Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доля ЕС в торговле стран АСЕАН, млрд евро




  Объём торговли стран АСЕАН   Торговля АСЕАН с ЕС Доля ЕС в объёме торговли АСЕАН, %   Основные торговые партнёры АСЕАН
Сингапур 429,8 50,7 11,8 Малайзия, ЕС, Китай
Малайзия 266,0 28,6 10,7 Сингапур, Китай, США, ЕС
Таиланд 233,1 25,6 11,0 Япония, ЕС, Китай
Индонезия 176,9 17,7 10,0 Япония, Сингапур, Китай, ЕС
Филиппины 91,8 9,0 9,8 Китай, Япония, США, ЕС
Вьетнам 90,1 11,4 12,7 Китай, Япония, ЕС
Мьянма 9,1 0,3 3,1 Таиланд, Китай, Сингапур
Бруней 8,2 0,2 2,4 Япония, Индонезия, Сингапур
Камбоджа 8,0 0,8 10,3 США, Таиланд, Вьетнам, Китай, ЕС
Лаос 3,0 0,2 6,4 Таиланд, Китай, Вьетнам, ЕС
Всего АСЕАН 1 366,1 143,6 10,9 Китай, Япония, ЕС

Источник: DG trade, 15 September, 2009.

Структурно экспорт и импорт ЕС в торговле с АСЕАН во многом совпадает. От доминирования экспорта сельскохозяйственной продукции и сырья АСЕАН перешёл к продаже готовых товаров, где значительную долю составляют изделия с высокой добавленной стоимостью. На продукцию нетранспортного машиностроения и химические товары приходится около половины экспорта и импорта. В экспорте ЕС в АСЕАН свыше 60% – машины и оборудование.

В общем объёме экспорта АСЕАН в 2008 году на электрооборудование пришлось 20,1%, из которых около 20% было продано в ЕС, на минеральное топливо 17,1%, на машины и оборудование 13,9%, на автомобили 3%. В объёме импорта АСЕАН электрооборудование в 2008 году составило 20,1%, минеральное топливо 17,7%, машины и оборудование 14,3%, автомобили 3,2%.

Импорт ЕС из АСЕАН в 2008 г.

  Импорт из АСЕАН, млн евро Доля в импорте из АСЕАН, %% Доля АСЕАН в импорте ЕС %%
Импорт ЕС из АСЕАН 79,3   5,1
Машины и оборудование 29,9 37,8 9,2
Химические товары 7,2 9,1 6,4
Текстиль 5,3 6,6 6,6
Изделия из пластика и резины 5,0 6,3 12,6
Минеральное сырьё 3,8 4,8 0,8
Животные жиры 3,6 4,6 45,1
Обувь, зонтики, головные уборы 3,5 4,4 23,2
Продукты питания 2,9 3,7 8,7
Древесина и изделия из дерева 1,5 1,8 12,0

Экспорт ЕС в АСЕАН в 2008 г.

  Экспорт в АСЕАН Доля в экспорте в АСЕАН %% Доля АСЕАН в экспорте ЕС %%
Экспорт в АСЕАН 55,7   4,3
Машины и оборудование 25,2 45,2 6,4
Химические товары 6,3 11,3 3,5
Транспортное оборудование 6,0 10,7 3,2
Металлы 4,0 7,2 4,0
Точное приборостроение 2,4 4,3 4,3
Продукты питания 2,0 3,6 4,6

Источник: DG trade 15 September 2009

Крупнейшими торговыми партнёрами АСЕАН в ЕС являются Германия (22% товарооборота АСЕАН со странами ЕС), Великобритания (17%), на третьем месте находятся Нидерланды (16%), что объясняется тем, что значительная часть товаров идет через Амстердам и фиксируется таможней этой страны. Пятёрку замыкают Франция (11%) и Италия (7%) [10].

В среднем применяемые ЕС торговые пошлины, касающиеся импорта из АСЕАН, более высоки в отношении сельскохозяйственных товаров, нежели промышленных. Торговые пошлины стран АСЕАН в отношении товаров из ЕС составляют 16,2% для сельскохозяйственных товаров, и 3,4% для промышленных. Сельхозпошлины АСЕАН чуть превышают среднемировые (15,1%), а промышленные чуть ниже (3,6%)[11].

Одной из проблем экономических отношений между двумя союзами остаётся постоянный торговый дефицит ЕС в торговле с АСЕАН. В 2008 году он составил 23,6 млрд евро, или почти 14% общего торгового дефицита ЕС. В 2003 году на АСЕАН приходилось свыше 40% дефицита ЕС, в 2008 – лишь 9,7%, однако в абсолютном выражении дефицит ЕС остаётся практически на постоянном уровне, а падение доли АСЕАН в дефиците определяется ростом общего торгового дефицита ЕС, который с 2003 по 2008 год вырос с 66 млрд евро до 243 миллиардов.

