Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поздний период творчества (с 1826 г.)




Этот период творчества Пушкина можно было бы подразделить на этапы, поскольку он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произве­дениями. Последнему десятилетию жизни Пушкина по­священо много специальных статей и монографий. Здесь предлагаются только самые необходимые для со­чинений сведения.

В эти годы Пушкин становится общепризнанным ли­тературным авторитетом и начинает издавать большой литературный журнал «Современник», который стал на многие годы его любимым детищем.

Пушкин дважды приезжал в нижегородское имение своего отца Болдино, где испытывал большой прилив творческих сил. Особенно знаменита «болдинская осень» 1830 г. В это время были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», многие стихотворения (в том числе «Бесы», «Герой», «Для берегов отчизны дальней...», - «Моя родословная»), последняя глава романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», ряд критических статей.

Новое восприятие действительности требовало от Пушкина углубленных занятий историей, в ходе ко­торых он написал несколько исторических сочинений, в том числе «Историю Пугачева» (издана в 1834 г.).

В 1832—1833 гг. написан роман «Дубровский», в 1836 г. — повесть «Капитанская дочка». В этот период творчества Пушкина проза превалирует над поэзией, но все же написаны такие программные для поэта стихотво­рения и несомненные шедевры, как шесть стихотворе­ний 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл, среди них «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).

  1. Общая характеристика творчества Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — поэт совсем другой эпохи. Под эпохой следует понимать как политическое время, так и дальнейшее литературное развитие.

Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности "что делать?" потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов.

Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга. В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.

Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению. Необходимо обратить внимание на характерное обстоятельство: в основе конфликта с жизнью романтически настроенного героя лежит российская действительность, ее " черный год«. Постепенно романтические переживания попадают под контроль реальной действительности. Этим объясняется возрастающее трагическое начало лирической поэзии Лермонтова. В отличие от Баратынского, в лирике Лермонтова нет скептицизма и пессимизма. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.

Идеалы внутреннего человека недосягаемо прекрасны в понимании общественных отношений («Отрывок»: Теперь я знаю — пышный свет не для людей был сотворен), в утверждении «странной любви» к отечеству, в анализе любовного чувства. (Мне грустно, потому что я тебя люблю), в требовании счастья (Когда волнуется желтеющая нива).

Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. " Пророк" Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет.

В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д. Максимов называет его " простым человеком" (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества. С этим связана оценка его Достоевским как возможного "печальника горя народного".

Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение. От его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта ("Парус" — 1832). Образ — символ создай в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком..., Тучки небесные и т. д.

Помимо характеристики лирики Лермонтова с точки зрения присутствия в ней лирического персонажа возможно исследование ее мотивов. К ним относятся свобода и воля, память и забвение, обман, мщение, покой, земля и небо, библейские мотивы и т. д. Мотивы эти взаимосвязаны, переплетены, просвечивают один через другой, но каждый представляет грань художественного мира поэта и звено в общей эволюции мотивов русской лирики XIX в. Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам. Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.

  1. Основные периоды творчества Гоголя

В творчестве Гоголя можно выделить три периода:

1) петербургский период.

Этот период продолжался с 1829г по 1835г. После неудачи, последовавшей после публикации «Ганца Кюхельгартена», Гоголя ждал оглушительный успех. В 1831-1832г. выходит его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». В январе – феврале 1835г. выходят сборники «Миргород» и «Арабески».

2) 1835-1842г.

Этот период характеризуется написанием двух важнейших произведений в творчестве Гоголя: комедии «ревизор» и поэмы «мертвые души». Начало этого периода – это создание первой редакции «ревизора» в 1835г., а окончание – издание «Мертвых Душ» в 1842.

3)Последний период творчества Гоголя продолжался с 1842 по 1852 гг. Главным его содержанием было написание второго тома «Мертвых душ». В январе 1847 года публикуется его книга «Выбранные места из переписки с друзьями.

