Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная работа. Тесты.

Практические семинары

Рекомендуемая литература.

 

Основная:

1. Интернет-портал «Вся биология»: http://sbio.info/

2. Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К. Основы зоологии и зоогеографии. М.: Академия, 2001.

3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология: полный курс. В 3-х тт. Т. 3. Зоология. М.: ООО «Издательство Оникс», 2005.

4. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. М.: Просвещение.

5. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. М.: КолосС, 2005.

6. Константинов В.М., Шаталова С.П., Наумов С.П. Зоология позвоночных. Учебник для студ. биол. фак. пед. вузов 3-е изд., перераб. ИЦ Академия, 2004.

7. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.

8. Филоненко – Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению. М.: Владос, 2000.

9. Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя [В 2-х томах] - М., тип. "Печатное искусство", 1910-1916. - Электронный ресурс: http://www.aquafish-books.narod.ru/zolotnic/titul.html

10. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Животные водоёмов и побережий: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 64 с.

11. Пахневич А.В. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М.: «НЦ ЭНАС», 2002. - С. 185-281. Электронный ресурс: http://www.evolbiol.ru/pahnevich.htm

12. Палеонтология в метро: http://www.paleometro.ru/

13. Палеонтологический портал: http://www.ammonit.ru/

14. Биологический портал: http://www.ecosystema.ru/

15. Журнал о животных нашей планеты: http://animalregister.net/

16. Портал «Экологическая работа Московской епархии»: http://www.eco.org.ru/

Выделенное красным добавлено недавно, в общий список пособий к семинарам не внесено, рекомендуется к использованию при подготовке!

 

 

Дополнительная:

  1. Дмитриев Ю. Д. Млекопитающие. М.: Олимп, 1998.
  2. Дмитриев Ю. Д. Птицы. М.: Олимп, 1998.
  3. Зорина З. А., Полетаева И. И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2003.
  4. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. М.: Просвещение, 1987.
  5. Орлов Ю.А. В мире древних животных. М.: Наука, 1989.
  6. Популярная энциклопедия животных. Сост. Смирнов Ю.И., СПб.: МиМ-Экспресс, 1997.
  7. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2-х тт. М.: Мир, 1992.
  8. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. М.: 2002.
  9. Энциклопедия Аванта+. Птицы и звери. 2002.

 

 

Семинар № 1

Тема: «Значение и организация детских зоологических экскурсий».

Цели:

1. Ознакомить студентов с методикой организации зоологических экскурсий.

2. Ознакомить студентов с возможными видами зоологических экскурсий.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи (предметные, личностные, метапредметные компетенции/результаты) на Ваш взгляд могут быть решены в ходе зоологических экскурсий?
  2. Какие методы обучения будут использоваться Вами при проведении зоологической экскурсии?
  3. Какие дополнительные возможности открывает экскурсионная учебная работа (в сравнении с классно-урочной)?
  4. В чем состоит подготовка к зоологической экскурсии со стороны учителя?
  5. В чем состоит подготовка к зоологической экскурсии со стороны учащихся?
  6. Что может и должна в себя включать техника экскурсионного снаряжения?
  7. Какие основные правила безопасности необходимо соблюдать при проведении зоологических экскурсий?
  8. В чем на Ваш взгляд заключается специфика следующих зоологических экскурсий:
  • экскурсия на пресный водоем;
  • экскурсия на луг;
  • экскурсия в лес;
  • экскурсия в сад;
  • экскурсия в огород;
  • экскурсия, посвященная изучению и поиску палеонтологических окаменелостей.
  1. В чем на Ваш взгляд заключается специфика сезонных зоологических экскурсий?
  2. В чем может заключаться обработка фактических материалов, собранных во время зоологических экскурсий, и как правильно организовать закрепление изученного?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 2

Тема: «Экскурсия на пресный водоем».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на пресный водоем.

Задания и доклады для коллективного обсуждения:

  1. Общая характеристика и особенности биотопа.
  2. Подготовка и проведение экскурсии на водоем (детально).
  3. Наблюдаемые организмы:
  • простейшие (амебы, инфузории, жгутиконосцы);
  • пресноводная гидра;
  • бодяга;
  • планарии;
  • пиявки;
  • беззубки;
  • прудовики;
  • катушки;
  • лужанки.

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 3

Тема: «Экскурсия на пресный водоем (продолжение)».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на пресный водоем.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Наблюдаемые объекты:
  • циклопы;
  • дафнии;
  • водяной паук-серебрянка;
  • стрекозы и их личинки;
  • поденки и веснянки;
  • клопы (гладыш и водомерка);
  • водяной скорпион;
  • ручейники и их личинки;
  • жуки (плавунцы и вертячки);
  • комары и слепни;
  • рыбы (карась, вьюн, голец и шиповка);
  • тритон;
  • лягушки.

2. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 4

Тема: «Экскурсия на луг».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на луг.

Задания для коллективного обсуждения:

1. Общая характеристика и особенности биотопа.

2. Подготовка и проведение экскурсии на луг (детально).

3. Наблюдаемые объекты:

  • кузнечики;
  • кобылки;
  • клопы;
  • пенница;
  • тли;
  • клеверный долгоносик;
  • сухопутные брюхоногие моллюски;
  • мухи-журчалки (пример мимикрии);

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 5

Тема: «Экскурсия на луг (продолжение)».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии на луг.

Задания для коллективного обсуждения:

1. Наблюдаемые объекты:

· медоносная пчела;

· шмель;

· осы;

· луговые муравьи;

· ящерицы (живородящая, прыткая, медянка);

· змеи (уж, гадюка);

· птицы (крапивник, коростель, рябчики, перепела);

· мыши-полевки;

· крот.

2. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 6

Тема: «Экскурсия в лес».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в лес.

Задания для коллективного обсуждения:

1. Общая характеристика и особенности биотопа.

2. Подготовка и проведение экскурсии в лес (детально).

3. Наблюдаемые объекты:

  • мокрицы;
  • пауки (крестовик, сенокосец);
  • многоножка-камнелаз, кивсяк;
  • комар-долгоножка;
  • черная жужелица;
  • осиновый листоед;
  • жуки-усачи;
  • короеды (типограф, гравер);
  • пяденицы.

Литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Рекомендуемая литература:

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

Семинар № 7

Тема: «Экскурсия в лес (продолжение)».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в лес.

Задания для коллективного обсуждения:

1.Наблюдаемые объекты:

· грибной комарик;

· пилильщики;

· рыжие лесные муравьи;

· осиновая галлица;

· еж;

· землеройка;

· заяц;

· лиса;

· кабан;

· лось;

· барсук;

· бурундук.

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

Семинар № 8

Тема: «Экскурсия в лес (продолжение)».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в лес.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Наблюдаемые объекты (лесные птицы):
  • иволга;
  • щегол;
  • снегирь;
  • свиристель;
  • клест-еловик;
  • поползень;
  • синицы;
  • пеночки;
  • славки;
  • дятлы;
  • дрозды;
  • горихвостка;
  • соловей;
  • зарянка;
  • вертишейка;
  • крапивник;
  • кукушка;
  • вяхирь и клинтух;
  • глухарь, тетерев.

2. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

Семинар № 9.

Тема: «Экскурсия в сад».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в сад.

Задания для коллективного обсуждения:

1. Общая характеристика и особенности биотопа.

2. В чем заключаются существенные отличия сада как искусственного биотопа от рассмотренной ранее естественной экосистемы – леса?

3. Подготовка и проведение экскурсии в сад (детально).

4. Наблюдаемые объекты:

· калинный листоед;

· боярышница;

· рябиновая моль;

· короед-заболонник;

· божья коровка и ее личинки;

· тли;

· скворец;

· воробьи.

5. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 10

Тема: «Экскурсия в огород».

Цели: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии в огород.

Задания для коллективного обсуждения:

1. Общая характеристика и особенности биотопа.

2. В чем заключаются существенные отличия огорода как искусственного биотопа от рассмотренной ранее естественной экосистемы – луга?

3. Подготовка и проведение экскурсии в огород (детально).

4. Наблюдаемые объекты:

· дождевые черви;

· слизни;

· уховертки;

· медведки;

· майский хрущ и его личинки;

· капустная белянка;

· белянковый наездник;

· колорадский жук;

· жабы и лягушки;

· грачи;

· галки.

5. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 11

Тема: «Экскурсия, посвященная изучению и поиску палеонтологических окаменелостей».

Цель: познакомить студентов с правильной методикой и содержанием экскурсии, посвященной изучению и поиску палеонтологических окаменелостей.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит специфика данной экскурсии?
  2. Какие формы ландшафта могут быть наиболее подходящими для проведения данной экскурсии?
  3. Каковы возможные межпредметные связи темы данной экскурсии с географией и землеведением?
  4. Объекты, обнаружение которых наиболее вероятно:

· раковины моллюсков;

· белемниты;

· морские ежи;

· кораллы.

4. Каковы возможные на Ваш взгляд варианты обработки фактических материалов, собранных во время данной экскурсии, и как лучше было бы организовать закрепление изученного?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 4,5.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

Семинар № 12

Тема: «Домашние животные».

Цели:

    1. Познакомить студентов с историей одомашнивания животных.
    2. Показать значение домашних животных для человека.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи позволяет решить данная тема?
  2. Какие межпредметные связи возможно установить при изучении данной темы (история, география, литература, изобразительное искусство)?
  3. Рассматриваемые объекты (история одомашнивания, значение, интересные особенности биологии):
    • собака;
    • кошка;
    • лошадь, осел, мул, лошак;
    • верблюды, индийский слон;
    • мелкий рогатый скот;
    • крупный рогатый скот;
    • свинья;
    • домашняя птица;
    • декоративные домашние животные (грызуны, птицы и т. п.).

