Поздний период творчества (с 1826 г.)
Этот период творчества Пушкина можно было бы подразделить на этапы, поскольку он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произведениями. Последнему десятилетию жизни Пушкина посвящено много специальных статей и монографий. Здесь предлагаются только самые необходимые для сочинений сведения. В эти годы Пушкин становится общепризнанным литературным авторитетом и начинает издавать большой литературный журнал «Современник», который стал на многие годы его любимым детищем. Пушкин дважды приезжал в нижегородское имение своего отца Болдино, где испытывал большой прилив творческих сил. Особенно знаменита «болдинская осень» 1830 г. В это время были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», многие стихотворения (в том числе «Бесы», «Герой», «Для берегов отчизны дальней...», - «Моя родословная»), последняя глава романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», ряд критических статей. Новое восприятие действительности требовало от Пушкина углубленных занятий историей, в ходе которых он написал несколько исторических сочинений, в том числе «Историю Пугачева» (издана в 1834 г.). В 1832—1833 гг. написан роман «Дубровский», в 1836 г. — повесть «Капитанская дочка». В этот период творчества Пушкина проза превалирует над поэзией, но все же написаны такие программные для поэта стихотворения и несомненные шедевры, как шесть стихотворений 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл, среди них «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — поэт совсем другой эпохи. Под эпохой следует понимать как политическое время, так и дальнейшее литературное развитие.
Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности "что делать?" потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов. Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга. В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было. Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению. Необходимо обратить внимание на характерное обстоятельство: в основе конфликта с жизнью романтически настроенного героя лежит российская действительность, ее " черный год«. Постепенно романтические переживания попадают под контроль реальной действительности. Этим объясняется возрастающее трагическое начало лирической поэзии Лермонтова. В отличие от Баратынского, в лирике Лермонтова нет скептицизма и пессимизма. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.
Идеалы внутреннего человека недосягаемо прекрасны в понимании общественных отношений («Отрывок»: Теперь я знаю — пышный свет не для людей был сотворен), в утверждении «странной любви» к отечеству, в анализе любовного чувства. (Мне грустно, потому что я тебя люблю), в требовании счастья (Когда волнуется желтеющая нива). Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. " Пророк" Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет. В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д. Максимов называет его " простым человеком" (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества. С этим связана оценка его Достоевским как возможного "печальника горя народного". Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение. От его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта ("Парус" — 1832). Образ — символ создай в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком..., Тучки небесные и т. д. Помимо характеристики лирики Лермонтова с точки зрения присутствия в ней лирического персонажа возможно исследование ее мотивов. К ним относятся свобода и воля, память и забвение, обман, мщение, покой, земля и небо, библейские мотивы и т. д. Мотивы эти взаимосвязаны, переплетены, просвечивают один через другой, но каждый представляет грань художественного мира поэта и звено в общей эволюции мотивов русской лирики XIX в. Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам. Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.
В творчестве Гоголя можно выделить три периода: 1) петербургский период. Этот период продолжался с 1829г по 1835г. После неудачи, последовавшей после публикации «Ганца Кюхельгартена», Гоголя ждал оглушительный успех. В 1831-1832г. выходит его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». В январе – феврале 1835г. выходят сборники «Миргород» и «Арабески». 2) 1835-1842г. Этот период характеризуется написанием двух важнейших произведений в творчестве Гоголя: комедии «ревизор» и поэмы «мертвые души». Начало этого периода – это создание первой редакции «ревизора» в 1835г., а окончание – издание «Мертвых Душ» в 1842. 3)Последний период творчества Гоголя продолжался с 1842 по 1852 гг. Главным его содержанием было написание второго тома «Мертвых душ». В январе 1847 года публикуется его книга «Выбранные места из переписки с друзьями. ·
· ·
Война 1812 года в стихотворениях Жуковского "Певец во стане русских воинов" и Батюшкова "К Дашкову"
П. А. Катенин
Инвалид Горев Быль
Катенин П. А. Избранное / Составитель и примеч. А. И. Казинцев. М.: Сов. Россия, 1989.
Тысяча восемьсот четвертого года Рекрут брали по всей Руси. Бонапарте, Брезгая консульством, молвил: "Я - император". Сытая бунтами Франция иго надела; Слабым соседям не спорить: признали с поклоном; Сильные ж с гневом отвергли, злое предвидя.
Англия, враг коренной, поднялась кораблями, Цезарь - ратью на суше; царь православный К ним пристал, и с той поры началася На десять лет война: великие сечи, Сходки на смерть безвестных друг другу народов, Смены царств и владык, гульбы по столицам - С юга на север, с востока на запад; от моря Бурным приливом к Москве и отливом к Парижу. Вдоволь стоило денег, и крови, и плача Всем, покуда бог, виновника скорбей Свергнув с престола, по смерть не запер в неволю. Видели мы чудеса; с трудом им поверят Внуки. Вначале никто их не чаял; но просто Воинов новых, взамен отставных и умерших Двух с пятисот, по всей Руси набирали.
