Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и формы научного познания

Специфика научного познания. Отличие научного от обыденного познания действительности. Методы и формы научного познания.

Специфика научного познания

Философия науки (эпистемология, наукознание) как направление появилась во второй половине ХIХ века в рамках неклассической философии.

Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение новых знаний о сущности и законах объективного мира; совокупность объективно-истинных знаний о действительности, приведенных в целостную систему. В основаниях науки лежат идеалы, нормы и методы исследования; научная картина мира; философские идеи и принципы.

Как самостоятельный социокультурный феномен наука возникает в Новое время (XVI-XVII вв.) в эпоху становления капиталистического способа производства. В современном, постиндустриальном обществе наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.

Критерии научного знания: поиск истины; познание сущности явлений; обнаружение объективных законов действительности; доказательность, проверямость и обоснованность; системность знаний (упорядоченность); объективность; рациональность; теоретичность; практическая значимость результатов; использование специальных методов, методологическая рефлексия.

Принципы научного познания:

Согласно принципу верификации (лат. verus – истинный) научным может быть знание, которое прошло практическую проверку на опыте, т.е. нашло свое подтверждение в ходе эмпирической проверки.

Согласно принципу фальсификации (лат. falsus – ложный) научным может быть только утверждение, которое имеет возможность быть опровергнутым опытом, т.е. его ложность можно будет установить в ходе проверки.

Ненаучное знание. Ненаучное знание отличается от научного прежде всего тем, что носит несистематизированный, разрозненный характер, не формализовано и не описывает законы действительности. Виды ненаучного знания:

донаучное знание – знания, получаемые в повседневной жизни; знание, выступающее прототипом, предпосылкой возникновения научного знания.

обыденное знание – знание, опирающееся на здравый смысл, характеризующееся необязательностью предварительных систем доказательств.

паранаучное знание – знание, несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартами (к примеру, парапсихология, астрология, уфология).

квазинаучное знание – знание, обусловленное методами насилия и принуждения со стороны власть предержащих (идеологизированная наука).

лженаучное (псевдонаучное) знание – ошибочное знание, выступающее от имени науки, имитирующие ее черты и сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

антинаучное знание – утопичное знание, сознательно искажающее представления о действительности.

Наука включает в себя три основных раздела знания: естественнонаучное, научно-техническое и гуманитарное знание.

Концепции развития науки. Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, "почему" и "как" она развивается.

Согласно концепции интернализма развитие науки определяется внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализма развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление) развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. имеют место научные революции.

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.

Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т.Кун. И. Лакатос разработал концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ. Т. Кун разработал концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – "размножения теорий", условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

Отличие научного и обыденного познания

 

Методы и формы научного познания

Каждая наука имеет свои методы. Используемая в современном научном познании система методов столь же многообразна, как и сама наука.

Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Методы научного познания – совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.).

Принято выделять общенаучные и частные методы. Общие методы используются на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области. К ним относят наблюдение, эксперимент, классификацию и т. д. Частные методы – это методы той или иной конкретной науки (методы электронной микроскопии, описательный метод в биологии и т. д.). Следует отметить, что данное разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания научный метод может переходить из одной категории в другую.

Общенаучные методы применяются в любой сфере научного познания. Общенаучная значимость последних делает их предметом изучения и систематизации в рамках философской методологии.

Широко распространена классификация методов научного познания по уровню познания, к которому они принадлежат – эмпирическому или теоретическому.

К эмпирическому уровню научного познания относят все те методы, которые являются содержанием практического опыта (греч. empeiria – опыт) или непосредственным результатом его. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта и методы обработки и систематизации полученного знания.

Методы вычленения и исследования эмпирического объекта предполагают чувственный контакт исследователя с реально существующими объектами, которые становятся предметами опытного изучения.

Наблюдение – метод, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя. Наблюдение является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания.

Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном (длины, веса, температуры и т.п.).

Эксперимент – это метод, который характеризуется воздействием на объект исследования, активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс. Эксперимент сложнее наблюдения; с помощью него проверяются истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

Методы обработки и систематизации эмпирического знания предполагают работу исследователя с полученным эмпирическим знанием без непосредственного обращения к событиям действительности: упорядочивание полученных данных, обнаружение закономерных отношений, высказывание предположений о существовании этих отношений.

Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.д.) на составные части и изучение их по отдельности. Синтез – метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов и постижении целого в единстве. Анализ и синтез взаимно предполагают и дополняют друг друга, поэтому часто говорят об аналитико-синтетическом методе; в конечном счете, изучение отдельных элементов есть только момент в процессе познания целого, т.е. анализ предполагает синтез, а синтез невозможен без предварительного анализа системы.

Переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуществляется с помощью методов, которые, дополняя друг друга, составляют содержание этого сложного скачка: индукции, дедукции, анализа, синтеза, классификации, аналогии и др.

Индукция – метод перехода от частного знания к общему знанию, т.е. от знания отдельных фактов к эмпирическому обобщению, установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь. Непосредственная основа индуктивного умозаключения – повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса (к примеру, тела падают на землю).

Дедукция – метод перехода от общего знания к частному, т.е. от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям, а также необходимое следование из одних высказываний-посылок – других высказываний с помощью законов и правил логики (так, вся геометрия Евклида выводится из пяти аксиом, а вся классическая механика построена на основе трех общих законов И. Ньютона). Необходимый характер следования делает получаемое знание не вероятным, а достоверным.

В процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно связаны. Индукция имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедукция имеет первостепенное значение в теоретических науках как средство их логического упорядочения и построения, как метод объяснения и предсказания.

Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются классификационные методы. Классификация – метод распределения объектов познания на группы (классы, роды и виды), при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Классификации выражаются в виде текстов на естественном языке; различного рода таблиц, схем. Значение классификации велико в науках, связанных с многообразием исследуемых объектов (биология, география, геология и т.д.).

Аналогия – метод познания, при котором на основании сходства изучаемого объекта с другим по одним признакам, делают вывод о наличии у него других признаков (новое знание об изучаемом объекте), имеющихся у сравниваемого с ним объекта.

К теоретическому уровню познания относят все те методы, с помощью которых в логической форме (т.е. опосредовано) познаются всеобщие, необходимые и существенные связи объекта познания (его законы). Методы и формы познания теоретического уровня также можно разбить на две группы: 1) методы создания и исследования теоретического объекта и 2) методы построения, обоснования и проверки гипотезы, приобретающей статус теории.

Методы создания и исследования теоретического объекта предполагают создание идеального объекта, в котором сущностные отношения реальных объектов предстают как бы в "чистом" виде.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений объектов и выделение сторон, интересующих исследователя.

Идеализация – мысленное конструирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном виде, т.е. объектов, которые практически неосуществимы (например, идеальный газ, абсолютно твердое тело).

Мысленный эксперимент – мысленное конструирование идеализированных, неосуществимых ситуаций и состояний, с помощью которого исследуются процессы в "чистом виде" (к примеру, тележка, движущаяся без сопротивления окружающей среды; ракеты, летящие со скоростью света; лифты, падающие в безвоздушное пространство и т.п.).

Мысленное моделирование – замещение реального объекта его идеальным прототипом (моделью) – образным или знаково-символическим (к примеру, планетарная модель атома, структурные формулы химии и т.п.). К этому методу прибегают в тех случаях, когда изучаемый объект не доступен для прямого вмешательства исследователя или такое вмешательство по ряду причин нецелесообразно.

Формализация отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (уравнений математики, формул химии и т.д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через исследование соответствующих знаков.

Методы построения и обоснования теоретического знания направлены на обоснование и проверку выдвинутых гипотез, приобретающий статус теории.

Аксиоматический метод – способ построения теории (в первую очередь в математике и логике), при котором в ее основу кладутся некоторые ее положения – аксиомы или постулаты – из которых все остальные положения теории выводятся путем рассуждений, называемых доказательствами (к примеру, аксиоматическая геометрия Евклида).

Гипотетико-дедуктивный метод – метод построения теории (в первую очередь в естествознании и обществознании), при котором качестве исходных положений используются гипотезы, т.е. утверждения, относительно которых в ходе развития теории может быть доказана их истинность или ложность. Сущность гипотетико-дедуктивного метода развертывания и обоснования теории состоит в следующем: а) первоначально, на основе эмпирических данных, выдвигаются гипотезы о существовании причин и закономерностей эмпирически исследуемых явлений; б) из этих положений-посылок по правилам дедуктивного вывода получают следствия, принципиально проверяемые в эксперименте; в) если эти следствия получают подтверждение в экспериментах, то принимаются как законы в состав теории, если не подтверждаются – то либо отбрасываются как ложные, либо корректируются.

Исторический метод – метод построения теоретического знания, который предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе его развития (проявление исторической необходимости через множество случайных событий).

Формы научного познания – этоспособы упорядоченности (организации) содержания, получаемого в научном познании.

Факт – эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать; это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблемные ситуации в науке обусловлены выдвижением гипотез, преодолевающих ограниченность теории, а также наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Закон – форма знания, отображающая общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами. Законы – это ключевые элементы научной теории. Законы бывают частные, касающиеся ограниченной области знания, изучаемой конкретными науками (закон Архимеда); общие, затрагивающие несколько смежных областей знания (закон сохранения энергии); всеобщие – фундаментальные законы бытия (принцип развития и всеобщей взаимосвязи).

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности определенной области действительности (примеры: классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна и др.). Элементами научной теории являются исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.); идеализированные объекты; логика теории; законы и утверждения, выведенные из основоположений; философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Научная картина мира — целостная система представ­лений об общих свойствах и закономерностях действитель­ности, построенная в результате обобщения и синтеза фун­даментальных научных понятий и принципов. В зависи­мости от оснований деления различают общенаучную кар­тину мира (НКМ), которая включает представления о всей дей­ствительности (т. е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира – о природе (последняя может быть физи­ческой, астрономической, химической, биологической и т. п.).

 

Вопрос 21. Научная картина мира и ее роль в познании

Научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Основными компонентами Н.К.М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Н.К.М. представляет собой развивающееся образование.

В исторической динамике Н.К.М. можно выделить три больших этапа:

1. Н.К.М. до-дисциплинарной науки. Происходит становление в культуре Нового времени механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная Н.К.М. Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений.

2. Н.К.М. дисциплинарно-организованной науки. Возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (специальную Н.К.М.).

3. Современная Н.К.М., соответствующая этапу усиления междисциплинарных взаимодействий. Новый этап в развитии Н.К.М. связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний. Этот синтез осуществляется на основе принципов глобального эволюционизма. Особенностью современной Н.К.М. является не стремление к унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисциплинарных онтологий. Каждая из них предстает частью более сложного целого и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального эволюционизма.

Основные черты современной Н.К.М.:

1.Современная Н.К.М. воплощает идеалы открытой рациональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций.

2. Принцип системности. Природная среда начинает рассматриваться как целостный живой организм, изменение которого может происходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ может привести к изменению системы, могущее вызвать необратимое разрушение ее целостности.

3. Принцип глобального эволюционизма. Вселенная в целом и во всех своих проявлениях не может существовать вне развития. Ряд дисциплин возник именно благодаря применению принципов развития и поэтому были эволюционны в самой своей основе: биогеохимия, антропология и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...