по дисциплине: «БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 5
Выполнил:
Проверил:
Воронеж – 2010
Содержание 1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией…………………………………………………………………...…3-13 2.Приказа об учетной политике хозяйствующего субъекта….……………...14-30 3. Вариант практической ситуации № 5………………………………...……..31-34 Список использованной литературы………………………………………….…...35
1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией Развития рыночной экономики в России приводят к постоянному изменению законодательства, регулирующего рыночные отношения. Вводятся в действие новые стандарты по бухгалтерскому учету, принимаются новые законы по налогообложению организаций, вносятся изменения в такие документы, как Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Кодекс административных нарушений РФ, Уголовный кодекс РФ. Развитие экономики и постоянное усложнение деятельности юридических лиц стимулирует развитие бухгалтерского дела. Под организацией бухгалтерского дела понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов организации. Структура управления организацией является упорядоченная совокупность специализированных функциональных служб и производственных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Бухгалтерская служба является структурной единицей организации, выполняющей функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета.
Бухгалтерская службаявляется единственный источник поставки документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, хозяйственных процессах и результатах деятельности, долговых обязательствах, расчетах и претензиях. Учетная информация позволяет реализовать следующие функции управления. 1. Планирование. Бухгалтерская служба участвует: в разработке перспективных планов организации при планировании выпуска новой продукции и освоении новых рынков сбыта; определении ценовой политики с целью получения прибыли при наименьших издержках производства; установлении инвестиционной, финансовой политики; составлении краткосрочных планов; предоставлении управляющим достоверной информации о финансовом положении организации. 2. Контроль.Бухгалтерская служба предоставляет информацию о достигнутых результатах на основе сравнительного анализа фактических и запланированных показателей. 3. Оценка.Формируемая на основе бухгалтерских данных финансовая отчетность позволяет понять, были ли решены поставленные задачи и достигнуты намеченные цели. Бухгалтерский учет выступает инструментом контроля за сохранностью собственности организации и способствуя рациональной организации учетной работы. Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» полная ответственность за деятельность бухгалтерской службы лежит на руководителе организации, так как в соответствии со ст. 53 ГК РФ именно лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, несет имущественную ответственность.
Законом предусмотрено четыре варианта формы организации ведения бухгалтерского учета: 1) учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером; 2) введение в штат должности бухгалтера; 3) передача на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; 4) ведение бухгалтерского учета лично. В случае значительного объема учетной работы и при наличии трех и более бухгалтеров на предприятии учреждается структурное подразделение - бухгалтерская служба. Деятельность бухгалтерской службы предприятия должна строиться на основании Положения о бухгалтерии, которое составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В зависимости от характера и объемов деятельности учреждения, численности персонала учреждения и других факторов организационная структура бухгалтерии может быть: 1. Линейная (иерархическая). Прямое подчинение работников бухгалтерской службы ее руководителю - главному бухгалтеру. При этом аппарат бухгалтерской службы делится на группы учета согласно основным объектам учета. Этот тип организационной структуры характерен для организаций с незначительным объемом деятельности и численностью работников аппарата бухгалтерии до 15 человек. 2. Вертикальная. Характеризуется наличием промежуточных звеньев - секторов, которые включают в себя группы. Руководители секторов являются заместителями главного бухгалтера. В рамках бухгалтерской службы формируются расчетный и материальный сектора, а в пределах каждого из них образуются соответствующие группы. Этот тип организационной структуры характерен для сравнительно крупных бухгалтерских служб, численность работников которых составляет от 25 до 30 человек. 3. Комбинированная (функциональная). Характерным является значительный объем работы бухгалтерской службы. Комбинированный тип применяется в министерствах, ведомствах, других органах центральной исполнительной власти. В таких условиях объективно логичной является передача части прав главного бухгалтера заместителям или руководителям секторов.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: 1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. 2. Ввести в штат должность бухгалтера. 3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. 4. Вести бухгалтерский учет лично. Формирование структурных связей бухгалтерской службы является одним из важнейших направлений организации работы аппарата бухгалтерии. Указанный процесс напрямую связан с разработкой и утверждением системы должностей по штатному расписанию. Количество штатных единиц будет определяться объемом деятельности организации и ее финансовыми возможностями. Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации, для чего разрабатываются должностные инструкции. Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерской службы в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или неотражения отдельных хозяйственных операций. Существуют функции в отношении ведения бухгалтерского учета: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. Организационная функция: - разработка и актуализация организационной структуры бухгалтерской службы; - распределение полномочий и ответственности в системе бухгалтерского учета. Методологическая функция: - разработка учетной политики организации; - разработка плана счетов и системы аналитического учета; - разработка первичных учетных бухгалтерских документов и регистров учета; - разработка схем отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с начислением и уплатой налогов и т.д.