Волости Спасской крестьянин Макар Еремеев, Горев по прозвищу, младший в семье из трех братьев, В город губернский свезен. В присутствие: годен! "Лоб!" Забрили. Пошел он на царскую службу. Биться с врагом. Поплакал он на прощанье. Есть и о чем: жена у него молодая, Сын по девятому году, парень отменный, Умный, красавец, весь в матушку Мавру Петровну.
Вот на нее поглядеть, так сам надорвешься: Словно вдова безмужняя, голосом вопит. Слезы ручьем! А сколько слов причитает Ласковых мужу, колючих - себе с сиротою! Вспомнить невмочь, а где пересказывать? Деверь, В сани ее посадив, увез уж насильно. Горев с другими пошел в свой полк гренадерский. В п_о_лгода там обучился приемам ружейным, Шагу, заряду, пальбе, глазам, поворотам, Словом, всему, что знает исправный служивый. В пору как раз. Полкам поход за границу. Спешно в Австрию звали на выручку русских. Всем не вдруг поспеть. Кругом на передних Враг налег. Пробились штыками навстречу Братьи, идущей к ним с отцом-государем. Стали лицом к лицу противники в битву: Тут цветки созрели в ягоды волчьи, Тут легло людей, что в жатву колосьев, Кровь лилась, что брага на свадебном пире.
Горев сражался, покуда ноги держали: Рана в плече от осколка гранаты; другая Пулей в ляжку; пикой в левую руку Третья; в голову саблей четвертая; с нею Замертво пал! Разъезд неприятельский утром Поднял, а лекарь вылечил. Пленных погнали Всех во Францию. Минул год с половиной; Мир заключили, вечный, до будущей ссоры. С миром размен; и многих оттоль восвояси Русских услали. Забыли о бедном Макаре!
Беден всяк вдали от родины милой; Горек хлеб, кисло вино на чужбине: Век живи, не услышишь русского слова! В Бресте дали им волю кормиться работой. Русскому только и надо; и трое французов С ним не потянутся; наш увидит чужое - Сметит; и вмиг переймет; они же, бог с ними: Смотрят на наше, да руки врознь, а не сладят! В теплом краю от стужи дрогнут всю зиму; Жгут в очагах, дрова переводят, а печи Нет догадки сложить!.. Премудрые люди!
Тем да сем промышляя, нажился Горев; Выучил ихний язык, принялся за грамоть,- Нашу он знал,- и мог бы там поселиться. Дом завесть и жену: позволяли; и денег Дали б казенных на первый завод; но Макару Тошно навек от святой Руси отказаться, Некрестей в свет народить с женой беззаконной. Думает: "Вырос ли Федя, мой парень отменный?" Тужит: "Жива ли красавица Мавра Петровна?"
Наполеон меж тем взять новое царство Вздумал: Гишпанию алчному надо вдобавок! С сыном король не ладил. "Милости просим В гости!- сказал Бонапарте:- Соседнее дело, Мир". Те спроста приехали; он их, лукавый, В ссылку обоих за стражей; и землю с народом, Брата как куклу им в короли, и присвоил. Ладно бы все, да лиха беда: не даются! Силой бери! И полк за полком, через горы Рать повалила, всякое племя земное. С прочими вечные слуги французов - поляки. С ними наши, кто был в полону. И Макару Велено вновь под ружье, под ранец в полпуда: Бейся насмерть, а не за матушку Русь, а уж бог весть За что! На смех играет судьба человеком!
Люто стал за святыню народ богомольный: С ядом, не только с мечом. И даром что Горев, Истый наш брат христианин, не грешен в кощунстве, Не драл икон, не сквернил церковных сосудов, Даже других унимал, не бояся насмешки,- Все бы плохо попасть чернецам либо черни. В том и зло, что правый вравне с виноватым Гибнет в смуте войны и горячек мятежных: Где разбирать? Господь на том свете рассудит! Но бог милостив был и вывел Макара Жива-здорова, немногих в числе, как пришельцев Дочиста смел с земли своей полуостров. В то же время другую войну на противном Света краю завел губитель; и войска Столько с ним, что в месяц двадцать пять тысяч Тратить мог: его ж окаянное слово! Шли к Москве напролом, и дорого стоил Каждый шаг на Руси, но вождь не жалеет: Много в запасе! Пусть лягут на приступах тьмами, Две под Смоленском, четыре в полях москворецких, Лишь бы нам величаться в Кремле златоверхом.
Бог попустил, на кару гордыни. Кутузов, Вечная память ему, сшепнулся с морозом; Выбрал крепкое место, так, чтобы мимо Взад ни вперед ступить нельзя супостату; Выждал, и стал вымораживать, словно хозяин Из дому вон тараканов. Недруги в драку: Нет удачи! Погреться? -Заперты двери. Съесть бы! - Падерой конской лакомись вволю. Бегство пошло; тут меч, и голод, и холод - осе против них: живые шатались как тени; Мертвыми путь усеян: на версту сотня!
