Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учёт денежных средств на расчётных счетах

Учет денежных средств

1) Учёт денежных средств в кассе

2) Учёт денежных средств на расчётных счетах

3) Учёт денежных средств на валютных счетах

4) Учёт денежных средств на специальных счетах

5) Учёт переводов в пути

 

Нормативная база

1) Федеральный закон о бух учёте

2) Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 №173 ФЗ (редакция 22.07.2008 г.)

3) ПБУ 3 2206 года «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» от 27 ноября 2206 года № 154н (редакция 25.12.2007 г.).

4) Письмо центрального банка России «Порядок ведения кассовых операций в РФ» от 4 октября 1993 г. № 18 (редакция 26.02.1996)

5) Положение о безналичных расчётах в РФ от 3 октября 2002 г № 2-П (редакция 22.01.2008 г.)

6) План счетов бух учёта от 31 октября 2008 года № 94н

7) Методические указания о инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

 

3,4,5,6 – консультант плюс

 

Денежные средства организации находятся в кассе виде наличных денег и денежных документов, на счетах банков, в выставленных оккредитовых счетах, чековых книжках и т.д. Основными задачами бух учёта, денежных средств являются:

1. Точный, полный и своевременный учёт этих средств и операций по их движению

2. Контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием

3. Контроль за соблюдением кассовой и расчётно – платежной дисциплины

4. Выявление возможностей более рационального использования денежных средств

 

 

1. Учёт денежных средств в кассе

Для осуществления своей деятельности предприятию нужно иметь в кассе наличные денежные средства. Всеми операциями по приёму и выдачи денег из кассы занимается специально выделенное материально – ответственное лицо – кассир. Он несёт материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. При оформлении его на работу, составляется договор о полной материальной ответственности, по которому кассир принимает на себя ответственность за денежные суммы и прочие ценности в кассе. В противном случае кассир обязан возместить всю сумму ущерба. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. В случае внезапного прекращения работы кассиром, все ценности кассы предаются по акту другому лицу. Основным нормативным документом, регламентирующем порядок движения средств в кассе является инструкция «порядок ведения кассовых операций в РФ». Руководство предприятия обязано создавать необходимые условия для сохранности ценностей в кассе. В частности – помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны, посторонние лица в кассу не допускаются. Все ценности должны храниться в специальных несгораемых шкафах. По окончанию рабочего дня, кассир запирает шкафы и опечатывает их сургучной печатью. В кассе не должны храниться ценности, непранадлежащие предприятию. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах, установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов (выдачи авансов на командировки и других небольших платежей), превышение установленного лимита в кассе допускается в течение 3-х дней в период выдачи заработной платы. Суммы, превышающие лимит кассы подлежат сдаче в банк на расчётный счёт и оформляется документ – «Объявление на взнос наличными». Поступление денег в кассу и их выдачу оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций в ордерах записываются не только цифрами, но и прописью. В приходном кассовом ордере указывается, от кого поступают деньги, на какие цели или за что их вносят, сумму, дату. После приёма денег в кассу, плательщику выдают квитанцию за подписью главного (старшего) бухгалтера и кассира. Квитанция удостоверяет, что деньги действительно внесены в кассу. При получении денег из банка, квитанцию к ордеру не выписывают, в расходно – кассовом ордере указывают, кому, на какие цели или за что выданы деньги, сумму, дату. Выдачу денег по ордеру кассир удостоверяет своей подписью. Лицо, получившее деньги так же расписывается в ордере. Деньги по расходному кассовому ордеру выдают только в день его выписки. Не разрешается выдача расходного кассового ордера для получения денег из кассы на руки непосредственно получателю. При выдаче денег по расходно – кассовому ордеру, кассир должен тщательно проверить правильность его оформления, наличие и подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера организации. Наличие перечисленных в документе приложений. При несоблюдении хотя бы 1-го из этих требований, ордер к оплате не принимается. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру, кассир требует от получателя предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, № документа, место и дату его выдачи отмечают в расходном кассовом ордере. Все кассовые документы заполняются чернилами или пастой чётко, ясно, без каких либо помарок или исправлений. Исправления, даже оговоренные в кассовых документах, не допускаются. Приходные и расходные кассовые ордера в бухгалтерии нумеруют раздельно в порядковой последовательности от начала до конца года. На все кассовые документы, приложенные приходным и расходным кассовым ордерам после их исполнения, кассир ставит специальный штамп или надпись: «получено» на приходных документах и «оплачено» на расходных документах с указанием даты (число, месяц, год).

Все приходные и расходные кассовые ордера до подачи в кассу регистрируют в бухгалтерии в специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордерах бухгалтера. Журнал должен быть пронумерован и прошнурован.