Большую роль в экономических отношениях между ЕС и АСЕАН играют прямые инвестиции. В 2008 году сумма накопленных прямых инвестиций странами АСЕАН составила 342,7 млрд долл. Из этой суммы 27,3% пришлось на ЕС, 14,1% на Японию, 13,1% на внутренние инвестиции стран АСЕАН, 10,2% на США.[12] Европейский Союз, к которому относится более четверти прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН, занимает прочное первое место среди кредиторов стран Ассоциации. За тот же период инвестиции стран АСЕАН в Европе достигли 43,6 млрд евро.[13]

Только за 2008 год АСЕАН получил прямых инвестиций на сумму 60,2 млрд долл., из которых 12,4 млрд (20.6%) пришлись на ЕС, 11,1 млрд (18,4%) составили внутрирегиональные инвестиции АСЕАН, 7,6 млрд (12,6%) относились к Японии. Основными получателями прямых иностранных инвестиций в 2008 году были Сингапур – 44,2% от общего объёма, Таиланд (15%), Малайзия (12,6%), Вьетнам (11,8%).

В инвестициях ЕС в АСЕАН свыше 60% приходится на Сингапур, далее следуют Малайзия, Индонезия, Таиланд, на каждую из которых падает около 10% от общего объёма ПИИ ЕС в страны АСЕАН.

Политические отношения

Современные политические отношения между ЕС и АСЕАН можно характеризовать как бесконфликтные. Серьёзных проблем у живущих в Европе выходцев из Юго-Восточной Азии нет, а по сравнению с иммигрантами из Африки, Латинской Америки, Китая и Южной Азии, их число в Европе относительно невелико. Несмотря на сохранение ряда территориальных претензий друг к другу, страны АСЕАН смогли создать обстановку добрососедства и доверия внутри союза, что в немалой степени способствовало их экономическому развитию. Раздражающей проблемой как для АСЕАН, так и для отношений между ЕС и АСЕАН, остаётся вопрос о соблюдении прав человека в Мьянме.

Вопрос о правах человека был включен в Соглашения о сотрудничестве, которые ЕС подписал с Вьетнамом, Камбоджой и Лаосом. Аналогичное соглашение с Мьянмой подписано не было, поскольку Брюссель обвиняет руковод-ство этой страны в несоблюдении прав человека, что неоднократно являлось темой заявлений ЕС. Вопрос о содержании под домашним арестом лидера Национальной лиги за демократию Аунг Сан Су Чжи и признание результатов всеобщих выборов 1990 года является наиболее болезненными проблемами в отношениях между АСЕАН и ЕС. После вступления Мьянмы в АСЕАН страны Юго-Восточной Азии проводят политику постепенного давления на военные власти Мьянмы, ЕС придерживается политики политического и экономического бойкота режима. Последним заявлением ЕС по проблеме нарушения прав человека в Мьянме была резолюция от 13 августа 2009 года, принятая Советом Европы, которая объявляла о новых репрессивных мерах в отношении правительства Мьянмы, включающих в себя новый список лиц, которым запрещён въезд в ЕС, и замораживание счетов предприятий, принадлежащих военному режиму.[14]

Одним из направлений сотрудничества между ЕС и АСЕАН является совместная борьба с терроризмом. Террористические атаки на Бали и на Филиппинах осенью 2003 года ещё раз подчеркнули глобальный характер этой угрозы. На 14-й встрече министров иностранных дел АСЕАН и ЕС в 2003 году была принята совместная декларация о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. В соответствии с принятыми решениями, ЕС оказывает помощь Филиппинам в создании антитеррористических сил быстрого реагирования, в сфере усиления пограничного контроля и в борьбе с отмыванием денег. В Индонезии ЕС реализует программу по укреплению юридической системы и созданию системы предотвращения террористических актов, принимает участие в создании антитеррористического центра в Малайзии. В целом ЕС оказывает значительную помощь АСЕАН в решении проблем безопасности и, в частности, в вопросах укрепления режима пограничного контроля.

С 2002 года был учреждён совместный подкомитет по борьбе с наркотиками, приняты решения о мерах по сокращению распространения наркотиков, лечения наркоманов и распространению прекурсоров.