4. Перспективы одомашнивания новых видов диких животных.

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,3,6,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 13

Тема: «Весенние зоологические экскурсии».

Цель: Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием весенних зоологических экскурсий.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Привести примеры таких видов животных, которые могут быть названы специфичными «весенними формами» (например, насекомые, которые в иное время года встречаются только в скрытых местах);
  2. Указать особенности весенних форм, как пример взаимосвязи с весенними растениями (пища, сходство в окраске и т. п.).
  3. Обнаружение представителей некоторых видов животных как указание на то, в каком состоянии (форме, стадии развития) они проводили зимнее время;
  4. Указать на связь между временем появления животных и температурой.

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 14

Тема: « Летние зоологические экскурсии и планирование детской исследовательской работы (летний лагерь)».

Цель: Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием летних зоологических экскурсий, полевых и лабораторных исследований.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Общие принципы планирования исследовательской работы:
  • постановка задач;
  • планы мероприятий;
  • методика (наблюдение/эксперимент; опыт/контроль);
  • обработка результатов, формулировка выводов;
  • проведение детских конференций по результатам исследовательской работы.
  1. Предложите краткий план исследовательской работы для детей по следующим объектам:
  • наблюдения за гнездом птиц;
  • изучение суточной активности земноводных;
  • наблюдение за жизнью муравейника;
  • наблюдение за пресноводными животными (насекомые, паукообразные, пиявки, ракообразные и т. п.) в аквариуме.

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 15

Тема: «Осенние зоологические экскурсии».

Цель: Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием осенних зоологических экскурсий.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Привести примеры таких видов животных, которые остаются деятельными, несмотря на понижение температуры.
  2. Привести примеры форм и возможных мест обнаружения стадий покоя, в которые впадают животные, готовясь к зимовке (зимние яйца насекомых, куколки, статобласты).
  3. Привести примеры специально осенних животных форм.
  4. Указать виды, которые могут попадаться до времени самой глубокой осени.

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 16

Тема: «Зимние зоологические экскурсии».

Цель: Ознакомление студентов с правильной методикой организации и содержанием осенних зоологических экскурсий.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Показать в каком состоянии и где именно можно обнаружить животных, которых мы в другое время года находим более или менее свободно среди растительного покрова.
  2. Остаются ли на зиму своих местах животные, которые в более теплое время находились внутри растений и других скрытных местах?
  3. Каких животных мы можем наблюдать в активном состоянии на снеговом покрове среди:
  • насекомых;
  • паукообразных;
  • червей;
  • млекопитающих?

4.Какие виды птиц относятся к собственно оседлым формам, а какие в этом отношении испытывают антропогенное влияние?

Рекомендуемая литература: основная - 2,4,7,8; дополнительная – 1,2,8,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

 

Семинар № 17

Тема: «Многообразие насекомых».

Цель: Ознакомление студентов с многообразием насекомых.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Дать общую характеристику класса.
  2. Кратко охарактеризовать следующие отряды класса и указать на их значение в жизни человека:
  • Перепончатокрылые;
  • Жесткокрылые;
  • Чешуекрылые;
  • Двукрылые;
  • Полужесткокрылые;
  • Прямокрылые;
  • Термиты;
  • Стрекозы;
  • Поденки;
  • Вши.
  1. Дать определение следующим понятиям:
  • полный и неполный метаморфоз;
  • мимикрия;
  • имаго.

4. Перечислить известные типы ротовых аппаратов у насекомых.

Рекомендуемая литература: основная - 2,3,4,5,6; дополнительная – 1,2,7,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

Семинар № 18

Тема: «Многообразие млекопитающих».

Цель: Ознакомление студентов с многообразием млекопитающих.

Задания для коллективного обсуждения:

  1. Дать общую характеристику класса.
  2. Кратко охарактеризовать следующие отряды класса и указать на их значение в жизни человека:
    • Первозвери;
    • Насекомоядные;
    • Рукокрылые;
    • Грызуны;
    • Зайцеобразные;
    • Хищные;
    • Ластоногие;
    • Китообразные;
    • Парнокопытные;
    • Непарнокопытные;
    • Хоботные;
    • Приматы.

Рекомендуемая литература: основная - 2,3,4,5,6; дополнительная – 1,2,7,9.

Формы текущего контроля знаний: индивидуальный устный опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выборочная проверка конспектов лекций.

 

Семинар № 19

Контрольная работа. Тесты.

Формы контроля знаний: индивидуальный письменный опрос.

 

Семинар № 20

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...