Деньги из кассы выдают так же на основании платёжных ведомостей при выплате заработной платы. Расходный кассовый ордер оформляют на фактически выплаченную по ведомости общую сумму заработной платы. Против фамилии лиц, не получивших деньги, кассир ставит штамп или делает отметку от руки депонировано. На титульном листе платёжной ведомости делают надпись о фактически выплаченной сумме, а так же о сумме оставшейся неполученной и подлежащей депонированию. Движение денег в кассе, кассир учитывает в «Кассовой книге». В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По каждой операции записывают номер документа, от кого получены или кому выданы деньги и в какой сумме. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги оборотов по приходу и расходу и выводит остаток денег по кассе на следующий день. Записи в кассовой книге делают в 2-х экземплярах через копировальную бумагу. 2-й (отрывной) экземпляр кассир после выведения результатов за день передаёт в бухгалтерию в качестве отчёта о кассовых операциях за день. К отчёту прилагаются все поступившие в кассу за день документы. При небольшом объёме кассовых операций допускается сдача отчётов за несколько дней, но не реже 1 раза в 3-5 дней. Не реже 1 раза в месяц в каждой организации проводят ревизию (инвентаризацию) кассы с обязательным полным пересчётом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Для проведения инвентаризации руководитель назначает приказом специальную комиссию с обязательным включением в неё представителя бухгалтерии. При инвентаризации присутствие кассира обязательно. Движение денег в кассе в системе бухгалтерских счетов учитывается на активном счёте «50 – Касса». Счёт имеет 3 субсчёта:

- Касса организации

- Операционная касса

- Денежные документы

На 1-м субсчёты учитываются наличные денежные средства в кассе организации, на 2-м субсчёты учитывается наличие и движение денежных средств в кассе товарных контор и других организаций на транспорте. На 3-м субсчёте учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, оплаченные авиабилеты, путёвки и др. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на приобретение. По дебету счёта отражается поступление денег в кассу, по кредиту – расход.

Дебет: Кредит:

50 51 - получены деньги в кассу с расчётного счёта

 

Д: К:

50 71 – внесён остаток неиспользованных сумм подотчетными лицами

 

Д: К:

50 90 – оплачена наличными проданная продукция

 

50 73 – погашение займов и материального ущерба работниками

 

51 50 – сумма сверхлимита перечислена на расчётный счёт

 

60 50 - оплачена поставщику в пределах казанной суммы наличными

 

70 50 – выдана оплата труда

 

71 50 – выданы деньги в подотчёт

 

73 50 - выданы займы работникам

 

Регистрам бухгалтерского учёта, в которм отражаются отчёты кассира при журнально – ордерной форме учёта являются журнал – ордер №1, его используют для фиксирования кредитовых оборотов по счёту 50-му. Дебетовые обороты отражаются в ведомости №1, которая открывается к журналу – ордеру.

 

Учёт денежных средств на расчётных счетах

Для осуществления расчётов с организациями, бюджетом, фондами, каждое предприятие, находящееся на самостоятельном балансе открывает расчётный счёт в любом отделении любого коммерческого банка. С расчётного счёта банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчётов, а так же выдают средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, невнесённые в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, платежи по исполнительным листам и другие аналогичные платежи. При недостаточности денежных средств на счёте, их списание осуществляется в последовательности определённой гражданским кодексом РФ.

Предприятие может иметь несколько расчётных счетов в различных банках. В соответствии со статьей 23 пункта 2 1-й части налогового кодекса РФ организации обязаны в течение 10 дней сообщиь в налоговые органы об открытии расчётного счёта. Для открытия расчётного счёта предприятие представляет в банк следующие документы:

1) Заявление по установленной форме (подписывается руководителем и главным бухгалтером

2) Образцы подписей и оттиск печатей, заверенные нотариально.

3) Справку из налогового органа о регистрации в качестве плательщика.

4) Нотариально заверенные копии устава, учеридительного договора и регистрационного свидетельства.

5) Безналичные расчёты оформляются платёжными поручениями, требованиями или инкассовыми поручениями. По плтёжнм поручениям производится перечисление денежных средств с расчётного счёта предприятия на расчётный счёт получателя (расчёты с поставщиками) при перечислении налогов, взносов и т.п. Платёжные требованиявыписываются покупателем в оплату проданной продукции и передаётся в банк покупателя для снятия денежных средств с его оасчётного счёта и зачислениыя на счёт получателя. Инкассовые поручения используются для бесспорного списания денежных средств по решению судебных или налоговых органов. На основании предоставленных документов. Между банком и предприятием заключается договор на расчётно – кассовое обслуживание. В нём устанавливаются предмет договора, срок действия, ответственность сторон, финансовые взаимоотношения. В платёжных документах указываются следующие реквизиты: ИНН плательщика и получателя (10 знаков), номера расчётных счетов (20 знаков), БИК(9 знаков), корреспондентский счёт (20 знаков). В установленные сроки банк отчитывается перед предприятием путём предоставления выписки с лицевого счёта.

