Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций теории ведущих тенденций




Содержание

Введение

Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций теории ведущих тенденций

Интеллектуальные тесты АЙЗЕНКА-ГОРБОВА

Компьютерная версия интеллектуальных тестов Айзенка-Горбова

Приложение 1. Словесный тест

Приложение 2. Числовой тест

Приложение 3. Наглядно-образный тест

Приложение 4. Графики

Приложение 5. Ответы к тестам

Введение

Дифференцированный подход к индивидуальности человека становится все более необходимым в сфере управления персоналом, в подборе кадров, в профориентации, а также в клинике пограничных состояний. Инструментом выявления индивидуально-личностных свойств выступает психодиагностика. С помощью психодиагностических методик, использующих формализованные показатели измерения, с наибольшей достоверностью можно не только выявить личностные особенности индивида, но и показать степень их выраженности, уровень социально-психологической адаптации человека, его стиль общения, деловые качества, мотивацию, преобладающий тип мыслительной деятельности.

В этой связи автором руководства разработаны оригинальные тесты - Индивидуально-типологический опросник (ИТО), Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), Метод сравнения парных таблиц (МСПТ), Рисованный апперцептивный тест (РАТ), короткий тест для субъективной оценки больными своего состояния (Мини-СМИЛ), также адаптированы к отечественным условиям лучшие зарубежные методы исследования личности: Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) - MMPI, Метод цветовых выборов (МЦВ) - модификация цветового теста Люшера, Метод портретных выборов (МПВ) - модификация теста Сонди и другие тесты, направленные на выявление личностных особенностей, задатков и склонностей индивида.

Перечисленный набор методик был бы неполным без метода, позволяющего оценить интеллектуальный уровень обследуемого лица. В связи с этим возникла необходимость включения в комплекс психологических тестов методики, направленной на изучение интеллектуальных способностей. Среди многих интеллектуальных тестов наиболее соответствующим задачам психологического тестирования оказался набор тестов Г.-Ю. Айзенка в адаптации Ф.Г. Горбова. Так был сформирован комплекс тестов, в котором подобраны наиболее надежные и достоверные методики. Они в совокупности представляют собой батарею тестов, в том числе в виде компьютерных программ.

Применение тестов в разных сочетаниях, а тем более - использование всей батареи тестов оптимальным образом приближает к всестороннему портрету личности обследуемого, идет ли речь о сфере управленческих проблем, образовании или изучении личностных особенностей в клинических условиях. Надежность и достоверность получаемых при этом результатов проверена и подтверждена многолетним (с семидесятых годов прошлого столетия) опытом применения этой батареи тестов не только автором, но и специалистами большого числа организаций, крупных предприятий, частных фирм, компаний, министерств и ведомств как в России, так и в странах ближнего зарубежья.

Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций теории ведущих тенденций

Тип мышления издавна связывается психологами с индивидуально-типологическими особенностями человека. К.Г. Юнг определял психологические типы таким образом, что общительность или необщительность человека оказались определенным образом связаны с рациональным (практическим) или абстрактным (аналитическим) стилем познавательных процессов. Типология Э. Кречмера разделяет людей на шизотимов и циклотимов, которые отличаются не только телосложением и эмоционально-динамическими характеристиками, но и особенностями мышления.

И.П. Павловым в зависимости от типа высшей нервной деятельности выделены первосиг-нальный (рефлекторный, непосредственный, чувственный) и второсигнальный (корковый, формально-логический) варианты восприятия явлений внешней среды. Б.М. Тепловым и его учениками с помощью оригинальных психофизиологических исследований изучалась природная обусловленность индивидуальных психологических факторов. Н.С. Лейтесом описаны особенности поведения и психического склада учащихся «с художественным и мыслительным складом ума». В работах В.Д. Небылицына, Э.А. Голубевой, П.В. Симонова, В.М. Русалова, И.И. Даниловой, М.К. Кабардова и многих других психофизиологов эти исследования получили дальнейшее развитие. В частности, выявлена связь стиля мышления с межполушарной асимметрией, например, физиологический фактор реактивности оказался связанным, с одной стороны, с высокой или низкой коммуникативностью, а с другой - с вербальным или невербальным интеллектом.

