенным методом или подходом к обучению языку, демонстрирует их основные положения и является практической реализацией этого метода или подхода.

Любая учебная программа реализует теоретические положения, которые лежат в ее основе, отражает содержание обучения и призвана быть практическим руководством, средством организации учебного процесса. В связи с этим принято говорить о трех уровнях программы:

• basic level — базисный, или теоретический, уровень,

• policy level — стратегический уровень, или уровень разработки,

• practical action level — уровень практического применения (Stern 1992 pp. 23-39).

Типовая учебная программа состоит из нескольких разделов, которые строятся в произвольной форме. Программа сопровождается объяснительной запиской, в которой описываются условия обучения, методические принципы, подход или метод, лежащий в основе программы, дается теоретическое обоснование и определяются принципы отбора содержания обучения и организации процесса обучения.

В настоящее время нет единого мнения по вопросу о том, какие компоненты должны включаться в учебную программу. Существуют крайние точки зрения, в соответствии с которыми учебные программы либо повторяют «Книгу для учителя» и диктуют, что он должен делать на каждом уроке, либо вообще не разрабатываются заранее, а составляются в процессе обучения (см. Negotiated syllabus, с. 83).

Многие зарубежные методисты (Johnson 1982; Yalden 1987, 1995; Nunan 1994) сходятся во мнении, что программа должна включать в себя следующие разделы:

• цели и задачи обучения (см. Aims, с. 73; Objectives, с. 74);

• содержание, языковой и речевой материал, который может быть представлен по-разному в зависимости от подхода и принципов обучения (см. Content, с. 77);

• упражнения, задания и приемы обучения и учения, которые используются учителем и учащимися (см. гл. 4);

• требования к уровню владения видами речевой деятельности на разных этапах обучения (см. Objectives, с. 74; Graded objectives, с. 76);

• различные виды и формы контроля и оценки уровня обученности, включая самооценку и самоконтроль (см. гл. 6);

• используемые материалы.

Примером типовой программы по английскому языку может служить «Пороговый уровень» (см. Threshold level, с. 70), который в настоящее время используется в качестве ориентира и справочного материала при разработке программ.

Книга для учителя

Остановимся на некоторых из средств обучения и прежде всего на книге для учителя, в которой раскрывается: где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точке» учебно-воспитательного процесса. В структуру книги для учителя входит: вводная часть, почетвертное и поурочное планирование, приложение. Что касается рас­пределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал, В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и долх-сен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, на которой построен УМК. Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях, исходя из:

— индивидуальности учителя, его личностных свойств, стиля деятельности, способностей, черт характера, методической культуры, знаний о составляющих учебный процесс, опыта, профессиональных умений; — состава и особенностей группы, инициативности каждого и коллектива в целом, наличия сильных, средних, слабых учащихся, того, что они знают, могут и умеют по этому предмету; — мотивации изучения иностранного языка: высокой, средней низкой; — того, что группа в делом больше любит: слушать иноязычную речь, говорить, читать, писать на иностранном языке; __ того, что труднее дается: понимание речи на слух, связное высказывание, беседа, чтение, письмо; — уровня общего развития учащихся группы, круга их интересов и увлечений и т. д.; — материально-технической базы, которая есть в школе, и того, что имеет учитель в своем распоряжении.

В истории советской методики книга для учителя впервые появи­лась в шестидесятые годы в общеобразовательной школе (в школе с углубленным изучением иностранного языка позже), и с тех пор ее структура мало менялась. Если и вносились изменения, то главным образом по конкретизации, уточнению некоторых положений. Было затрачено много усилий на внедрение этого пособия в работу учителя, на то, чтобы через эту книгу реализовать концепцию авторов в учебно-воспитательном процессе. Книга для учителя призвана помогать учителю полнее раскрывать возможности УМК и способствовать повышению его профессионального мастерства и, в первую очередь, методической грамотности.

 

Помимо основных назовем вспомогательные: для учителя — методическая, дидактическая, педагогическая литерату­ра, включая журнал «Иностранные языки в школе», а также лите­ратура по языку и на преподаваемом языке.

 

Основными для учащихся являютя учебник, книга для чтения, граммати­ческий справочник, словари; по этапам обучения — комплекты картинок, аппликации, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинокольцовки, грамзаписи, лингафонный практикум (начальный и средний этапы); звукозаписи, кинофильмы, таблицы и другие (старший этап).