·
первый период – петербургский. 1829-1835 гг. Петербургский период начинается с поисков Гоголем основной темы своего творчества, своей ниши в русской литературе. В мае 1831 года Гоголь знакомится с Пушкиным. В сентябре 1831 года выходит в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые приносят огромный успех начинающему писателю. За исключением повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» все произведения в первом сборнике «Вечеров…» являются романтическими. В идее народного единства Гоголь выразил свою поэтическую утопию, в которой представлены его представления о том, какой должна быть жизнь народа и каким должен быть человек. В 1833 году у Гоголя начинается творческий кризис. Он жалуется на неопределенность своего положения, не только в литературе, но и в жизни. Он напряженно искал выход из творческого тупика. И в 1834 году Гоголь пишет сразу три рассказа, которые затем войдут в сборник «Миргород». Это были «Тарас Бульба», «Старосветские помещики» и «Вий».

·
Второй период творчества Гоголя (1835-1842). В этом периоде Гоголя наконец-то покоряется петербургская тема. Выходят сборник «Петербургские повести». Повести отличаются по сюжету, героям, тематике. Но место действия свех повестей одно – Петербург. В образе Петербурга автор создает образ-символ города, реального и одновременно фантастического. Гоголь дает свое понимание петербургской темы. Его Петербург живет вне истории и вне России. Для создания образа Петербурга Гоголь использует синекдоху.

·
Последний творческий период (1842-1852). Этот период характеризуется написанием второго тома «Мертвых душ», который по мнению Гоголя должен был разъяснить публике общий смысл первого тома. В этот период Гоголь пишет «Выбранные места из переписки с друзьями». Меняется тематики творчества Гоголя. Эта книга – яркий религиозный, нравственный и эстетический манифест. Эта книга подвела итоги духовного развития писателя. В 40-х годах Гоголь пишет много религиозных произведений. Последние годы жизни писателя были временем поединка с самим собой. Гоголь очень хотел переделать духовные истины в художественные ценности, но ему это так и не удалось.

 

  1. Темы войны 1812 года («Певец во стане русских войн» Жуковский, Батюшков, «Бородино», "переход через Неман", "переход через Рейн", "К Дашкову", "Инвалид Горев", Крылов «Пес на псарне», «Повесть о капитане Копейкине»)

Война 1812 года в стихотворениях Жуковского "Певец во стане русских воинов" и Батюшкова "К Дашкову"
Перечитаем два стихотворения,
посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине,
второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы -
почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два
совершенно различных взгляда на войну.
И Жуковский, и Батюшков декларируют
свои позиции с первых строк. Для одного война - удаль, храбрость, подвиги
героев. Для другого - смерть, кровь, разрушения.
Жуковский пишет:
Наполним кубок круговой!
Дружнее! руку в руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
Кто любит видеть в чашах дно,
Тот бодро ищет боя...
О, вемогущее вино,
Веселие героя!
Батюшков:
Мой друг! я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.
И в дальнейшем оба стихотворения
соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского
произносит здравицы героям войны, Древней Руси, Родине, Богу, Петру, Суворову.
Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.
Но, несмотря на столь глубокие
различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема
мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:
За гибель - гибель, брань - за
брань,
И казнь тебе, губитель!
Вожди славян, хвала и честь!
Свершайте истребленье,
Отчизна к вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!
Читая эти строки, настораживаешься:
слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.
Батюшков же утверждает: совесть
приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не
изгнан с русских земель.
Вообще Батюшков меньше, чем
Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону
войны:
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных!..
Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки
Везде мои встречали взоры!..
Жуковский перечисляет героев войны -
живых и павших, давая каждому “послужной список”. Прославляя их, поэт стремится
укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И
действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского
облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.
Стихотворение Батюшкова не так тесно
привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на
события 1812 года, - упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это
философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.
Надо заметить, что практически
всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный
пласт патриотической литературы. Так было, например, во время
монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись
от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты
задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и
бессмысленности.
На мой взгляд, стихотворение
Жуковского - один из всплесков патриотической воинственности, вызванной
нашествием врага. А послание Батюшкова - философское осмысление случившегося.
Война для поэта - безусловное зло.
Лично мне ближе позиция Батюшкова:
герои героями, подвиги подвигами, а война - это горе. Поэт знал это не
понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского
накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе.
Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует,
по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг
друга.
Анализ стихотворения жуковского певец восстания русских воинов. Патриотическая лирика Жуковского Певец во стане русских воинов. Анализ стихотворения жуковского Певец во стане русских воинов. Анализ стихотворения певец восстания русских воинов жуковский. Анализ стихотворения певец во стане русских воинов жуковского. Певец во стане русских воинов жуковский анализ стихотворения. Анализ стихотворения жуковского Певец востание руских воинов. Стихотворение посвященное к победе Отечественной войне года. Характеристика стихотворения певец во стане русских воинов. Кому посвятил стих Жуковский Певец во стане русских воинов. Стихотворение о подвигах героев отечественной войны года. Стихотворение Жуковский певец восстание русским войнам. Стихотворение жуковского певец востание русских воинов. Стихотворение жуковского певец восстание русских войн. Анализ стихотворения певец восстания русских воинов.