Кроме того, существует ряд более детально разработанных типов мышления, однако без опоры на эмоционально-личностный паттерн. Так, Р. Мейли с помощью аналитического интеллектуального теста выявляет типы: 1) формально-логический, 2) конкретно-образный, 3) аналитический, рецептивный, 4) творческий, 5) сензитивно-дифференцированный - и в дополнение к ним такое свойство мышления, как направленность.

С помощью специальных тестов Г. Россолимо, а затем Д. Векслера в количественных показателях выявлялись структурные соотношения разных сторон интеллекта при психических заболеваниях, с тем чтобы определить, как повлияла болезнь на мышление больного, какие функции пострадали в первую очередь, какие остались сохранными, а также каков уровень снижения интеллекта. Как правило, повышенный интерес вызывает представление о соотношении между вербальным и невербальным интеллектом. Клиническая модель, более ярко по сравнению с нормой выявляющая некоторые аспекты личности, свидетельствует о том, что склонность к абстрактному мышлению чаще сочетается с интровертными тенденциями, художественный стиль мышления больше свойствен эмоционально неустойчивым, демонстративным личностям, эпилептоиды отличаются конкретным мышлением и т.д. Б.И. Белый экспериментально доказал связь аналитического и холистического (то есть абстрактно-логического и целостного, образного) типов мышления, выявляемых показателями Роршах-теста, с особенностями биоэлектрической активности, в частности со стабильностью определенных диапазонов альфа-ритма. Б.И. Беспалько в своей многолетней работе, направленной на изучение генетической предиспозиции личностных свойств, связывает некоторые когнитивные показатели Роршах-теста с базовыми свойствами личности.

Таким образом, имеются предпосылки для типизации индивидуального стиля интеллектуальной деятельности в неразрывной связи с эмоционально-личностными особенностями.

Проведенное автором данного практического руководства исследование осуществлялось в контексте парадигмы целостного понимания личности как единства биологических и социальных факторов, с учетом идей Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, считавших, что интерио-ризация социального опыта и информации об окружающем человека мире опосредуется индивидуально очерченным стилем восприятия. Согласно разработанной на этой основе теории ведущих тенденций структура личности рассматривается как замкнутая саморегулирующаяся система, в той или иной степени поддающаяся средовым влияниям, в которой врожденные качества представляют собой тенденции, пронизывающие структуру личности, начинаясь как генетическая предиспозиция, определяющая темперамент, продолжаясь в характерологических чертах и проявляясь в избирательности и направленности социальной активности индивида.

Ведущая тенденция - понятие более емкое и динамичное, чем черта, свойство, состояние: оно все объединяет и определяет направление развития личности в разные периоды жизни, оказывая основное влияние на все ее подструктуры: эмоции, мотивацию, стиль общения и тип мышления, то есть индивидуально обусловленный когнитивный стиль (рис. 1).

Результаты, полученные в контексте всестороннего исследования личности с применением батареи личностных методик и - параллельно - интеллектуальных тестов, позволили сделать следующие выводы: стиль мышления находится в тесной связи с другими структурными компонентами личности, в частности с эмоционально-динамическими показателями и типом реагирования. Разные типы восприятия, переработки и воспроизведения информации находятся в зависимых отношениях с индивидуально-личностными тенденциями, на которых основана личностная типология.