Поскольку для банка денежные средства с расчётных счетов предприятия являются источниками заёмных средств, в выписке поступления денежных средств на расчётный счёт отражается по кредиту списания по дебету. На основании выписки банка с приложенными к ней платёжными документами, производится запись в учётные регистры соответствующей формы. Для учёта наличия и движения денежных средств на расчётном счёте предусмотрен активный синтетический счёт 51 (расчётные счета), по дебету которого отражается поступление средств по кредиту перечисления другим организациям.

Д К Содержание хозяйственный операции
    Сдан остаток сверхлимитных денежны средств из кассы на расчётный счёт
    Зачислено на расчётный счёт выручка от покупателей за проданную продукция, оказанные работы услуги
  66.67 Зачислен на расчётный счёт краткосрочный или долгосрочный кредит или заём
    Зачислены на расчётный счёт штрафы, пенни, неустойки, а так же банковский процент по расчётному счёту
    Зачислено на расчётный счёт в погашение задолженности от прочих дебиторов и кредиторов (например, арендная плата)
    Получены безвозмездно денежные средства (благотворительные взносы)
    Перечислена с расчётного счёта в погашение задолженности поставщикам и прочие авансы  
    Перечислены с расчетного счета, штрафы, пени, неустойки, а так же расходы за расчётно- кассовое обслуживание (услуги) банка
66.67   Погашен краткосрочный или долгосрочный кредиь или заем
    Получены наличны е
     
     
     
     

 

 

На основании выписок банка кредитовые обороты пор счёту 51 заносятся в журнал – ордер №2, а дебитовые обороты в ведомость № 2.

 

3. учёт денежных средств на валютных счетах

Предприятие, осуществляющие внешне торговую деятельность могут открывать счета на каждый вид валюты. Для открытия валютного счёта в банк предоставляются те же документы, что и для открытия расчётного счёта и дополнительно договоры и контракты, подтверждающие внешнеэкономическую деятельность. На основании заявления и предъявленных документов, банк может открыть 2 валютных счёта, текущий и транзитный. Транзитный для зачисления валютной выручки, еёё продажи на внутреннем рынке и оплаты накладных расходов и текущей для учёта наличия и движения иностранной валюты. В соответсвии с положении о бухгалтерсокм учёте ПБУ 3 от 2006 года стоимость актива и обязательст организации, выраженная в иностранной валюте для отражения в бухгалтерском учёте и отчётности подлежит пересчёту в рубли по курсу центрального банка РФ, действующему на дату свершения операции в иностранной валюте. Дата совершения операции в иностранной валюте – это день возникновения у организации права в соответсвии с законодательством РФ или договором принять к бух учёту активы и обяхательства, которые являются результатом этой операции. Поскольку все валютные операции должны отражаться в 2-х оценках текущей валюте и по курсу центрального банка на дату совершения операции в связи с разнвсми оценками возникает кусовая разница. Курсовая разница – это разница между рублёвой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте на отчётную дату данного отчётного периода и отчётную дату предыдущего отчётного периода. Её отражение в учёте зависит от вида валютных операций: Текущую разницу относят на прочие доходы и расходы, связанные с уставным капиталом на добавочный капитал. Для учёта операций на валютных счетах применяется счёт 52 (валютные счтеа). По отношению к балансу счёт активный. Оборот по дебету показывает поступление денежных седств на валютные счета, по кредиту списание.К счёту открывается 2 субсчёта:

1. валютные счета внутри страны (текущие и (или) транзитный валютный счёт)

2. валютные счета за рубежом.

 

Транзитный валютный счёт открывается, если организация осуществляет экспортны опрации. Валютные операции оформляются. Такими же платжными документами как и по расчётному счёту. Банк предоставляет выписку с валютного счёта, в которой сумма по каждой операции записывается в соответсвующей валюте и рублёвом эквиваленте. Субсчёт 2 (валютные счета за рубежом) открывается организациями, которые имеют счета в банках за рубежом для содержания своих представительств, выполнения определенных работ. Средства с этих счетов используются для оплаты разходов, свзанных с осуществленим хозяйственной деятелььности за рубежом, операции осуществляются на основании выписок банков, которые являются документами аналитического учёта по счёту 52. Синтетический учёт ведётся в жрнале- ордере №2 по видам валю. Обобщаются в ведомости № 2. Корреспонденция отраженаааа положительная кусовая разница. Дебет 52 и кредит62 – зачислена валюта от экспертных операций на транзитнвый счёт, отраженны суммы апрлуцчкнных кредитов и займов в иностранной валюте. Поступление задолженности от различных иностранных дебиторов.. Отражена отрицательная курсовая зазница. Дебет 60 и ередит 52Погашена задолженность перед поставщиками за имортируемые товары и услуги. Выдана валюта ралтнику, напрвленному в служебную командировку за границу.