П. А. Катенин

 

Инвалид Горев

Быль

 

Катенин П. А. Избранное / Составитель и примеч. А. И. Казинцев.

М.: Сов. Россия, 1989.

 

Тысяча восемьсот четвертого года

Рекрут брали по всей Руси. Бонапарте,

Брезгая консульством, молвил: "Я - император".

Сытая бунтами Франция иго надела;

Слабым соседям не спорить: признали с поклоном;

Сильные ж с гневом отвергли, злое предвидя.

 

Англия, враг коренной, поднялась кораблями,

Цезарь - ратью на суше; царь православный

К ним пристал, и с той поры началася

На десять лет война: великие сечи,

Сходки на смерть безвестных друг другу народов,

Смены царств и владык, гульбы по столицам -

С юга на север, с востока на запад; от моря

Бурным приливом к Москве и отливом к Парижу.

Вдоволь стоило денег, и крови, и плача

Всем, покуда бог, виновника скорбей

Свергнув с престола, по смерть не запер в неволю.

Видели мы чудеса; с трудом им поверят

Внуки. Вначале никто их не чаял; но просто

Воинов новых, взамен отставных и умерших

Двух с пятисот, по всей Руси набирали.

 

Волости Спасской крестьянин Макар Еремеев,

Горев по прозвищу, младший в семье из трех братьев,

В город губернский свезен. В присутствие: годен!

"Лоб!" Забрили. Пошел он на царскую службу.

Биться с врагом. Поплакал он на прощанье.

Есть и о чем: жена у него молодая,

Сын по девятому году, парень отменный,

Умный, красавец, весь в матушку Мавру Петровну.

 

Вот на нее поглядеть, так сам надорвешься:

Словно вдова безмужняя, голосом вопит.

Слезы ручьем! А сколько слов причитает

Ласковых мужу, колючих - себе с сиротою!

Вспомнить невмочь, а где пересказывать? Деверь,

В сани ее посадив, увез уж насильно.

Горев с другими пошел в свой полк гренадерский.

В п_о_лгода там обучился приемам ружейным,

Шагу, заряду, пальбе, глазам, поворотам,

Словом, всему, что знает исправный служивый.

В пору как раз. Полкам поход за границу.

Спешно в Австрию звали на выручку русских.

Всем не вдруг поспеть. Кругом на передних

Враг налег. Пробились штыками навстречу

Братьи, идущей к ним с отцом-государем.

Стали лицом к лицу противники в битву:

Тут цветки созрели в ягоды волчьи,

Тут легло людей, что в жатву колосьев,

Кровь лилась, что брага на свадебном пире.

 

Горев сражался, покуда ноги держали:

Рана в плече от осколка гранаты; другая

Пулей в ляжку; пикой в левую руку

Третья; в голову саблей четвертая; с нею

Замертво пал! Разъезд неприятельский утром

Поднял, а лекарь вылечил. Пленных погнали

Всех во Францию. Минул год с половиной;

Мир заключили, вечный, до будущей ссоры.