Так, экстравертно-лабильный вариант личности не только связан с подвижностью нервных процессов, неустойчивостью мотивационной направленности и легким вживанием в разные социальные роли, но и характеризуется заметными колебаниями активного внимания, художественным (чувственным, целостным) стилем восприятия, эмоциональной переработкой и ярким, артистичным воспроизведением информации. Этим определяются профессиональный тропизм к журналистской, артистической, педагогической деятельности; стремление к участию в общественных мероприятиях, самодеятельности, к работе в сфере обслуживания, к непосредственному контакту с широким кругом разных людей. Для индивидуальных особенностей этого типа личности характерна потребность в эмоциональной вовлеченности и причастности к групповым интересам.

Интровертно-сензитивный тип личности обнаружил значимую связь с преобладанием вербального интеллекта, акцентированного на содержательной, смысловой стороне информации; в знаковой системе слово имеет особую значимость и глубокую эмоциональную окраску с выраженным личностным смыслом, с тенденцией к обобщению и анализу информации. Отсюда тропизм к кабинетному или созерцательно-аналитическому стилю деятельности, который в зависимости от высоты интеллекта и обстоятельств может реализоваться в канцелярской, исполнительской или творческой, теоретической, научной, искусствоведческой, иной гуманитарной деятельности, проявляться тягой к философским обобщениям. Выраженная интровертированность этих личностей и ограниченный круг контактов определяют сферу интересов: коллекционирование предметов, в том числе представляющих духовные ценности; богоискательство или другие пути поиска смысла жизни. Эти особенности чаще относитель-нобольше переплетаются с чертами пассивности, склонностью к грусти, сопровождаются выраженной аффилиативной потребностью, тенденцией к избеганию конфликта и стремлением к конгруэнтности.

Рисунок 1. Соотношения разных когнитивных стилей с индивидуально-типологическими особенностями

У личностей с выраженными чертами ригидности преобладающим оказался формально-логический стиль мышления с опорой на жесткие схемы, цифровую знаковую систему и математическую логику. Целое выстраивается из деталей, «по кирпичику», синтетически. Для лиц данного типа характерны рациональный склад ума и опора скорее на практический опыт, нежели на общие умозаключения, а также изобретательность. Субъективная убежденность в сочетании с выраженным чувством соперничества, упорством в утверждении своих позиций завершает портрет личности, отстаивающей свое мнение, свою «правду» с достаточной непоколебимостью. Нишей для таких установок может быть и работа, связанная с инженерной, физико-технической или экономической направленностью, и спорт, и военная служба, и общественная активность с выраженным стремлением к достижению высокого социально-экономического статуса.

Спонтанно-экстравертные личности (активные, неконформные, с максимально выраженной по сравнению с другими типами личности склонностью к независимой самоактуализации) обладают интуитивным, предвосхищающим, то есть опережающим опыт, стилем мышления. Если личность отличается импульсивностью и при этом уровень интеллекта невысокий, то высказывания и поступки человека характеризуются поспешностью и опрометчивостью, поскольку здесь отмечается недостаточная опора на накопленный опыт. При высоком и очень высоком интеллекте, когда структура личности хорошо интегрирована, такой стиль мышления, опирающийся на неконформность установок, творческую активность, самобытность индивида, представляет оптимальные условия для оригинальных и смелых поисков и решений. При этом минимум информации может быть вполне достаточным для воспроизведения целостного образа, который в свою очередь может превзойти имеющийся опыт, разрушить общепринятые каноны, традиционные воззрения и вывести разум и познания человечества на новые рубежи и к иным горизонтам. Данный тип личности в зависимости от уровня развития интеллекта может реализоваться как в спорте, автовождении, цирковом искусстве, так и в профессиональной или общественной деятельности, где необходимы высокая поисковая активность, физическая выносливость, самостоятельность в принятии решений, стрессоустойчивость. В основе этого стиля мышления лежит тенденция к независимой позиции и избеганию командного давления извне с выраженным стремлением к свободной творческой самореализации.

