Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть. Урок как основная форма организации обучения в школе

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б. П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:

· комбинированные уроки;

· уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

· уроки закрепления и повторения знаний;

· уроки обобщения и систематизации изученного;

· уроки выработки и закрепления умений и навыков;

· уроки развивающего контроля (урок контроля ЗУН и урок коррекции ЗУН).

 

Примерная структура комбинированного урока:

1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности;

2. актуализация опорных знаний

3. изучение нового материала;

4. первичная проверка усвоения;

5. закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;

6. повторение ранее изученного;

7. контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8. задание на дом, инструктаж по его выполнению

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. Структура урока ознакомления с новым материалом:

1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности;

2. актуализация опорных знаний (повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового);

3. изучение нового материала;

4. проверка понимания и первичное закрепление знаний;

5. задание на дом, инструктаж по его выполнению;

На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов:

1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности;

2. проверка домашнего задания;

3. закрепление знаний в знакомой ситуации,

4. закрепление знаний в измененной ситуации, проблемные задания

5. задание на дом, инструктаж по его выполнению

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. Обучающиеся должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков:

1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности;

2. актуализация опорных знаний;

3. выполнение практических заданий и упражнений;

4. проверка выполнения самостоятельных работ;

5. задание на дом и его инструктаж.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. В уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности;

2. актуализация знаний

3. обобщение и систематизация знаний

4. применение знаний и умений;

5. контроль усвоения, коррекция ошибок

6. домашнее задание и его инструктаж

Уроки контроля позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Основной этап в структуре такого урока состоит из инструкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы учащихся по их выполнению. Структурные элементы:

1. формулирование цели урока, установление тематических рамок и мотивация к учебной деятельности;

2. актуализация знаний

3. выявление ЗУНов, проверка уровня сформированности у учащихся учебных действий

Урок коррекции соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе. Структура урока:

1. постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

2. итоги диагностики ЗУНов. Определение типичных ошибок, путей их устранения и совершенствования ЗУНов

3. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока и рефлексия.

Организационный этап предполагает создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы. Рефлексия учебной деятельности на уроке предполагает самооценку обучающимся своей деятельности, осознание целей дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...