Большую роль в развитии отношений между союзами сыграли программы помощи АСЕАН, которые ЕС реализовывал с момента установления связей между ними. Начиная с 2007 года помощь странам Азии ЕС осуществляет через индикативную программу помощи 2007–2010 годов, ассигнования на которую составили 400 млн евро. На период с 2011 по 2013 год планируется выделить 375 млн евро[15]. В рамках программы помощь осуществляется по таким направлениям, как экономическая интеграция (20% ассигнований), сфера получения технологий для решения проблем охраны окружающей среды и производства экологически безопасных товаров(52%), помощь перемещённым лицам (28%)[16]. Больше половины этой помощи предназначается для стран АСЕАН. Помощь региону Юго-Восточной Азии в этот период концентрируется, прежде всего, на укреплении связей между АСЕАН и ЕС, на стандартизации статистики, и на сфере безопасности, включая безопасность границ. Значительную помощь ЕС оказывает странам АСЕАН и в сфере здравоохранения и образования. Действуют программы, осуществляемые в рамках ASEF, программа по созданию Единой информационной сети (TEIN), программы сотрудничества в рамках АСЕМ. Кроме того, ЕС реализует программы помощи по странам Индокитая. Сотрудничество между ЕС и АСЕАН постепенно переходит к общему финансированию проектов. Стороны приступили к реализации пяти проектов стоимостью в 55,5 млн евро в таких сферах, как охрана окружающей среды, энергетика, охрана интеллектуальной собственности и образование.

 

* * *

 

Как заявил в июле 2009 года на постминистерской встрече АСЕАН Верховный комиссар по внешней политике Ксавьер Солана: “Мы прошли долгий и конструктивный путь в прошедшие десятилетия, однако впереди мы видим гигантские возможности для улучшения наших отношений. АСЕАН и ЕС лидируют в понимании того, что только тесное сотрудничество является единственной дорогой в будущее в глобализирующемся мире”[17]. Действительно, ЕС и АСЕАН, объединяя различные по своей культуре, языку и национальным традициям государства, имеют много общего, как в своей структуре, так и в подходе к решению внешних и внутренних задач. Оба союза построены на основе единства национальных государств, на уважении к национальным культурам, оба союза не представляют угрозы своим соседям и открыты для диалога, оба союза исходят из того, что экономическая и политическая интеграция является основой для развития демократии и обеспечения безопасности. Всё это определяет быстрое развитие как гуманитарных связей между континентами, так и весомые результаты их экономического сотрудничества. Отношения между двумя союзами является уникальным примером возможности плодотворного взаимодействия столь разных государств, сотрудничества, от которого выигрывает как Европа и Азия, так и весь мир.

____________________________________________


[1] Встреча в Сингапуре в честь 30-летия АСЕАН.

_______________________________________________________________________

© Носов Михаил Григорьевич – член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Европы РАН.E-mail: [email protected]

Ключевые слова: АСЕАН, ЕС, экономика, политика, региональное сотрудничество.

[2] Подсчитано по статистике ООН и Всемирного банка.

[3] Сегодня, когда любые специи продаются в супермаркетах, трудно представить себе, что содержимое этих вкусно пахнущих пакетиков, было одним из важнейших двигателей великих географических открытий. Арабы, привозившие пряности из стран Юго-Восточной Азии через Индию в Европу, запугивали европейцев легендами о трудностях, связанных с их добычей. По их уверениям корицу, например, добывали в мелких озерах, окруженных крылатыми драконами, охраняющими эти ценности. Все эти мифы бедуины придумывали исключительно для сохранения своей сверх выгодной монополии на торговлю пряностями. Однако европейцы, не очень веря в подобные сказки, поставили перед собой задачу самостоятельно отыскать эти богатства. Португальские и испанские галеоны всё чаще отправлялись в неведомые страны в поисках таких драгоценностей, как перец, корица, кардамон.

[4] К таким товарам японцы отнесли кассетные магнитофоны, видеомагнитофоны системы VHS, плёночные фотоаппараты.

[5] В июле 2000 г. аналогичные соглашения были подписаны ЕС с Лаосом и Кампучией.

[6] New Straits Times, June 12, 2009.

[7] A new partnership with South-East Asia. Communication from the Commission, COM (2003) 399 final, Brussel, 2004.

[8] DG Trade 22 October 2009.

[9] Ibid.

[10] Подсчитано по EU-ASEAN Summit: STAT/07/158 Date: 20/11/2007.

[11] Boumellassa H., Decreux Y., “Economic impact of a potential free trade agreement (FTA) between the EU and ASEAN”, CEPII-CIREM, Brussels, 2006, P. 22.

[12] ASEAN Secretariat – ASEAN FDI Database as of 15 July 2009.

[13] DG Trade 22 October 2009.

[14] The Council adopts additional restrictive measures against Myanmar. Brussels/ 13 August 2009 12660/09 Presse 249/

[15] Multi-annual indicative program for Asia 2007–210.

[16] Ibid.

[17] Summary of remarks of Javier Solana, EU High Representative for CFSP at the opening session of the ASEAN Post-Ministerial Conference with the EU, Phuket, 22 July 2009, S104/09.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...