Приведенная типология индивидуально-личностных свойств, базирующаяся на разработанной автором руководства теории ведущих тенденций, созвучна другим типологиям психологов и психофизиологов, изучающих сложную зависимость интеллектуальных способностей от других составляющих индивидуально-личностной структуры и физиологических свойств нервной системы. По данным В.Н. Плотникова и ряда других авторов, процессы активации коры головного мозга при информационной нагрузке регистрируются у интровертированных, сензитивно-пассивных личностей с заниженной внешней реактивностью, но повышенной интрапсихической активностью и наоборот - интрапсихическая инактивированность наблюдается у экстравертированных, активно-экзальтированных личностей с повышенной внешней реактивностью. Это подтверждают и работы Э.А. Голубевой. По ее данным, физиологическая реактивность входит в синдром типологического свойства «сила - слабость», а свойства силы и слабости нервной системы, в свою очередь, связаны с динамическими характеристиками общительности как черты темперамента. При этом у одного типа лиц (они обозначены как «художники») отмечены преобладание коммуникативной активности, хорошие результаты при решении невербальных тестов, действенный стиль поведения, повышенная речевая продуктивность при невысоком ее качестве в сочетании с лабильностью второй сигнальной системы и доминированием первой сигнальной системы на фоне общей лабильноcти. Другой тип («мыслители») отличается преобладанием направленности внимания на знаковую (вербальную) систему, низкой коммуникативной активностью, словесно-логическим стилем деятельности, более высоким качеством выполнения лингвистических задач в сочетании с инертностью первой и превалированием второй сигнальной системы.

Таким образом, приведенная модель соотношения типов индивидуально-личностных свойств с определенными типами интеллекта находит теоретическое и практическое подтверждение и в работах Э.А. Голубевой.

Психодиагностическое и экспериментально-психологическое исследование репрезентативной группы старшеклассников нескольких московских школ (более 400 человек) подтвердило правомерность нашего концептуального подхода. Были выделены группы с гуманитарной и физико-математической направленностью интересов и способностей, художественно ориентированные подростки, юноши и девушки, отличающиеся высокой поисковой активностью и неконформным подходом к решению проблем, среди них встречались и те, у кого доминировали предпосылки к двигательной активности, общению при недостаточной усидчивости и слабых способностях к дальнейшему продолжению образовательного курса. Психологические портреты обследованных во многом совпали с их представлением о себе, мнением о них учительского состава школы, значительно расширили и углубили многогранный портрет каждого ученика, а главное - способствовали их лучшему самопониманию и своевременному профессиональному самоопределению. Кроме того, эти данные позволили сформировать научно-методологическую базу для индивидуализированного подхода к учащимся в процессе обучения и профориентации

Определив модель психодиагностического подхода в оценке свойств интеллекта, мы должны оговориться: выраженная межполушарная асимметрия, органическое поражение ЦНС, психические отклонения, явная акцентуация личности или пограничные состояния (невроз, психопатия) резко сужают регистр разнообразия психических функций, которые в норме обычно достаточно поливариантны и в то же время сбалансированы.

Нормальные (гармоничные) личности обладают большей уравновешенностью различных тенденций (как эмоционально-динамических, так и интеллектуальных, мотивационных и поведенческих); даже в сложных ситуациях, приближающихся к стрессовым, личностные резервы (адаптационные ресурсы) способствуют уменьшению эмоциональной напряженности, снижению дисбаланса, компенсируют элементы психической дезорганизации, в том числе касающиеся познавательной деятельности. В связи с этим регистр типов реагирования и всего арсенала психических функций, а с ним и интеллектуальных способностей улиц гармоничных, сбалансированных достаточно велик и разнообразен. Поэтому отнести их к тому или иному типологическому варианту гораздо труднее, чем тех, у кого какие-либо черты ярко акцентированы, так как в разных жизненных ситуациях формы поведения гармоничных личностей и типы познавательных функций гибко меняются -личностные ресурсы широко используются во всем их многообразии и взаимозаменяемости. Именно эта особенность лежит в основе отличия и всех других сторон психической деятельности нормальной легко адаптирующейся личности от более ригидных, акцентированных или дезадаптивных вариантов индивидуально-типологического паттерна с односторонней заостренностью той или иной ведущей тенденции.