С миром размен; и многих оттоль восвояси

Русских услали. Забыли о бедном Макаре!

 

Беден всяк вдали от родины милой;

Горек хлеб, кисло вино на чужбине:

Век живи, не услышишь русского слова!

В Бресте дали им волю кормиться работой.

Русскому только и надо; и трое французов

С ним не потянутся; наш увидит чужое -

Сметит; и вмиг переймет; они же, бог с ними:

Смотрят на наше, да руки врознь, а не сладят!

В теплом краю от стужи дрогнут всю зиму;

Жгут в очагах, дрова переводят, а печи

Нет догадки сложить!.. Премудрые люди!

 

Тем да сем промышляя, нажился Горев;

Выучил ихний язык, принялся за грамоть,-

Нашу он знал,- и мог бы там поселиться.

Дом завесть и жену: позволяли; и денег

Дали б казенных на первый завод; но Макару

Тошно навек от святой Руси отказаться,

Некрестей в свет народить с женой беззаконной.

Думает: "Вырос ли Федя, мой парень отменный?"

Тужит: "Жива ли красавица Мавра Петровна?"

 

Наполеон меж тем взять новое царство

Вздумал: Гишпанию алчному надо вдобавок!

С сыном король не ладил. "Милости просим

В гости!- сказал Бонапарте:- Соседнее дело,

Мир". Те спроста приехали; он их, лукавый,

В ссылку обоих за стражей; и землю с народом,

Брата как куклу им в короли, и присвоил.

Ладно бы все, да лиха беда: не даются!

Силой бери! И полк за полком, через горы

Рать повалила, всякое племя земное.

С прочими вечные слуги французов - поляки.

С ними наши, кто был в полону. И Макару

Велено вновь под ружье, под ранец в полпуда:

Бейся насмерть, а не за матушку Русь, а уж бог весть

За что! На смех играет судьба человеком!

 

Люто стал за святыню народ богомольный:

С ядом, не только с мечом. И даром что Горев,

Истый наш брат христианин, не грешен в кощунстве,

Не драл икон, не сквернил церковных сосудов,

Даже других унимал, не бояся насмешки,-

Все бы плохо попасть чернецам либо черни.

В том и зло, что правый вравне с виноватым

Гибнет в смуте войны и горячек мятежных:

Где разбирать? Господь на том свете рассудит!

Но бог милостив был и вывел Макара

Жива-здорова, немногих в числе, как пришельцев

Дочиста смел с земли своей полуостров.

В то же время другую войну на противном

Света краю завел губитель; и войска

Столько с ним, что в месяц двадцать пять тысяч

Тратить мог: его ж окаянное слово!

Шли к Москве напролом, и дорого стоил

Каждый шаг на Руси, но вождь не жалеет:

Много в запасе! Пусть лягут на приступах тьмами,

Две под Смоленском, четыре в полях москворецких,

Лишь бы нам величаться в Кремле златоверхом.

 

Бог попустил, на кару гордыни. Кутузов,

Вечная память ему, сшепнулся с морозом;

Выбрал крепкое место, так, чтобы мимо

Взад ни вперед ступить нельзя супостату;

Выждал, и стал вымораживать, словно хозяин

Из дому вон тараканов. Недруги в драку:

Нет удачи! Погреться? -Заперты двери.

Съесть бы! - Падерой конской лакомись вволю.

Бегство пошло; тут меч, и голод, и холод -

осе против них: живые шатались как тени;

Мертвыми путь усеян: на версту сотня!

 

Вождь ускакал восвояси за новою ратью;

Наша вперед, а немцы к ней приставали:

Первый - преемник Фридриха, после и цесарь;

Там и все. Числом встречались уж равным;

Либо, как в Кульме, малым великое дело

Делалось, к диву военных, к спасению мирных.

Царь хвалил, чужие сказали спасибо:

Лестно было назваться воином русским.

 

Бедный Макар! где ты был? что делал? Он жадно

Слушал вести, носимые шумной молвою;

Скрыть бы хотели, но шило в мешке не таится.