Аналитическая функция: - контроль за договорной работой общества с целью выявления операций, приводящих к изменению схемы бухгалтерского учета; - постоянный мониторинг бухгалтерского законодательства с целью своевременного выявления норм, создающих новые или изменяющих прежние нормы учета, принятые в организации. Учетная функция: - ведение бухгалтерского учета (фиксация, сбор и обработка информации); - внесение изменений в бухгалтерский учет по актам проверки внутренних и внешних контролирующих органов. Контрольная функция: - контроль соблюдения порядка документооборота; - контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденным бюджетом, бизнес-планом; Отчетная функция: - формирование и предоставление бухгалтерской отчетности. Исполнительская функция - исполнение обязательств организации (в том числе налоговых) по расчетам с третьими лицами. Архивная функция - обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива в установленном порядке, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определяемых законом «О бухгалтерском учете»: 1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. 2. Организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ. 3. Оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Рациональная организация бухгалтерского учета – это система элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности предприятия и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов. Основные элементы и средства системы организации бухгалтерского учета: 1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета; 2. Регистры бухгалтерского учета; 3. Первичные учетные документы; 4. Внутренняя бухгалтерская отчетность; 5.Документооборот; 6. Использование средств механизации и автоматизации учета; 7. Построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.
Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Он обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля – внутренний аудит. Влияние на организацию бухгалтерской службы оказывают масштабы и структура организации, а также осуществляемые виды деятельности. Организациям, имеющим сеть филиалов, необходимо решать вопрос о централизации или децентрализации учетной работы, а соответственно о распределении полномочий и ответственности между бухгалтериями головного подразделения и филиалов. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов РФ и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Согласно п.3 ст.8 и ст.6 Закона РФ «О бухгалтерском учете», организация непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет. Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета является: изучение организации, законоположений и инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности; установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата. Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных; корректировке специализированных документов – регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности. Организация бухгалтерского дела на предприятии предполагает: - разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); - составление графика документооборота организации; - создание номенклатуры дел и организацию хранения документов; - формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации); - создание технологии обработки получаемой информации (переменяемая форма ведение учетного процесса). Рациональное распределение труда между работниками бухгалтерии означает составление перечня учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление норм времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета: 1. План документации – перечень необходимых документов, график документооборота. 2. План инвентаризации – порядок, сроки и количество проведения инвентаризаций. 3. План отчетности – определяют калькуляционный период определения финансовых результатов, сроки составления и представления отчетности. 4. План технического оформления учета – определяется форма бухгалтерского учета. 5. План организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии – определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия по повышению их квалификации. 6. План (проект) корреспонденции счетов рабочего плана счетов. 7. План проверок и ревизий. 8. Организация бухгалтерского архива. В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции или занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерской службой должны выполняться операции: 1. Кассовые. 2. Расчеты с работниками по оплате труда. 3. Материально-производственных запасов. 4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками. 5. Расчеты с покупателями и заказчиками. 6. Расчеты с бюджетом по налогам и сборам. 7. Учет производственных затрат и издержек обращения. В крупных организациях практикуется разработка и утверждение внутреннего распорядительного документа, в котором определяются объем работ по подготовке отчетных данных, сроки выполнения работ и ответственный за выполнение по каждому рабочему месту. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации, подчиняется непосредственно ему. Основные права и обязанности главного бухгалтера определены ст.7 ФЗ «О бухгалтерском учете». По российскому законодательству главный бухгалтер: 1) отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности; 2) обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств организации, соответствие законодательству осуществляемых фактов хозяйственной деятельности; 3) дает всем работникам организации обязательные для выполнения указания по документальному оформлению фактов хозяйственной деятельности и представлению для учета необходимых документов, отчетов, иных сведений. За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. На должность главного бухгалтера обычно принимается лицо с высшим экономическим образованием, желательно, чтобы это лицо прошло аттестацию на звание профессионального бухгалтера. При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а при его отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса. Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки бухгалтерского учета и отчетности. На время отсутствия главного бухгалтера права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего – к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по организации. Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий: финансовой (общей) и управленческой (аналитической, промышленной). Финансовой бухгалтерией решаются проблемы взаимоотношений фирмы с государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и др. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения фирмы, оценкой статей актива и пассива баланса, размеров прибыли, направлениями ее использования. Управленческая (аналитическая, промышленная) бухгалтерия направлена на решение внутренних проблем, связанных с повышением эффективности работы в разрезе центров ответственности, сегментов деятельности. В управленческой бухгалтерии организуется синтетический и аналитический учет движения материальных активов, готовой продукции, расчетов с рабочими и служащими. Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота. Возможны два варианта организации учетного процесса: централизованный; децентрализованный. При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где осуществляется ведение синтетического и аналитического учета на основании первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию фактов хозяйственной деятельности. В случает децентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется ведение аналитического и синтетического учета, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае производит свод балансов подразделений, осуществляет консолидацию баланса и отчетности по организации, контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации. ПРИКАЗ Об учетной политике организации на 2010 год г. Воронеж 20.12.2009 ПРИКАЗЫВАЮ: 2. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками организации, ответственными за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов. 3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на специализированную организацию (аудиторскую фирму), ведущую на договорных началах бухгалтерский учет организации. 4. Утвердить формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы (приводится перечень форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы). 5. Утвердить график документооборота. 6. Признать утратившим силу Приказ от 25.12.2008 «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год». 7. Ввести в действие настоящий Приказ с 1 января 2010 г.
Генеральный директор Н.П. Миронов
Приложение № 1 к Приказу об учетной политике организации от 20.12.2009 г.
I. Организационно-технический раздел
II. Методическая часть 1.Учет основных средств
2. Учет нематериальных активов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|