Зачастую в психодиагностическом исследовании у гармоничных личностей выявляется тот стиль когнитивной деятельности, который не только уходит корнями в его типологическую предиспозицию, но и представляет собой наиболее тренированную сферу способностей. При этом не исключена возможность столь же успешного развития и других потенциально заложенных, но не раскрытых и нетренированных способностей человека. Следовательно, обнаружив у ребенка или подростка тот или иной стилевой акцент, опытный педагог должен не только «эксплуатировать» выявленные способности ученика, но и стараться развивать другие, латентные его возможности, скрытые ресурсы, которые, как правило, выявляются психодиагностическим исследованием.

Опыт работы с различными интеллектуальными тестами показал, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но в зависимости от решаемых психологом задач, соблюдение границ и рамок применения обеспечивает оптимальную эффективность каждого метода.

Среди наиболее известных и пользующихся популярностью тестов - шкалы измерения интеллекта, разработанные Д. Векслером. Это - взрослый (WAIS) и детский (WISС, WISC-R) варианты теста, а также шкала интеллекта для дошкольников (WPPSI) и др.

Методика представляет собой ряд субтестов, каждый из которых адресуется той или иной стороне или функции интеллекта. Начало такому подходу дали психологические профили российского ученого Г.И. Россолимо. Структурные соотношения между показателями, оценивающими разные стороны интеллектуальной деятельности, имеют дифференциально-диагностическое значение. Стандартизированный характер методики, высокая надежность и валидность, возможность количественного выражения результатов (в том числе и в групповом исследовании) позволяют применять методику Векслера в качестве тонкого и надежного инструмента при изучении интеллектуальных способностей школьников, студентов, работников сложных производственных сфер, использовать данные метода для сравнительного анализа и ранжировки при профотборе и профориентации, в процессе кадрового отбора. Однако сложность самой методики и в предъявлении, и в обработке данных, а также этические аспекты психологического исследования создают определенные ограничения в ее применении.

В отечественной психодиагностике шкала интеллекта Векслера в ее взрослом варианте (диапазон применения - от 16 до 75 лет) адаптирована И.Н. Гильяшевой в основном для нужд медицинской психологии. Однако адаптированный тест успешно применялся при решении задач комплексного изучения интеллекта личности в лонгитюдных массовых исследованиях в контексте сравнительно-возрастного и профессионального изучения контингента нормы. Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых представляет собой батарею из одиннадцати субтестов: шести вербальных (оцениваемых на основании словесных ответов испытуемых) и пяти невербальных (или субтестов действия, оцениваемых по результатам практического исполнения, манипулирования с невербальным материалом).

Каждый из этих субтестов может рассматриваться как количественный одномерный тест, характеризующий разные стороны мышления, памяти и внимания, сенсомоторных и речевых процессов. Все вместе субтесты - многомерный профильный тест, направленный на диагностику интеллекта, общий уровень которого измеряется коэффициентом интеллекта - IQ, а профиль, то есть линия, соединяющая показатели шкал по разным субтестам, показывает количественные соотношения между разными субтестами и выявляет структуру интеллектуальных особенностей, тесно переплетающихся с личностными свойствами индивида.

Процентные соотношения уровней интеллекта
Значения IQ
130 и выше Очень высокий – 2,2%
120 – 129 Высокий – 6,7%
110 – 119 Хорошая норма – 16,1%
90 – 109 Средний – 50,0%
80 – 89 Низкая норма – 16,1%
70 – 79 Пограничная норма – 6,7%
69 и ниже Умственный дефект – 2,2%

Таблица 1. Классификация уровней интеллекта по результатам обследования тестом векслера населения России

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...