Рейн перешли, во Франции русские. Сильно

Сердце забилось у Горева; птицей из клетки

Рвется в стан земляков: "Не стыд ли, не грех ли

Здесь злодею служить? Палит он из пушек

В наших, а я за него ружье заряжаю!

Надо бежать; лишь ноги становятся хилы,

Бок от раны болит и ломит к ненастью.

Ну! да с богом: авось дойду". И сберется.

 

После раздумье возьмет: "С ума ли я спятил?

Сто ли верст пути? Нет! - тысяча будет.

Схватят, воротят, судом расстреляют как труса:

Английских пуль испугался-де; русское имя

Втянут в поклеп; а там одному мне не много

Сделать: Гореву взять Париж не под силу!

Волей разве служу, не по долгу присяги?

Рад бы в Сибирский, да в рай грехи не пускают".

  1. Изучение творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя в отечественной литературе
  2. Творчество Жуковского

На творчество повлияло сиротство Жуковского, несчастная любовь (Маша Протасова — единокровная племянница, умерла в 21 год), литературное окружение.

Жуковский — учитель Александра II.

Начинает как переводчик. Элегия «Сельское кладбище» (1802) — перевод Томаса Грея. Карамзин восхищен, увидит в нем своего преемника, введет в круг сентименталистов. Муравьев, Дмитриев.

Московский благородный пансион (директор — Тургенев, сыны — Александр (литератор), Николай (декабрист), Андрей — близок Жуковскому на почве любви к немецкой литературе, вертерианцы. Шиллер, Гете).


«Сельское кладбище». Грей — английский поэт-священник. Философская элегия: вопрос бытия, жизни и смерти, наказания за грехи. Поэзия на кладбище около церкви. Дидактизм этой поэзии. Жуковский не просто перевел, а пережил элегию. Внес нечто близкое сентиментализму — лиризм одинокого сознания, одинокого путника. Жуковский смягчает философию смерти: усиливает пейзаж, который был лишь намечен у Грея.

Медитативно-пейзажная элегия Жуковского стремится воспринимать природу не в отдельных явлениях, а как универсум, живущий своей внутренней жизнью.


Ценности личности в поэзии Жуковского:

  • служение поэзии и жизни души (исключалась гражданская тема),
  • творчество ориентировалось на душу человека, возвышается ценность человеческой жизни, и творчество как выражение ценности человеческой жизни.


Первые стихи — сентименталистская поэтика. В конце 1810-х хочет создать кружок «Арзамас» - Батюшков, Вяземский, Орлов, Пушкин. Основные ценности приобрели чисто литературную форму: жизнь поэта — особая, для них ценен кружок дружеского понимания. И жизнь находит жанр, отвечающий этому мировоззрению.

  • Жанр Элегии, которую Жуковский наполняет романтическим содержанием, не слезливая, а элегия внутреннего переживания.


1806 «Вечер», элегия — оригинальная. Лирический герой воспринимает природу как явление красоты, божественной красоты. Лирический герой постигает величие творца, открывает божественную тайну. С этим связана природа поэтического слова — нет назывных предложений. Поэтическая лексика исключительно экспрессивна. Любой прием — создание лейтмотива — умение выстроить цепочку словесных образов в стихотворении сверх смысла.

Лейтмотив тишины в «Вечере»: умирает, угасает.

 

  1. Элегия внутреннего переживания. Парковая элегия.«Славянка», «К моему гению», «Лалла Рук», «Явление поэзии в виде Лалла Рук». Основной герой этих элегий — ЛГ, который заглядывает в себя, который открывает состояние души в особенный момент, в момент вдохновения. Одна из главных заповедей творчества: жизнь и поэзия — одно. Дела поэта — слова его.

Пристальный психологический анализ. Не просто природа, а природа, увиденная человеком, одиноким человеком. Привлекают переходные состояния — вечер. Открывая тайну природы, он задумывается о вечных тайнах бытия. Интерес к миру отдельной личности Жуковский усиливает во много раз.Литературный миф Жуковского: мой гений. У Жуковского образ гения — существо, ведающее состоянием души человека. Оно летит, созерцает жизнь своей души.