4.

Для хранения средств целевого назначения предприятие может открывать спциальные счета. Счёт 55 активный иммет следующие субстчета:

- аккредитивы – это форма разчётов с поставщиками и покупателями, при которой сумма, указываемая в договоре снимается с валютного или расчётного счёта и зачисляется на специальный счёт. При поступлении в банк платёжных документов,. Средства спиваются с нормального счета и переписываются на счет организации. Затем банк покупателя извещает банк поставщика об открытии покупателем окредидитива и его условием. После окончания срока депозита. Вложенная сумма возвращается на валютный или расчётный счёт, а сумма дохода учитывается как прочие доходы.

 

Корпоративные банковские карты. Банковская карта – именное платёжное средство, предназначенное для оплаты товаров или услуг, а так же получения наличных денег в банкоматах и банках. Корпоротивная банковская карта открывается на конкретного сотрудника. Несмотря на то, что при её открытии и дальнейшем использовании переводятся средства организации с её расчётного счёта, а не личные средства сотрудника. То есть практически сотрудник получает доступ к 1-му из счетов юридического лица.

 

 

Другие счета. На этом субсчёте учмтывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования: поступленя бюджетных средств, средств на содержание дошкольных учреждений от родителей и из других источников, средств на финансирование, капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счёта и т.д.

Дебет 55. 1 Кредит 51, 52, 66, 67 – выставлен аккредитив для расчётов с поставщиками

Дебет 55.2, Кредит 51, 52, 66, 67 – открыта чековая книжка для расчётов с поставщиками

Дебет 55.3, Кредит 51, 52 – перечислены денежные средства на депозитные счета.

Дебет 55.4, Кредит 51 – перечислены денежные средства на корпоративный карточный счёт

Дебет 71 Кредит 55.4 – отражено использование средств с карточного счёта на оплату

Дебет 55.3 Кредит 91 – отражение процентов и доходов по депозиту

Дебет 60, 76 Кредит 55 – погашение задолженности за полученные товары и услуги с использованием специального счёта в банке

Дебет 51, 52, 66, 67 Кредит 55.1 – возвращён неиспользованный остаток кредитива

Дебет 51, 52, 66, 67 Кредит 55.2 – закрыта чековая книжка

Дебет 51, 52 Кредит 55.3 – возвращены банком суммы вкладов

Журнал – ордер №3, ведомость 25

 

5.

Помимо денежных средств в кассе и на счетах в банке предприятия могут иметь денежные средства в пути, которые учитываются на счёте 57 – переводы в пути. На этом счёте отражаются денежные средства, внесённые в последний день месяца – вечерние кассы банка, а так же в обычные дни инкассатором, в почтовые отделения для зачисления на расчётный счёт либо другой счёт предприятия, но ещё не зачисленные по назначению, то есть пока находящиеся в пути

Счёт 57 – активный, основанием для принятия сумм к учёту являются: при сдаче выручки – квитанции кредитных организаций, почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. По суммам переведенным в выстоящие организации или другими предприятиями, - извещения (авизо) с указанием даты, номера поручения и наименование банка или почтовых отделений, принявших перечисление.

Дебет 57 Кредит 50 – внесена на счёт в банке выручка от продажи продукции в конце месяца ещё незачисленная на счёт

Дебет 57 Кредит 51 – перечислены денежные средства, незачисленные по назначению

Дебет 57 кредит 62, 76, 79 – покупатели, прочие дебиторы, внутренние подразделения, переведённые на отдельный баланс погасили задолженность денежным переводом, сумма которого ещё незачислена на расчётный счёт

Дебет 50 Кредит 57 – денежные средства, числищияся в пути поступили в кассу

Дебет 51 Кредит 57 – денежные средства числящиеся в пути, поступили на расчётный счёт

Дебет 62 Кредит 57 – погашена сумма задолженности по авансам покупателей, полученным путём перевода денежных средств, числившихся до этого в пути

Дебет 73 Кредит 57 – отнесены на виновных лиц потери денежных переводов (инкассированных сумм) согласно акту о выявленной недостаче

Аналитический учёт средств, числиывшихся в пути осуществляют в ведомости № 25. Для каждой суммы в ведомости отводят 1 строку, в которой в течение отчётного меяца отражают их движение. Дебитовый оборот и остаток на конец месяца. Кредитовый оборот по счёту 57 ведут в журнале – ордере № 3.

 

10. На субсчёте 76.1 отравжаются взаимоотношения с/х организации (страхователя) со страховой компанией (страховщиком) по страхованию имущества организации, а так же по индивидуальным. Эти отношения регулируются договорами страхования. При наступлении страхового случая (получении работником производственной травмы), предприятие должно составить акт о несчастном случае на производстве. Этот акт вместе с документами

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...