Вождь ускакал восвояси за новою ратью; Наша вперед, а немцы к ней приставали: Первый - преемник Фридриха, после и цесарь; Там и все. Числом встречались уж равным; Либо, как в Кульме, малым великое дело Делалось, к диву военных, к спасению мирных. Царь хвалил, чужие сказали спасибо: Лестно было назваться воином русским.
Бедный Макар! где ты был? что делал? Он жадно Слушал вести, носимые шумной молвою; Скрыть бы хотели, но шило в мешке не таится. Рейн перешли, во Франции русские. Сильно Сердце забилось у Горева; птицей из клетки Рвется в стан земляков: "Не стыд ли, не грех ли Здесь злодею служить? Палит он из пушек В наших, а я за него ружье заряжаю! Надо бежать; лишь ноги становятся хилы, Бок от раны болит и ломит к ненастью. Ну! да с богом: авось дойду". И сберется.
После раздумье возьмет: "С ума ли я спятил? Сто ли верст пути? Нет! - тысяча будет. Схватят, воротят, судом расстреляют как труса: Английских пуль испугался-де; русское имя Втянут в поклеп; а там одному мне не много Сделать: Гореву взять Париж не под силу! Волей разве служу, не по долгу присяги? Рад бы в Сибирский, да в рай грехи не пускают".
На творчество повлияло сиротство Жуковского, несчастная любовь (Маша Протасова — единокровная племянница, умерла в 21 год), литературное окружение. Жуковский — учитель Александра II. Начинает как переводчик. Элегия «Сельское кладбище» (1802) — перевод Томаса Грея. Карамзин восхищен, увидит в нем своего преемника, введет в круг сентименталистов. Муравьев, Дмитриев. Московский благородный пансион (директор — Тургенев, сыны — Александр (литератор), Николай (декабрист), Андрей — близок Жуковскому на почве любви к немецкой литературе, вертерианцы. Шиллер, Гете).
Медитативно-пейзажная элегия Жуковского стремится воспринимать природу не в отдельных явлениях, а как универсум, живущий своей внутренней жизнью.
Лейтмотив тишины в «Вечере»: умирает, угасает.
Пристальный психологический анализ. Не просто природа, а природа, увиденная человеком, одиноким человеком. Привлекают переходные состояния — вечер. Открывая тайну природы, он задумывается о вечных тайнах бытия. Интерес к миру отдельной личности Жуковский усиливает во много раз.Литературный миф Жуковского: мой гений. У Жуковского образ гения — существо, ведающее состоянием души человека. Оно летит, созерцает жизнь своей души.
37 баллад у Жуковского, в основном — переводные (немецкие, античные «Кассандра», «Жалоба Цереры», Гёте «Рыбак», английские В.Скотт «Замок Смальгольм»). В балладах Жуковский показал мир, где человек встаёт перед лицом судьбы. Как правило, судьба побеждает человека. Рок торжествует — так ощущал свою жизнь и Жуковский. Явление мистики и тайны интересует Жуковского в балладах. Жуковский в балладах знакомил нас с рыцарством, которого у нас не было - «Замок Смальгольм» или «Иванов вечер», - знакомил с католическими легендами. Ассионические баллады — открывает мир европейской культуры. «Эолова арфа». Античные баллады — вокруг немецкого перевода «Иллиады» («Кассандра»). 1808. «Людмила» - перевод «Леноры» Бюргера. Жуковский убирает приметы 7-летней войны, меняет имя. Смягчил балладу. «Светлана» - оригинальная баллада. Заменяется главное фантастическое событие — в святочном сне приходит герой-призрак. Живой же жених благополучно возвращается. Очень контрастна всем другим балладам. Посвящение — Воейковой — свадебный подарок (сестра Маши Протасовой). Ужасы и игра с фантастикой. Стихия русского быта, где соединились вера в защиту, спасение человеческой души со старинным укладом жизни. Святочный сон Светланы — основа структуры баллады. Особая роль у того, кто это рассказывает.
Сборник «Баллады и повести в стихах», «Трехтомник». Разнообразие и богатство стихотворных размеров (ямб, хорей, трехстопники). Стопа очень тонко проработана. После 31 — интерес к крупным произведениям (переводы драм Шиллера - «Вильгельм Телль»). Переводит восточный и индийский эпос. Исследователи: Веселовский, Янушкевич, Иезуитова.
1. Романтическое двоемирие.
Когда Светлана оглянулась — этого делать нельзя, так как миры взаимопроникли.
Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно — соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.[ источник не указан 360 дней ] Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова — дружба и любовь. Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций в стихе, предельно ярких и жизненных: Стройный стан, кругом обвитый — «Вакханка» (1815) В ответ на события отечественной войны 1812, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора: … пока на поле чести — «К Дашкову» (1813) В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к романтизму. Темой одного из самых его известных стихотворений, «Умирающий Тасс» (1817), является трагическая судьба итальянского поэта Торквато Тассо Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я! Первый период творчества. Батюшков – теоретик «легкой поэзии». Басенное творчество в его «легкой поэзии».
Цыганы Краткое содержание поэмы. Читается за 5–10 мин. Оригинал — за 10 мин. Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров. Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|