  1. Э легии о творчестве. «Невыразимое» (1921) — о сущности поэзии. Монолог лирического героя обращается к читателю: как передать не объективную картину пейзажа, а то, что она рождает в душе.Что такое поэзия? 2 часть отвечает: поэзия выражает чувство, которое рождает восприятие природы в душе. Вдохновение рождается в момент, когда герой видит красоту. Отблеск божественной гармонии мира: это может быть мгновение особой душевной тишины, это может быть созерцание природы, феномен общения с близкой душой.Русская литература еще не знала такого тонкого проникновения во внутренний мир поэта.
  2. Тема смерти. «На смерть Андрея Тургенева», «Мальчик у ручья». Размышления: жизнь человеческая мимолетна и исчезает ли духовный багаж, опыт человека в момент смерти? Жуковский был религиозен и этот вопрос решал положительно. Мысль, что там, за гробом все вернется — все духовные ценности и человек будет счастлив.«На смерть А.Тургенева» «Прости! Не вечно жить! Увидимся опять, Во гробе нам судьбой назначено свиданье! Надежда сладкая» Приятно ожиданье!- С каким веселием я буду умирать!(«Элизиум» предстает не драматически, там живет «добрый гений душ»)
  3. Любовная лирика. Романсы к Мине, «Пловец», «О, милый друг, тебе мой...» - по событиям реального романа, но Жуковский не хотел сказать этого читателю. Самое главное в любовной лирике — родство душ. В этом счастье любви. Родство душ ниспослано свыше, оно ничем не расторжимо. После смерти он встретится с ним там. И никогда больше не расстанется.Романтическая лирика Жуковского открывала внутренний мир человека. Но его мир — экзальтированного характера.


С 1908 — баллады.

37 баллад у Жуковского, в основном — переводные (немецкие, античные «Кассандра», «Жалоба Цереры», Гёте «Рыбак», английские В.Скотт «Замок Смальгольм»).

В балладах Жуковский показал мир, где человек встаёт перед лицом судьбы. Как правило, судьба побеждает человека. Рок торжествует — так ощущал свою жизнь и Жуковский.

Явление мистики и тайны интересует Жуковского в балладах.

Жуковский в балладах знакомил нас с рыцарством, которого у нас не было - «Замок Смальгольм» или «Иванов вечер», - знакомил с католическими легендами.

Ассионические баллады — открывает мир европейской культуры. «Эолова арфа».

Античные баллады — вокруг немецкого перевода «Иллиады» («Кассандра»).

1808. «Людмила» - перевод «Леноры» Бюргера. Жуковский убирает приметы 7-летней войны, меняет имя. Смягчил балладу.

«Светлана» - оригинальная баллада. Заменяется главное фантастическое событие — в святочном сне приходит герой-призрак. Живой же жених благополучно возвращается.

Очень контрастна всем другим балладам. Посвящение — Воейковой — свадебный подарок (сестра Маши Протасовой).

Ужасы и игра с фантастикой.

Стихия русского быта, где соединились вера в защиту, спасение человеческой души со старинным укладом жизни. Святочный сон Светланы — основа структуры баллады. Особая роль у того, кто это рассказывает.


Жанры: элегии, баллады, песни, романсы — являли нам романтизм Жуковского как романтизм лирического направления, романтизм, который Жуковский хотел пересадить на русскую почву. Жуковский считал, что романтизм связывает русскую культуру с европейской.


Сборник «Для немногих» (по-немецки)

Сборник «Баллады и повести в стихах», «Трехтомник».

Разнообразие и богатство стихотворных размеров (ямб, хорей, трехстопники). Стопа очень тонко проработана.

После 31 — интерес к крупным произведениям (переводы драм Шиллера - «Вильгельм Телль»). Переводит восточный и индийский эпос.

Исследователи: Веселовский, Янушкевич, Иезуитова.


Канонические черты баллады:

1. Романтическое двоемирие.

  1. Присутствие фантастики.
  2. Миры взаимопроницаемы, хотя есть граница, но нечеткая.
  3. Опознавательные знаки другого мира: зеркало, сон, туман, лес, ночь, свет — то, что может отображать.