Вспомогательные: др. УМК, кот. используются лишь частично, книжки для чтения, не входящие в УМК, пособия в помощь изучаю­щим ИЯ, газеты на соответствующем языке; транспаранты (кодоматериалы), средства, изготовляемые силами учащихся и учителем, различные видео и аудио материалы, сборники языковых и речевых игр для различных этапов об-я, компьютерные программы, таблицы и схемы, карточки, картинки, музыка и песни, рифмовки и стихи, т.е. все, что доп.базовый УМК.

УМК относится к основным средствам.

Состав УМК м. варьироваться, но у него есть инвариантная часть. Существует большой выбор УМК, ориентирован.на различные модели об-я ИЯ. Чем руководствуется Т при их выборе:

-Является ли этот курс полным УМК или к нему необходимо подбирать недостающий компонент;

-Соответствует ли данный курс требованиям отечественной федеральной/региональной программам по ИЯ;

-Соотв. ли он возрасту Ps, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям;

-Развивает ли курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокульт.умения в разл.видах речевой деятельности;

-Обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования ест. языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

-Доступен ли данный курс Т и Рs.

Если Т не частный репетитор, то выбор УМК и др.базовых ср-в об-я явл. прерогативой школы. Уровень подготовки Рs должен соотв.гос.программным требованиям (ситуация с переездом в др.город).

Идеального курса нет, но существует огромное кол-во уч.пособий, среди кот. Т-профессионал может найти нужные ему материалы или составить свои.

Еще в 1961г. отмечалось, что ср-ва об-я должны компенсировать отсутствие иноязычной среды, усилить мотивацию об-я и поднять интерес к предмету. Возникла идея о создании целой системы ср-в об-я, т.е. УМКомплекса. В состав УМК входило более 10 элементов: учебник, книга для Т, книга для чтения, набор грампластинок (позже аудиокассет), грамматические таблицы, набор картинок, аппликации для фланелеграфа, диафильмы, киноырагменты, лингафонный практикум, кот.состоит из книги для Т, иллюстраций и пластинки. Часть из этих ср-в находится в руках Т, часть у Р. Все компоненты взаимосвязаны между собой, в особенно книга для Т и учебник.

Современный УМК – это сложный комплекс, компоненты кот.находятся в тесном многостороннем взаимодействии. Соврем. УМК значительно редуцирован по сравнению с УМК прошлого. Сейчас в состав входят: учебник, книга для Т, книга для чтения, рабочая тетрадь (на печатной основе), набор аудиокассет.

Современный УМК западного образца или иностранного пр-ва: учебник (Course book, Student’s book), книга для Т (Teacher’s book), комплект кассет, комплект CD, рабочая тетрадь (Work book), книги для углубленной подготовки к экзамену (Exam maximizer), видеокурс (кн.для Т+раб.тетр.+видеокассеты), комплект контрольных заданий или тестов (Test book), комплект ответов к учебнику и раб.тетр.

Ср-ва об-я, входящие в состав УМК можно считать основными. Все остальные – вспомогательными. Вспом.призваны конкретизировать и дополнять сод-ие учебника (таблицы, схемы, словари, грам.справочники и книги для дом.чтения).

Учебник – это основное ср-во об-я, кот. содержит языковой материал (лексич., грам., фонет.), образцы устной и письменной речи для форм-ия ЗУН, обеспечивающих возм-ть пользоваться языком в различных сферах деятельности. Пр-пы составления учебника:

- достат.сод-ие учебника для достижения целей об-я

-доступн.представление мат-ла для усвоения Рs в определенное время.

Содержательные компоненты учебника: Фонет мат-л (звуки, ритмика и интонация), лексич.мат-л (лекс min, подлежащ. рецептивному/продуктивному усвоению), грам.мат-л (модели предложений, реч.образцы и правила употребления), социокультурн.мат-л (сведения о стране изучаемого языка), тексты (для аудир., чтения), комментарии к текстам (сноски), упр-я (яз., реч.,условно-речевые), словарь, наглядность.

Книга для Т сод. метод.комментарий к учебнику. В ней даются рекомендации по исп-ию приемов и форм об-я, сп-бов организации пед.пр-сса. Это способствует не т. облегч. пр-сса подготовки к уроку, но и повыш. общего ур-ня преподавания и метод.граммотности Т. Необходим творческий подход Т к рекомендациям авторов учебника, кот.не расходятся с общей метод. установкой УМК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...