Часть. Урок как основная форма организации обучения в школе
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный). В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов. Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б. П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет: · комбинированные уроки; · уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом; · уроки закрепления и повторения знаний; · уроки обобщения и систематизации изученного; · уроки выработки и закрепления умений и навыков; · уроки развивающего контроля (урок контроля ЗУН и урок коррекции ЗУН).
Примерная структура комбинированного урока: 1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности; 2. актуализация опорных знаний 3. изучение нового материала; 4. первичная проверка усвоения; 5. закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; 6. повторение ранее изученного; 7. контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 8. задание на дом, инструктаж по его выполнению Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. Структура урока ознакомления с новым материалом:
1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности; 2. актуализация опорных знаний (повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового); 3. изучение нового материала; 4. проверка понимания и первичное закрепление знаний; 5. задание на дом, инструктаж по его выполнению; На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: 1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности; 2. проверка домашнего задания; 3. закрепление знаний в знакомой ситуации, 4. закрепление знаний в измененной ситуации, проблемные задания 5. задание на дом, инструктаж по его выполнению С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. Обучающиеся должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: 1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности; 2. актуализация опорных знаний; 3. выполнение практических заданий и упражнений; 4. проверка выполнения самостоятельных работ; 5. задание на дом и его инструктаж. Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. В уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
1. формулирование темы, цели, задач урока и мотивация к учебной деятельности; 2. актуализация знаний 3. обобщение и систематизация знаний 4. применение знаний и умений; 5. контроль усвоения, коррекция ошибок 6. домашнее задание и его инструктаж Уроки контроля позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Основной этап в структуре такого урока состоит из инструкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы учащихся по их выполнению. Структурные элементы: 1. формулирование цели урока, установление тематических рамок и мотивация к учебной деятельности; 2. актуализация знаний 3. выявление ЗУНов, проверка уровня сформированности у учащихся учебных действий Урок коррекции соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе. Структура урока: 1. постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности 2. итоги диагностики ЗУНов. Определение типичных ошибок, путей их устранения и совершенствования ЗУНов 3. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока и рефлексия. Организационный этап предполагает создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы. Рефлексия учебной деятельности на уроке предполагает самооценку обучающимся своей деятельности, осознание целей дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|