Когда Светлана оглянулась — этого делать нельзя, так как миры взаимопроникли.

  1. Творчество Батюшкова

Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно — соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.[ источник не указан 360 дней ]

Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова — дружба и любовь. Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций в стихе, предельно ярких и жизненных:

Стройный стан, кругом обвитый
Хмеля жёлтого венцом,
И пылающи ланиты
Розы ярким багрецом,
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград —
Все в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!

— «Вакханка» (1815)

В ответ на события отечественной войны 1812, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора:

… пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем —
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!

— «К Дашкову» (1813)

В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к романтизму. Темой одного из самых его известных стихотворений, «Умирающий Тасс» (1817), является трагическая судьба итальянского поэта Торквато Тассо

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!
Увы! с тех пор добыча злой судьбины,
Все горести узнал, всю бедность бытия.
Фортуною изрытые пучины
Разверзлись подо мной, и гром не умолкал!
Из веси в весь, из стран в страну гонимый,
Я тщетно на земли пристанища искал:
Повсюду перст её неотразимый!

Первый период творчества. Батюшков – теоретик «легкой поэзии». Басенное творчество в его «легкой поэзии».
Второй период творчества. Участие в событиях Отечественной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.
Третий период творчества. Романтическое неприятие действительности. Поэтика элегий.
К.Н. Батюшков относится к числу наиболее талантливых поэтов первой четверти XIX в., в творчестве которых весьма успешно начал оформляться романтизм, хотя этот процесс и не был завершен.
Первый период творчества (1802—1812) — это время создания «легкой поэзии». Батюшков был и ее теоретиком. «Легкая поэзия» оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. «Легкую поэзию» он отделил от «важных родов» — эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в «легкую поэзию» «малые роды» поэзии и назвал их «эротическими». Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме («вежливо», «благородно» и «красиво») личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещен-ного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о «легкой поэзии», значительно обогащались художественной практикой поэта.
Его «легкая поэзия» «общежительна» (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него — вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него — послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами — Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах — надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.
Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ «родства душ», «душевной симпатии», «чувствительного дружества».
Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения. Центральным в посланиях оказывается лирическое «я» самого автора. В первых посланиях лирическое «я» — отнюдь не разочарованная личность с охлажденным сердцем. Напротив, это личность, выступающая в атмосфере шуток, игр, беспечности и мечты. В соответствии с эстетикой предромантизма лирическое «я» посланий погружено в мир химер, поэт «мечтами счастлив», его мечта «все в мире золотит», «мечта — нам щит». Поэт — как «безумец», как дитя, любящее сказки. И все же его мечта — это не те романтические грезы, полные таинственных чудес и страшных загадок, грустных призраков или пророческих видений, в которые будут погружаться романтики. Мир мечты лирического субъекта Батюшкова шутлив. Голос поэта — не глас пророка, а. «болтуна».
В «легкой поэзии» создавался полный обаяния образ юности «красной», «цветущей, как роза», как майский день, как «смеющиеся поля» и «луга веселые». Мир юности подвластен «богине красоты», Хлое, Лилете, Лизе, Зафне, Делии, и привлекательный женский образ постоянно появляется рядом с лирическим «я». Как правило, это не индивидуализированный образ (лишь отдельные моменты индивидуализации намечены в образе актрисы Семеновой, которой посвящено специальное стихотворение), а обоб-щенный образ «идеала красоты»: «И кудри золотые, // И очи голубые.»; «И кудри распущенны // Взвевают по плечам.». Идеальная дева в художественном мире Батюшкова — всегда верная подруга, воплощение земной красоты и прелести юности. Этот постоянно присутствующий в воображении поэта идеал художественно воплощен в элегии «Таврида» (1815): «Румяна и свежа, как роза полевая, // Со мною делишь труд, заботы и обед.».

  1. «Цыганы», «Евгений Онегин»

Цыганы

Краткое содержание поэмы.

Читается за 5–10 мин.

Оригинал — за 10 мин.

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...